«Писать в защиту веры, Церкви и народности»

Евгения Поселянина знала и любила вся дореволюционная Россия. Его книги печатались огромными тиражами, а написанные им статьи публиковали и церковные, и светские издания. И в современной России очень любят проникнутые духом церковной старины и в то же время удивительно актуальные книги Евгения Поселянина. Но о нем самом известно крайне мало. Каким человеком он был? О чем он думал, что его волновало? Как он, представитель высшего сословия русского общества конца XIX века, смог на всю жизнь сохранить верность Церкви, никогда не уклоняясь в нигилизм и столь распространенное среди интеллигенции того времени безверие?

Своими книгами и статьями Евгений Поселянин всю жизнь проповедовал Христа, воспевал Его дивных святых и великую историю Русской Церкви. 13 февраля, в день его расстрела, мы вспоминаем этого удивительного писателя.

Евгений Николаевич Поселянин (настоящая фамилия – Погожев) родился 21 апреля 1870 года в Москве. Его отец Николай Александрович Погожев был известным терапевтом, заслужившим своими трудами на медицинском поприще личное дворянство. Мать писателя Лидия Николаевна происходила из знатной дворянской семьи. Ее прадед генерал-лейтенант Александр Иванович Михайловский-Данилевский был сенатором, академиком и видным военным историком, а ее братья были женаты на придворных особах и занимали высокие посты в Петербурге.

О детстве Евгений Поселянин пишет в очерке «Святочные дни (из детских воспоминаний)». Воспитанием будущего писателя занимались русский учитель, «француженка» и старая няня Марья Андреевна. Уже в другом произведении Евгений Поселянин описывает свои «первые теплые и чистые впечатления веры»: «В детской пред старой иконой тихо, бесстрастным умиряющим огнем теплится лампадка; старая няня пред иконою творит поклон за поклоном; с ближней колокольни доносится тихий мерный благовест».

Семья писателя была верующей и благочестивой. «Однажды под Крещение, в чрезвычайно холодную зиму, отец пришел к нам в комнату и велел подать себе горящую у нас в детской перед образами лампадку. Потом пришли к нам за медными старинными подсвечниками, один из которых у меня есть доселе и который имеет вид церковного шандала. Я вообразил себе, что там, на половине отца, происходит что-то совершенно необычное, именно что он или думает умирать, или уходит в монастырь и желает проститься с детьми в торжественной церковной обстановке. Между прочим все объяснилось. Он просто, не желая подвергнуть нас риску выходить на улицу и простужаться при переходе на жгучий мороз из страшно жаркой церкви, заказал всенощную на дому и потому все к этой всенощной готовил». При чтении этих строк вспоминается «Лето Господне» и отец главного героя, зажигающий перед образами лампады в ожидании праздника…

К слову, Евгений Поселянин и Иван Шмелев были почти ровесниками (первый был старше на три года), и оба впитали в себя дух церковной Москвы конца XIX века. Только семья Евгения Поселянина принадлежала к высшим кругам московского общества, в котором даже дети с малых лет участвовали в светских торжествах. А душа будущего писателя, с детства отличавшегося особым религиозным чувством, рвалась к иному… «Когда я себя еще очень мало помню, Рождество представлялось мне каким-то особенным временем наплыва сладких вещей. Потом я стал помнить торжественную всенощную, громкое пение, тяжелые паникадила в огнях, тяжелые золотые ризы, клубы ладана, расстилающегося в храме, и над всем этим мысль о Младенце, Который только что родился и Который есть Бог. Я чувствовал под этими напевами, под этой захватывающей церковной обстановкой какую-то приходящую с неба тайну, и тайна эта звала и обещала… Потом наступало веселие и светская сторона праздника… Я помню, как ни весело бывало на всех таких сборищах, после них я чувствовал какую-то тоску. В праздники я ожидал чего-то особенного, захватывающего, а все было бледно и недостаточно. Я думаю, что много людей, способных к религиозным переживаниям, испытывают то же, пока не сумеют уйти всецело в мир веры».

Евгений Поселянин и Иван Шмелев впитали в себя дух церковной Москвы конца XIX века

Вспоминая эти светские праздники из детства, Евгений Поселянин замечал: «Думаю теперь, что детям лучше, чем их возить на праздники или в театры, надо больше, больше говорить о Христе, показывать картинки, изображающие Христа беспомощным младенцем. Надо раньше думать об утолении той жажды, жажды палящей, жажды, иссушающей душу, которая ждет некоторых детей с первых сознательных годов и утолит которую ребенок только тогда, когда Христос возьмет его на Свои руки, как взял некогда младенцев, принесенных к Нему». Поселян подчеркивал, что с самого раннего возраста детей необходимо приобщать к духовному чтению («Все, что облагораживает, умягчает человека – все то должно быть призвано в деле борьбы за детскую душу»), особенно к житиям святых, и главное – к житиям святых детей. «Очень важно приучить детей к мысли, что и в их возрасте многие дети угодили Богу и были причислены Церковью к лику святых. Важно также, чтобы дети узнавали, как прошло детство тех людей, которые в зрелом возрасте стали великими праведниками. Ведь детство их было приготовлением к их последующей высокой жизни… Жития святых детей и повесть о детских годах святых покажут детям, как в их возрасте можно стать угодником Божиим». Писатель отмечал, что существует подобная книга о детстве русских святых и надеялся, что однажды будет создана книга и о житиях святых общецерковных. Плодом этих мыслей и надежд стала его собственная книга «Святая юность: рассказы о святых детях и о детстве и отрочестве святых», которой зачитывались дети в дореволюционной России и которая сегодня может принести огромную пользу нашим детям.

Вновь сравнивая детство Евгения Поселянина и Ивана Шмелева, увидим еще одно сходство – в домах обоих писателей в дни великих праздников принимали и угощали бедных. Только у Шмелевых кормили многочисленных нищих, а отец Евгения Поселянина помогал одной семье, но зато так, что этой помощи хватало на полгода. «В одной семье, – прикровенно пишет Евгений Поселянин о своей семье, – к ее главе два раза в год, на Рождество и на Пасху, приходил старый-престарый старичок и приносил для детей: на Святки – белых, обтянутых мехом зайчиков, а на Пасху – сахарные, полые внутри, яйца, с украшениями из золотой бумаги. Глава семьи принимал его наедине в своем кабинете, беседовал с ним не менее четверти часа, хотя вообще был человек очень занятой. Старичок уходил от него радостный, – хозяин давал ему помощь, достаточную на целые полгода. Тогда он отправлялся к детям. Они удивлялись его старости и бывали ему очень рады. Доподлинно никто не знал, как и почему встретились старичок и их отец, и ни тот, ни другой об этом определенно не говорили, и оба отвечали уклончиво, когда их о том спрашивали. Но, по некоторым догадкам, отец их знал старичка, когда сам был еще учащимся, очень небогатым человеком, и тогда начал помогать ему, урезывая себя. Но, как бы то ни было, и дети со своей стороны совали ему серебряные монетки и разные сладости – конфеты, чернослив, орехи, которыми в эти дни были богаты, – все это для его внуков, о которых он рассказывал. Так начинался день великого праздника. И на всю жизнь, в память праведного отца своего и в память счастливого своего детства, они, выросши, сохраняли теплую жалость к старикам и к детям и помогали им, чем могли».

В своих публицистических произведениях Евгений Поселянин постоянно призывал проявлять любовь и милосердие к нищим, голодным и убогим. Он писал, что истинный христианин не может быть счастлив, живя только для себя, ублажая свое тело и удовлетворяя свои малейшие прихоти, потому что вокруг находятся люди, у которых нет даже самого необходимого. К милосердию и благотворительности он призывал и детей, вспоминая свое собственное детство: «Пусть с ранних лет научатся дети уделять часть своих скудных денег на бедных».

Получив благочестивое домашнее воспитание, писатель с золотой медалью окончил 1-ю Московскую гимназию и поступил на юридический факультет Московского университета. Будучи студентом, на каникулах он побывал в Оптиной пустыни. Неизгладимое впечатление на него произвели монашеская жизнь и преподобный Амвросий Оптинский, духовным чадом которого он стал. Позже Евгений Поселянин с сердечной теплотой писал о своем духовном отце: «Какое чудо души переживалось, когда вы станете пред этим человеком, сразу согретый, просветленный шедшими от него лучами благодати», «одно созерцание такой души доставляет радость, озаряет, помогает жить, верить, надеяться». 18-летний Евгений Поселянин хотел стать послушником, но старец Амвросий благословил его продолжить учебу в университете. После окончания обучения Евгений Поселянин снова приехал в Оптину и получил от преподобного Амвросия благословение «писать в защиту веры, Церкви и народности». Исполнению этого завета старца Евгений Поселянин посвятил всю свою жизнь. В 1907 году он написал книгу о своем горячо любимом духовном отце «Старец Амвросий. Праведник нашего времени», читая которую мы можем пережить ощущение личной встречи с этим великим святым.

«Одно созерцание такой души доставляет радость, помогает жить, верить, надеяться»

Еще учась в университете, Евгений Поселянин начал пробовать свои силы на литературном поприще, а в 1892 году, по окончании университета, выпустил первые книги «Ясные дни» и «Повесть о том, как чудом Божиим строилась Русская земля», которые преподнес императору Александру III. Эти произведения высоко оценил великий князь Константин Константинович, в литературе известный под псевдонимом «К. Р.», с которым у Евгения Поселянина впоследствии сложились теплые отношения.

В 1893 году писатель переехал в Царское Село (позже в Петербург) и поступил в канцелярию 2-го (крестьянского) департамента Сената. Через пять лет перешел в Комитет по делам печати, числясь по министерству юстиции. В 1903–1904 годах работал в Канцелярии Российской Императорской Академии наук. За усердную службу он получил ордена св. Станислава и св. Анны III степени, а также чин статского советника. И все это время он также трудился над своими статьями и книгами. К этому времени относится публикация книг «Иоасаф царевич», «Святыни земли русской», «Сказание о святых вождях земли Русской», «Божья рать. Рассказы из жизни святых», «Очерки из истории русской церковной и духовной жизни в XVIII веке», «Святыни Петербурга» и множества статей в церковных и светских газетах. В то время, пожалуй, не было издания, где не печатались бы его произведения, – так широко популярен был Евгений Поселянин.

Собирая материалы для своих книг, писатель много ездил по святым местам и расспрашивал о местных преданиях и праведниках. В 1913 году он побывал на Святой Земле. Это позволило ему так живо, красочно и достоверно написать о земной жизни Господа и Пресвятой Богородицы, что возникает ощущение, будто эти события происходили на его глазах. Едва ли не одним из первых Евгений Поселянин начал писать о святых не только с внешней стороны их жизни и подвига. Он старался передать читателям также их внутренние переживания, мысли и чувства, при этом очень выразительно описывая и окружающую их действительность, и даже их внешний вид. Евгений Поселянин писал о святых не только в историческом контексте – он был уверен, что мы можем и должны подражать святым и в нашей жизни.

В своих публицистических произведениях Евгений Поселянин рисует картину духовного состояния общества начала XX века. Картина эта весьма печальна. Он с болью пишет о том, что христианство большинства верующих номинально. «Когда говорят о вере и о религии имеют обыкновенно в виду только одну ограниченную часть жизни. Область веры подразумевают тогда, когда говорят о церковных Таинствах, о храмах, иконах, мощах, богослужениях, говении… Но многие не отдают себе отчета в том, что вера должна проникать всю решительно жизнь человека – все его интересы, мысли, поступки, надежды, мечты и расчеты». Он призывает своих читателей задуматься, переосмыслить свою жизнь, понять, действительно ли они живут по-христиански, выражая опасение, что в противном случае «можно с именем Христа на устах быть во всем врагом Христовым».

Он с болью пишет о том, что христианство большинства верующих номинально

Евгений Поселянин был дружен со многими известными представителями русской культуры, в числе которых философы П. Е. Астафьев, К. Н. Леонтьев, В. В. Розанов, писатель и критик Ю. Н. Говоруха-Отрок, педагог С. А. Рачинский, профессора А. И. Введенский и Л. А. Тихомиров, епископ Никон (Рождественский). Он высоко ценил творчество поэта А. Н. Майкова, поэта и писателя А. К. Толстого, художников В. М. Васнецова и М. В. Нестерова. Дружил с внуками поэта Ф. И. Тютчева.

В 1904 году Евгений Поселянин женился на Наталии Яковлевне Грот, дочери известного филолога Якова Грота. К сожалению, брак оказался неудачным и через полгода распался: между супругами возникли серьезные разногласия во взглядах. Не обретя семейного счастья, писатель с полной самоотдачей ушел в работу над статьями и книгами. К периоду с 1904 по 1913 год относится издание его работ «Пустыня. Очерки из жизни древних подвижников», «Преподобный Серафим Саровский чудотворец», «Душа перед Богом», «Русские подвижники XIX века», «Икона Пресвятой Богородицы Владимирская и Собор московских чудотворцев», «Богоматерь». Особенно стоит выделить две последние.

В мае 1912 года Москву впервые должен был посетить цесаревич Алексей. Московское дворянство решило при встрече преподнести ему книгу о святых и святынях древней столицы. Написать текст предложили Евгению Поселянину. Так он создал книгу «Икона Пресвятой Богородицы Владимирская и Собор московских чудотворцев», иногда называемую также «Московский Патерик». Книга была издана в двух вариантах – подносном, большого формата, и обычном, продававшемся за невысокую цену. А книга «Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ее земной жизни и посвященных Ее жизни чудотворных икон» является одним из лучших произведений, посвященных этой дорогой сердцу православного человека теме.

В канун Первой мировой войны Евгений Поселянин служил чиновником особых поручений в Главном управлении землеустройства и земледелия. За усердную службу он был удостоен потомственного дворянства. С началом войны писатель получил назначение в Чрезвычайную следственную комиссию, расследовавшую немецкие военные преступления. С фронта он присылал репортажи о подвигах русских солдат, составившие книгу «Из жизни наших героев-воинов». По его словам, «русский народ поднимался на войну, как на подвиг во имя Христа». Описывал он и жизнь в тылу. Писатель надеялся, что патриотический подъем первого года войны положительно скажется на обществе: «Как во многом изменилась теперь наша жизнь! Как вся она стала разумнее, скромнее». Писал, что даже «дети отказываются от чая со сладким, чтобы скопить денег и отправить их на нужды фронта». Но политические силы, жаждавшие свержения монархии, в своих целях воспользовались первыми же военными неудачами и подвели страну к порогу страшной и кровавой революции.

По его словам, «русский народ поднимался на войну, как на подвиг во имя Христа»

Монархист по убеждениям, Евгений Поселянин со скорбью воспринял революционный переворот. К последним предреволюционным годам относятся его книги «От сердца к сердцу», «На молитве в тишине и в буре», «Русские праведники последних времен», «Под благодатным небом. Один за всех» (о преподобном Сергии Радонежском). После революции литературная деятельность писателя оказалась невостребованной, и он перебивался лишь случайными заработками, в основном частными уроками. В 1924 году его арестовали по обвинению в принадлежности к контрреволюционной организации и выслали в Ангарский край. Отбыв двухлетнюю ссылку, Евгений Поселянин вернулся в Петроград и поселился рядом с Преображенским собором, прихожанином которого он был. В конце декабря 1930 года он в числе других прихожан Преображенского собора был арестован. Накануне писателю приснился сон, будто звонят по телефону, затем ночью приходят и уводят его. Проснувшись утром, он пошел к своему духовнику, исповедался и причастился Святых Таин. В ближайшую ночь этот сон в точности сбылся. 60-летнего писателя обвинили в контрреволюционной деятельности и расстреляли 13 февраля 1931 года.

Через какое-то время духовник писателя, отец Борис, служил в храме и, выйдя на каждение, увидел стоящего на клиросе Евгения Поселянина. Когда священник подошел ближе, писатель распахнул свой пиджак, и отец Борис увидел на его груди рану от пули. «Когда это случилось?» – спросил батюшка. В ответ Евгений Поселянин головой указал на икону Трех Святителей. Вероятно, расстрел происходил в ночь с 12 на 13 февраля.

В 1981 году Евгений Поселянин был реабилитирован и решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей канонизирован в лике мучеников со включением в Собор новомучеников и исповедников Российских. В Русской Православной Церкви писатель не канонизирован, но очень любим. Его творчество, начавшееся по благословению преподобного Амвросия Оптинского и продолжавшееся более четверти века, оставило глубокий след в сердцах людей. Долгое время будучи в забвении, оно предстало во всей своей полноте в 1990-е годы, когда тысячи людей приходили к вере. Часто именно книги Евгения Поселянина становились для них первыми проводниками в мир древних мучеников, святых воинов и отроков, благоверных князей и преподобных, открывали ту старинную церковную Россию, о которой более 70 лет запрещалось даже говорить. Эти книги, написанные живым, образным языком, проникнутые теплым религиозным чувством, и сегодня помогают возрождать память о великом духовном наследии нашей страны и укрепляют в людях любовь к нашей вере и ее традициям.

Галина Бурдина 12 февраля 2022
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить