Покаяние – то, что нам нужнее всего +Аудио

Проповедь в день памяти Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России и Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 годов.

1 (15).jpg

Покаяние – то, что нам нужнее всего. Проповедь иеромонаха Игнатия (Шестакова). (Продолжительность 00:14:57 мин, размер 13,6 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы празднуем память святителя и исповедника, мученика Тихона, Патриарха Московского и всея России, и его современников – Отцов великого Поместного Собора. Сама жизнь этого святого и события, которые ее сопровождали, были переломными в истории нашей страны.

Патриарх Тихон жил на рубеже двух эпох, когда старая Россия умерла и родилась новая страна, которую многие так и продолжали именовать Россией. Но самое страшное, что произошло – это то, что народ наш стал отрекаться от веры. Причем отрекаться он стал не только потому, что боялся какого-то насилия, террора, хотя и это носило массовый и чудовищный характер, но и по своей воле сверху донизу русское общество начало отрекаться от веры своих отцов, от веры в Бога. Стали распространяться и жуткие грехи, но главное – хула на Святого Духа, на Бога, на Церковь и на все самое святое, что всегда являлось стержнем и наполнением жизни русского человека.

Самое страшное, что произошло – это то, что народ наш стал отрекаться от веры

И этот святой, который был сам плоть от плоти русского народа, очень смиренный, простой человек, сын священника, начал свое служение в Церкви, казалось бы в безмятежной обстановке. Ничего не мешало, Церковь была в почете, в заботе, охранялась государством, и закончил он свою жизнь в момент самых лютых гонений, когда уже самое имя Христово было поругаемо, и забываемо, и хулимо. И после его кончины на протяжении 70 лет мы ничего о нем не знали. Кто в Советском Союзе, например, в 1980-м году знал, что когда-то был такой человека – Патриарх Тихон?

2.jpeg

Наверное, только священнослужители, да и из них большинство, не знало даже самых главных фактов его биографии, ведь в то время не было ни журналов, ни газет. Да и не был святитель Тихон иерархом, который был замечен в годы советской власти в качестве какого-то государственного деятеля, какими были последующие Патриархи во время войны и после нее, когда уже возникло какое-то общение с государством. Никто об этом человеке ничего не знал, и подвиг его был безвестен, и никому не интересен, и даже место, где было погребено его тело, было неизвестно, хотя это произошло в Москве.

Порой нам кажется, что если мы согрешим еще разок, то ничего страшного не произойдет. Точно так же, наверное, казалось и всем русским людям: и тем, кто стоял у власти, и народу, и тем, кто говорил о каких-то новых политических и философских учениях. Так же всем казалось и во второй половине XIX века, и так же думали люди, когда уже началась Первая Мировая война, и наше Отечество и Церковь посетила великая скорбь, и корабль устоев – и церковных, и государственных – начал раскачиваться с огромной силой.

Но люди продолжали грешить и думать, что ничего страшного не будет в том, что я что-то украду у государства, в том, что я буду блудить, в том, что я буду пьянствовать, играть в карты, проигрывать табуны лошадей, в том, что я буду безразличен к страданиям ближнего – ничего страшного не произойдет, потому что Россия сильная, великая и вера у нас крепкая.

Так думали люди и в 1914-м году, и в 1915-м, и в 1916-м, и даже в 1917-м, совсем незадолго до этой великой катастрофы. Люди на фоне этой войны и страдания рассуждали, что можно еще жить и не каяться, не исправлять свою жизнь. И вот количество этих людей и их грехов переполнило чашу гнева Божия, и вдруг все так пошатнулось, что люди даже не могли себе представить. Могли ли представить себе люди в 1914-м году, которые вместе стоят в одном строю, любят Россию, вместе молятся, что через какие-то 6–7 лет они будут стрелять друг в друга? Такого себе представить было невозможно.

3, превью (2).jpg

В 20–30-х годах XX века разные коммунистические деятели из НКВД расстреливали людей сотнями. Потом им на смену приходили другие, и их расстреливали. Затем приходили следующие, и расстреливали первых. Они ведь ходили в церковно-приходские школы, а когда произошла революция, это были уже взрослые люди, многие из них были солдатами и офицерами в Первую мировую войну. И если бы эта катастрофа не произошла, может быть, эти люди не превратились бы в таких упырей, может быть, не завертелась эта мельница Молоха, бесконечно уничтожающая их и все вокруг. А причина всему – это легкое отношение к греху: «Ничего страшного». Ведь перед самой революцией прогнила в первую очередь власть. Людям, которые управляли страной, казалось, что принести России благо заключается не в том, чтобы исправить свою жизнь, а в том, чтобы установить некую социальную справедливость. А Церковь им казалась каким-то устаревшим, совершенно ненужным институтом.

Церковь им казалась каким-то устаревшим, совершенно ненужным институтом

И сейчас происходят такие же события. И мы это уже видели в течение последнего года. Раньше было множество здоровых, крепких, трудоспособных, выносливых, ответственных верующих. Сейчас народ стал совсем другой. Сегодня Россия, русский народ и в целом население нашей страны разобщены. И ситуация, которая была накануне Октябрьского переворота 1917 года, может повториться.

И участники того Поместного Собора между собой тоже находились в сильных разногласиях. Им сначала казалось, что они делают все правильно: они пытались связать Евангельское учение с социальными обновлениями.

Многие политики той революционной эпохи рассуждали: «Давайте уберем царя, царь нам мешает. Вот его уберем, и будет все хорошо».

И ведь так рассуждали и очень многие церковные деятели, и истинные патриоты, и верующие, не говоря уже о тех людях, которые вообще ненавидели все, связанное с монархией, с Православием, с христианством.

4 (9).jpg

Так люди рассуждали, но при этом не исправляли свою жизнь, не становились настоящими христианами. И вскоре эти грехи накопились до такой степени, что великая страна опрокинулась, как великий корабль разбилась о рифы. И Церковь наша, и народ наш были залиты братской кровью. Слава Богу, по милости Божией, все-таки сохранилась Церковь, и конечно, врата ада не одолеют ее (Мф. 16: 18).

Самое главное сегодня, воспоминая нашего святителя, нашего московского мученика и исповедника всероссийского Патриарха Тихона – подумать прежде всего о том, что каждый из нас, каким бы немощным и незначительным он сам себе ни казался, может исправить жизнь, начав с себя, и покаяться. Покаяние – это исправление, это начало новой жизни. Какие бы испытания нас не постигли в ближайшее время, нам надо стать новыми людьми – настоящими христианами, нам надо вернуть в свою жизнь эту апостольскую ревность и готовность отдать свою жизнь за Христа и за Его Церковь, как это сделал святитель Тихон и сонм новомучеников и исповедников Российских. Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить