Преподобноисповедник Игнатий – покровитель регентов

Сегодня православные жители города Валуйки, что в Белгородской области, прославляют своего святого земляка – преподобноисповедника Игнатия (Бирюкова), называя его просто «наш валуйский Игнатий».

1 - 2023-09-27T235356.246.jpg

Смерть подвижника принята на небесном жертвеннике, его святыми молитвами восстанавливается место его земных подвигов. Господь возрождает Валуйский край в духовном, нравственном и материальном благополучии.

Бирюченский «касатик»

Ваня, так звали в миру преподобноисповедника Игнатия, был родом из города Бирюча. На свет он появился 25 мая 1865 года в семье крестьян. Родители растили ребенка в трудах. Он освоил не только земледельческую премудрость, но и кузнечное ремесло. С детства Ваня был подвижным и непоседливым, мать Екатерина Николаевна ласково звала сына «касатиком».

Образование Иван получил в Бирюченском городском училище. В учебный курс, помимо разнообразных предметов, входило пение. Там он начал петь в хоре. Так проявилась его тяга и способность к музыке.

Бирюковы были прихожанами Успенской церкви, где церковным хором руководил их старший сын Михаил. Ваня и четверо его братьев вместе восхваляли Творца, неся клиросное послушание.

Ваня и четверо его братьев вместе восхваляли Творца, неся клиросное послушание

Церковные песнопения оказывают огромное влияние на душу. Так Ваня стал направлять свой ум к вещам духовным. Читая о святых подвижниках и мучениках, он возгорелся желанием послужить Богу в иноческом звании.

2 - 2023-09-27T235358.061.jpg
Валуйский Пристанский в честь Успения Божией Матери монастырь. Литография. XIX в.

В 13 лет Иван испросил у родителей благословения на монашество. Матушке тяжело было расставаться с сыном, она просила его не уезжать далеко от дома и поступить в ближайший к Бирючу монастырь. Помолившись, родители благословили Ивана в Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь. В то время настоятельствовал там архимандрит Игнатий (Алексеевский) – великий старец и подвижник, который посвятил свой ум и любвеобильное сердце внешнему и внутреннему благоустройству обители. Венцом его деятельности стал Николаевский собор, отстроенный за семь лет.

«Пою Богу моему дондеже есмь»

Настоятель благословил Ивана на два послушания – себе в келейники да певчим и чтецом на правый клирос. Второе послушание юноша исполнял с особым благоговением и талантом и после кончины монастырского регента стал его преемником. Будучи небольшого роста, при управлении церковным хором он подставлял себе маленькую табуретку.

3 - 2023-09-27T235359.987.jpg
Клирос. Оптина пустынь

В хорах дореволюционной России широко использовались голоса мальчиков. При монастыре действовала школа для детей-сирот. Питание, обучение и одежда для них обеспечивались обителью. Из школьников для монастырского хора набирались дисканты и альты, а тенора и басы – из монастырской братии.

Получив ответственное послушание регента, Иван понимал, что одного таланта недостаточно, поэтому стал заниматься теорией музыки, освоил игру на фисгармонии и скрипке.

В 23 года послушник издал нотный сборник со знаменным распевом догматиков всех восьми гласов. В рукописях до нас дошли и произведения его собственного сочинения.

Как тяжелая болезнь обернулась утешением

По юности и неопытности молодой насельник исполнял свое послушание не щадя сил. Старец-настоятель пытался образумить Ивана. Такая ретивость привела к серьезной хвори. Иван заболел туберкулезом, открылось легочное кровотечение. Врач из Валуек посоветовал отправить регента в длительный отпуск. Настоятель благословил келейника поехать в отпуск-паломничество: в Киев, на Святую Землю и Афон. Так в 29 лет, в январе 1894 года Иван отправился в Киев. В конторе Палестинского общества он купил проездной билет за 37,5 рублей на все путешествие. Помолившись в Киеве неделю, направился в Одессу, чтобы на пароходе попасть в Яффу, а оттуда – в Иерусалим.

4 - 2023-09-27T235405.935.jpg
Паломники у Храма Гроба Господня
в Иерусалиме. Начало XX в.

Первая остановка была в Константинополе, где Иван сподобился лицезреть красоту храма Святой Софии. 22 февраля паломники добрались до Иерусалима. Там богомольцы поклонились Гробу Господню, Голгофе. Потом караван паломников отправился в трехнедельное путешествие по библейским местам, где ступала нога Спасителя. Вернувшись в Иерусалим и отдохнув неделю, богомольцы продолжили посещать святыни Иерусалима и так дожили до Страстной седмицы. Пасху Христову Иван встречал в греческом храме Воскресения Христова. Возглавлял торжественное богослужение Патриарх Иерусалимский Герасим в сослужении сонма духовенства разных национальностей. Литургия закончилась в пять часов утра, и душа будущего инока была полна неизреченной благодарности Создателю за такое великое утешение и пир веры. На Светлой седмице Иван последний раз поклонился святым местам Иерусалима и, приняв благословение от патриарха Герасима, направился на Афон.

Три месяца Иван провел на Святой Горе, неся различные послушания в русских монастырях: переписывал ноты, пел, но воздерживался от чтения на богослужениях. В святом месте не обошлось и без искушений: однажды Иван попал в бурю вместе с афонскими монахами. Шторм едва не унес их жизни, баркас в любую минуту мог потерпеть крушение. И только слезная молитва ко Господу всей братии и Ивана спасла их жизни. Все остались целы, но в дальнейшем Иван с ужасом вспоминал о пережитом.

5 (58).jpg
Почаевская лавра

В августе Иван вернулся в Россию. Праздник Успения Пресвятой Богородицы справлял в Почаевской лавре. Помолившись у киевских святынь, Иван вернулся в родной Валуйский монастырь бодрым и полным сил. Настоятель и братия с радостью встретили его. Но от клиросного послушания Ивана все-таки освободили, назначив регентом его ученика инока Никифора. Иван же трудился помощником повара, потом помощником трапезного, звонарем, а после снова келейником отца-настоятеля и учителем монастырской школы грамоты.

В 31 год Иван официально был зачислен в число братии как послушник. В 32 года, 20 декабря 1897 года, над ним был совершен монашеский постриг с именем Игнатий. В 1898 году его рукоположили в иеродиакона, а через два года – в иеромонаха. С этого времени настоятель благословил иеромонаху Игнатию вернуться к дорогому его сердцу послушанию – управлению монастырским хором. В 1900 году его назначили помощником престарелого наместника архимандрита Игнатия (Алексеевского).

В 1908 году здоровье иеромонаха Игнатия ухудшилось. С разрешения настоятеля и епархиального начальства он отправился в поездку по святым местам России. Посещение Валаамского монастыря, Троице-Сергиевой и Александро-Невской лавры укрепило иеромонаха, и через полтора месяца он вернулся в обитель. Но через два года здоровье его снова расстроилось, и отец Игнатий поехал на Кавказ.

Крест настоятельства

3 февраля 1912 года скончался 90-летний старец-наместник архимандрит Игнатий (Алексеевский). Погребли его в ограде монастыря, близ алтаря Успенского храма. Братия выбрала иеромонаха Игнатия (Бирюкова) его преемником, епархиальное начальство выбор утвердило. Таков был Промысл Божий: крестьянский сын прошел путь от послушника до настоятеля. Неспроста он был приближен к наместнику с младых ногтей, приобретая разумение о всех делах обители. Называли его Игнатий Малый в отличие от Игнатия Большого, его предшественника.

6 (41).jpg
Архимандрит Игнатий (Алексеевский)

Игнатий Малый шел путем предыдущего наместника, строго держался монастырского устава и братию держал в строгости.

Памятуя о своей дорогой матери, отец Игнатий обычно подписывался «касатик» или «странник». Всех братьев и паломников также ласково называл «касатиками».

Болезненность тела весьма благотворно сказалась на его душе. Будучи настоятелем, во время Первой мировой войны он взял семьи ушедших на фронт валуйчан на монастырское обеспечение, снабжая их продуктами, деньгами, одеждой и обувью. А раненым воинам были предоставлены монастырские гостиницы и бесплатная трапеза.

Испытания

После прихода к власти Временного правительства монастырь обыскали, а настоятеля Игнатия (Бирюкова) арестовали, но через неделю решили отпустить. В 1918 году председатель Валуйского исполкома потребовал, чтобы монастырь выплатил 800 000 рублей контрибуции, а братия – 10 000 рублей на нужды советской власти.

Вернувшись в обитель, отец Игнатий объявил братии о решении советской власти. Ответное слово настоятеля основывалось на послании апостола Павла: «Всяка душа властем предержащым да повинуется: несть бо власть аще не от Бога, сущыя же власти от Бога учинены суть» (Рим. 13: 1). Настоятель призвал к учету всей монастырской наличности при участии посланного вместе с ним представителя власти.

Настоятель призвал к учету всей монастырской наличности при участии представителя власти

Но большевики обманулись в своих надеждах поживиться за монастырский счет. Средств в обители оказалось только 10 105 рублей, которые и отправили в Валуйский исполком.

Тем не менее большевики продолжали терроризировать братию: через три дня на обитель напали 30 вооруженных людей, которые искали золото. Потребовав открыть собор, они привели туда отца Игнатия. Пастырь молился на коленях, пока разбойники глумились над ним, приставив к голове два револьвера и требуя выдать ценности. Не получив ответа, бандиты стреляли над его головой, вывели наместника на паперть, раздели и, оставив на морозе, ринулись обыскивать монастырскую гостиницу. Молодой послушник под угрозами принес выручку от продажи свечей в 52 рубля.

После закрытия монастыря

В 1924 году монастырь закрыли. Сначала там разместили Валуйскую воспитательную колонию для несовершеннолетних, а в самом соборе – литейное производство. После сорока лет жизни в обители архимандрит Игнатий (Бирюков) вернулся в родной город Бирюч к родственникам. Через год в Воронеж прибыл выдающийся и почитаемый архипастырь – архиепископ Петр (Зверев). Архимандрит Игнатий перебрался туда, но, заболев тифом, пролежал два месяца.

7, превью.jpg
Архимандрит Игнатий (Бирюков). Воронежская тюрьма. 1930 г. fond.ru

Владыка Петр чрезвычайно радел за восстановление уставного богослужения и назначил отца Игнатия на послушание, соответствовавшее его дарованиям, – управлять народным церковным хором. Но обострившийся туберкулез мучал отца Игнатия, и он попросил отпуск. Отправившись к племяннице в Задонск, хотел направить стопы к киевским святыням, но сперва посетил места, связанные с его жизнью, а именно место своих трудов и подвигов – дорогой Валуйский монастырь, после чего отправился в Киев. По возвращении в Воронеж 64-летний старец подал прошение об увольнении на покой.

После публикации декларации митрополита Сергия (Страгородского) возникло сопротивление сергианству, в Воронежской епархии несогласных вел за собой епископ Алексий (Буй). Архимандрит Игнатий оказался в рядах «буевцев» и был арестован.

Тюремная Пасха

В 1930 году отец Игнатий праздновал Пасху в заключении. Наверняка ему вспоминалась торжественное пасхальное богослужение в Иерусалиме 36-летней давности. Но насколько разнились внутренние ощущения узника, остается только догадываться. В камере было полно духовенства, монашествующих и богобоязненных мирян, например, протоиерей Александр Архангельский и священник Феодор Яковлев.

В Великий Четверток и последующие святые дни богослужения совершались ежедневно утром и вечером по малочисленным книгам и по памяти: воспоминание Тайной вечери, Страстные Евангелия, Великий Пяток… У отца Александра был священнический крест из кипариса, его по очереди надевал тот, кому доводилось возглавлять богослужение. Епитрахилью служило полотенце. В Великую Субботу кто-то передал заключенным утешение – настоящую парчовую епитрахиль. В субботу вечером после освящения куличей до полуночи по очереди читали Деяния святых апостолов. Кто-то разыскал масло, соорудили лампадку. Пропев «Христос воскресе», легли спать. Пасхальное богослужение совершали утром после проверки. Вся камера причащалась, после прикладывались к кресту, который держал в руках архимандрит Игнатий (Бирюков). Христосовались, получали кусочек освященного кулича.

В святые дни богослужения в камере совершались ежедневно утром и вечером

Отец Игнатий как «руководитель монашества Центральной Черноземной области, через которое вел среди верующей массы антиколхозную и антисоветскую агитацию» был приговорен к 10 годам концлагерей, этапом сослан в Северный край, а затем в Казахстан, где предал свою душу Богу в праздник Воздвижения Креста Господня 27 сентября 1932 года.

Валуйский Свято-Николаевский собор выжил, сегодня он восстановлен. Богомольцы чувствуют предстательство их «валуйского Игнатия». Они помнят его подвиг – ту жертву, которую он принес Всевышнему.

«Помолись, пожалей наш небесный предстатель,
Помолись ты Христу за своих земляков.
По молитве твоей, исповедник Игнатий,
Да покаемся мы, чтоб узреть свет Христов…»
(Духовный кант, посвященный преподобноисповеднику Игнатию).

Анастасия Высотенко 27 сентября 2023
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить