Преподобномученица Михаила (Иванова). Для равноангельных не важен пол

Руза. Об этом старейшем месте Российской империи впервые упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты, а впервые именно как о городе говорится в духовной грамоте святого благоверного князя Димитрия Донского в 1389 году. Юридически Рузский уезд был оформлен во время административной реформы Екатерины II в 1781 году.

Фото 1 (2).jpg
г. Руза

Нас интересует, что представлял из себя Рузский уезд во второй половине ХIХ века. По словам краеведов, Руза того времени была небольшим уездным городом с патриархальным укладом. Практически сто процентов населения исповедовало православие и, несмотря на наличие в своем составе других национальностей, говорило исключительно на русском языке.

Отмечалось отставание в промышленном развитии городка от других уездов, так как Руза находилась в отдалении от основных транспортных артерий. Однако это не помешало успешно развиваться в городе пяти приличным производствам: трем кожевенным заводам, одной красильне и одному… струнному заведению. Да-да, в Рузе делали музыкальные инструменты, что было редкостью для России. Вообще, в уезде было всего пять таких предприятий, выпускавших различного рода музыкальные инструменты. Примечательно, что собственниками производств были не только купцы или мещане, но и крестьяне.

Фото 2 (2).jpg
Икона Божией Матери
«Скоропослушница»

В конце XVI – начале XVII века в уезде была интенсивная церковная жизнь. В 1882 году в Рузе было основано братство равноапостольной Марии Магдалины, назначением которого было поднятие нравственности в народе, распространение духовной литературы, в том числе среди заключенных, помощь церковным школам, составление библиотек. 30 декабря 1894 года в Рузе было открыто отделение епархиального Кирилло-Мефодиевского братства во имя чтимой в городе иконы Божией Матери «Скоропослушница».

Именно здесь, в Рузском уезде, пропитанном православием и его лучшими традициями, в деревне Иванино в 1867 году в крестьянской семье родилась Марфа Ивановна Иванова.

Нам ничего не известно о детстве и юности Марфы. Можно только предположить, что, как и другие крестьянские дети, девочка воспитывалась в труде, послушании и вере. Очевидно, церковная служба была частью ее жизни. В очень раннем возрасте девушка поступила в Казанский Головинский монастырь, основанный при селе Головино. Она успела духовно сформироваться под влиянием истинного монашеского духа, сложившегося на Руси: несложные расчеты показывают, что момент смены веков послушница Марфа встретила в возрасте Христа.

Она успела духовно сформироваться под влиянием истинного монашеского духа, сложившегося на Руси

Начало ХХ века принесло новые веяния, в обществе уже были запущены либеральные и революционные гнилостные процессы. Помните Александра Блока? Стихотворение «Грешить бесстыдно, непробудно…» написано поэтом в 1914 году, и какие строки мы там читаем? Некто пришел в храм, больше по привычке, и в ряду обрядовых действий, им там совершаемых, Блок описывает следующее: «тайком к заплеванному полу горячим прикоснуться лбом». До Октябрьской революций еще три года, но уже можно ходить по храму Божиему и натурально плевать на пол…

А послушнице Марфе в 1917 году – 50 лет. Она духовно опытная личность, сложившаяся всецело под влиянием монашеского бытия и благодаря тому бесценному опыту монашества, которым так богата Русская земля, эта земная жизнь для нее – путь ко Христу, в Его Царство. И обстоятельства этой жизни были не так важны для нее. Самое главное – идти узким евангельским путем, ведущим в жизнь вечную.

Фото 3 (3).jpg
Троицкий собор и Казанская церковь (справа) Казанского Головинского монастыря. Фотограф А. Мазурин. Конец XIX в.

Монастырь новые власти очень скоро закрыли, организовывав на его месте санаторий. Послушница Марфа устроилась туда посудомойкой. Молилась в бывшем монастырском храме. Примерно так же поступило большинство монахинь закрытой обители. Пять лет их не трогали. Но потом стали массово увольнять. Можно предположить, что ОГПУ установило слежку за монахинями и собирало на них материалы. 1922 год – разгар очередной волны гонений на Церковь; методика борьбы с Богом везде была одинаковой.

Неизвестно, что было в следующие восемь лет жизни послушницы Марфы. Но, видимо, это были годы подвижничества, поста и молитвы, потому что в 1930 году духовник послушницы Марфы архимандрит Амвросий (Астахов) постриг ее в схиму с именем Михаила. В честь Архистратига Божия Михаила.

Семь лет схимнического подвига. Она принимала людей, утешала, давала духовные советы, даже в вопросе выбора монашеской стези; ее почитали за святую, называли «блаженная Михаила», Господь наградил ее даром прозорливости. Все эти тонкости мы узнаем из… протоколов допросов по уголовному делу, в котором мать Михаила выступала в качестве обвиняемой. Ее арестовали 26 августа 1937 года – через неполный месяц после выхода приказа НКВД № 00447 от 30 июля 1937 года (Оперативный приказ народного комиссара внутренних дел СССР № 00447 «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов»). 

Под «другими антисоветскими элементами» подразумевались все верные чада Русской Православной Церкви. Для ареста священника, монаха или верующего мирянина не нужны были теперь веские основания, достаточно было стойкого исповедания веры в Господа.

Она принимала людей, утешала, давала духовные советы. Господь наградил ее даром прозорливости

Из протокола допроса схимонахини Михаилы:

– Объясните цель посещения вас вашими почитателями.

– Ко мне приходили за советами, молитвами у кого, например, родственники в ссылке или больны. Они просили меня помолиться за них. Ко мне обращались с вопросами, скоро ли будет война; некоторые из моих посетителей хотели, чтобы поскорее была война и слетела бы эта власть, так как считают, что при ней очень трудно жить. Также у меня в доме были разговоры, что советская власть на религию ведет гонение и народ арестовывают безвинно и высылают; также спрашивали меня те, кто приезжает из деревни, вступать ли им в колхоз, другие говорили, что советская власть состоит из одних евреев и что сейчас еврейское засилье.

– Следствие располагает данными, что у вас на квартире проводились тайные богослужения. Вы это подтверждаете?

– Не отрицаю, действительно у меня на квартире тайные богослужения были.

Фото 4 (1).jpg
Икона преподобномученицы
Михаилы (Ивановой) 

Понимала ли схимонахиня Михаила, которой на тот момент исполнилось 70 лет, духовно опытная, стяжавшая благодать Божию прозорливица, что этими показаниями подписывает себе смертный приговор? Без всяких сомнений – да.

«Схимонахиня Михаила также среди своих почитателей известна как блаженная и прозорливая; ее квартира, по существу, представляла из себя тайную церковь, где производятся тайные пострижения в монашество и тайные богослужения. Она говорила, что на религию и духовенство сейчас проводятся гонения со стороны советской власти, что люди безвинно арестовываются и высылаются и гибнут от голода и холода. У себя на квартире схимонахиня давала приют возвратившимся из ссылки попам и монахам». Эти показания дежурного свидетеля легли в основу обвинения матери Михаилы. Для нас же они имеют совершенно иное значение. Прижизненное признание святости – нечастое явление в Православной Церкви. Да еще и задокументированное яростными врагами Бога.

Прижизненное признание святости – нечастое явление в Православной Церкви. Да еще и задокументированное яростными врагами Бога

Приговор матери Михаиле вынесли в день празднования великого подвижника, молитвенника и печальника земли Русской преподобного Сергия, игумена Радонежского, 8 октября 1937 года. На четвертые сутки после вынесения приговора схимонахиню Михаилу расстреляли на полигоне НКВД Бутово и прогребли в безвестной могиле. На этом месте ныне церковно-общественный мемориальный комплекс «Бутовский полигон».

Превью, Фото 5.jpg
Схимонахиня Михаила (Иванова)

В нашем распоряжении есть единственная прижизненная фотография схимонахини Михаилы. Это фото сделано в Москве в тюрьме НКВД. Была такая традиция: фотографировать заключенных накануне казни, чтобы потом палач по фотографиям сверял лица тех, кого убивает…

В свое время меня поразило, что по лицу на этом фото практически невозможно определить ни пол, ни возраст запечатленного здесь человека. Как будто архимандрит Амвросий, нарекая схимницу именем Михаила (мужским именем, по сути), прозревал ожидавшее ее будущее, видел подвижническую жизнь, мученическую смерть и вот эту фотографию, с которой смотрит на нас человек, возведенный в ангельский чин и нареченный в честь Архангела. 

И приходит понимание, что для равноангельных не имеют значение такие условности, как возраст, пол, обстоятельства жизни и даже смерти. Ценно только одно: жизнь для Христа, во Христе и со Христом.

Наталья Ващина 10 октября 2023
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить