Путь к доброделанию +АУДИО

Проповедь в праздник Святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской

1.jpg

Путь к доброделанию. Проповедь иеромонаха Иринея (Пиковского). (Продолжительность 00:18:52 мин, размер 17,2 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня Православная Церковь совершает память одного из удивительнейших учителей Церкви – святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Прежде всего он известен нам как богослов, внесший значительный вклад в учение Святой Троицы.

Но также мы можем назвать его и наставником юношества, что видно как из его поучений и образа жизни, так и из образа жизни его собственной семьи. Известно, что святой Василий родился в Кесарии, в Каппадокии в 330 году от Рождества Христова в очень благочестивой христианской семье. Его дед и бабушка в свое время пострадали от гонений во времена Диоклетиана, и сами они учились у святителя Григория Чудотворца. Его мать просияла в лике преподобных и чтится сейчас нами как преподобная Емилия Каппадокийская. В лике святых были и его братья и сестры, из которых особо следует отличить его старшую сестру, которая в чем-то была даже его наставницей, – Макрина.

Итак, живет святитель Василий в окружении многочисленного семейства, а всего в его семье было девять братьев и сестер, он был вторым по старшинству. Живет среди тех людей, которые преуспевают в земной мудрости, а самое главное – в христианском благочестии. Семья была состоятельная, у них были земельные наделы как в Каппадокии, в Понте, так и в Малой Армении, поэтому они имели возможность дать своим детям хорошее образование.

Святителя Василия отправили учиться в Афины – в то время один из крупнейших центров языческой и светской мудрости. Его там ждали, потому что до своего прибытия в Афины он уже был известен в Каппадокии как достаточно способный ученик. В Афинах он изучал различные науки: риторику, грамматику, метрику, философию. В то же время он преуспел и в астрономии, геометрии и арифметике и изучал те науки, которые не входили в число обязательных, но были ему нужны по причине слабости его здоровья: он также изучал медицину.

В Афинах он познакомился с человеком, который стал его другом по жизни, святителем Григорием Богословом, и впоследствии способствовал тому, чтобы тот занял епископскую кафедру.

В Афинах святитель Василий познакомился с человеком, который стал его другом по жизни, святителем Григорием Богословом, и впоследствии способствовал тому, чтобы тот занял епископскую кафедру

После возвращения из Афин святитель Василий Великий какое-то время пребывал как мирянин и практиковался в риторско-адвокатской практике. Как отмечал его друг святитель Григорий, Кесария его увлекла, и какое-то время он занимался мирскими делами больше, чем церковными.

Но уже в это время святитель Василий (ему было тогда 25–27 лет) пишет «Наставление к юношеству». В этом произведении он говорит, что на первое место среди всех книг следует поставить Священное Писание. Но бывает, что юношество еще не доросло для познания божественных истин, выраженных в Священном Писании, поэтому учится, читая книги языческие. Но при этом юношество должно быть, как мудрые пчелы, которые, летая по разным цветам, собирают то, что служит на пользу, собирают мед, оставляя нетронутыми те цветы, которые не приносят им никакой пользы.

Размышляя о музыке или о поэзии, святитель Василий говорит о том, что юношество должно быть избирательным, так как не всякая поэзия благотворно влияет на душу, и, следовательно, молодые люди должны обращать внимание, какое впечатление оставляет в душе музыка или художественное произведение. А учиться он предлагал у великих героев прошлого, как библейских, так и античных, указывая на то, что и Моисей, прежде чем стал законодателем и проводником Синайского законодательства, учился у египетских мудрецов, а Даниил, будучи пророком, обучился в Вавилоне всей мудрости халдейской.

2, превью.jpg

Во-первых, святитель Василий Великий рекомендует молодым людям обращать внимание на свой внешний вид, особенно это касалось мужчин, которые не должны были выделяться каким-то внешним щегольством и заботиться о теле больше, чем того требует добродетель. Во-вторых, он обращал внимание на то, что чтение книг должно вести человека к любочестию, потому что литература оставляет в памяти соответствующее впечатление, стихотворения прежде всего должны прививать мудрость. Следовательно, для молодых людей очень важно вовремя выбрать, какие стихотворения станут предпочтительным чтением. Это же касается и музыки, которая не гнев должна разжигать, а умиротворять человека и вести его к тому, чтобы он в умиротворенном состоянии был способен к познанию Бога.

В последующем, после написания этого сочинения, следуя за Евстафием Севастийским, святитель Василий совершает длительное путешествие через Сирию в Александрию Египетскую, желая поучиться у людей, преуспевших в аскетике. Там он знакомится с монашеством сирийским и египетским. И возвращаясь, поселяется в одном из своих родовых имений в Понте, где ведет уединенную аскетическую жизнь с Григорием Богословом, читая поучения Оригена и собирая их в произведения, которые мы знаем под названием «Добротолюбие».

После этого возвращается в Кесарию, в свой родной город, и устраивает монастыри, которые ведут широкую социальную деятельность. Это были небольшие монастыри, если сравнивать их с общежительными монастырями преподобного Пахомия Великого, Египетского. Скорее это были маленькие общежития, которые открыты миру, но в то же время требования к каждому члену этой общины предъявляются достаточно высокие.

Исследователи отмечают, что в идеале христианской жизни для святого Василия Великого не было существенной разницы между монашествующими и мирянами. И хотя монашествующие давали соответствующие обеты (они как раз появились со времен святителя Василия Великого), но в то же время требования и к мирянам были достаточно высокими. И когда мы встречаем его нравственные поучения, то видим, что они мало чем отличаются от аскетических правил, направленных для тех или иных больших общин.

В идеале христианской жизни для святого Василия Великого не было существенной разницы между монашествующими и мирянами

Если рассматривать его аскетические и нравственные правила, то мы увидим некое единство идеала Христова – то, о чем в свое время писал своему другу и священномученик Иларион (Троицкий). На первом месте для святителя Василия Великого, конечно, стоит любовь к Богу и любовь к ближнему. Но его учение имеет сугубо библейский характер, и поэтому для стяжания любви Божией на первом месте стоит соблюдение всех библейских заповедей. Святитель Василий апеллирует к новозаветному евангельскому закону, и, следовательно, он считает, что те христиане, которые живут в миру, должны стараться жить по-евангельски и быть не рабами греха, а служителями добродетели.

Путь к доброделанию, в первую очередь, заключается в любви к Богу. А как же Бога полюбить? Известно высказывание святителя Василия Великого: «Бог благ, все ко благу стремится, а значит все стремится к Богу». Если Бог является Творцом человека, его первым благодетелем, значит сам факт существования человека обязывает засвидетельствовать перед Ним любовь и признательность.

Мы в Анафоре Василия Великого, которая совершается в день его памяти, неоднократно встречаем указания о том, что к принесению словесной службы человек должен подходить с чистым сердцем. Богу не нужна какая-то внешняя благодарность, Он не требует какого-то особого материального воздаяния, но довольствуется любовью тех, кого Он одарил. Любовь к Богу выражается любовью к ближнему человеку, собственно говоря, завершением любви к Богу является любовь к ближнему, а она по природе свойственна всякому человеку.

3.jpg

Известно следующее выражение, сказанное тем, кто живет в общежитии: «Человек есть животное кроткое и общежительное, а не уединенное и дикое». Поэтому мы можем сделать вывод о врожденных качествах человека: согласно учению Тертуллиана, всякая душа по природе христианка.

Так и выводы святителя Василия Великого направлены на мысль, что человек является социальным существом, следовательно, он проявляет себя как добродетельный человек, не удалившись куда-то в горы и леса, а живя среди людей.

Но, как известно, человеческая природа склонна не только к добру, но и ко греху, и, следовательно, ее нужно воспитывать, взращивать в себе добродетель.

Святитель Василий рекомендует предпочесть такое рукоделие или земледелие, которое не будет препятствовать христианину или монашествующему преуспеть в добродетели

«Взаимная любовь, а не способность творить какие-то чудеса и необычные поступки есть признак истинных учеников Господа», – говорил святитель Василий Великий. И, следовательно, человек должен стремиться к тому, чтобы сорадоваться радостям ближних и сострадать скорбям ближних людей. Любовь является истинным законом христианской жизни и всего общества. Этот закон должен соблюдаться не только в монастырях, но и в повседневной жизни каждого христианина. Занимаясь воспитанием детей, преподаванием, рукоделием или каким-то иным социальным деланием: ухаживанием за больным, гостеприимством, – все должны стремиться исполнить заповедь о любви. Христианин при этом должен заботиться не только о любви к своим родственникам, но также к тем, кто его ненавидит: возлюбить врагов своих, по евангельской заповеди.

А для того, чтобы это сделать, у него должен быть страх Божий. Страх Божий воспитывает у человека благоговение перед Творцом. Это не столько животный страх наказания перед Тем, Кто может наказать, сколько страх возможности потерять любовь Отца Небесного. Поэтому святитель Василий говорит: «Помни о Боге и имей страх в сердце», повторяя это снова и снова и указывая на то, что этот страх нужно прививать своим детям, подрастающему поколению. Он говорит не о животном страхе, который испытывают существа перед ожидаемым наказанием, но о страхе человеческом потерять любовь Творца.

Смирение понимается святителем Василием Великим двояко. С одной стороны, это добродетель, противоположная гневу, а с другой стороны – гордости и тщеславию. Если широко ее понимать, это добродетель, которая помогает обрести свое место среди тварных существ, созданных Богом. «Те, кто духовно воспользовались смирением, сделали себя последним среди всех, чтобы оказаться первыми в Царствии Небесном», – пишет святитель Василий Великий. Смирение – это некий путь, по которому падший человек возвращается к Богу, отступая от пагубной гордости, устремляется через стремление к Божественной славе, прежде всего руководствуясь примером Спасителя Иисуса Христа. Смиренный человек избегает пустых разговоров, праздных рассуждений и споров, в одеянии и поведении он показывает благоразумную сдержанность, он любвеобилен по отношению к друзьям, мягок к слугам, снисходителен и милостив к бедным и несчастным.

Следующая за смирением добродетель – добродетель послушания, и она одинаково характерна как для живущего в монастырях, так и для детей, которые должны слушаться своих родителей. Послушание, конечно же, коренится в духовной основе. «Нет ничего предпочтительнее, чем послушание к Богу», – пишет святитель Василий Великий.

А как же мы должны оказывать послушание друг другу? На этот вопрос святитель Василий отвечает, что любовь духа служит поводом для служения друг другу. Любовь Божественная помогает человеку познать истинное послушание: это умение прислушаться, услышать, понять и последовать за другим человеком из любви ко Творцу.

4.jpg

В учении святителя Василия Великого о нравственных добродетелях немалое место занимает труд. При этом трудящийся трудится не только для себя, но и во славу Божию, избирая те или иные профессии. Святитель Василий рекомендует предпочесть такое рукоделие или земледелие, которое не будет препятствовать христианину или монашествующему преуспеть в добродетели. Следовательно, нужно пребывать в состоянии умиротворенности и избегать многопопечительности и многозаботливости.

Молитва. Молитва – это не только слово, обращенное к Отцу Небесному, молитва – это еще и памятование о Боге, это постоянное размышление о Творце, это постоянное памятование о том, что Бог с нами пребывает каждую секунду.

Следовательно, настоящая молитва, по учению святителя Василия Великого, совершается вне времени и сроков и охватывает всю жизнь христианскую. И нам подобает совершать молитвы не только в одних звуках, пишет Василий Великий, но более самим позволением души и добродетельными поступками, сопутствующими всей нашей жизни. И оказывается, что с помощью добродетельных поступков человек достигает сильной молитвы.

Значительный вклад в учение святителя Василия Великого о молитве состоит в том, что он установил тесную связь между молитвой и памятованием о Боге.

Молитва – это постоянное размышление о Творце и памятование о том, что Бог с нами пребывает каждую секунду

Итак, мы видим, как святитель Василий Великий своим учением о первостепенном значении любви к Богу дает руководство для христианской жизни. И ориентиром для него является, прежде всего, Спаситель Иисус Христос.

В сегодняшнем евангельском чтении, в день Обрезания Господня, мы слышали историю об отроке Иисусе, Который со Своими благочестивыми родителями идет на праздник в Иерусалимский храм. Его отец, нареченный Обручником, Иосиф, как известно из Евангелия от Матфея, был мужем праведным, то есть благочестивым с точки зрения иудейского закона. Как повествует Евангелие, семья не заметила, как Иисус, 12-летний отрок, остался в храме. Родители только на третий день нашли Его, беседующего с учителями и слушающего их. И когда Его мать Мария сказала Сыну, что Его со скорбью долго искали, Он, оставив все, пошел за Нею, находясь в послушании у родителей.

Из этого короткого примера, зарисовки о детстве Иисуса, мы видим, как Он нам в научение показывает две Свои добродетели: мудрость и послушание. С одной стороны, Он ищет мудрость в доме Отца Небесного, а с другой, – показывает послушание Своим земным родителям.

5.jpg
К. Лебедев. «Отрок Иисус во храме». Иллюстрация к Библии

Ориентируясь на эти и другие евангельские фрагменты, такие святые наставники христианской жизни, как Василий Великий, направляют нас к тому, чтобы мы всю свою жизнь строили по библейским заповедям, не выбирая из них те, которые нам подходят или не подходят. Но, стараясь ориентироваться на выполнение всего закона Христова, жить, как должны жить Его ученики. И это не препятствует человеку пользоваться той земной мудростью и современными техническими достижениями, которые нам даны. Но, если в человеке есть целомудрие и стремление к добродетели, он автоматически будет избирать лучшее и отвергать худшее и использовать литературу как христианскую, так и не христианскую, избирая, как мудрая пчела, то, что приумножает его познание о мире и дает возможность быть добродетельным.

Пусть же Господь по молитвам святителя Василия Великого, память которого мы сегодня совершаем, поможет и нашим родителям, и нашим детям усвоить самое главное, что дает нам святитель Василий, – это устремление к любви. И, стяжав любовь Божию, приумножить любовь к другим людям. Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить