Румынский патерик. Архимандрит Клеопа (Илие). Часть 4

Часть 3.

1.jpg
Архимандриты Клеопа (Илие) и Иоанникий (Бэлан), составитель «Румынского патерика»

56. Отец Клеопа обладал великой рассудительностью. Обычно он не поощрял чрезмерных подвигов, хотя сам втайне подвизался очень много. Но святые всегда строги к себе и исполнены любви к другим. Иногда говорил, что лес не боится того, кто сразу хватает много дров и перегружает свою повозку. Ибо знает, что скоро она сломается, потому что слишком загружена. Лес боится того, кто берет по бревнышку, везет малую поклажу. И лес потому боится, что знает, что он мало-помалу вырубит его целиком.

57. О рассудительности же батюшка говорил так: «Святые отцы говорят, что царицей добродетелей является рассудительность. Многие бросились в водоворот страстей, чтобы спасти других от смерти, и утонули, поскольку не обладали здравомыслием и рассудительностью в жизни. Все добрые дела надо делать в меру и с рассудительностью, то есть идти царским, серединным путем соответственно дарованию, естеству и силе каждого, чтобы не упасть в ту или другую сторону, ибо крайности от диавола, как говорят Божественные отцы».

58. Помимо других дарований, отец Клеопа был наделен от Бога и уникальной памятью. Прочитав какую-нибудь книгу пару раз, он мог рассказать ее наизусть. Поэтому с легкостью цитировал по памяти десятки и сотни страниц из святых отцов и Священного Писания, знал наизусть каноны Церкви и восхищал нас прекрасными и исполненными сладости историями.

59. Батюшка питал великое благоговение к Пресвятой Богородице и всем святым. Говорил нам один ученик, что видел отца Клеопу, когда его положили в больницу, как он читал там Богородичник, лежа под капельницей, и говорил: «Не могу я оставить Матерь Божию, Она ведь всегда помогала мне!» А на Елеосвящении поминал порой сотни и сотни имен святых, ибо знал наизусть имена большинства святых в календаре и синаксаре. Он также написал духовные стихи и акафисты Пресвятой Богородице и нескольким святым.

60. Отец Клеопа был великим защитником правой веры, составил весьма полезные книги о православной вере и ее защите. Своими проповедями вернул в Церковь Христову множество людей и даже целые группы отступивших от правой веры. Говорил отец Клеопа: «Самое ценное в этой жизни – оставить всё и оплакивать свои грехи, потому что дороже всего для нас вечность. Поэтому надо делать всё, чтобы ее не лишиться, ибо тогда зря мы жили на земле».

«Самое ценное в этой жизни – оставить всё и оплакивать свои грехи, потому что дороже всего для нас вечность»

61. Всё, что делал отец Клеопа, было украшено смиренномудрием. Ибо он говорил: «Никогда не будем говорить, будто мы положили благое начало. Мы даже не знаем, как выглядит человек, положивший благое начало. А мы будем молиться так: "Господи, помоги мне положить благое начало"». В другой раз говорил: «Сожаление восполняет дело, которого ты не сделал. Например, ты кладешь земные поклоны. Как делал я, когда жил дома, ведь мы с братьями соревновались, кто больше положит земных поклонов за час. Я бил по 500 поклонов в час, а сейчас не могу положить и одного. Ты же кладешь их не гордыни ради, а за свои грехи. И мне жаль, что я не могу их класть, и говорю: "Господи, помилуй мя, грешного!" И Бог принимает и то и другое одинаково».

62. Как-то пришел один брат на исповедь и говорит: «Отец Клеопа, у меня нет рвения». Батюшка отвечает: «Нет? А ты смиряйся! Никто не спасся тем, что постился или нес другой подвиг. Ты говори: Смирхся, и спасе мя (Пс. 114: 5)».

2.jpg
В келлии старца Клеопы

63. В другой раз ученик попросил батюшку поминать его в молитвах. А он ему отвечает: «Моя молитва – словно дым Каина. Вот так стелется по земле!»

64. Говорил однажды отец Клеопа: «Диавол пал по причине гордыни и поэтому не может сказать: "Прости меня". То же самое и мы. Когда видишь, что кто-нибудь просит у тебя прощения, и не отвечаешь: "Бог да простит тебя", – ты подобен диаволу, не способному сказать: "Прости меня". И если ты согрешил в чем и не просишь прощения, то тоже уподобляешься ему, потому что не говоришь: "Прости меня". И даже если ты не виноват, не думай: "Не хочу я говорить: "Прости меня". Зачем мне говорить это? Виноват же он, а не я". Так что будем всегда смиряться».

65. Однажды христианка, у которой была большая беда, подала отцу Клеопе поминальную записку. Через какое-то время женщина пришла опять в слезах, чтобы поблагодарить его за полученную помощь. Но он сказал ей, чтобы она больше не вспоминала об этом. Но она настаивала, продолжая напоминать ему тогдашние обстоятельства. Тогда батюшка пошарил в карманах и вытащил скомканную бумажку, спрашивая, не это ли ее помянник? Женщина узнала свой помянник, а батюшка говорит: «Вот видишь, я о нем с тех пор совсем забыл. Но твоя вера действовала, и Господь избавил тебя от беды».

66. В другой раз к отцу Клеопе пришла женщина со своим сыном. Преподав ей благословение, батюшка, не знавший ее раньше, сказал: «Не приведи Бог быть матерью!» А вечером на проповеди говорил всё о блуде да пьянстве – страстях, поработивших сына этой матери. Потом эта верующая рассказала нам, что, когда вернулись из монастыря, сын ее всецело бросил эти страсти по молитвам отца Клеопы.

67. Сказал однажды отец Клеопа: «Истинному монаху хорошо причащаться всех добродетелей понемногу. Но больше преуспевать в смирении, ибо оно – врата Небесные; а смирение рождается из послушания. Венцом же всех добродетелей является любовь. Она ведет душу от врат Небесных к престолу Пресвятой Троицы».

68. Однажды, когда брат показал ему на строившуюся новую церковь, расхваливая ее красоту, батюшка сказал ему: «Да, брат. Но только знай, что тяжелее создать настоящего монаха, чем собор».

3.jpg
Храм прп. Феодоры Сихлской в монастыре Сихастрия («новый храм»), 1997 г.

69. Сердца верующих исполнялись радости, слыша, как батюшка говорит: «Да поглотит вас рай», – или: «Ох, нет у меня такой большой котомки, чтобы затолкать вас туда и отнести всех в рай. Чтобы не остался ни один!»

70. Как-то я пришел просить советов у отца Клеопы. А он мне говорит: «Отец Иоанникий, я уже сыт по горло! Какие советы мне еще давать? Я всегда уязвлял свою совесть, уча других тому, чего не делал сам. Вспоминаю иногда великих подвижников, живших раньше в этом монастыре, как они спали в гробах и молились в плаче и слезах, а я, словно каменная скала, пребываю в полном нечувствии. Что бы ни сказал к исправлению других, это обличает скорее меня, чем их, ибо я не делаю того, о чем говорю, а дни сокращаются и время скончания моего ничтожества на земле этой близится. Я уж не перечисляю всего, ибо никогда не смогу передать мрака моих зол. А у тебя есть Святое Евангелие и чистые родники святых отцов, не ищи же напоиться из иссохшего и грязного ручья. У тебя столько Божественных источников, могущих утолить твою духовную жажду и оживить душу, чтобы она могла воспарить на небеса.

Поэтому и говорю: блаженны те, которые молчат и дают сначала сказать брату своему о их делах, а затем уже говорят и они из своего опыта и от избытка сердца их.

Да поможет милость Господа нашего Иисуса Христа всем нам и мне, грешному, чтобы нас не обличили в оный великий Судный день в том, чему мы учили других, а сами не делали».

71. В воскресенье, 29 ноября 1998 года, отец Клеопа пробыл неподвижно на скамейке, сидя на которой исповедовал, словно в некоем восхищении, с полуоткрытыми глазами в течение 11 с лишним часов, не отвечая на вопросы учеников. Придя в себя из этого состояния, он был очень счастлив, словно получил некое таинственное откровение.

Вечером 1 декабря 1998 года, очень слабый и утомленный, отец Клеопа сказал одному очень близкому ему священнику: «Отец Михаил, вот мое последнее слово: бодрствуйте и молитесь, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (ср.: Мф. 25: 13). Потом сказал еще: «Молитесь и обо мне! Молитесь!..» И продолжил принимать верующих и монахов допоздна, до 12 с лишним часов ночи, а под утро следующего дня, в среду 2 декабря в 2.20 ночи, отец Клеопа предал дух свой в руки Божии, примиренный со Христом, людьми и самим собой и оплакиваемый сотнями монахов и тысячами верующих.

«Вот мое последнее слово: бодрствуйте и молитесь, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий»

72. Отпевание проходило в прекрасный зимний день, солнце сияло, хотя в предыдущие дни было холодно и облачно, погода чудесным образом прояснилась. Служили восемь архиереев и множество священников, молилось более 10 тысяч верующих. Один иерарх, бывший на погребении батюшки, сказал, что так много народу пришло потому, что отец Клеопа любил людей, и они чувствовали его любовь. Поэтому и пришли, чтобы теперь самим помочь его святости молитвой.

73. Одна верующая, которая была близка к отцу Клеопе, приехала на Святую Пасху в Сихастрию, но в келью батюшки уже не пошла, думая, что уже нет смысла идти туда, поскольку он умер. И когда отдыхала в архондарике перед Пасхальной заутреней, был ей сон. Будто стоит она перед келлией отца Клеопы, думая о том, что он умер, и тут на пороге появляется батюшка и говорит ей: «Заходи. Почему не заходишь?» – «А разве вы не умерли, батюшка?» – «Ты что! Не видишь, что я живой?» – ответил батюшка. На другой святой пасхальный день женщина пошла в келью отца Клеопы и приложилась к святым иконам, твердо веря, что он жив и молится за всех просящих у него помощи.

74. На могилу батюшки на монастырском кладбище тоже каждый день приходят десятки и сотни богомольцев со всей страны и из-за границы, с благоговением молятся, и каждый по своей вере и любви получает полезное для себя, а иногда происходят подлинные чудеса.

4.jpg
Могила старца Клеопы на кладбище монастыря Сихастрия

75. При жизни отца Клеопы многие верующие румыны и даже иностранцы приходили в его келью, ища его, как источник воды живой. А после смерти батюшки его жизнеописание и поучения вышли в свет не только в Румынии, но и в других странах: Греции, Сербии, США, Италии, Польше, Сирии, Франции и т. д. Таким образом, батюшка продолжает свою миссионерскую работу и после отшествия в вечность как истинный духовный отец и столп православия.

Господи Иисусе Христе, причти к сонму святых усопшего раба Твоего архимандрита Клеопу, путеводившего нас всех по пути спасения![1]


[1] Решением Святейшего Синода Румынской Православной Церкви начата подготовка к проведению в 2025 г. торжеств по причислению к лику святых архимандрита Клеопы (Илие) и иеросхимонаха Паисия (Олару), просиявших святой жизнью и обильными чудотворениями, как прижизненными, так и посмертными.
Перевод выполнен по книге: Архимандрит Иоанникий (Бэлан). Румынский патерик [Arhimandrit Ioanichie Bălan. Patericul Românesc. Ediția a VI-a. Editura Mănăstirea Sihăstria, 2011].

Перевела с румынского Зинаида Пейкова
Купить книгу «Ценность души» архимандрит Клеопы (Илие)

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить