Румынский патерик. Чтобы Дух Святой согрел наше сердце

Протосингел Иоиль (Георгиу) (1908–1986)

Протосингел Иоиль (Георгиу) родился в 1908 году в селе Кут коммуны Думбрава-Рошие Нямецкого уезда и в Святом Крещении получил имя Иоанн. Родители его были очень набожными. Отец погиб на Первой мировой войне, и мать, Екатерина, в страхе Божием вдовствовала до глубокой старости, дав отменное христианское воспитание всем четверым детям.

В 1932 году, в возрасте 24 лет, следуя внутреннему зову, Иоанн начал монашескую жизнь в монастыре Сихастрия, став келейным учеником знаменитого настоятеля протосингела Иоанникия (Мороя), у которого перенял великий подвиг жизни духовной. Мать, хоть и осталась одинокой вдовой, тоже радовалась, что в монастыре у нее есть сын.

1.jpg
Протосингел Иоиль (Георгиу)

В 1936 году он был пострижен в великую монашескую схиму по обычаю Святой Афонской Горы и получил имя Иоиль. Затем был рукоположен во иеродиакона и иеромонаха и с великим благоговением и верой священнодействовал до самой старости и неопустительно стоял на богослужениях день и ночь. А 1 сентября 1949 года был наречен настоятелем монастыря Сихастрия вместо архимандрита Клеопы (Илие), который вместе с 30 монахами был переведен в монастырь Слатина Сучавского уезда.

Весной 1959 года отца Иоиля сняли с настоятельства и выслали в родное село на принудительное проживание одновременно с тысячами монахов по всей стране по той причине, что начались атеистические гонения 1959–1964 годов. В 1964 году он был принят в монастырь Хораица Нямецкого уезда, а в 1968-м вернулся в Сихастрию, родной ему монастырь. С 1978 года и до конца жизни болел. А утром 12 июня 1986 года, в самый праздник Вознесения Господня, скончался и с миром переселился на Небеса.

Дела и изречения

Отец Иоиль говорил своим ученикам:

– Пока мы еще коптим землю и Спаситель попускает нам жить в теле, приходите, чтобы нам советоваться духовно. Ибо говорит Священное Писание: Спасение есть во мнозе совете! И еще: Имже и несть управления, падают аки листвие (Притч. 11: 14). А когда я покину тело, уже никто не откроет дверь моей келии.

О своем ученичестве рассказывал духовным чадам следующее:

– Духовная жизнь в монастыре Сихастрия 60 лет тому назад была очень суровой благодаря тогдашнему настоятелю протосингелу Иоанникию (Морою), пришедшему со Святой Афонской Горы. Общежительный устав строго соблюдался. В храме не давали благословения начать богослужение, если кого-нибудь не было, не считая больных и ушедших на послушание. Кто не приходил ночью на утреню, тот на следующий день ничего не ел. Еду подавали раз в день, постную, в три часа пополудни, кроме субботы и воскресенья. Келии были крайне простыми и никогда не запирались, потому что некому да и нечего было брать в них. Все попечение было направлено только на душу. В келиях никому нельзя было держать деньги, какое-либо имущество или что-нибудь съестное. У всех нас был один помысл и одна душа, все были на послушании, все в храме, все на трапезе. Другой, мирный дух был в то время, и мы все были довольны.

У всех нас был один помысл и одна душа

А о своем духовнике говорил так:

– Отец Иоанникий (Морой) был строгим к себе и любил подвижничество. Постился и молился помногу, более всего читал Псалтирь. В храме был неопустительно, ко всем питал великую любовь и каждый день на трапезе читал нам поучительное слово, когда мы ели. Он 20 лет служил Святую Литургию каждый день, ибо был единственным священником. Во все четыре поста не ел ничего, за исключением субботы и воскресенья, потому что его укрепляла благодать Божия.

2.jpg
Протосингел Иоанникий (Морой)

Мне лучше всех известно его жительство, поскольку я был его келейным учеником с самого первого дня, как только пришел в монастырь, и до 1945 года, когда он отошел ко Господу. В келии по ночам он бил сотни земных поклонов, всегда хранил молчание и непрестанно творил сердечную молитву, то есть «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Обувь носил без носков и летом, и зимой и кормил всех богомольцев, приходивших в монастырь.

Затем добавил:

– Больше всего он советовал нам блюсти эти три делания: иметь страх Божий, хранить ум чистым от плохих мыслей и представлений и не забывать творить молитву «Господи, Иисусе…» Затем каждого увещал совершать в келии свое правило и епитимию, остерегаться разговоров с женщинами, многого вина и хранения денег и имущества.

Говорил еще отец Иоиль:

– Однажды я вошел в келию к батюшке, когда он молился, и он, увидев меня, сказал: «Поклонись и бей поклоны, ибо вот, Матерь Божия здесь стоит, и Она сказала мне, что с нынешнего дня берет наш монастырь на Свое попечение».

А когда я, бывало, уставал или был удручен искушениями, старец утешал меня такими словами: «Миленький, имей терпение, будь мирен и не обращай ни на что внимания». Когда же я возвращался с послушания, он подбадривал меня такими словами: «Брат Иоанн! Голоден ли ты, жаждешь ли, устал ли – не теряй упования, ибо Матерь Божия укрепит нас. Помолись немного и ложись, что нам иметь силы пойти на утреню». А когда я погрешал в чем-нибудь, он кротким голосом говорил мне: «Миленький, ты позволишь мне немножко поругать тебя?»

Он был очень близок всем нам, поэтому в любой момент всем открывал свою дверь и сердце, и мы могли всё сказать ему без боязни. Таким был отец Иоанникий! Умер он в великой скудости земной и заранее знал час своей кончины.

Отец Иоиль сказал ученикам:

– Моя наибольшая радость духовная с юных лет заключалась в том, что Матерь Божия привела меня из мира в это благословенное место и я был келейным учеником моего батюшки и настоятеля Иоанникия (Мороя). У него я мог брать пример истинной монашеской жизни. Многому хорошему он научил меня, и у него я многое видел и слышал.

О Святой Литургии он так учил священников:

– Священнику подобает готовиться по уставу. Сначала он должен исповедаться у своего духовника и быть в мире со всеми. Затем совершить свое молитвенное правило и епитимию по уставу, со всем благоговением и великим страхом Божиим. И когда служит в храме, священник должен постоянно быть в молитве, иметь на глазах слезы и ни с кем не говорить, ведь он стоит пред Господом. Священник в святом алтаре молится о всех людях и стоит перед Пресвятой Троицей! Святой Иоанн Златоуст говорит, что «священник должен и собой жертвовать, а не только Жертву приносить». А псалмопевец говорит: Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему со трепетом (Пс. 2: 11). Совершенно запрещено служить Святыню священнику, не примиренному с ближним и не исповеданному у духовника.

А верующим говорил так:

– На Святой Литургии мы должны стоять как пред Престолом Пресвятой Троицы. Со всецелым вниманием, с умом, чистым от мирских попечений, и с великим страхом Божиим, потому что во время Святой Литургии Христос приносится в Жертву за наше спасение.

На Святой Литургии мы должны стоять как пред Престолом Пресвятой Троицы

Вспоминаю брата отца Клеопы, а именно монаха Герасима, проводившего подвижническую жизнь, как он, будучи болен, просил братий отнести его в храм на носилках, лишь бы не лишиться Святой Литургии. Однажды я дал отцу Герасиму одну душеполезную книгу, и когда он ее вернул, сказал мне: «Слова этой книги будут судить меня!»

3.jpg
Архимандрит Клеопа (Илие)

О духовной жизни в настоятельство отца Клеопы (Илие) он говорил так:

– В настоятельство отца Клеопы (1945–1949) монастырь Сихастрия сильно расцвел духовно. Братство возросло до 80 монахов и послушников, и в храме совершались богослужения по чину, со всецелым благоговением, с красивыми песнопениями и проповедями на каждый праздник. Проповеди отца Клеопы наполнили монастырь братией и богомольцами. Он ввел в храме непрерывное чтение Псалтири всей братией во главе с настоятелем. Каждого назначали читать по два часа, днем и ночью, за исключением времени богослужения.

Он же ввел всенощные богослужения на Господские праздники, как на Святой Горе Афон. Отец Клеопа – человек благодати Божией. Он красиво говорит и сам исполняет то, чему учит других. Он во всем первый: и на молитве, и в храме, и в поучении, и в посте, и в милостыне. За это его все любят и слушают, потому что он говорит и словом, и делом. В его настоятельство великий мир и спокойствие царили в нашем монастыре.

Затем сказал еще:

– Духовная жизнь в монастырях 40 лет тому назад была гораздо сильнее и выше, чем в наши дни. Тогда каждый приходил в монастырь с одной только мыслью: оплакивать свои грехи и верою служить Богу в смирении и покорности. Все оказывали послушание с любовью, повиновались монастырским распорядкам, и никто не хотел для себя ничего, кроме как спасти свою душу. А в наши дни рвение, благочестие, вера и послушание ослабели. Поэтому меньше людей поступает в монастырь, и у них нет особого смирения и терпения. Однако, благодатью Божией и молитвами Пресвятой Богородицы, не будем терять надежду.

Рассказывая о двух великих настоятелях монастыря Сихастрия, протосингеле Иоанникии (Морое) и архимандрите Клеопе (Илие), он говорил так:

– От отца Иоанникия (Мороя), настоятеля всех нас, в Сихастрии осталось общежительство, введенное его святостью по его личному примеру. Этому сильно поспособствовала его чистая жизнь аскета, исполненная любви ко всему собору братий. От отца Клеопы (Илие) осталось непрерывное чтение Псалтири в храме, его мудрое слово, которым он всех учил нас пути спасения, и любовь его святости, покорявшая все сердца. Когда его святость посреди нас, нам не надо заботиться ни о чем, только исполнять то, чему он нас учил. Бог с ним, и мы это видим и чувствуем.

4.jpg
Монастырь Сихастрия

Монахам, приходившим к нему, говорил:

– Главная добродетель, которая оскудела сегодня в монастырях, – это любовь, в которой содержатся все добродетели. А укрепляется любовь в монастырях прежде всего личным примером старцев. Мало говорить молодым назидательные слова. Они должны видеть отцов, преуспевших в добродетелях, которым они могли бы последовать. В монастыре надо стараться делать все от души, с великой любовью и покорностью. Затем все прощать, чтобы и самим быть прощенными и иметь мир.

В монастыре надо стараться делать все от души, с великой любовью и покорностью

Духовникам надо заботиться о молодых и наставлять их в духе кротости, с великим терпением и добротой. В те монастыри, где есть хорошие духовники, приходит больше молодых людей, причем лучших, и они живут более высокой духовной жизнью. Настоятели и духовники в монастырях должны своей жизнью служить образцом для всех. Только так можно исправить и улучшить духовную жизнь.

Другим отцам он говорил:

– Больше всего мы можем возрастать духовно только благодаря храму и святой молитве. Храм – это сердце и душа монастыря. Он – корабль нашего спасения. И как человек без сердца умирает, так и монахи и верующие миряне без храма, без участия в богослужениях умирают, холодеют верой и порабощаются страстям. Хождение в храм, участие в суточном круге богослужений, особенно в Святой Литургии, каждый день – источник всех добродетелей. Когда мог, я никогда не отходил от храма ни днем, ни ночью. Приходилось ездить по нуждам монастыря, особенно когда был настоятелем, но куда ни приеду и когда ни возвращусь домой, сначала заходил в храм, чтобы отстоять богослужение, затем шел в келию. И Бог всегда помогал мне.

5.jpg
Духовники монастыря Сихастрия, 1970 г.

А о Святой Исповеди и Святом Причастии говорил так:

– Эти два Святых Таинства образуют фундамент, основу духовной жизни в монастырях. Без хороших духовников и частой исповеди всего собора братий, даже еженедельной, ни послушники, ни монахи в монастырях не могут преуспеть, не могут развиваться духовно. Частым исповеданием помыслов разоряется гнездо врага, борющегося с нами, и грех не может пустить корни. А Святое Причастие, принимаемое с великим приготовлением, с постом и молитвой, по совету духовника, приносит человеку прощение грехов, благодать спасения, радость и великую надежду. В Святом Причастии мы принимаем в свою душу Господа нашего Иисуса Христа. Будем же всем сердцем желать Пречистых Таин, ибо какое благодеяние, какой драгоценный дар и какая горячая любовь могут уподобиться этим Божественным дарам?

Затем продолжил:

– Единство – это плод любви, а любовь и гармония крепнут в монастыре от того, о чем мы говорили до сих пор, то есть от регулярного участия в каждодневных церковных богослужениях, частого исповедания и Святого Причастия. Затем пускай никто не помнит зла и каждый считает себя меньше брата своего. Авва Дорофей говорит, что пока мы доверяем друг другу и храним любовь, в общине царят единство и гармония, а когда доверия нет, в монастыре начинаются подозрения и нестроения.

Пускай никто не помнит зла и каждый считает себя меньше брата своего

Братия в монастырях радуются тому, что призваны Христом из пучины грехов, искушений и всяких злых влияний, исходящих от бесов. Здесь они находятся в пристани спасения. Здесь они на корабле вместе со Христом, и им легче всего возрастать и совершенствоваться на пути спасения. Непрестанная молитва, пост, исповедь, Святое Причастие, смирение, чтение священных книг, безусловное послушание и терпение – самые важные добродетели, помогающие им восходить ко Христу. А личный пример настоятеля и духовников вдохновляет их подвизаться, чтобы наконец достигнуть Его.

В одной древней рукописи я читал, что святые отцы советовали монастырским послушникам и монахам исполнять 12 заповедей, чтобы спастись. Вот они по порядку:

1) Не води дружбы с женщиной, чтобы не обжечься ее огнем;

2) Не питай любви к малым детям, чтобы не пасть в сеть диавола;

3) Не води дружбы со своим начальником, но повинуйся и подчиняйся его повелениям, а по его дурным делам не поступай;

4) Не выходи часто в мир и не говори в себе, будто око души твоей чисто, ибо очень скоро сделаешь его нечистым;

5) Не пей вина с услаждением, не пьянствуй, чтобы не впасть в мерзость для Бога;

6) Не ешь по 3 раза в день, чтобы не укреплялось твое тело и не восстало против тебя с сильной бранью;

7) Не закрывай дверь перед странником, чтобы и Бог не закрыл перед тобой Свою дверь, ибо какою мерою мерите, такою отмерено будет вам (Мк. 4: 24);

8) Навещай больного и немощного, чтобы и Бог посетил тебя Своей благодатью и милостью;

9) Не спи много, но бодрствуй и молись Богу, чтобы избавиться от сетей вражиих;

10) Богослужения в святом храме усердно стереги, ибо говорит Господь: кто прославляет Меня, того и Я прославлю (см. 1 Цар. 2: 30);

11) Блюди в чистоте и святости тело свое, и всё, что попросишь у Бога, вскоре получишь;

12) Не старайся иметь больше, чем тебе нужно, и всё у тебя да будет мерою измерено, по надобности.

Если будем соблюдать эти заповеди, отцы, мы спасемся в Господе.

6.jpg
Монастырь Хораица

Говорил как-то один великий православный иерарх: «Дайте мне хороших духовников, и я изменю мир». Духовник – это душа монастыря. Хороший духовник образуется после многих трудов и подвигов и является избранным сосудом Духа Святого. В нем благодать Божия почивает больше, чем в других христианах. Духовник должен молиться больше других монахов, быть первым в храме, на послушании, в посте, милостыни и всякой добродетели. Он должен очень хорошо знать Священное Писание, священные каноны и учения святых отцов, чтобы учить и исцелять всякого приходящего к нему. Он должен с великой мудростью и рассудительностью сочетать строгость и икономию, суровость и кротость, епитимию и прощение. Иначе он или себя обрекает на осуждение, или ввергает в осуждение своих духовных чад.

Духовничество – великий дар Божий. Я всегда боялся духовничества больше, чем Святой Литургии, и с большой осторожностью принимал на исповедь. Но если мы будем под послушанием и будем больше молиться, у нас может быть надежда.

Говорил однажды отец Иоиль своему ученику:

– Сегодня у нас уже нет самоотверженных и просвещенных Духом Святым духовников, потому что оскудела наша вера и любовь к Богу. А там, где нет великой веры и горячей любви ко Христу, не может быть и духовной жизни.

Там, где нет великой веры и горячей любви ко Христу, не может быть и духовной жизни

Говорил старец и это:

– Настоятель монастыря представляет Христа. Он действует от имени Христа и соответствующего иерарха. А значит, как поступал Господь на земле, так же должен поступать и настоятель. То есть быть человеком молитвы, любить, вплоть до жертвы, Христа, Церковь, своих чад духовных, нищих и вообще всех людей, любить пост, молчание, чтение священных книг, церковные богослужения, послушание, исповедь и быть смиренным.

Как начальник монашеской общины настоятель должен быть живым примером для других. Не слишком строгим, не слишком прощающим, не слишком привязанным к земному, не нерадивым, но должен примирять, по Святому Евангелию, Марфу с Марией. Монахи обязаны всегда молиться о своем настоятеле, чтобы Бог просвещал его, и тогда все будет хорошо и мирно.

Об обновлении духовной жизни говорил так:

– Духовную жизнь невозможно изменить иначе как многой молитвой, хорошими духовниками, отложением земных попечений и великим подвижничеством для стяжания духовных благ, с испрашиванием благодати и милости Божией. Но там, где господствуют такие страсти, как гордыня, разобщенность, попечения о земной жизни, благополучии и покое, невозможно ничего изменить, пока не будут отсечены корни грехов. Затем духовную жизнь нельзя обновить без слова назидания, которое бы исходило из сердца и шло к сердцу. Но не будем терять упования, отцы.

7.jpg
Монастырь Хораица

Сказал еще:

– Люди сегодня не могут молиться с терпением и усердием, ибо, говорит церковное песнопение, «житейские попечения изгнали нас из рая». Мы обманулись преходящими заботами и жадным собиранием многого, чтобы много есть и жить по плоти, и более не имеем терпения на молитве, потому что дух наш угас и тепло сердца остыло, и мы весьма рассеяны и обращены умом к земному.

Затем мы более не молимся с усердием и слезами, потому что забываем о часе смертном и о Суде, забываем о том, что обещали при монашеском постриге и Крещении. Забываем также о болящих, пребывающих в тяжких страданиях. Как бы хотелось им быть на нашем месте и слезно молиться день и ночь, лишь бы быть здоровыми! Будем же больше молиться, даже через силу, чтобы Дух Святой согрел наше сердце.

Затем добавил еще:

– Если мы постоянно думаем о смерти и Суде, если навещаем больных, если больше читаем святых отцов и Священное Писание, тогда мы начинаем больше молиться, услаждаемся даром молитвы, нас посещает дар слез и в нас возрастают вера и молитвенное рвение. Не будем пренебрегать затем силой поста, ибо без поста мы не можем молиться, и не будем пропускать церковных служб, особенно Святую Литургию, кроме случаев болезни и послушания.

Я был очень привязан к церковным службам. Они больше всего держали меня близ Бога. Находясь на послушаниях или в пути, непрестанно творил молитву «Господи, Иисусе…», а в келии больше всего читал Псалтирь и Часослов. Пусть каждый читает те книги, которые его больше питают и приносят больше пользы. Каждый пусть молится, как увещают его совесть и духовник, но церковные богослужения пусть не оставляет никогда. Вдумаемся в слово, которое гласит: «Духом горяще, Господеви служаще». А когда не сможем больше молиться, начнем бить поклоны, читать что-нибудь полезное, навещать больных, покоить братий, оказывать милостыню, и будем иметь ту же награду.

Церковные службы больше всего держали меня близ Бога

Говорил батюшка своим духовным чадам:

– От плотских искушений мы избавляемся только частым исповеданием, постом и молитвой. Другого пути нет. Затем будем обходить стороной те места и лица, которые нас соблазняют, избегать вина и отдыха и никого не станем осуждать. Так будем делать во всех превратностях жизни. Станем больше молиться, особенно ночью, с постом и земными поклонами, будем испрашивать совета у духовника, читать священные книги, и нам станет легче. Только не будем подпитывать в себе брань помыслами и нечистыми представлениями.

Читаем и премудрого Соломона: «Мудрый человек остерегается опасности, а безумный впадает в нее» (см. Еккл. 2: 14). А святой Иоанн Лествичник говорит: «Начальником ада является люцифер, а начальником страстей – чревообъядение» (Слово 14: 30). Молитва и пост – вот два оружия, которыми мы избавляемся от блуда. Покаяние, усердная молитва и милость Божия отгоняют от человека блудную страсть и укрепляют нас в духовной брани.

И перескажу вам здесь вкратце слово святого Иоанна Златоуста, найденное в одной древней рукописи: «Блажен град, управляемый правоверными царями, и монастырь, руководимый воздержными и искусными, и корабль, окормляемый опытными. Горе тому городу, который управляется языческими царями, и монастырю, руководимому жадными и гордыми, и кораблю, окормляемому неопытными. Ибо город и страны те будут расхищены, и монастырь опустеет, и корабль сокрушится. Горе сребролюбивым, и пьяницам, и блудникам, и осуждающим других! Горе губителям, и убийцам, и враждующим! Горе всем не пекущимся о заповедях Господних и небрегущим о своем спасении, ибо для таковых сказано, что лучше им было бы не родиться (см. Мф. 26: 24)».

8.jpg
Архимандрит Иоанникий (Бэлан),
составитель «Румынского патерика»

Напомню моим ученикам совет старца из Патерика, который был спрошен монахом, как спастись. Старец ответил: «Делай каждый день то, что делал в первый день, когда пришел в монастырь». Увещаю затем моих учеников иметь великое терпение, быть послушливыми и покорными, следовать примеру и советам старцев, не оставлять храм, исповедоваться как можно чаще и чище, совершать свою епитимию и молитвы, полагающиеся в келии, избегать многого вина и дружбы с женщинами и питаться чтением священных книг.

Также и чадам моим, живущим в селах и городах, желаю большего рвения к храму, молитве, милостыне, всякой добродетели. Чтобы не забывали в каждый пост исповедоваться, слушаться духовника и своих начальников и избегать, как смерти, пьянства и блуда, детоубийства и сект. Если они будут меня слушать и следовать за Христом, то уповаю, что спасутся и они, и я спасусь их молитвами.

Желаю большего рвения к храму, молитве, милостыне, всякой добродетели

А о истинном покаянии говорил так:

– Будем исповедовать свои грехи, не будем больше совершать их и всю жизнь будем в них каяться. Вот истинное покаяние. В рукописи, о которой я здесь упоминал, я нашел, что у покаяния семь ступеней, а именно:

«Этими делами совершается прощение грехов тому, кто кается: первое – это покаяние, и чтобы больше не грешить впредь; второе – со слезами плакать о грехах, а не о земных вещах; третье – это милостыня, то есть подаяние нищим втайне, без тщеславия, но с любовью; четвертое – прощать прегрешения тем, кто согрешил тебе: если согрешит тебе кто-нибудь, прости его и не воздавай злом за зло; пятое – иметь любовь ко всем, малым и большим, любящим тебя и ругающим; шестое – это смирение, ибо оно прощает весь грех; седьмое – никого не осуждать».

Еще добавил о сектах:

– Секты – это видимый апокалиптический знак наших дней. Знак непослушания и гордыни, которая убивает и обманывает многих. Секты – это соблазны Церкви Христовой наших дней. Мы, монахи, можем только молить Бога о защите правой веры и доказывать своей жизнью и делами, что мы – чада Церкви Христовой, хранящие веру истинную. Затем мы должны хорошо знать православные догматы и Священное Писание, чтобы наставлять в истинной вере тех, кто приходит нас спрашивать.

Однажды он сказал своему ученику:

– Отче, будем делать все, что можем, чтобы не погубить свою душу, потому что тогда все будет напрасно. Делайте всё, что можете, всё, что считаете хорошим, во славу Божию и на пользу людям, потому что потом уже не сможете. Затем будем чаять милости Божией и не терять надежды. Ведь столько верующих молят Бога о нас, и верю, что ради их молитв Христос спасет нас. Бог и Пресвятая Богородица да благословят всех нас и в веке нынешнем, и в грядущем [1].

Перевела с румынского Зинаида Пейкова


[1] Из книги: Архимандрит Иоанникий (Бэлан). Румынский патерик [Arhimandrit Ioanichie Bălan. Patericul Românesc. Ediția a VI-a. Editura Mănăstirea Sihăstria, 2011].

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить