Румынский патерик. Иннокентий (Хэциш). Амвросий (Догару)

Протосингел Иннокентий (Хэциш) (1901–1997)

Протосингел Иннокентий (Хэциш)

Этот приснопамятный монах родился в селе Сутешть уезда Вылча в 1901 году в семье смиренных и набожных верующих. В 1929 году поступил в монастырь Бистрица Олтянэ и был пострижен в монашество в 1931 году. Затем был рукоположен в иеродиакона, а в 1941-м – в иеромонаха и направлен в качестве священника-миссионера на службу в Трансильванию. С 1947 по 1955 год был служащим священником и духовником в своем родном монастыре Бистрица, преобразованном в девичий. А в 1955 году был назначен духовником в девичий же монастырь Робая, где и подвизался до конца жизни.

Самой большой его жертвой со дня рукоположения и до смертного часа было служение Божественной литургии почти ежедневно в течение 60 с лишним лет!

Также он был крайне смиренным, кротким, аскетичным и всегда пребывал в мире с собою, людьми и Богом. Много посодействовал духовному и материальному обновлению монастыря Робая, строя келии, работая в саду, исповедуя верующих, ибо часто говорил такие слова: «Чем даром стоять, буду лучше даром работать».

Жизнь протосингела Иннокентия была нескончаемой литургией. Все он делал с миром, смирением и радостью.

После краткого страдания отец Иннокентий 14 октября 1997 года переселился в вышний покой, чтобы совершать Небесную литургию с ангелами и всеми святыми во славе Пресвятой Троицы[1].

Господи, упокой в сонме преподобных отца Иннокентия и всех богоносных отцов во славе Пресвятой Троицы.

Протосингел Амвросий (Догару) (1923–1996)

Жизнь

Отец Амвросий был великим духовником и верным сыном Божественного послушания. Родился в селе Лунка коммуны Вынэторь Нямецкого уезда и с малых лет воспитывался в жизни чистой, страхе Божием и радости Святого Духа.

Монастырь Слатина. Фото: Антонел Думитру

В 1951 году он поступил в монастырь Слатина Сучавского уезда как духовное чадо архимандрита Клеопы (Илие), который постриг его в ангельский чин в 1956 году. По прошествии 10 лет смиренного послушания, в 1960 году, он был изгнан из монастыря тогдашним богоборческим режимом, как это произошло по всей стране со всеми молодыми монахами.

Спустя несколько лет, когда гонения стихли, он поступил в братство монастыря Сихастрия, где подвизался до конца жизни. За свое образцовое жительство был рукоположен в 1976 году во иеродиакона, а затем в иеромонаха, нес послушание экклесиарха. В скором времени отец Амвросий, следуя примеру своих великих сихастрийских духовных отцов – иеросхимонаха Паисия (Олару) и архимандрита Клеопы (Илие), – становится искусным духовником, к которому стекались многочисленные ученики, монахи и миряне.

Отец Амвросий ничего не делал без благословения, во всем соблюдал чинопоследование богослужений, слово настоятеля, а также своего духовника, келейное же молитвенное правило у него ни разу не осталось невыполненным.

В возрасте 73 лет в начале Великого поста, заранее зная кончину своей жизни, он говорил отцам: «Знайте, что я не доживу до Святой Пасхи». На Страстной седмице исповедался с самого детства у своего духовника, испросил прощения у монахов и совершил Святую Божественную литургию в Великий Четверг. А в Святую и Великую Субботу утром сказал одному из учеников: «Завтра затеплите лампаду и мне на могилу!» Спустя два часа вошел в ризницу и там упокоился в мире, предав душу в руки Христа Бога.

Дела и изречения

1. Говорил отец Амвросий: «Не оставляй своего правила, ибо им ты поддерживаешь связь с Богом». Сам заранее исполнял свое правило, если предстояло куда-нибудь идти, чтобы оно не осталось неисполненным.

2. Если видел какого-нибудь брата разговаривающим или теряющим время зря, говорил ему: «Брат, не стой даром, иди и совершай свое правило или читай что-нибудь душеполезное».

3. Однажды к батюшке на исповедь пришла женщина. У нее были канонические препятствия к Святому Причастию, и батюшка ее не допустил. А она пошла причащаться в другое место. Но когда приблизилась к Святым Тайнам, услышала за спиной голос, говорящий: «Огонь принимаешь!» Она стала колебаться, но в конце концов все равно причастилась. Когда опять пришла к отцу Амвросию, он сказал ей: «Я тебя больше не приму. Не послушалась моего совета, тогда ищи себе другого духовника».

4. Отец Амвросий советовал ученикам иметь страх Божий и не нарушать канонов и устава Церкви в угоду людям.

5. В бытность экклесиархом он сказал пономарю: «Ходи в святом алтаре с великим страхом и благоговением, ибо знай, что Христос действительно присутствует и видит все, что ты делаешь».

6. Однажды он сказал брату, подвизавшемуся сверх своих сил: «Подвизайся, но только смотри, не стань обузой для других!»

Настоятель монастыря Сихастрия Викторин (Оанеле) со монастырскими старцами Клеопой (Илие) и Паисием (Олару)

7. В другой раз пришла к нему верующая и стала рассказывать о «пользе» и «силах» тех, кто занимается биоэнергетикой (биополями). Отец Амвросий сказал ей, что не согласен с этими практиками, и, чтобы убедить ученицу, велел привести к нему кого-нибудь из занимающихся этим. Когда такой человек пришел, все его попытки что-нибудь продемонстрировать остались тщетными: он не смог ничего в присутствии батюшки, молившегося молитвой Иисусовой.

8. Отец Амвросий давал своим ученикам такие советы:

Если хочешь преуспеть в молитве, не вынашивай ненависти ни к кому. Имей сердце чистое и искренность.

Когда ложишься спать, твори молитву Иисусову и будь уверен, что проснешься тоже с молитвой.

Когда получаешь совет, поучение и не слушаешь его, тогда является искушение.

Опыт приходит от терпения искушений.

Когда пребываешь в мире и добром настроении и хочется кого-нибудь осудить, помолись Богу так: «Сохрани мя, Господи, и защити, ибо я не знаю, когда сам паду».

«Сохрани мя, Господи, и защити, ибо я не знаю, когда сам паду»

Тем больше приближаешься к молитве, чем больше враг мучает тебя.

Надо горячо молиться в напастях, особенно Матери Божией, и все устроится.

Пирожные богатых – огнь пожигающий.

Потерпи боль, не прибегай скоро к лекарствам.

Ты сможешь бороться со страстями с той минуты, когда перестанешь соглашаться на них.

Никогда не оставляй своего правила, ибо им ты держишь связь с Богом.

Читай книги, но не очень много. Берешь одну книгу, читаешь и применяешь ее на деле.

Не говори, что у тебя нет времени на молитву, пусть оно будет всегда[2].

Перевела с румынского Зинаида Пейкова




[1] Из книги: Архимандрит Иоанникий (Бэлан). Румынский патерик [Arhimandrit Ioanichie Bălan. Patericul Românesc. Ediția a VI-a. Editura Mănăstirea Sihăstria, 2011].

[2] Из книги: Архимандрит Иоанникий (Бэлан). Румынский патерик [Arhimandrit Ioanichie Bălan. Patericul Românesc. Ediția a VI-a. Editura Mănăstirea Sihăstria, 2011].


Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить