Румынский патерик. Непрестанно беседующие со Христом

Схимонах Марк (Дэнчилэ). Монастырь Путна, Сучавский уезд (1900–1986)

Приснопамятный отец Марк был великим исихастом наших дней. Родом он был из уезда Ботошань. Родители, Георгий и Катинка (Екатерина), дали ему прекрасное духовное воспитание.

Фото 1.jpg
Мужской монастырь Путна

После окончания лицея он ушел в армию и прослужил в ней более 20 лет. Около 1944–1948 года по благословенным причинам он удалился на безмолвие в некое потаенное помещение в Бухаресте. Там он подвизался в посте и молитве, стяжал Божественную молитву ума и сердца и достиг высокой духовной меры.

В 1950 году был принят в братство монастыря Слатина Сучавского уезда, возглавляемое архимандритом Клеопой (Илие), там и принял монашеский постриг. Через несколько лет перешел в монастырь Путна, где был пострижен в великую схиму с именем Марк.

Подвиг отца Марка был всецело сокрыт во Христе. Никто не знал, как он молится и какие у него бывают духовные радости, и никто не смел спросить у него, как стяжать эту благодатную молитву. Все монахи в Путне его любили, уважали за подвижничество и восхищались его смирением и кротостью, которые так сильно трогали всех. Как монахи, так и верующие миряне извлекали большой урок, видя его доброту и сердечный покой.

Единственным человеком, с кем он говорил, был отец Клеопа (Илие). В храм отец Марк ходил всегда и в любую погоду, зимой и летом, не покрывая головы, при этом ему не было холодно, а лицо излучало свет, радость и мир духовный. Еще он никогда не говорил, если не спрашивают, и ничто человеческое его не интересовало, поскольку он достиг высокой молитвы сердца и стяжал дар молчания. Он вкушал небесные блага, еще будучи во плоти.

Отцы говорили, что ему ведом был только один путь: из кельи в храм и на послушание. Он годами не выходил за монастырскую ограду и испытывал лишь одно желание – непрестанно беседовать со Христом, Которого носил в сердце с юных лет.

В храме он неподвижно стоял на ногах на своем месте до конца богослужения, а иногда даже не замечал, что оно закончилось, и тогда кто-нибудь из монахов легонько касался его руки и говорил:

– Отец Марк, пойдем в келью, служба закончилась!

Тогда он смиренно кланялся и с сияющим лицом возвращался в келью.

В храме он неподвижно стоял на ногах на своем месте до конца богослужения, а иногда даже не замечал, что оно закончилось

Он испытывал лишь одно желание – непрестанно беседовать со Христом. Так подвизался сей благочестивейший отец в монастыре Путна в течение 30 лет. А в ночь на 19 сентября 1986 года он с миром упокоился в Господе. Отцы нашли его в келье, стоящим на коленях перед святыми образами, где он всегда молился ночью.

Так жил и так скончался этот великий исихаст наших дней.

Господи, причти к сонму преподобных блаженного Марка смиренного!

Схимонахиня Пелагия (Амилькар) Монастырь Вэратек, Нямецкий уезд (1885–1981)

Приснопамятная схимонахиня Пелагия была дочерью священника Василия Амилькара из села Хумулешть уезда Тыргу-Нямц. С малых лет получив отменное духовное воспитание, она по обычаю тех времен была управлена Богом вступить в монашеский подвиг в монастыре Вэратек уже в пятилетнем возрасте. Ее духовная мать, монахиня Меропия (Васиан), взрастила ее в великом страхе Божием, отдала в школу, научила деланию всех добродетелей и соделала смиренной невестой Христовой.

Фото 2.jpg
Схимонахиня Пелагия (Амилькар)

В возрасте 18 лет она приняла монашеский постриг и великий ангельский образ схимничества из рук знаменитого иеросхимонаха Иоанникия (Мороя), настоятеля монастыря Сихастрия, который был ее духовником.

Будучи во всем послушной, она много лет пробыла старшей екклезиархой (пономарем), благоговейно заботясь о доме Господнем. Первой приходила в церковь, пеклась о благочинии святых богослужений, свято берегла облачения, блюла чистоту и церковный устав и последней возвращалась в келлию.

Она ни разу не пропускала богослужений, за исключением крайней необходимости. В келье каждый день исполняла свое схимническое правило, то есть 600 земных и 1200 поясных поклонов, читала Псалтирь, постилась по уставу и непрестанно славила Бога умной молитвой. Ее светлый лик умиротворял всех, ибо она носила в сердце Духа Святого и радость спасения.

В 1942 году за свою глубоко духовную жизнь она была произведена в настоятельницы монастыря Вэратек, самого крупного в Румынии девичьего монастыря, насчитывавшего тогда свыше 500 монахинь и послушниц, и несла это послушание до 1946 года. В 1954–1972 году снова была настоятельницей и духовной матерью сей святой обители, взрастив и приведя ко Христу более 1000 монахинь. А в 1959–1961 году, когда из монастырей были выдворены тысячи молодых монашествующих по тогдашнему атеистическому декрету, схимонахиня Пелагия, настоятельница монастыря, не могла утешиться и с трудом умягчала скорбь своих духовных дочерей, изгнанных из святой обители. Но, по милости Божией, через несколько лет все они вернулись в свои кельи.

Фото 3.jpg
Монастырь Вэратек

Достигнув 87-летнего возраста, схимонахиня Пелагия отошла от настоятельства и, усугубив молитву и деннонощные подвиги, провела последние годы в глубоком смирении, трудах и слезах, непрестанно памятуя о небесном.

Став настоятельницей и духовной матерью святой обители, она взрастила и привела ко Христу более 1000 монахинь

Ощутив приближение кончины, она испросила прощения у своих духовных дочерей, исповедалась с самого детства, приняла Пречистые Тайны и, облобызав всех, с миром предала душу в руки Христа, Спаса миру.

Схимонахиня Акакия (Майор). Елеонский монастырь, Иерусалим (1890–1980)

Жизнь

Схимонахиня Акакия родилась в городе Сигишоара, Трансильвания, и с юных лет поступила вместе со своей сестрой Филонидой в монастырь Цигэнешть, где и приняла монашеский постриг. В 1932 году весте с другой монахиней была принята в Румынский дом[1] в Иерусалиме.

Спустя несколько лет была послана в румынский скит святого Иоанна Крестителя на Иордане, который основал в 1936–1937 году иеромонах Лука, постриженик монастыря Секу. Здесь подвизалась мать Акакия много лет в непрестанной молитве, смирении, послушании и слезах как ученица святого Иоанна Иакоба, который был настоятелем румынского скита на Иордане в 1947–1952 году.

Фото 4.jpg
Румынский скит св. Иоанна Предтечи в Иорданской долине, современный вид. Фото: Эдан Лешем

На старости поселилась в Елеонском монастыре на Масличной горе, где и подвизалась до конца жизни.

Дела и изречения

Монаху, приехавшему на богомолье и попросившему сказать ему слово на пользу души, она сказала:

– Исполняй свое монашеское правило, терпи в монастыре все и будь послушливым по жизни.

Когда ее спросили, как она себя чувствует в Елеонском монастыре вдали от родины, она ответила:

– В Елеонском монастыре я уживаюсь как среди чужих. Знаете, что говорят святые отцы? «У монахов, живущих среди чужих, два венца: один венец монашеских подвигов, которые они совершают в жизни, а второй тот, который готовят им окружающие, презирая и уничижая их за то, что они чужие». Так же страдаем и мы здесь.

Затем мать Акакия добавила:

– Если будем твердо верить в Бога и очами души взирать на Христа, вознесшегося на небеса, тогда есть надежда, что не погибнет мир и наша страна.


[1] Румынский дом в Иерусалиме впоследствии стал Представительством Румынской Церкви на Святой Земле.

Перевела с румынского Зинаида Пейкова

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить