Румынский патерик. «Пост и молитва – вот делания монаха»

Монах Дамиан (Гуця)

Жизнь

Отец Дамиан (Гуця) родился в 1905 году в селе Блежешть уезда Телеорман. В 1926-м, по призванию Божию, поступил в братство монастыря Черника и в монашеском постриге получил имя Дамиан. Духовником его был иеросхимонах Геласий (Маловичану), великий исихаст, искусный в умной молитве, и весьма опытный духовник, родом из уезда Мехединць.

Отказавшись от хиротонии, монах Дамиан более 15 лет нес послушание гостинника в монастыре Черника, всех встречал с любовью, водил богомольцев в храм и к монастырскому духовнику.

1 - 2023-01-10T023825.189.jpg
Два острова монастыря Черника: свт. Николая Чудотворца и вмч. Георгия Победоносца (на заднем плане)

Ревностный монах, исихаст и аскет, он старался следовать своему духовнику. Ничто земное его не интересовало, он непрестанно молился, не пропускал богослужений и ухаживал за стариками и больными.

Был наделен отец Дамиан и даром терпения и стойкости, ибо послушание совершал с великим смирением, а из монастыря никогда не выходил в течение 50 лет и даже к монастырским воротам не приближался. Келья его располагалась на острове святителя Николая, неподалеку от монастырского кладбища. И если выдавалось свободное время, он ходил только на кладбище, возжигал лампады на могилах почивших и размышлял о смертном часе.

Достигнув 88-летнего возраста, он с миром отошел ко Христу, Которого любил всю жизнь, отошел, чтобы вместе со святыми ангелами вечно славить Его.

Дела и изречения

Говорил отец Дамиан своим ученикам:

– Я застал двух духовников, весьма славных своими монашескими подвигами: отца иеросхимонаха Геласия, совершенного схимника, и отца Антипу. Первый скончался в 1937 году, а второй позднее. Их очень искали монахи и миряне.

Ученики попросили его рассказать им об этих духовниках.

– Что вам сказать? Вы ведь все равно не сможете делать того, что делали они. Могу сказать, что они были святыми еще при жизни, такое духовное жительство проводили! А сегодня у нас уже нет таких духовников. Мы любим хорошо поесть, иметь деньги, получать жалованье за то, что живем в монастыре, много спать, пить вино, смеяться, быть как миряне.

Его снова спросили:

– А какую добродетель больше всего любили эти два духовника?

– Пост, ведь без поста не сделаешь ничего. От многоядения и вина ум одебелевает, тело расслабляется, сон одолевает, страсти просыпаются, и человек охладевает в вере и отдаляется от Бога. А если постишься, тогда ум становится легким, сон кратким, молитва чистой и плотские помыслы рассеиваются.

Если постишься, ум становится легким, сон кратким, молитва чистой

Вторая добродетель – это молитва. Эти отцы молились непрестанно. Отец Геласий был великим исихастом и схимником. Десятилетиями не выходил из келлии совсем и только по ночам шел в церковь молиться. В келье совершал свое правило, там постился, там исповедовал народ, там творил молитву Иисусову.

Еще говорил отец Дамиан: «Отец Геласий окормлял монахов по правилам святых отцов. Однажды мне захотелось уйти из архондарика, потому что там было тяжело и у меня были соблазны. Но духовник велел мне:

– Иди в архондарик, но вина не пей совсем. Это избавит тебя от многих искушений. Если же нарушишь мою заповедь и станешь пить вино, впадешь в великие опасности.

И я послушал его. Свято соблюдал его заповедь, и Бог хранил меня от падений, болезней и смерти».

А о помыслах духовник сказал ему так:

– Не беседуй с ними, ибо из-за них ты падаешь. Не услаждайся помыслами, какими бы они ни были, но отгоняй их молитвой Иисусовой и хранением ума.

Не услаждайся помыслами, какими бы они ни были, но отгоняй их молитвой Иисусовой

Однажды он сказал духовнику, что хочет сменить послушание, а духовник ему ответил:

– Терпи и от искушений не беги, ибо искушения делают нас сильнее в жизни. Борись с ними, не давай им тебя одолеть.

Отца Дамиана спросили, не грех ли для монаха отказываться от благодати священства.

– Чтобы это было грехом? – сказал старец. – Наоборот, это доброе дело. Ты возложи этот грех на меня, пусть он будет на мне. Сколько святых избежало священства? Разве их за это осуждали? Насколько же мы более грешные. И затем, чем впадать в грех после хиротонии, лучше не принимать хиротонию. Лучше быть хорошим монахом, чем плохим священником.

Спросили его ученики, каким должен быть истинный монах.

– После 60 лет монашества я только теперь понимаю, как надо жить в монастыре. Монах должен быть как можно более уединенным, странником на земле и крайне молчаливым. Он не должен разговаривать с людьми, но только с Богом. Ведь собеседование с мирянами, говорят святые отцы, отлучает от собеседования с Богом и от святой молитвы. Пост и молитва – вот делания монаха.

2 - 2023-01-10T023828.279.jpg
Монастырь Черника, остров свт. Николая

Затем добавил:

– Если будем совершать три добрых дела, Бог управит все полезное нам. А именно будем молиться усердно и с верой, поститься по силе своей и свято блюсти девство (чистоту). Молитвой, постом и чистым жительством мы победим любое искушение, и Бог подаст нам все полезное, о чем просим. При одной лишь молитве Бог с трудом слышит нас. А молитва, вспомоществуемая постом и чистой жизнью, совершает подлинные чудеса.

Когда его спросили, пропускал ли он когда-нибудь церковные богослужения, отец Дамиан ответил:

– Не помню. Только когда лежал в больнице. Церковные богослужения были для меня пищей. А после молитвы монахам очень полезен пост. Да и мирянам тоже. Когда постишься, ум у тебя проясняется, освобождается от помыслов, и на молитве ты можешь его вознести. А если не постишься, ум утяжеляется, уже не судит чисто, уже не может молиться, и человек впадает в тяжкие грехи.

Пришла ко мне одна верующая старушка и говорит: «Отец Дамиан, я всегда соблюдаю святые посты, потому что заметила, что пост дает мне много любви к Богу». Эта женщина была права. Пост умножает в душе любовь к Богу. А когда желудок полон, ты уже не имеешь дерзновения и не можешь молиться. Чревоугодие охлаждает веру и окаменяет сердце. Особенно вино. Лучше есть мясо, чем пить вино. Вино разжигает плоть к блуду и более всего на свете помрачает ум.

Спросили его братья:

– А какие еще добродетели нужны монахам?

– Прежде всего неисхождение из монастыря. Монах не должен выходить из монастыря, если можно, никогда; если же выходит, то только по крайней необходимости и на час-два. Затем пусть спешно возвращается в монастырь, потому что холодеет его душа, ослабевает вера, остаются невыполненными молитва и епитимия, он лишается покоя. Вот почему я не старался поехать в Иерусалим. Ведь пришлось бы потратить месяц на дорогу, без Святой Литургии, без молитвы и епитимии. У нас здесь, на Святой Литургии, тоже Иерусалим, если слушать богослужение со всецелым страхом Божиим, с верою и любовью.

А другой добродетелью, крайне необходимой для монаха, является молчание. Я заметил, что если разговариваешь, то чаще всего согрешаешь, осуждаешь, говоришь неправду, клевещешь, хвастаешь, смеешься над другими и уже не имеешь дерзновения на молитве. А если молчишь, на душе великий покой и дерзновение к Богу.

Если молчишь, на душе великий покой и дерзновение к Богу

Затем – избегание людей. Надо избегать людей, всяких людей. Тогда на душе великий покой и мысли твои только о Боге. Не говори ни с кем, если можно, не принимай мирян в своей келье и не заходи в их дома, ибо ни им не окажешь пользы, ни себе. Монах не должен беседовать с людьми, но только с Богом. Он для того и шел в монастырь, чтобы постоянно молиться о себе и людях.

Еще одной добродетелью монаха является нищета. У монаха не должно быть, если можно, ни имущества, ни тем более денег. Сребролюбие порабощает сердце, и ты так прилепляешься к деньгам, что уже не можешь ничего делать из любви, всё только за деньги.

3 (89).jpg
Святые мощи свт. Каллиника Черникского

Спросили его отцы:

– Какой грех больше душ умерщвляет и ввергает в погибель: неверие или блуд?

– Нет, отцы. Гордыня! Гордыня умерщвляет больше всего людей. Всякое падение человека проистекает только из гордыни. По причине самонадеянности человеку попускается впасть в неверие, блуд и отчаяние. Чем больше гордится человек, тем быстрей и с большей высоты он падает. Сохрани нас, Боже, от страсти гордыни, ибо она тяжелее всего.

Перевела с румынского Зинаида Пейкова
Из книги Patericul Românescн

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить