Румынский патерик. Святой Иоанн, дивный епископ

Дивен Бог во святых Своих, Бог отец наших!

Поистине дивными и святыми были жительство и подвиги епископа Иоанна Богоносца, подвизавшегося, подобно ангелу во плоти, в горах Сихлы в первой половине ХХ века. Однако совсем немногим известны жительство и суровые духовные подвиги сего богоносного иерарха.

1 (13).jpg
На подступах к скиту Сихла

Блаженный епископ Иоанн[1] был русским по происхождению, за свое изрядное жительство около 1915 года был рукоположен в викарного епископа Киевской митрополии. Затем в 1917–1918 годах на Россию обрушилось лютое атеистическое гонение, началась борьба с Церковью, и каждый прятался от опасности, как мог. 

Глядя на это, епископ Иоанн тайком покинул Киев, переоделся в мирскую одежду и, никем не ведомый, перебрался в Румынию, переплыв ночью Днестр на доске. Затем удалился в пределы Олтении и около 1920 года поступил новоначальным послушником в скит Красна уезда Горж, сказав игумену Дионисию (Лунгу), что остался в этой стране вследствие войны. 

Игумен поставил его пасти скотину, а через три года сказал будущему блаженному епископу Иоанну:

– Брат Иоанн, бросай скотину и готовься, ибо нынешней ночью мы произведем тебя в монахи!

Однако он в эту ночь исчез и, никому не ведомый, пришел в пределы Молдовы и стал великим исихастом в горах Сихлы, что в Нямецком уезде.

Как он попал сюда и в каком месте подвизался, так никто никогда и не узнал. Местные старожилы сказывают, что у него имелась тайная землянка в густых лесных зарослях, располагающихся между скитом Сихла и оврагом Корой, в тех неприступных горах, где веками подвизались несметные множества святых исихастов, самой известной из которых была святая Феодора Сихлская. 

Местные старожилы сказывают, что у него имелась тайная землянка в густых лесных зарослях

Еще здешние старики говорят, что один лесник из села Вэратек Нямецкого уезда знал тайное место обитания этого святого и время от времени приносил ему самое необходимое для существования.

Первым монахом, увидевшим епископа в скиту Сихла, был протосингел Вассиан (Скрипкэ), постриженик монастыря Секу, отшельничавший под скалами Сихлы. Старые монахи говорят, что он-то долгие годы и был духовником святого епископа Иоанна.

В 1931 году святитель встретился на вершине Сихлы с архимандритом Клеопой (Илие), тогда еще братом Константином, который пас овец монастыря Сихастрия вместе со своим братом Василием. Епископ шел тогда по тропинке в направлении к скиту Сихла, а за ним шел иеродиакон-бессарабец, его ученик.

Епископ на минутку остановился и сказал своему ученику на русском:

– Скажи брату Василию, чтобы он готовился, ибо ему предстоит великий путь!

Диакон перевел это пророчество братьям Василию и Константину. Затем епископ с учеником ушел в Сихлу, к пустыннику Вассиану. Спустя полгода пророчество епископа Иоанна исполнилось, ибо брат Василий в мае 1931 года преселился ко Господу.

2, превью.jpg
Скит Сихла в начале ХХ века

В продолжение 15 лет никто ничего не говорил об этом святом исихасте. А после 1940 года, когда протосингел Феодул (Варзаре) стал служащим священником монастыря Агапия, Бог через сего духовника снова явил миру епископа Иоанна.

Когда миновало тяжелое военное лихолетье 1941–1945 годов, духовником отца Феодула, по Промыслу Божию, стал архимандрит Клеопа (Илие), настоятель монастыря Сихастрия. И вот как-то летом 1945 года отец Феодул взял свою котомку и направился через горы из Агапии в Сихастрию. Дойдя до маленькой поляны, называемой Поляной Трапезы, он увидел блаженного епископа Иоанна, поджидавшего его. Он был невысок, с непокрытой головой, бос, седовлас и одет в длинное одеяние из шерсти, подпоясанное пеньковой веревкой. У него не было ни посоха, ни котомки, одна лишь ниточка самодельных четок.

3 (9).jpg
Поляна Трапезы в наши дни. Фото: Магда Буфтя

Увидев духовника, он обеими руками благословил его и сказал пророческим голосом[2]:

– Отец Феодул, ты идешь в Сихастрию к отцу Клеопе? Я тоже часто хожу в монастырь Сихастрия и стою в храме на богослужении, однако, по дару Божию, меня никто не видит. Знаю, что твое священство желает перейти из Агапии в Сихастрию, но не ходи туда[3]. Оставайся, где ты есть, и неси послушание, ибо не напрасно Бог направил тебя в Агапию. Там спасение твоей святости!

Открыв ему тайну своей жизни, перед расставанием он сказал ему:

– Отец Феодул, прошу тебя, купи мне пачку писчей бумаги и чернил. Мне надо кое-что написать!

– Купить Вам и ручку, Ваше Преосвященство?

– Нет, только несколько перьев принеси. 

Затем, показав рукой на еловые ветви, сказал:

– Посмотри, сколько ручек дал мне Бог!

Затем духовник спросил его:

– А куда и когда принести Вам бумагу?

На что блаженный епископ ответил ему:

– Ты не думай об этом, Бог попечется обо всем!

Он снова спросил его:

– А хотите, я принесу Вам сухарей для пропитания?

– Мне ничего не надо, – отвечал епископ, – ибо у меня, по милости Божией, есть всё!

– Благословите меня, Ваше Преосвященство!

– Да благословит тебя Бог, отче, и прости меня!

И святой епископ Иоанн мгновенно исчез в лесной чаще.

Спустя месяц, купив бумагу и чернил, отец Феодул взял свой посох и котомку и, молясь о том, чтобы снова встретить епископа Иоанна, пошел через гору к монастырю Сихастрия. Когда дошел до Поляны Трапезы, епископ уже ждал его, не видя, с какой стороны он идет. Лицо у него было белое, светлое и излучало радость небесную, не свойственную обычным людям. В левой руке он держал четки, а правую приложил к груди, для сугубой молитвы.

Лицо у него было белое, светлое и излучало радость небесную, не свойственную обычным людям

Снова благословив его обеими руками, он поцеловал его в лоб и сказал:

– Отец Феодул, ты идешь в Сихастрию? Лучше возвращайся в Агапию, потому что отца Клеопы сегодня нет в Сихастрии, его вызвали в Нямецкий монастырь.

Тогда духовник сказал ему:

– Ваше Преосвященство, я принес Вам бумагу, чернила и несколько перьев, как Вы просили.

А блаженный епископ Иоанн ответил:

– Благодарю тебя, отец Феодул. Я знал, что ты найдешь все это! – и положил их в котомку, висевшую у него за спиной.

– Я принес Вам и еды: хлеб, плодов и немного вина.

– Бог да вознаградит твою любовь, отец Феодул, но мне ничего не надо. Бог печется обо мне! 

Затем блаженный епископ Иоанн сказал: 

– Отец Феодул, великую пользу приносит монаху пост. Знай, что у поста семь ступеней, то есть люди по способу питания делятся на семь типов, а именно:

1) мясоед, когда едят мясо всегда. Такие люди стоят на самой нижней ступени поста и, даже если иногда и воздерживаются от еды, никогда не могут возрастать в молитве;

2) лактовегетарианство, когда не едят мяса никогда, а питаются только молоком, сыром, яйцами и разными вареными овощами. Таковые стоят на второй ступени поста, на которой обычно находятся монастырские монахи и очень немногие миряне;

3) вегетарианство, когда питаются только зеленью и овощами, вареными и сырыми. Этот чин составляет третью ступень поста, и его придерживаются самые ревностные монастырские монахи.

Далее следуют самые суровые ступени поста, по которым обычно восходят монахи-исихасты и самые аскетичные отшельники.

4) Плодоядение, когда вкушают раз в день хлеб и сырые плоды и никогда не принимают другой пищи. Кто достиг этой ступени поста, тот с легкостью может властвовать над своим телом и мыслями и быстро возрастать на пути молитвы.

5) Зерноядение составляет пятую ступень поста. Этой ступени достигают монахи, особенно исихасты и пустынники, вкушающие раз в день только черный зерновой хлеб и размоченные зерна пшеницы, кукурузы, проса, чечевицы, бобов, гороха и т. д.

6) Сухоядение – шестая ступень монашеского поста, которой обычно достигают самые ревностные отшельники. Пребывающие в этом подвиге едят только хлебные сухари, размоченные в воде с солью и толикой уксуса, однажды в день и в меру. Так подвизались исихасты в долине Нила.

7) Божественная пища, или манна, – это последняя и самая высокая ступень монашеского поста, которой достигают лишь немногие аскеты после длительного подвижничества, будучи укрепляемы благодатью Святого Духа. Они довольствуются лишь Пречистыми Тайнами, то есть Телом и Кровью Христовой, которые принимают раз или два в неделю, не вкушая больше ничего, кроме воды. После тяжких искушений и трудов, по дару Божию, и я довольствуюсь только Пречистыми Тайнами и уже не чувствую ни голода, ни потребности в хлебе и овощах…

По дару Божию я довольствуюсь только Пречистыми Тайнами и уже не чувствую ни голода, ни потребности в хлебе и овощах

Затем отец Феодул спросил его:

– Ваше Преосвященство, а там, в лесу, где Вы обитаете, Вам не холодно зимой?

– Отец Феодул, я гражданин Карпатских пор, и Бог печется обо мне, ибо, где бы я ни находился, я не испытываю нужду ни в чем. Не чувствую ни зимней стужи, ни солнечного зноя, ни голода, ни жажды, никакой другой земной нужды!

– Ваше Преосвященство, – сказал духовник, – мне очень хотелось бы уйти в монастырь Сихастрия, чтобы быть с монахами [монастырь Агапия – девичий]. Там у меня было бы больше безмолвия и времени для молитвы.

А он мне ответил:

– Если ты был назначен митрополией в Агапию, то оказывай послушание, ибо ты был послан туда по воле и повелению Божию.

Затем, земно поклонившись ему и облобызав ему руку, он испросил у него благословения на путь, а святой Иоанн сказал ему:

– Господь наш Иисус Христос да благословит тебя, и прости!

И преподобный тотчас исчез.

Так расстался отец Феодул во второй раз с этим святым наших дней, который называл себя «гражданином Карпатских гор».

Прошел еще год, а об епископе Иоанне не было ничего известно. Летом 1946 года протосингел Феодул взял свою котомку и, втайне молясь, перешел горы в направлении к Сихастрии. Когда пришел на Поляну Трапезы, то же чудо произошло и в третий, но последний раз. На краешке поляны святой епископ Иоанн дожидался его с таким же светлым лицом и той же радостью и миром духовным. Когда он отдал ему должный земной поклон, блаженный епископ Иоанн сказал:

– Мне хотелось бы вернуться назад, на свою Родину, чтобы скончаться там! У нас ведь тоже хватает лесов…

Мне хотелось бы вернуться назад, на свою Родину, чтобы скончаться там!

А отец Феодул спросил его:

– Но как же Вы теперь пойдете туда, когда Россией правят атеисты и Церковь так гонима?

А святой Иоанн сказал ему:

– Верую Богу, что меня никто не увидит, ибо рука Божия покроет меня.

Услышав это, духовник Феодул весьма опечалился и заплакал. А дивный епископ Иоанн укрепил его в уповании и увещал заботиться о душах, вверенных ему в монастыре Агапия, говоря ему, что там его спасение. Затем, поклонившись ему земно, он испросил у него последнее благословение, и так они расстались. Епископ Иоанн пошел в сторону Сихлы, а отец Феодул продолжил свой путь в Сихастрию. После этого дня его больше никто не видел. Один лишь Бог знает, где ютился Его раб.

Спустя пять лет, то есть весной 1951 года, Бог снова явил святого епископа Иоанна следующим образом. Брат Штефан Жунку пас овец монастыря Сихастрия в лесу и вдруг заметил дивную вещь. Собаки перестали лаять, а овцы собрались вокруг неизвестного старого пустынника. То был блаженный епископ Иоанн. Затем брат услышал слова исихаста:

– Чем же я согрешил нынче пред Богом, что показался людям? 

Затем сказал брату, пасшему овец: 

– Брат Штефан, иди сюда и не бойся! Знаю, что ты исповедуешься у отца настоятеля Иоиля, но прошу тебя, не говори ни ему на Исповеди, ни кому-нибудь другому, что встретился со мной сегодня!

И святой Иоанн тут же исчез в лесу.

Брат Штефан хранил эту тайну только неделю, ибо на Исповеди открыл старцу Иоилю, как он встретился с этим святым исихастом. Старец, услышав об этом, тут же пошел с игуменом Виссарионом, настоятелем Сихлы, и они целую неделю обходили лесные тропинки и пустынные места в надежде увидеть святого епископа. 

Еще через месяц блаженный епископ Иоанн встретил в лесу брата Штефана с овцами и сказал:

– Брат Штефан, я просил тебя кое о чем, когда мы виделись в лесу, а ты этого не исполнил. Знай, что скоро ты уйдешь в армию и назад больше не вернешься. 

Это пророчество святого Иоанна исполнилось в точности, ибо, отслужив в армии, он женился и остался в миру.

После 1951 года больше ничего не было известно об этом великом и святом епископе Иоанне, и мы не можем знать, вернулся ли он на свою Родину, как хотел, или опочил в лесных дебрях Сихлских гор, где веками подвизались и освящались сотни блаженных подвижников и подвижниц, самой известной из которых остается преподобная Феодора Сихлская. 

Перевела Зинаида Пейкова


[1] Из книги: Архимандрит Иоанникий (Бэлан). Румынский патерик [Arhimandrit Ioanichie Bălan. Patericul Românesc. Ediția a VI-a. Editura Mănăstirea Sihăstria, 2011].

[2]Отец Феодул был родом из Молдавии и знал русский язык.

[3]Отец Клеопа совсем недолго пробыл настоятелем Сихастрии, начались гонения, и ему долгие годы приходилось скрываться в непроходимых лесах.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить