Румынский патерик. Творить сердечную молитву

Архимандрит Елевферий (Михаил)

1 (50).jpg
Архимандрит Елевферий (Михаил)

Благоговейный архимандрит Елевферий родился на юге Добруджи в семье набожных арумын [1]. В полагающемся возрасте женился. Однако супруга его умерла в младых летах, и он оставил все земное и поступил в братство монастыря Балачиу уезда Яломица.

В 1933 году принял монашеский постриг с наречением имени Елевферий. Затем в 1938 году был рукоположен во иеродиакона, потом – во иеромонаха и наречен настоятелем монастыря Дервент в уезде Констанца, которым управлял с великой мудростью более 20 лет, воспитав за это время множество учеников.

В 1959–1969 годах был извержен безбожной властью из монашеской жизни. Осенью 1969 года был наречен чередным священником и духовником монастыря Агапия Веке.

Ревнуя о Христе, он всех превосходил постом, воздержанием, подвижничеством, келейным правилом, смирением и милостыней. В течение 16 лет почти каждый день совершал Святую Литургию и все прочие богослужения, а в свободное время исповедовал, окормлял монахинь и мирян, увещая их во всем исполнять волю Божию. Все, что делал, он делал с великой любовью к Богу и людям, ни от кого ничего не принимая в вознаграждение. Если же вынуждали что-нибудь взять, он в тот же день все раздавал нищим. Так он стал знаменитым в тех краях духовником, имевшим множество духовных чад.

Будучи великим постником и молитвенником о людях, он питался только обычной пищей пустынников и втайне подвизался, превосходя своими подвигами многих монахов и духовников. В те времена немногие были преисполнены ревности и радости служить Святую Литургию каждый день, как архимандрит Елевферий.

2 (46).jpg
Монастырь Агапия Веке

Еще у него имелся дар исцеления телесных болезней, полученный с юных лет, и многих больных ему удавалось излечивать молитвой, постом и травами, без медикаментов. Однако всех больных, приходивших к нему, он сначала соборовал освященным елеем, затем поминал на Святой Литургии и лишь потом рекомендовал им природное лечение.

В 1985 году он удалился в братство монастыря Секу, где продолжил тот же подвиг, который нес с юных лет. Затем, почувствовав приближение кончины жизни, возвратился в монастырь Дервент и 10 мая 1990 года с миром предал душу свою в руки Христа.

Упокой, Господи, в мире усопшего раба Твоего архимандрита Елевферия.

Протосингел Каллиник (Кэрэван)

Жизнь

Приснопамятный духовник Каллиник родился в селе Владимир уезда Горж и в 1925 году поступил в монастырь Фрэсиней, где и принял постриг. В 1930 году был направлен в обитель Лайнич. В 1935 году рукоположен в иеромонаха и с этой минуты славил Бога день и ночь, совершая святые богослужения со всецелым благоговением и окормляя монахов и мирян на пути покаяния и смирения.

3. превью.jpg
Протосингел Каллиник (Кэрэван)

Монахом он был благоговейным, молчаливым, кротким и смиренным и с юных лет стяжал сердечную молитву, которую творил непрестанно. И учеников своих увещал навыкнуть этому Божественному деланию.

В 1951 году скончался игумен Виссарион (Тоя), и протосингел Каллиник был наречен вместо него настоятелем. Управлял собором этой святой обители в течение 22 лет, до 1974 года. За это время взрастил многочисленных духовных чад и духовно обновил монастырь Лайнич.

Самой важной добродетелью протосингела Каллиника была непрестанная сердечная молитва, которую он стяжал по благодати Духа Святого и которая вносила в его душу полноту мира и радости.

Достигнув возраста, возвещенного пророком Давидом, он в 85 лет благословил своих учеников и с миром переселился в покой Христов.

Дела и изречения

Ученики просили у отца Каллиника слова на пользу души. А он сказал им:

– Молчите все время, молитесь много, как можно больше, не собирайте имущества на земле, любите храм и людей и держите ум свой обращенным к Богу.

Затем его спросили о монашеском молитвенном правиле.

– Не пропускайте богослужений в церкви, в келье читайте Псалтирь, акафист и молебен Пресвятой Богородице, а умную и сердечную молитву творите все время, днем и ночью. И если будете жить в любви и оказывать послушание, думаю, вы спасетесь. Ибо смиренные, кроткие и послушливые спасаются непременно и легче всего.

Смиренные, кроткие и послушливые спасаются непременно и легче всего

Его снова спросили:

– Как могут спастись в наши дни монахи и миряне?

– В основании нашего, монахов, спасения лежит послушание, а у мирян – милостыня и деторождение. Но к послушанию нам надо добавить как непрестанную молитву, так и смирение, ибо без этих трех добродетелей никто спастись не может.

Спросили его отцы, доволен ли он в монашеской жизни.

– Я недоволен собой, потому что провел жизнь больше так, как сам хотел, а не как следовало бы и как обещался. Отныне же не хочу больше ничего, как только пребывать с Богом в сердце моем, пока не предам душу свою в Его руки, ибо большего, чем это, богатства нет на земле. Попечение Марфы пусть остается тем, кто помоложе, я же хочу следовать за Христом, как Мария.

Его снова спросили:

– Как могут монахи помочь мирянам в спасении?

– Они больше всего могут помочь им молитвой, духовными советами, милостыней и своей чистой жизнью. Ибо зря мы даем советы языком, если соблазняем мирян своими делами.

Был снова спрошен, боится ли он смертного часа и суда.

– Боюсь, потому что не творил добра, которое надо было творить пред Богом. Но знаю одно, что изо всех сил подвизался исполнять свои монашеские обязанности. Но только не всякая борьба увенчивается и вознаграждается.

4 (28).jpg
Могила протосингела
Каллиника (Кэрэвана)

Ученики спросили его о духовных радостях, бывших у него в жизни.

– Самую большую радость в монастыре мне доставляли безмолвная жизнь и усердная молитва. Моим самым большим желанием было навыкнуть сердечной молитве, но ее дает только благодать Божия. Когда был настоятелем, меня сильно рассеивали монастырские попечения, так что даже помолиться и регулярно ходить в храм не было времени.

Но однажды я уединился в келье на нашем метохе[2] и стал там много поститься, очень мало спать и усердно молиться, с подвигами и земными поклонами, день и ночь творя молитву «Господи Иисусе…». Только поздним вечером вкушал немного хлеба и чашу воды. Но спустя два дня так и не ощущал сладости молитвы. 

Однако на третий день Бог сжалился надо мной. Я внезапно испытал великую радость, радость небесную, которая хлынула в мою душу. Слезы потекли у меня из глаз не останавливаясь, и священный мир объял все мое существо. Спустя какое-то время я пришел в себя и только тогда понял, что это и есть истинный путь, ведущий к той пламенной молитве, о которой говорят святые отцы.

Самую большую радость мне доставляли безмолвная жизнь и усердная молитва

Итак, молитва, много молитвы и еще раз молитва! С тех пор как вкусил сладость молитвы Иисусовой, я ее больше не оставлял. Молитвой преодолевал все тяготы жизни. Молитвой обретал терпение, кротость и покой души, который так дорог.

Перевела с румынского Зинаида Пейкова

Из книги Patericul Românescн


[1] Арумыны – народ, проживающий в южной части Балкан и говорящий на языке, близком к румынскому.

[2] Метох (метохий, греч. μετόχιον или μετόχι) – в Византии и на Балканах небольшой монастырь (или церковь), подчиненный более крупному монастырю и представляющий хозяйство этого монастыря. Метох может располагаться как в городе, так и в сельской местности.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить