Самоотверженная келейница священномученика Серафима (Чичагова)

…Ты же, преподобномученице Севастиано/ Христа яко Небеснаго Жениха возлюбивши,/ вся красная мира оставила еси/ и смерть мученическую прияла еси./ Ныне же с лики мудрых дев предстоиши одесную Христа,// молящи спастися душам нашим. (Стихира на «Господи, воззвах» из службы общей преподобномученице Российстей ХХ века единей).

Насельницы Воскресенско-Феодоровского монастыря.jpg
Насельницы Воскресенско-Феодоровского монастыря

1872 год, Нижегородская губерния, село Старо-Иванцево… В крестьянской семье Харитона Никитича и Минодоры Абрамовны родилась девочка Стефанида. В 20-летнем возрасте юная душа пожелала оставить мирские попечения, поступив в Воскресенско-Феодоровский женский монастырь (ныне мужской) в далекой Ивановской глубинке. Обитель чудом сохранилась для будущих поколений, а особенно ее главное сокровище – Успенский собор.

Монастырь в поселке Воскресенское-Сергеево был основан трудами боярыни Александры Николаевны Шубиной и горячими молитвами первых насельниц.

В монастыре Стефанида проходила послушание на кухне, готовила она замечательно. В 30  лет сестру Стефаниду облекли в рясофор.

В 20-летнем возрасте юная душа пожелала оставить мирские попечения, поступив в Воскресенско-Феодоровский женский монастырь

Тем временем по инициативе ОГПУ «вредные» архиереи должны были покидать Москву. Одним из таких гонимых митрополитов оказался Серафим (Чичагов), на несколько лет владыка обрел свое пристанище в Воскресенско-Феодоровском женском монастыре, куда прибыл с дочерью. Настоятельница, игумения Арсения, приняла опального митрополита и благословила ему в помощницы Стефаниду (Агееву-Зуеву) и Веру (Втюрину).

Это было весьма счастливое время для насельниц монастыря: владыка Серафим духовно укреплял сестер, читал им вторую часть «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», совершал воскресные и праздничные богослужения, много внимания уделял монастырскому хору.

Послушница Стефанида была келейницей владыки Серафима все то время, пока он был в обители, а в 72 года он получил назначение на Санкт-Петербургскую кафедру. К тому времени Стефанида была пострижена в мантию с именем Севастиана, и матушка Арсения отпустила ее и вторую келейницу Веру помогать митрополиту Серафиму. Так начался многотрудный путь преподобномученицы Севастианы и монахини Веры: сестры следовали за владыкой до конца его дней.

Митрополит Серафим с родными и келейницей Верой на даче в Удельной, 1936 г..jpg
Митрополит Серафим с родными и
келейницей Верой на даче в Удельной, 1936 г.

Пять с половиной лет они пребывали в Ленинграде, с увольнением митрополита Серафима за штат все отправились в Москву, где какое-то время жили в резиденции митрополита Сергия близ Богоявленского Елоховского собора, после – в поселке Малаховка (ныне городской округ Люберцы), где священномученик снимал две комнаты у еврейской семьи. Последним прибежищем митрополита и его преданных келейниц Севастианы и Веры стал частный дом в подмосковном поселке Удельная.

Милосердные скитальцы помогали заключенному архимандриту Никандру, воспитаннику митрополита Серафима, и другим ссыльным.

30 ноября 1937 года прикованного к кровати старца арестовали, на носилках вынесли из дома и на «черном вороне» отвезли в Таганскую тюрьму. Через десять дней арестовали его келейницу Веру. Мать Севастиана, горевшая исповедничеством, не получив ордер на арест, добровольно последовала за сестрой во Христе. Самостоятельно прибыв в НКВД, она выразила желание разделить участь матери Веры и проходить по делу митрополита Серафима (Чичагова).

В тот же день состоялся допрос, монахиня Севастиана не назвала ни одного имени и держалась чрезвычайно стойко: «Советскую власть я не признаю и считаю ее властью антихриста, посланную Богом в наказание народу за его грехи, о чем я говорила и другим».

Не получив ордер на арест, она добровольно последовала за сестрой во Христе
Нафталий Аронович Френкель, начальник строительства, осматривает работы..jpg
Начальник строительства
Нафталий Френкель осматривает работы

Преподобномученица Севастиана была неграмотной и поставила отпечаток большого пальца правой руки под протоколом. Тройка НКВД приговорила мученицу к восьми годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Так исповедница оказалась в БАМЛаге. Труд заключенных использовался на различных работах, но большая часть была задействована в строительстве легендарной Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Начальником управления строительства БАМа Политбюро назначило Нафталия Ароновича Френкеля, который, будучи заключенным Соловецкого лагеря, подкинул Сталину идею о системе эксплуатации заключенных и помогал в ее реализации.

Непосильная работа, нечеловеческие условия, недоедание уносили жизни множества истощенных и измученных людей. Начальников лагерей ГУЛАГа обязывали не выдавать справки родственникам умерших узников: они не должны были знать, что заключенные умирают от голода.

Матушка Севастиана донесла свой крест и скончалась в лагере 11 июля 1938 года, место погребения ее неизвестно. Мать Вера после пятилетнего заключения вышла на свободу, скончалась в 1961 году.

Так прошла свой жизненный путь агница Христова Севастиана, до нас фотографий подвижницы не дошло, но она почитается в Соборе Иваново-Вознесенских святых, на иконе Собора в 4-ом ряду справа изображен ее честный лик. В день памяти прмц. Севастианы в Воскресенско-Феодоровском мужском монастыре совершается праздничное богослужение.

Икона Собора Иваново-Вознесенских святых..jpg
Икона Собора Иваново-Вознесенских святых
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить