Спеть на своем месте +АУДИО

Проповедь в день памяти преподобного Иоанна Кукузеля

Фото 1.jpg

Спеть на своем месте. Проповедь иеромонаха Спиридона (Дороша) (Продолжительность 00:09:01 мин, размер 12,3 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Предание Церкви сохранило имена трех святых песнописцев, которым являлась Пресвятая Богородица: преподобные Иоанн Дамаскин и сегодня празднуемые Роман Сладкопевец и Иоанн Кукузель.

Иоанн Кукузель, болгарин, родился в конце XIII века. Поступил в константинопольскую придворную школу, где по прекрасному голосу и другим дарованиям обратил на себя внимание императора и двора и стал любимым придворным певцом. Его осыпали почестями и лелеяли за трогательное пение, но сердце Иоанна томилось скорбью и пренебрежением ко всем удовольствиям. Когда юноша узнал, что император хочет принудить его к браку, он решил сбежать из столицы в отдаленную пустыню и ждал подходящего случая.

Бог видел чистоту его намерений и Сам поспешил их исполнить. Как-то в столицу с Афона прибыл игумен Великой Лавры. Иоанн, встретив старца, обрадовался и открыл свои намерения уйти из столицы. Игумен одобрил его мысли и благословил. Иоанн, переодевшись в бедную одежду, примкнул к свите игумена и отправился на Афон. Там он представился простолюдином, пастухом и попросился в братию. Лавра как раз нуждалась в пастухе, и братия с радостью приняла его. Юношу постригли в монашеский образ и отправили пастушить на горных пастбищах. В глубине святогорской пустыни любимым занятием Иоанна были богомыслие и молитва.

Фото 2.jpg.png

Между тем император, узнав о бегстве любимца, послал на его поиски даже в отдаленные места. Но Иоанн, покрываемый Богом, остался в неизвестности, несмотря на то, что его искали и на Афоне, и в Лавре. Спокойно текли дни и годы.

Однажды, сидя при пасшемся стаде, Иоанн переносился мыслями в прошлое, и сердце его трепетало живой признательностью к Богу и Всепетой Его Матери за их Промысл о нем. Думая, что никого вокруг нет, Иоанн начал петь, как бывало раньше, божественные гимны. Его ангельский голос далеко несся в пустынных высотах Афона. Один пустынник, живший в трещине скалы, слушая пение Иоанна, был растроган до слез, не понимая, откуда в дикой местности взялся такой ангельский голос. Он заметил, что даже животные не паслись, а собрались вокруг пастуха, слушая пение.

Пустынник отправился в Лавру и сообщил игумену о дивном пастухе. Юноше пришлось открыться, что он придворный песнопевец. По слезной просьбе Иоанна его оставили при прежнем пастушеском послушании, но игумен, боясь гнева императора, отправился ко двору.

Встретившись с государем, игумен просил его, чтобы тот исполнил его отеческую просьбу, – подарил ему одного из своих подданных. Император, услышав рассказ об Иоанне, прослезился, но услышав, что он уже принял постриг, решил его отпустить.

С той поры Иоанн остался спокоен. В воскресные дни и праздники он приходил на богослужения и пел на клиросе среди других певцов. Как-то после бдения, пропев акафист, он сел в стасидию напротив иконы Богородицы и погрузился в легкий сон. В сиянии небесного света перед ним явилась Богоматерь и обратилась к преподобному: «Радуйся, Иоанн! Пой и не переставай петь, Я за это не оставлю тебя». При этих словах Она положила в руку Иоанна золотую монету и стала невидима.

Перед ним явилась Богоматерь и обратилась к преподобному: «Радуйся, Иоанн! Пой и не переставай петь, Я за это не оставлю тебя»

Проснувшись, Иоанн действительно обнаружил в руке золотую монету, заплакал и благословил неизреченную милость к нему. Монету привесили к иконе Богородицы, и от нее совершались чудеса. С тех пор преподобный еще усерднее проходил свое клиросное послушание и проводил свои дни в изумительных подвигах созерцательной жизни.

Иоанну Кукузелю приписывают усовершенствование некоторых певческих книг, участие в создании новой нотации. Его певческое мелодическое наследие – одно из самых обширных в византийской традиции, множество песнопений подписаны его именем.

Его певческое мелодическое наследие одно из самых обширных в византийской традиции

Сбежав из столицы, Иоанн поступил по вере, но в пустыни талант его стал сокрытым. Поэтому и Богородица является ему и говорит: «Пой и не переставай петь, Я за это не оставлю тебя», уверяя преподобного, что это дар Божий и его нужно приумножать. И подаренная златница является образом этого. Служить Богу тем талантом, который мы получили, – это самый главный подвиг каждого из нас.

Талант, данный Богом, задает человеку цель земной жизни, в которой он может осуществиться. Это не значит, что, если я не проявлюсь в таланте, данном Богом, я вообще не осуществлюсь и буду бесполезен, нет. Но наиболее полно я проявлю себя и принесу миру пользу именно своим талантом.

Святой Иоанн Кукузель мог бы остаться при дворе, стать хорошим семьянином, политиком, при своем влиянии, но тогда наши богослужения не обогатились бы тем, чем они обогатились. И Царица Небесная подтвердила это, сказав Иоанну служить тем даром, который он получил.

Фото 3.JPG

Может казаться, что трудно понять, какие у нас таланты, какой на первом месте, но каждый из нас знает, что у нас получается лучше всего, что нам больше всего нравится делать, чем мы можем принести бо́льшую пользу. Наша задача – уловить этот талант, эту одну из целей земной жизни, развиться в этом даре и реализовывать себя.

Наша задача – уловить свой талант, эту одну из целей земной жизни, и развиться в этом даре

У святителя Луки Крымского с детства была страсть к рисованию. Одновременно с гимназией он окончил Киевскую художественную школу, в которой проявил немалые художественные способности и даже участвовал в одной из передвижных выставок. Влечение к живописи было настолько сильным, что по окончании гимназии он решил поступать в Санкт-Петербургскую академию художеств. Но во время вступительных экзаменов им овладело тяжкое сомнение, тот ли путь он выбирает. Недолго поколебавшись, святитель Лука решает, что обязан заниматься тем, что полезно для страдающих людей. Имея отвращение к естественным наукам, он перебарывает себя и через год поступает на медицинский факультет. Учеба поначалу давалась с трудом, но в сердце что-то переключилось, и проснулась страстная любовь к медицине и ее понимание. И мы знаем святителя Луку как талантливого врача, врача от Бога. Но и его талант художника пригодился на новом поприще, в том числе в его научных трудах по медицине.

Был ли талант медика природным талантам или приобретенным? Раз он привел к святости, значит, он был от Бога.

Мы часто устремляемся к целям, поставленным не для нас, и, наоборот, не стремимся к целям, нам предназначенным. В глиняный чайник можно налить воду, молоко, бульон. Но лучшая польза будет, если мы в нем заварим чай, еще и конкретный, для этого типа чайников. Именно на это и рассчитывали создатели, тщательно разрабатывая форму, размер, подбирая материал. Лучший результат будет, если мы наполним чайник соответствующим содержанием. Так же и у нашей жизни есть лучшее содержание. Качество ее зависит от содержания, которым мы ее наполним. Мастер чайника рад, когда покупатель оценил его работу и она выполняет свое назначение на 100%. Так же и Бог рад, когда человек узнал и ценит Его дары и таланты и пользуется ими.

Мы устремляемся к целям, поставленным не для нас и, наоборот, не стремимся к целям нам предназначенным

У Бога в мире ведь все еще и взаимосвязано, как на предприятии, на заводе: у каждого – своя должность, свои обязанности. И от того, насколько каждый занят своим делом, зависит и общий результат. Необходимо задаться вопросом: «Что именно Бог хочет лично от меня?» В таком случае, когда человек выходит на собственный жизненный путь, он смотрит на него, как на дело Божие, порученное именно ему.

Что именно Бог хочет лично от меня?

И ведь нам хочется реализовать себя. Каждый из нас имеет тягу к самосовершенствованию. Нам хочется расти, хочется работать на любимой работе, которая поможет приумножать наши таланты. Но мы часто сдерживаем свои лучшие порывы, мы ленимся, завидуем чужим достижениям, но боимся сами быть святыми, боимся открыть и разрабатывать свой талант, боимся стать лучшими, такими, какими нас задумал Бог.

Фото 4.JPG

В психологии есть такое понятие, как комплекс Ионы – бегство от своего предназначения, зарывание своих талантов в землю, мы пытаемся избежать ответственности, которую возлагает на нас Бог, наша природа, духовная природа. Мы часто прячемся за ложным смирением, не признаем своих даров, не признаем возможности их применения. Мы можем скрываться за семьей, за занятостью, за работой, которая уже есть, за болезнями, за разными обстоятельствами, даже за благовидными. Мы находим кучу причин, чтобы не быть собой. Нам часто легче броситься в это всё, как пророк Иона в море, лишь бы не идти к себе, к своему предназначению. Но совесть, неотделимая от нас, всегда будет свербеть и не даст нам получить полноценное счастье, которое мы могли бы иметь на своем месте.

Каждый из нас может добиться в своей жизни большего. В каждом из нас есть еще не реализованные, не приумноженные, а у кого-то и еще не раскрытые таланты. И каждому Бог дает спеть на своем месте, своим делом. Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить