Священномученик Климент – покровитель русского народа

8 декабря Церковь чтит память священномученика Климента, папы Римского. Этот святой был очень почитаем в Древней Руси, а его мощи стали первой святыней Русской Церкви. Читая житие священномученика Климента, будто открываешь неизвестные страницы Деяний апостольских, а побывав на месте его мученического подвига, ощущаешь, что прикоснулся к истории первохристианских времен.

Скульптура Святого Климента

Мы выезжаем из Севастополя. Городские кварталы и частный сектор остаются позади. Вдали уже виднеются белые известняковые горы. Мы едем в Инкерман – пригород Севастополя, древнего Херсонеса, где в I веке от Рождества Христова, работая в каменоломнях, отбывал ссылку священномученик Климент, папа Римский. С VIII века там находится Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь. Мы едем туда и дорогой вспоминаем житие священномученика Климента.

***

Вход в монастырь

В Риме жил богатый и знатный человек по имени Фавст. У него была жена Матфидия и трое сыновей – отроки-близнецы Фавстин и Фавстиниан и младенец Климент. Был у Фавста и брат. Прельстившись красотой Матфидии, он просьбами и угрозами стал склонять ее ко греху. Будучи верной и благочестивой женщиной и не желая открыто обличить брата своего мужа, Матфидия решила, что ей будет лучше на время удалиться из Рима. Однажды она сказала мужу, что во сне ей было откровение, чтобы она с близнецами на десять лет ушла из Рима, иначе их постигнет смерть. Римляне верили снам, поэтому Фавст решил, что лучше на время разлучиться с женой и старшими сыновьями, чем совсем потерять их. Он снарядил корабль и в сопровождении рабов отправил Матфидию с близнецами в Афины.

Когда они плыли по морю, разразилась страшная буря, корабль был разбит и пошел ко дну, и почти все его пассажиры погибли. Матфидию же волнами выбросило на остров. Будучи уверенной, что ее дети погибли, она горько плакала и даже хотела броситься в море, но местные жители сжалились над ней, и одна вдова взяла ее в свой дом.

Близнецы Фавстин и Фавстиниан не погибли. Они были выброшены на берег, где их подобрали морские разбойники и вскоре продали одной женщине, Иусте. Она воспитала их как родных и дала им хорошее образование. Однажды они услышали проповедь о Христе и, крестившись, последовали за апостолом Петром.

А Фавст, живя в Риме с младшим сыном Климентом, ничего не знал о том, что случилось с его женой и старшими детьми. В течение долгого времени не получая от них вестей, он послал в Афины рабов, чтобы узнать, как поживают его жена и дети. Вернувшись из Афин, рабы сообщили, что не смогли найти даже следов своей госпожи, она вместе с детьми исчезла. Оставив Климента на попечение верных рабов, Фавст сам отправился искать любимую жену и старших сыновей. Он обошел чуть ли не всю землю, но так и не смог их найти. Он был в отчаянии и не хотел возвращаться в свой богатый дом, не желая наслаждаться благами жизни без супруги. Ведя жизнь нищего отшельника, Фавст скитался по всему свету, никому не говоря о том, кто он.

Так прошли годы. Климент вырос. Богатый и прекрасно образованный, он не находил радости в жизни. Думая, что все его родные погибли, он начал задумываться и о собственной смерти, о том, есть ли другая жизнь, кроме этой. Однажды он услышал о Христе. Это было первое, что обрадовало его за долгие годы. Сердце Климента возгорелось желанием больше узнать о Нем, и он решил отправиться на корабле в Иудею. Когда Климент уже был в пути, на море поднялась буря, и корабль отнесло к берегам Александрии. Там Климент встретил апостола Варнаву и с великой радостью слушал его проповедь о Христе. Затем он отправился в Кесарию, где нашел апостола Петра. Климент принял от него крещение и последовал за ним вместе с прочими учениками, среди которых были и его родные братья Фавстин и Фавстиниан. Конечно, они не узнали друг друга, ведь расстались, будучи еще детьми.

Богатый и прекрасно образованный, Климент не находил радости в жизни

Апостол Петр, направляясь в Сирию, послал Фавстина и Фавстиниана вперед, а Климента оставил с собой и, пока они плыли, попросил его рассказать о своем происхождении. Климент поведал апостолу свою печальную историю.

Тем временем их корабль пристал к одному острову. Сойдя на берег, апостол Петр увидел у городских ворот старицу. Уразумев Духом, что эта женщина чужестранка, апостол подошел к ней и спросил, кто она и откуда. Вздыхая, женщина рассказала ему о себе. Из разговора Петр понял, что это мать Климента. 

– Я знаю твоего младшего сына Климента. Он здесь, – сказал апостол и повел ее за собой. 

Увидев сына, Матфидия тотчас узнала его и, рыдая, упала ему на грудь. Апостол объяснил удивленному Клименту, что это его мать, и тогда мать и сын обнялись и долго плакали вместе. И, взяв ее на корабль, они поплыли дальше. 

Вскоре они сошли с корабля и продолжили свой путь по суше. В Лаодикии их встретили Фавстин и Фавстиниан и спросили Климента, кто эта женщина, которая находится при них.

Климент рассказал, что это его мать, которая 24 года назад уплыла на корабле вместе с двумя его братьями, близнецами, и которую он считал погибшей. Услышав это, Фавстин и Фавстиниан поняли, что Климент – их брат, а та женщина – их мать, и бросились обнимать и целовать их. Со слезами они благодарили Бога за Его всеблагой Промысл и печалились лишь о том, что ничего не известно об их отце.

Со слезами они благодарили Бога за Его всеблагой Промысл

Утром апостол Петр крестил Матфидию и, послав ее с сыновьями вперед, сам пошел другой дорогой. На пути ему встретился благообразный бедно одетый седой человек. Поприветствовав Петра, он сказал: 

– Я видел тебя молящимся и ждал здесь, чтобы сказать, что ты напрасно себя утруждаешь, потому что никакого Бога нет. Если бы был Бог, Он бы услышал плачущих, внял бы молитвам их. Если бы был Бог, то услышал бы меня, ибо двадцать лет я нахожусь в великой печали. Я молился всем богам и много жертв принес им, но ни один не услышал меня, и весь труд мой был напрасен. 

– Потому ты и не был услышан, – отвечал ему апостол, – что молился богам суетным и ложным, а не Единому Истинному Богу, в Которого мы веруем и Которому молимся. 

Беседуя с этим человеком, Петр понял, что говорит с мужем Матфидии и отцом Климента и его братьев. Апостол велел тому человеку следовать за ним, ибо Истинный Бог явит ему Свое чудо.

Апостол привел его к Матфидии, и они сразу узнали друг друга, дети узнали отца, а отец – детей, и все они, обнявшись и плача, благодарили Бога. Затем Фавст, припав к ногам апостола Петра, просил его о крещении, и апостол крестил его.

Фавст и Матфидия провели остаток жизни в глубоком благочестии, творя милостыню, а перед смертью все свое имение раздали нищим. Дети их подвизались в учении апостольском, особенно Климент – он был неизменным спутником апостола Петра в его путешествиях. Климент стал ревностным проповедником учения Христова. За это апостол Петр рукоположил его во епископа. Климент стал четвертым епископом Рима, возглавив кафедру в тяжелое время начавшихся гонений. Неустанно проповедуя Христа, Которого он возлюбил всем сердцем с юности, он обратил к вере в Истинного Бога многих римлян. Власти был неугоден такой активный проповедник христианского учения, и по приказу императора Траяна его сослали в каменоломни, располагавшиеся близ Херсонеса. 

Развалины крепости Каламита

Постояв немного в пробке, мы наконец добрались до Инкермана. Направляясь к монастырю, мы, вероятно, повернули не туда, потому что оказались на покрытой белой пылью горной дороге. Цивилизация внезапно кончилась, началась каменистая тропа, идущая вдоль известняковой скалы, которую мерно бурила специальная машина. Я подумала, что почти две тысячи лет назад то же самое делали сосланные сюда со всех концов Римской империи христиане, только делали они это вручную под палящим солнцем. Глядя в окно, я думала также о том, что, наверное, такой и увидел эту землю сосланный сюда епископ Климент: кольцо светло-серых скал, редкая степная растительность и бледное южное небо. 

Мы медленно ехали вперед, пока не оказались на вершине карьера. Выйдя из машины и заглянув вниз, мы увидели его – озеро святого Климента, чудо этого дивного угодника Божия, которое можно увидеть и в наши дни.

Озеро святого Климента – чудо дивного угодника Божия, которое можно увидеть в наши дни

Прибыв в Херсонес, епископ Климент обнаружил здесь более двух тысяч христиан, осужденных работать в тяжелых условиях без воды. Он предложил всем вместе помолиться Богу об их нужде, и во время их молитвы Господь явился епископу в виде Агнца и указал место, где следует искать воду. Взяв маленькую лопатку, святой начал копать в указанном месте, и вскоре им открылся источник чистой воды. (В монастыре мы увидим барельеф с изображением этого события.) Чудо привлекло к святителю множество людей из окрестных селений, и, приходя к нему и слушая его поучения, многие крестились, даже до 500 человек в день. 

В 1970-е годы недалеко от монастыря начали разрабатывать карьер, снимая целые слои известняка. Разработка горных пород в непосредственной близости от монастырского пещерного комплекса могла стереть с лица земли сам монастырь, ведь карьер планировалось расширять и дальше. Постепенно приближаясь к скале, в которой вырублены монастырские храмы, рабочие задели водную артерию, снабжавшую источник святого Климента, и вода из него заполнила этот карьер по добыче инкерманского камня. Разработки остановили. Так вместо источника образовалось озеро, названное в народе озером святого Климента. В I веке святитель по указанию Божию открыл источник воды, чтобы спасти людей от гибели, а в недалеком прошлом воды этого источника спасли от уничтожения монастырь, названный в честь этого дивного святого.

Монастырь возник на этом месте в VIII веке. Сюда бежали византийские монахи и священники, спасаясь от еретиков-иконоборцев. Монастырь существовал под защитой древней крепости Каламита, развалины которой и сегодня можно увидеть на Монастырском плато. После завоевания турками Крыма в 1475 году крепость была перестроена и получила название Инкерман, что означает «пещерная крепость». Во время турецкого владычества монастырь начал постепенно приходить в упадок. В 1850 году после присоединения Крыма к России монастырь был восстановлен и получил двойное название – по названию города и в честь святого Климента. 

Озеро Святого Климента

C 1924 года храмы монастыря начали закрывать. В 1931 году богослужения прекратились и в пещерных храмах, и монастырь был закрыт окончательно. После закрытия обители в ней остались только ее настоятель отец Венедикт и два 85-летних старца. 

В 1991 году трудами настоятеля архимандрита Августина (Половецкого), братии и мирян началось постепенное возрождение обители, были восстановлены храмы и келейные корпуса. Сейчас в монастыре действуют три пещерных храма (и они являются самыми древними действующими пещерными храмами на территории России), а также два наземных храма: в честь великомученика и целителя Пантелеимона, построенный в 1895 году в память о спасении царской семьи в железнодорожной катастрофе, и во имя Святой Троицы.

***

Местные жители у озера подсказали нам, как попасть в монастырь. И вот мы входим в каменную арку его ворот. Недалеко от входа нас встречает скульптура священномученика Климента, сделанная из инкерманского камня. Рядом в стене кран, из которого больше не течет вода, – здесь был источник святого Климента. Если пойти налево, то мы найдем небольшое кладбище со старинными и относительно недавними захоронениями, а дальше выйдем к пещерам, которые использовали в качестве келий первые монахи этого монастыря. Повернув направо, мы увидим лаконичный Троицкий храм, где находится частица мощей священномученика Климента. Дальше, пройдя через каменную арку, увенчанную куполом и крестом, мы попадаем в дивное место – чудесный сад, над которым нависает скала. Именно в ней находятся пещерные монастырские храмы святого апостола Андрея Первозванного, священномученика Климента и святителя Мартина Исповедника (римского епископа, сосланного в каменоломни близ Херсонеса и умершего здесь в 655 году). Над входом в пещерный храмовый комплекс расположен барельеф с изображением трех этих святых.

Барельеф над входом
в пещерные храмы

Мы поднимаемся по вырубленным в скале ступеням, стертым за прошедшие века до блеска, и перед входом в храмы видим костницу – явление для русских монастырей редкое, если не уникальное. За стеклом в специальной нише в скале покоятся черепа монахов, живших много веков назад. На стекле надпись: «Мы были такими, как вы. Вы будете такими, как мы». Костницы часто можно увидеть в греческих монастырях. Они призваны напомнить монахам и паломникам о бренности и скоротечности человеческой жизни, чтобы те с еще большим усердием обратились к служению Богу и покаянию.

Попадая в эти маленькие пещерные храмы, чувствуешь необычайное волнение. Здесь, в этом самом месте, уже в I веке от Рождества Христова славили и воспевали Бога. Здесь росла и укреплялась будущая Русская Церковь. Отсюда тянется та самая ниточка, которая связывает нашу страну с историей Древней Церкви. Лично знавший апостола Петра служил и проповедовал здесь. 

И в ссылке епископ Климент продолжал проповедовать и священнодействовать. Он прибыл в Херсонес в 90-е годы I века, через 30 лет после проповеди здесь апостола Андрея Первозванного, и продолжил его дело. Обратив многих из местного языческого населения, епископ Климент окормлял их и сосланных сюда христиан. В одной из скал каторжане вместе со святителем вырубили помещение, ставшее для их общины храмом. Здесь они тайно собирались, чтобы принять участие в божественной службе и послушать поучения епископа. 

Костница – явление для русских монастырей редкое, если не уникальное

Так продолжалось несколько лет. Число верующих в окрестностях настолько увеличилось, что все языческие идолы были разбиты, и вокруг появлялись только новые христианские общины. Узнав об этом, римский император Траян разгневался и велел умертвить епископа. Посланный им сановник Амфидиан многих христиан предал пыткам и смерти. Увидев, что они с радостью идут на смерть за Христа, Амфидиан всю свою злобу направил на святого Климента. Не сумев принудить его принести жертву идолам, Амфидиан посадил епископа в лодку и, привязав к его шее якорь, сбросил в море. Это было в 101 году.

Стоявшие на берегу ученики святителя, видя казнь учителя, стали молиться, чтобы Господь открыл им тело мученика. По их молитвам море отступило и они, подобно израильтянам в Чермном море, пошли посуху и нашли на дне моря нерукотворную гробницу, где лежало тело священномученика Климента. Когда они хотели взять тело святого с собой, двум его ученикам, Корнилию и Фиву, было откровение, чтобы тело оставили здесь, ибо каждый год в день памяти мученика море на семь дней будет отступать, чтобы все верные могли прийти и поклониться ему. Так продолжалось несколько столетий до царствования византийского императора Никифора (802–811). Из-за этого удивительного чуда святой Климент в обращенной к нему молитве называется вторым Моисеем. По молитвам к священномученику совершалось множество чудес, и христиане Херсонеса глубоко почитали святого Климента.

Из-за этого чуда святой Климент в молитве называется вторым Моисеем

В 861 году Херсонес посетили равноапостольные Кирилл и Мефодий. К тому времени море уже 50 лет как не отступало в день памяти священномученика Климента. Узнав о сокрытых в море мощах этого дивного святого, святые братья побудили епископа Херсонесского Георгия к соборной молитве ко Господу об открытии мощей священномученика. После соборного служения и усердной молитвы всех собравшихся в полночь на поверхности моря чудесно появились святые мощи епископа Климента. Их торжественно перенесли в город в церковь святых Апостолов. Часть мощей святые равноапостольные Кирилл и Мефодий перенесли в Рим, а святая глава мученика была принесена в Киев святым равноапостольным князем Владимиром после его крещения в Херсонесе и положена в Десятинной церкви, где был устроен придел во имя святого Климента. Так мощи священномученика Климента стали первой святыней Русской Церкви. 

Мощи священномученика Климента стали первой святыней Русской Церкви

В XI веке священномученик Климент широко почитался на Руси как покровитель русского народа. Об этом свидетельствует написанное в то время «Слово на обновление Десятинной церкви», где о святом Клименте говорится: «Церковное солнце, Своего угодника, а нашего заступника, святого, достойного этого имени, священномученика Климента от Рима в Херсонес, а от Херсонеса в нашу Русскую страну привел Христос Бог наш, преизобильной милостью Своею для спасения нас, верующих». Но уже в XII веке широкое почитание священномученика Климента начинает угасать. И сегодня мало кто знает удивительное житие священномученика Климента и то, какую роль он сыграл в развитии христианства на территории нашей страны.

Интерьер храма вмч. Пантелеимона

Посетив великолепный храм великомученика Пантелеимона, мы выходим из монастыря. У ворот стоит киоск, где можно заказать экскурсию. За стеклом я замечаю рисунок, на котором изображен священномученик Климент, благословляющий Инкерманский монастырь, и понимаю, что это так и есть. Это очень чувствуется здесь: его присутствие и его благословение. Священномучениче Клименте, моли Бога о нас!

Галина Бурдина 8 декабря 2021
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить