Святой в первомайском пожаре

13 июля (по новому стилю) Церковь чтит память святителя Софрония, епископа Иркутского, в честь которого освящен небольшой храм в городе Новокузнецке. Признаюсь, пример святителя, трудности, с которыми ему довелось столкнуться, вдохновляли меня, когда я был назначен настоятелем на этот небольшой и проблемный приход.

1.jpg
Святитель Софроний (Кристаллевский)

Будущий святитель (в миру Стефан Назариевич Кристаллевский) родился 25 декабря 1703 года в поселке Березани Полтавской губернии и был крещен в честь архидиакона и первомученика Стефана. Также у него была сестра Пелагея и два брата. Одного из братьев звали Павел, а имя старшего в истории не сохранилось. Но есть основания полагать, что в будущем он стал наместником Золотоношского монастыря (ныне это Черкасская область, Украина).

Отец Стефана был клириком, и сын по его стопам пошел учиться в Переяславскую духовную семинарию, а позже и в Киевскую духовную академию, где на тот момент учились будущие святители Павел Тобольский и Иоасаф Белгородский. Получив образование, Стефан направился на послушание в вышеупомянутый Золотоношский Преображенский монастырь (позже – женский Покровский монастырь), где 23 апреля 1730 года он принял постриг с именем Софроний в честь святителя Софрония, патриарха Иерусалимского.

По преданию, в первую же ночь после пострига инок Софроний услышал голос: «Когда будешь епископом, построй храм во имя Всех святых». После двух лет иночества он был вызван в Софийский собор в Киеве, где его рукоположили сначала в иеродиакона, а потом – в иеромонаха. Следующие несколько лет ему было суждено провести на административных послушаниях: сначала он был казначеем в том же монастыре, потом экономом в архиерейском доме. Затем он был послан на два года в Санкт-Петербург, в Синод, где его заметило священноначалие. Иеромонаха Софрония сначала поставили на должность казначея Александро-Невского монастыря в Санкт-Петербурге, а через два года утвердили на должность наместника обители, где он и провел более семи лет.

В ночь после пострига Софроний услышал голос: «Когда будешь епископом, построй храм во имя Всех святых»

На этой должности в помощь себе он вызвал своего друга и земляка – иеромонаха Синесия и поставил его руководить строительством Ново-Сергиевой пустыни. Впоследствии два друга были неразлучны вплоть до конца своих жизней в далекой Сибири.

В 1747 году отошел ко Господу второй епископ Иркутский Иннокентий (Нерунович). Иркутская епархия (а на тот момент это была вся Восточная Сибирь – самая большая епархия) осталась без окормления и на шесть лет была временно возвращена в состав Тобольской епархии. В этот период духовное окормление на этой территории практически не осуществлялось: священники сюда не посылались, чтобы не оставлять их без контроля и наставления, новые храмы не строились, хотя народ в них нуждался.

Наконец императрица Елизавета I в 1753 году приметила трудолюбивого и благочестивого наместника Александро-Невского монастыря и настоятельно посоветовала Святейшему Синоду поставить его на кафедру со словами, что это «лицо, не только достойное епископского сана, но и вполне могущее оправдать желание и надежды государыни и Синода – подъять бремя епископского служения на далекой окраине и удовлетворить нужды паствы в суровой стране, среди дикой природы и произвола людского». И 18 апреля того же года иеромонах Софроний был возведен в епископский сан и поставлен епископом Иркутским и Нерчинским. Возведение в сан состоялось в Большом Успенском соборе.

Осознавая, что служение в суровой и далекой Сибири будет делом трудным, святитель Софроний посетил множество архиереев и своих бывших наставников, испрашивая у них молитв и наставлений. Так архиепископ Московский Платон, участвовавший в хиротонии иеромонаха Софрония, предупредил святителя об ужасной бездуховности Сибири и своеволии местных властей, посоветовав набрать надежных помощников. И, конечно, первым же помощником святителя на этом поприще стал его друг – иеромонах Синесий.

Святитель приехал в Иркутск 20 марта 1754 года. Первым делом он заехал в Вознесенский монастырь, где жили его предшественники, посетил с молитвой могилу первого святителя Иннокентия Иркутского (Кульчицкого), прося его благословения на свой архипастырский труд.

2.jpg
Вознесенский монастырь. Иркутск

Иркутская кафедра была преисполнена трудностей. В огромном количестве на Сибирской земле жили идолопоклонники, которые не стремились принять истину Христову. А немногочисленные местные священнослужители в большинстве своем относились к служению небрежно и с леностью, чем отталкивали многих местных язычников от православия.

К приезду святителя иркутские обители уже имели столетнюю историю. Но если основатели этих обителей горели верой и желанием подвижнической жизни, то многие, хотя и не все, современные наместники и монахи пустили свое служение на самотек. Ознакомившись с положением дел, святитель приступил к многочисленным реформам.

На настоятельские места он назначал людей деятельных и благочестивых, снимая всех недостойных. Неоднократно он собирал всех клириков и пономарей, наставляя их в ведении службы, чтобы искоренить пренебрежительное отношение к каждению и колокольному звону. И в целом он прививал благоговейное отношение к Таинствам и богослужениям. Настоял, чтобы служители обучали своих детей церковной грамоте, чтению и пению на службе. Указывал, чтобы женщин в своих семьях все православные чтили и не принижали их достоинства несправедливым отношением, как это было принято в местной языческой среде и, увы, передалось во многие православные семьи.

Своего друга иеромонаха Синесия он возвел в архимандрита Вознесенского монастыря. И благочестивый отец Синесий прослужил на этом послушании 33 года до своей праведной кончины.

Приводить к вере язычников было непросто, ведь не то что заниматься миссионерством – даже в храмах порой служить было некому. Но святитель не терял надежды и всегда служил с трепетом и благоговением, требуя того же от всех клириков, от священников до чтецов и пономарей.

Приводить к вере язычников было непросто, но святитель не терял надежды

Также он насаждал среди местного населения оседлость и культуру, выделяя для поселений монастырские земли и всячески изолируя эти поселения от языческого влияния. И к святителю Софронию начали стекаться люди даже из далеких мест, прося наставлений и благословения.

Подавал он пример и своей подвижнической жизнью, которую вел строго, несмотря на многие труды и заботы. Сохранилось письменное свидетельство келейника святителя Софрония, где он пишет, что святитель «пищу употреблял самую простую и в малом количестве, служил весьма часто, большую часть ночи проводил в молитве, спал на полу, овечий ли мех, оленья или медвежья кожа и малая простая подушка – вот и вся его постель для непродолжительного сна».

Когда здоровье его стало ухудшаться, святитель подал прошение в Синод об увольнении на покой. Но с ответом из Петербурга не спешили, так как найти достойного преемника было непросто. Болезни старости становились все тяжелее. Последние свои дни он проводил в молитве и отошел ко Господу 30 марта 1771 года, во втором часу дня, в возрасте 68 лет. На служение в сане епископа Иркутской кафедры он посвятил семнадцать лет.

3.jpg
Бюст святителю Софронию в Иркутске

Почил он на следующий день после Пасхи, но совершать погребение епископа имеет право только другой епископ. Новый владыка прибыл на Иркутскую кафедру только через шесть месяцев со дня смерти святителя. Все это время тело святителя стояло в прикрытом крышкой гробу в Казанском приделе Иркутского собора. И к моменту погребения оказалось, что тело епископа Софрония оставалось нетленным.

После погребения же начались чудеса и исцеления на гробнице святого. Еще до канонизации святителя таких чудес насчитывалось 68. И это только записанные и проверенные случаи. К гробнице святителя нескончаемым потоком хлынули люди со всей Сибири и из-за ее пределов. И несмотря на близость воды (рядом с собором протекает река Ангара), мощи святителя и облачения оставались нетленными. Это было засвидетельствовано через 138 лет, 8 марта 1909 года, когда особая комиссия специально приехала для освидетельствования останков владыки. Досмотр мощей шел около двух часов, и некоторые даже чувствовали благоухание. 19 июня того же года было второе освидетельствование комиссией. Духовенство Иркутской епархии намеревалось поднять вопрос о канонизации, ведь местные верующие, получавшие исцеления и чудеса по молитвам святителя, в его святости не сомневались.

Еще до канонизации святителя насчитывалось 68 чудес

Но по каким-то причинам вопрос о канонизации святителя долго откладывался на потом. Состоялось оно только в 1918 году, и поспособствовал этому страшный пожар. Мощи святителя так и продолжали покоиться в иркутском Богоявленском соборе. Первомай в 1917 году (18 апреля по старому стилю) совпал с днем рукоположения владыки Софрония. Празднование в народе постреволюционной России было шумным: с выпивкой, драками и беспорядками. И Господь попустил, чтобы во многих местах в Иркутске вспыхнули пожары.

Примечательно, что в Казанском приделе собора, где стояла гробница, с трех сторон были каменные стены, под гробницей был каменный пол, но придел все равно охватил пожар. Огонь уничтожил и гробницу, и нетленные мощи святителя. Особая комиссия из духовенства и мирских экспертов освидетельствовала прах и остатки костей владыки Софрония, и все, что от него осталось, было собрано в особый ковчежец.

И поначалу безбожники смеялись, что раз святой чудотворец не спас себя из огня, то он никакой не чудотворец, и использовали этот факт в пользу атеизма. Но вскоре сообщения о чудесах, исходящих от ковчежца с прахом святителя, умножились в несколько раз, отчего к вере стали обращаться даже многие атеисты будущего СССР. Подписные листы от верующих с требованием канонизации святого в огромном количестве отправлялись на столы ко власть имущим.

На иркутском епархиальном съезде выступали свидетели чудес святителя, в поддержку канонизации приходило множество писем и из многих других епархий. И все эти документы и свидетельства с подписями более восемнадцати тысяч человек были предоставлены Святейшему Синоду. И оттуда переданы в совет Всероссийского Священного Собора. На Соборе же, приняв во внимание все вышесказанное, лишь воздали хвалу Господу и незамедлительно приняли решение о прославлении святителя Софрония в лике святых. Его мощи были положены в раку.

Рака с мощами святителя Софрония впоследствии многократно переносилась и скрывалась верующими от безбожной власти. Точное ее местонахождение сейчас достоверно неизвестно, но есть основания полагать, что в данный момент она захоронена на территории храма Архангела Михаила в Иркутске.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Александр   27 июля 2023, 16:07
Спасибо за поучительную статью, Отче!
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить