Церковь новомучеников

Церковь новомучеников. Проповедь иеромонаха Иринея (Пиковского) на Божественной литургии 07 февраля 2021 г. (Продолжительность 0:12:18 мин, размер 11,8 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В сегодняшний воскресный день мы отмечаем память Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Жизненный путь святых мучеников, за веру Христову в ХХ веке пострадавших, гораздо ближе к нашей жизни, чем опыт древних святых отцов и жен. Нам трудно представить себе, а уж тем более повторить в повседневности условия жизни преподобных отцов Киево-Печерских, Зосимы и Савватия Соловецких или подвижников Валаамских. В пещерных храмах наших дней уже работают калориферы и пожарная сигнализация, на острова стали ходить пароходы и летать самолеты, в кельях появилось электричество, и даже на святой горе Афон работает телефон. И хотя характер христианской жизни по существу не поменялся – природа искушений и добродетелей всегда одна и та же, – изменился ритм жизни. Поэтому для юноши или девушки, ищущих в лике святых примеры для подражания, образ свидетеля веры ХХ века является более близким и понятным. Канонизированные в 2000 году новомученики и исповедники Церкви Русской жили в близких к нам бытовых условиях, ездили на трамваях, читали газеты и слушали радио. Это – светлые, но в то же время непохожие по характеру личности, представители различных профессий и национальностей. Среди них каждый может найти кого-то близкого себе по сердцу.

В отличие от святых Древней Церкви, из мученических актов которых мы знаем крайне мало об их детстве и воспитании, от мучеников ХХ века дошли не только протоколы допросов, но и фотографии, личные вещи, дневники и воспоминания очевидцев. В какой-то мере их портреты выглядят не столь идеалистично и сказочно, как победа святого Георгия Победоносца над драконом или предания о Петре и Февронии Муромских. Перед нами на первый взгляд – обычные люди, лишенные ангельского благообразия, совершающие порой опрометчивые поступки, ищущие справедливость и истину. Если бы мы встретились с ними на улице лицом к лицу, то, может быть, и не поверили бы, что именно он или она вскоре будут лишены жизни за свое нежелание отречься от Христа. Однако, приглядевшись внимательно к их фотографиям и иконам, мы можем заметить, что что-то выделяет их из толпы, какое-то незримое помазание свыше, которое делает их инаковыми, людьми не от мира сего.

Чтобы понять характер мученичества за Христа, надо вспомнить слова Спасителя: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18: 36). «Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, – не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2: 16), – писал Иоанн Богослов. «Мы приняли, – вторил ему апостол Павел, – не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога» (1 Кор. 2: 12). «И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1 Ин. 2: 17). Сопротивляться греховным наслаждениям и падшим пристрастиям «века сего», искать Бога всем сердцем, всей волей и всем помышлением, иметь целеустремленность к Небу – это эсхатология общины верных и призвание каждого члена Церкви.

Читая молитву на освящение воды за Таинством Крещения, православный пресвитер и в наши дни молится, чтобы Господь помог крещаемому отложить ветхого человека, «тлеемаго по похотем прелести», облечься же в нового человека, обновляемого по образу Создавшего его, дабы, сделавшись в крещении причастным подобию смерти Спасителя, крещаемый стал и общником (или общницей) воскресения (см.: Еф. 4: 22–24).

В книгах Нового Завета много пишется об интегрированности учеников Христовых в социальные отношения гражданского общества. В Священном Писании осуждается воровство, жестокое обращение с людьми, супружеская измена, пьянство и клевета (см.: 1 Кор. 5: 11). Речь идет не только о личной этике, борьбе с гордостью и самохвальством (см.: Рим. 1: 30), но и о гражданской покорности всякому начальству: царю и его министрам, «посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро» (1 Пет. 2: 13–14). Новозаветная мораль – это этика идеальных сограждан «града Божия». Ценностные принципы Нового Завета не отвергают тех положительных начал социального порядка, которые издревле существуют в любом человеческом обществе.

Новозаветное богословие показывает, что Сын Божий приносит в мир такую систему заповедей, в которой нет предписаний к перестройке нормативно-правового поля государства. Его заповеди побуждают вести борьбу над злом внутри себя. Освобождая себя от греховной тьмы (см.: Ин. 8: 34), человек становится зрячим, видит свет, тянется к свету Истины, притягивается к подобным себе людям, формируя общество светлых людей, соединяемых во единое Тело под названием Церковь. Церковь не заменяет собой государство. У нее другая задача – вознести человека от бренной земли к Небесному Иерусалиму. И поэтому до тех пор, пока государство не навязывает верующим «своего бога», верующие во Христа сохраняют покорность гражданским властям, действуя по принципу: «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22: 21).

Трагизм октябрьской революции 1917 года заключался в том, что большевистская власть взяла за основу построения нового порядка в России принцип идеологической монополии. Всякое внешнее проявление религиозности стало трактоваться новой властью как политическое сопротивление, «контрреволюционный монархизм». «Антигосударственными» стали объявляться даже те деяния духовенства, которые были направлены на примирение «белых» и «красных». Так, протоиерей Иоанн Кочуров без суда и следствия был расстрелян за то, что возглавил крестный ход прихожан с молениями о прекращении междоусобной брани. Во время голода в Поволжье в 1921 году Святейший Патриарх Тихон основал Всероссийский церковный комитет помощи голодающим. В приходские общины поступило патриаршее разрешение жертвовать на нужды голодающих драгоценные церковные украшения и предметы, не имеющие богослужебного употребления. Несмотря на это, большевики под предлогом сопротивления изъятию церковных ценностей проводили массовые расстрелы духовенства. В результате большевистской кампании смертный приговор был вынесен любимцу петроградских рабочих митрополиту Вениамину (Казанскому). С появлением сталинского тезиса об «усилении классовой борьбы по мере продвижения к социализму» в государственной идеологии закрепился воинствующий атеизм.

Особенно сильной была лавина репрессий против верующих в 1936–1938 годах, когда расстреливали не за гражданское сопротивление, а за факт веры. За пару лет «великой чистки» среди духовенства и мирян было репрессировано 200 000 человек. Они, как агнцы, были отправлены на заклание (см.: Ис. 53: 7), «омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца» (Откр. 7: 14). Завершив свой страдальческий путь на земле мученичеством, они в конечном итоге обрели отечество на Небесах и ныне незримо для нас молятся Богу о родной земле, за своих сродников, за всю землю Русскую.

Каково же значение их подвига для нас, граждан ХХI века? Как и древние мученики, исповедники ХХ века свидетельствуют об истине, о том, что Христос вчера и ныне Тот же, что Его Царство – не от мира сего. Они зовут нас подражать их подвигу стойкости в вере перед лицом неверия.

Час испытания может застичь каждого внезапно. Для теста веры не обязательно, чтобы в темном переулке нож к горлу приставили какие-то бандиты. «А правда, что ты регулярно ходишь в церковь?» – такой вопрос с издевкой неожиданно могут задать школьные друзья или коллеги по работе. Что мы ответим, постесняемся ли своей веры или нет? А может быть, это как раз тот самый экзамен, посредством которого Господь отделяет пшеницу от плевел? Мы не знаем, в какой час за нами придет Господь (см.: Мф. 24: 42).

50917432008_4cd82fa2cd_c.jpg
Святой мученик Иустин Философ в «Разговоре с Трифоном иудеем» писал: «Милосердие, человеколюбие и неизмеримое богатство милости Божией, по словам Иезекииля, кающегося во грехах принимает как праведного и безгрешного; а того, кто от благочестия или праведности впадает в нечестие и беззаконие, признает грешником, неправедным и нечестивым. Поэтому-то наш Господь Иисус Христос сказал: “В чем Я найду вас, в том и буду судить”». «В чем застану, в том и сужу» – эта крылатая фраза во все времена побуждает христиан быть бдительными, внимательными к своим словам и поступкам.

В доме Отца Небесного «много обителей» (Ин. 14: 2), уготованных любящим Его. Иисус Христос освобождает человека от диавольского плена, от порабощения страстям и похотям. Поэтому мы уже не рабы, а дети Божии, наследники обетований через Иисуса Христа (см.: Гал. 4: 7). Мы оправдываемся даром, по благодати Его, по упованию на Него делаемся наследниками вечной жизни (см.: Тит. 3: 7). Но, чтобы обрести уготованное нам вечное блаженство, до последнего вздоха мы призваны хранить залог веры, данный с момента крещения.

Мы не одни, не одиноки в совершении пути ко спасению. Ныне в белых ризах предстоят Агнцу Божию новомученики и исповедники Церкви Русской, вместе с ангелами они поют Богу победную песнь, прославляют Его премудрость, славу и крепость. Среди них – царственные особы, священники и миряне, праведные мужчины и женщины, во дни гонений жизнь свою за веру, за Христа положившие. Мы верим, что они не забывают своего земного отечества, но и в наше мятежное и лукавое время молят Господа славы, да возродит в земле нашей дух разума и благочестия, дух братолюбия и веры, дух страха Божия и дух святости.

Тех предстательством, долготерпеливе Господи, страну нашу в православии сохрани до скончания века.

Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить