В день убиения Царской семьи

Дорогие братья и сестры!

Сегодня мы вспоминаем святых Царственных страстотерпцев и их труд – дело величайшей любви, пример которой они показали миру. Царица-страстотерпица была немецкой принцессой, поэтому у нас здесь с ней особая связь. Она приняла святую православную веру по убеждению своего сердца и старалась служить Церкви по мере своих возможностей и сил. Жизнью Царственных мучеников руководила любовь к Богу и России. Единство России как православной империи в то время утверждалось и сохранялось единством Церкви. По мере того как люди отходили от Церкви, рушилось и единство империи. Сегодня разрушается и церковное единство, как мы видим в различных новообразованных государствах.

Фото 1.jpeg
Общий снимок царской семьи, 1917 год

Но если для нас важно единство государства и Церкви здесь и сейчас, мы должны прежде всего стремиться внести единство в нашу личную жизнь, в наши семьи, наши общины и общество. Ярким символом такого единства был царь-мученик и его семья. Они были воистину благочестивы. Внутренняя правда и подлинность их благочестия выявились в страшных испытаниях, которые Господь Вседержитель послал их семье. Но и внешняя их благочестивая жизнь явилась на деле не в последнюю очередь в возведении храмов. Так, и у нас в стране имя царя-мученика Николая II связано со строительством храма в Дармштадте и приобретением нашей Церковью храма в Висбадене.

Сегодня истинное благочестие стало редкостью. Об этом говорил уже святитель Тихон Задонский: «Нужно опасаться того, что христианство, которое есть жизнь, тайна и дух, незаметно исчезнет из человеческого общества, не умеющего беречь этот бесценный дар Божий». Мы не замечаем этого исчезновения, пока сами живем в суете и служим этому мiру. Такое незаметное падение замечают только те, кто прислушивается к внутреннему голосу своей совести. Им остается одно: «Тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы» (Лк. 21: 21). Подобное «бегство в горы» предпринял царь-мученик, отрекшись от престола. Тем, кто живет в миру и связан мирскими заботами, это может показаться признаком малодушия. Но на самом деле это выражение самого высокого мужества, ибо оно представляет собой первый и самый решительный шаг на поле битвы, на арене духовной брани.

Они лишились царских венцов, но подвиг любви наградил их венцами мученическими

Письма царя-мученика из екатеринбургского заточения свидетельствуют о том, что он ни на минуту не сожалел о потере земного правления, так как всецело обратился к Царствию Небесному. Однако судьба горячо любимого им земного Отечества не переставала занимать царя до последнего дня его жизни. В этом деле любви участвовала вся его семья. Измена и ненависть лишили их земных царских венцов, но подвиг любви евангельской наградил их мученическими венцами. Многие русские подвижники XVIII и XIX веков предсказывали грядущую беду. «Только особая милость Божия может остановить ее на время», – говорил святитель Игнатий (Брянчанинов). Как и многие другие, он предсказывал приближающуюся катастрофу во времена церковного и государственного процветания.

Фото 2..jpeg
Августейшая семья Романовых в Тобольске. Сентябрь 1917 г. – апрель 1918 г.

Перед самой катастрофой на русской земле еще раз ярко засветил свет Христов. Из таких монастырей, как Оптина пустынь, он распространился в мир, озаряя и освящая его светом деятельного христианского подвижничества. Монахи и часть образованного общества взялись за изучение и издание творений святых отцов и претворение их в жизнь. Не только монахи, но и многие миряне превратили труды древних отцов-пустынников из Египта, Фиваиды и Палестины в руководства для своей жизни. В духе такого подвижнического христианства царь-мученик принимает живое участие в прославлении преподобного Серафима Саровского. Но посреди этого подъема русские люди во главе с царем переживают невиданные страдания. Начинается время мученичества и исповедничества. И на душу русского народа падает страшное преступление – цареубийство.

В духе покаяния царь-страстотерпец принял свою судьбу как из рук Божиих. Только в покаянии созидается внутренний дом Божий. К сожалению, в прошлые века люди часто загораживали путь к внутреннему храму при строительстве внешнего или просто забывали о нем, потому что отдавались в плен земным заботам. Так и сегодня в России внешнее преобладает над внутренним, обряду придается большее значение, чем внутренней жизни. Но я счастлив отметить, что те наши прихожане, которые принимают активное участие в строительстве нашего нового собора (кафедральный собор в Мюнхене, посвященный новомученикам и исповедникам Российским. – Прим. пер.), самым усердным образом трудятся и в строительстве внутреннего дома своей души, прежде всего – непрестанным и искренним покаянием.

Только в покаянии созидается внутренний дом Божий

Сын Божий смирился, оставив Свой небесный Престол, став Сыном Человеческим. Он стал нашим братом, чтобы взять на Себя наши грехи – грехи тех, кто Его предал, заушал и распинал. В Ветхом Завете прообраз Христа был дан в лице Иова Многострадального. В день памяти этого ветхозаветного праведника родился духовно близкий ему царь-страстотерпец. Праведный Иов терпел упреки своих ближайших друзей. Царь-мученик Николай не только терпел упреки от окружающих, ему приходилось сталкиваться с изменой, трусостью и обманом со стороны тех, кто недавно присягнул ему на верность.

Фото 3. .jpeg
Праведный Иов Многострадальный

Сегодня, вспоминая святых страстотерпцев и грех, тяготеющий над русским народом, мы с надеждой обращаемся к словам другого русского святого,а рхиепископа Шанхайского и Сан-Францисского Иоанна: «О грешных друзьях Иова мог молиться Богу только сам праведный Иов, а за грешную и ныне страдающую Россию нужна горячая молитва страстотерпцев». Аминь.

Перевела с немецкого Александра Калиновская
Сайт Orthodoxe Bibliothek

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить