Вечный спутник человечества

Новомученики и исповедники Церкви Русской о святом пророке Илии

Священноисповедник Николай (Могилевский), митрополит Алма-Атинский:

Поздравляю вас, боголюбивые, с днем памяти святого славного пророка Божия Илии. Он жил на земле в древнее время и смело обличал нечестие. Не боялся ни нечестивого царя Ахаза, ни еще более нечестивой царицы Иезавели, ни жрецов Вааловых. За свою ревность к славе Божией удостоился он необычайной кончины: живым был взят на небо на огненной колеснице. 

2.JPG

Русский народ полюбил пророка Илию за его смелость, за его горячую любовь к Богу, за его строгость: он и теперь карает людей за богохульство, за непочитание праздников, установленных Церковью. Он ниспосылает дождь на наши посевы, он может наказать нас и засухой. Каждый год в день его праздника собирается народ в храмы в большом количестве. 

*

Некоторые считают его суровым и даже грозным. Наказывает он, правда, тех, кто не соблюдает праздников православных. Много известно случаев, когда пострадали те, кто не чтит его памяти. Это потому, что кто не чтит угодников Божиих, тот недостаточно почитает и Самого Бога, Которому эти угодники – как любимые чада Его. Но к благочестивым людям пророк Илия милостив. И особенно охотно помогает он неимущим. Вспомните вдовицу в Сарепте Сидонской.

*

Наказывает он за неверие, как наказал бездождием на 3 года и 6 месяцев свой родной народ израильский. Придет и перед Вторым Пришествием Господа нашего Иисуса Христа во время антихриста и пострадает от него. Его пламенная вера и ревность к Богу делают его грозным к хулителям имени Божия, к отступникам веры. Но вы не бойтесь обращаться к нему с молитвою, и он всегда придет к вам на помощь в нужде. 

*

Я знал одну бедную женщину, у которой не было других образов, кроме небольшой иконочки пророка Илии. Соседки говорили: «Какая маленькая у тебя икона!» – «Но зато великий пророк Илия на ней изображен, и он часто помогает мне», – отвечала она.

Один раз она была в большом затруднении: у нее совсем не было денег, и не предвиделось, откуда бы они могли явиться. По своему обыкновению она обратилась с горячею молитвою о помощи к пророку Илии перед своей иконой. Едва успела она закончить эту молитву, как в дверь постучались. Отворяет она, видит – старушка, вроде нея. Входит она, садится и говорит: «Еще очень давно занял мой муж у вашего мужа 25 рублей. Я все собиралась отдать Вам, да все что-то мешало, или денег свободных не было. Сегодня же я почувствовала, что непременно надо это сделать». И передает 25 рублей. Тогда это были большие деньги. 

Скажите, други мои, разве это не чудо? И это – не единственный случай. Обращайтесь же смело к пророку Илии, и он никогда не откажет вам в помощи, если вы стараетесь жить благочестиво и соблюдать закон Божий. 

2.JPG

Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской:

В духовном облике святого великого пророка Божия Илии, память коего празднует сегодня святая Церковь, прежде всего невольно обращает на себя наше внимание его ревность, которою он возревновал о Господе Вседержителе (см.: 3 Цар. 19: 10).

*

Он жил в то время, когда в Израиле вместо служения Богу истинному распространилось служение Ваалам и Астартам, а вместе с тем усилились постыдные страсти, потому что самое служение идолам весьма часто было исполнено духом прелюбодеяния. Святой пророк озирался кругом себя, ища служителей Бога истинного, и не находил их и в скорби души своей говорил, что он один остался в Израиле из служащих Богу истинному, пророки Божии убиты и поклоняющихся Богу Израилеву нет. Много ли теперь, братие, подобных пророку Илии ревнителей о Боге истинном?

Сколько совершенно равнодушных к тому, растет ли в мире вера в Бога или умножается неверие и нечестие, есть ли в них самих вера в Бога или нет!

*

«Илия человек бе подобострастен нам, и молитвою помолися… и небо дождь даде, и земля прозябе плод свой» (Иак. 5: 17–18).

Не удивительно ли, братие, что человек, подобострастный нам, повелевает небу, чтобы оно источило дождь, и земле, чтобы она произрастила плод свой? Кто поверил бы из людей настоящего времени, что человек может иметь такую силу духа, которой покоряются даже стихии?

Кто из них имеет такую силу веры, чтобы, всецело положившись на Бога, всегда оставаться верным Ему в жизни и ни в чем не искать угождения людям? Таков был великий и славный пророк Израиля Илия. 

*

Исполненный огненной ревности о Боге Израилевом, он удаляется от общества людей, изменивших своему Богу, питается пищей, получаемой чрез ворона, и пьет воду из потока. Но и в своем уединении он не перестает сгорать духом ревности от пламенного желания очистить неправды Израиля, являясь воистину чрез свою молитву «колесницею Израиля и конницею его» (4 Цар. 2: 12).

2.JPG

Его молитва была оплотом Израиля, спасая его от врагов, сохраняя в нем все более и более падавшую веру в истинного Бога и охраняя от нечестия соседних народов языческих.

*

Отчего же, братие, если Илия был человек, подобный нам, не видим мы теперь людей такого духа? Отчего никто из людей, познавших и уверовавших во Христа, Которого Илия будет, по верованию Церкви, только предтечею, когда во второй раз придет Господь на землю, не имеет столь сильной веры и столь пламенной ревности о Боге, какие имел Илия? Оттого, без сомнения, что мир как бы состарился во грехах и страстях своих, в которых живет, и чем далее идет время, тем все более теряют люди силу воли и уже не могут, как прежде, направлять ее на делание добра.

*

Мир, просуществовавший много веков без искреннего желания угождать Богу, все более и более становится неспособным веровать в Него и любить Его. «Огонь пришел Я низвести на землю» (Лк. 12: 49), – говорил Господь… И вот мы видим теперь, что огонь этот все слабее начинает гореть в стареющем от страстей своих мире и что сердца людей все более и более, как бы в дни старости, охлаждаются для любви к Богу и к созидающемуся среди людей Царствию Его. Не для того ли и должен Илия, исполненный пламенной ревности о Боге и взятый прежде живым на небо, снова прийти на землю в конце времен, чтобы воспламенить еще однажды в людях угасающее пламя любви к Богу и таким образом приготовить их к приближающемуся суду всего мира? 

*

Впрочем, не та чудодейственная сила веры Илииной, которой он низвел огонь на землю и воскресил мертвого, нужна теперь для мира. Ибо не тогда должны мы радоваться, по слову Спасителя, когда даже сами бесы повинуются нам, а тогда, когда имена наши делаются «написанными на небесах» (Лк. 10: 20).

2.JPG

Не низведения огня величественного на землю должны желать мы, а того, чтобы души наши воспламенялись от неведомо действующего чудодейственного огня Божественной благодати. Некогда Илия в ревности о Боге Вседержителе, Которого оставил Израиль, удалился в пустыню и скорбел, но Бог явился ему не в буре, не в огне и не в землетрясении, а в «веянии тихого ветра» (3 Цар. 19: 11–12). Этого тихого веяния Божественной благодати должны желать и мы для себя, чтобы неприметно созидала она в душах наших Царствие Божие.

*

Если мы не можем иметь такой сильной и чудодейственной веры, какую имел Илия, то сохраним и умножим веру в то, что благодать может сохранить душу нашу от самой сильной и обольстительной страсти, если только с упованием на подаваемую нам благодать будем мы с нею бороться. Тогда и Илия… не обличит нас в День Второго Пришествия Христова, но молитвой своей отверзет двери имеющего явиться «нового неба», чтобы нам войти туда и «возлечь в Царствии Небесном» со всеми бывшими до нас праведниками.

Священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский:

Пророк Илия, по откровению еще в 17–18 годах в Москве одному лицу высокой духовной жизни, – питатель для нашего времени, как был он питателем Сарептской вдовицы. Мне рассказывал митрополит Кирилл, что он узнал об этом от архиепископа Феодора, с которым он был в одной келье в Таганке. Даниловцы, по словам преосвященного Феодора, стали ежедневно поминать пророка Илию и в голодные годы не видели недостатка. Стал поминать пророка и митрополит Кирилл, и тоже у него никогда не было недостатка. А 20 июля совершенно неожиданно было получено столько передач, что шпана, носившая передачи и, конечно, с избытком получавшая свою долю, сделала на дверях камеры, где были преосвященные Кирилл и Феодор, надпись: «Продуктовый склад».

По примеру митрополита Кирилла и я ежедневно после обеденной трапезы читаю тропарь пророку, несколько измененный, как Вы найдете его в моих «Литургических опытах». Я крепко верю, что по предстательству пророка-питателя Господь неоскудно питает меня чрез добрых людей, которые являются для меня той малой мерой муки и тем малым сосудом елея, которые не оскудевали у вдовицы во все время глада, как сказал ей пророк. Верю, что по предстательству пророка Господь неоскудно пропитает и тех, кто во имя Христово питает других.

2.JPG

Священник Анатолий Жураковский:

Илия Фесвитянин – это один из вечных спутников человечества, один из тех, чьи неумирающие тени реют над потоком истории и влекут к себе человеческий дух.

Илия, несомненно, величайший пророк Ветхого Завета. Но этого мало. Ветхозаветный иудей связывал с образом Илии самые свои драгоценные чаяния, чаяния Мессии: пришествие Мессии, по преданию, должно было предвариться новым явлением Илии. В Новом Завете пророк Илия занимает совсем особое место: с ним связано имя Пророка-Предтечи. Иоанн проповедовал в духе и силе Илии. Накануне входа Иисуса в Иерусалим и величайших событий, последовавших за этим входом, Илия на Фаворе являлся во славе, и Сын Человеческий беседовал с ним о грядущем, и, когда спускались с горы Фаворской, Иисус с учениками снова говорил о нем же, об Илии, об его пришествии.

*

Ничего не говоря о рождении Илии, о его родителях, Библия, однако, говорит о его родине – он из жителей Галаадских. Галаад – это пустыня, окаймляющая Иудею, населенная кочующими, еще не осевшими племенами. Значит, дух Скитальца Вечности воплотился в теле кочевника в стране кочевий. И, по-видимому, Илия был сыном своего племени, носил в себе эту стихию кочевья, на которую излился в нем «громокипящий кубок» пророческого вдохновения.

*

Одно сразу бросается в глаза, и это – самое главное в Илии-пророке: Илия никогда не бывает один – он всегда со своим Богом. Говорить об Илии – это значит говорить о Боге. 

2.JPG

«Жив Господь, Бог Израилев, перед Которым я стою» – так всегда начинает Илия свое слово, свои пророчества, в этом – выражение его богосознания. «Жив Господь, Бог твой, перед Которым ты стоишь» – так обращаются к нему другие; в этом свидетельство их живого сознания, что он Божий, что он с Богом и Бог с ним.

*

Связь Илии с Богом особая, личная, интимная. Бога именует он своим: «Господи, Боже мой», – и другие чувствуют его право так говорить и свидетельствуют об этом праве. «Господь, Бог твой», – говорят они. Илия, однако, не созерцатель-мистик, весь погруженный в толщу сверхчувственных откровений и сладостных видений. Бог Илии – Живой Бог, как он о Нем говорит, это не Бог созерцания, а Бог действия. Он проявляет себя в потоке исторических событий, в больших и малых человеческих делах как огненный Судия, Бог Ревнитель.

*

И сам Илия точно весь из огня. «Услышь меня в огне», – молится он Богу. И в конце его жизни он исчезает, уносимый огненными конями на огненной колеснице. Таков этот величайший пророк Библии. Таковы яркие черты, выступающие при первом пристальном взгляде, устремленном на его грозный, но вместе чарующий лик.

*

Вся жизнь Илии – это сплошное чудо, ряд чудес, ниспосланных для него по его молитве. Каждый раз, когда в душе его поднимались вопросы к Бесконечному, он бестрепетно лицом к лицу обращался туда к своему Богу, и молил, и ждал ответа. И хотя молитва его обычно была похожа на требование, на вызов, он получал ответ, и этот ответ был – чудо.

*

Илия Фесвитянин – вечный спутник человечества, близкий всем векам и народам. Его муки и его трагедии, таящиеся в простых, как складки его милоти, словах рассказа, эти неизменные прообразы тех неизбежных скорбей и мук, глубинам которых сопричащается всякий действительно взыскующий невидимого града. И его чудеса не просто необычайные события далекого прошлого, это ступени восхождения для всех влекшихся к вратам Вечности, снопы света, брошенные оттуда в нашу жизнь, отброшенную от подлинной Горней Правды.

*

Образ Илии пророка в сердце Израиля запечатлен в веках. И отдаленный от Илии столетиями другой учитель Израиля, Иисус, сын Сирахов, в своей книге «Премудрость» сложил ему гимн, свидетельствующий о потрясающей силе впечатления, произведенного его явлением на Израиля и на мир:

«И восстал Илия пророк, как огонь, и слово его горело, как светильник. Он навел на них голод и ревностью своею умалил число их; словом Господним он заключил небо и три раза низводил огонь. Как прославился ты, Илия, чудесами твоими, и кто может сравниться с тобою во славе! Ты воздвиг мертвого от смерти и из ада словом Всевышнего; ты низводил в погибель царей и знатных с ложа их; ты слышал на Синае обличение на них и на Хориве суды мщения; ты помазал царей на воздаяние и пророков – в преемники себе; ты восхищен был огненным вихрем на колеснице с огненными конями; ты предназначен был на обличения в свои времена, чтобы утишить гнев, прежде нежели обратится он в ярость, обратить сердце отца к сыну и восстановить колена Иакова. Блаженны видевшие тебя и украшенные любовью, – ибо мы жизнью поживем» (Сир. 48: 1–11).

Подготовила Александра Калиновская

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить