«Я буду вновь повсеместно славить Господа»

Священномученик Платон (Кульбуш), епископ Ревельский

13 июля 1869 года в мызе Подис Перновского уезда Эстляндской губернии у псаломщика Петра Кульбуша и его жены родился сын Павел. Место рождения будущего святого – нынешняя Эстония; мызами назывались отдельно стоящие усадьбы с хозяйством, поместья. По данным переписи населения 1897 года, Перновский уезд населяли в основном эстонцы (94%), было немного немцев, русские составляли 1,1% населения. Закономерно, что протестанты составляли подавляющее большинство – 94,3%, православные – 4,9% (по данным той же переписи).

1, превью.jpg
Священномученик Платон (Кульбуш), епископ Ревельский

Однако в Риге было и духовное училище, и духовная семинария. Павел закончил оба эти учебные заведения – в 1884 и 1890 годах соответственно. Будучи лучшим на курсе, он был направлен для продолжения обучения в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, которую с блеском окончил через четыре года. Стал кандидатом богословия.

Проведенные в Эстонии детство и юность, любовь к малой родине не могли не наложить особый отпечаток на жизнь будущего священномученика; он был связан с эстонским народом прочными узами. Уже в период обучения в академии Павел миссионерствует среди проживающих в Санкт-Петербурге эстонцев.

Уже в период обучения Павел миссионерствует среди проживающих в Санкт-Петербурге эстонцев

В год окончания академии в возрасте 25 лет Павла рукоположили во священника. А через три недели после этого события указом Святейшего Синода в Санкт-Петербурге был учрежден эстонский приход, и отца Павла назначили его настоятелем. Много позже он станет благочинным всех эстонских приходов Санкт-Петербурга. Но это было потом. А пока отец Павел оказался в бедственном положении. Для служения не было ничего. Вот как он сам описывал это: «Если оглянуться на то, что имеют православные эстонцы в Петербурге теперь, то только самая упорная энергия, самая беззаветная надежда на будущее могут побудить не слагать оружия, потому что теперь приход не имеет буквально ничего. Не говорим о храме, о школе – нет ни облачения, ни креста с Евангелием, ни мирницы и дароносицы – самых необходимых вещей для каждого пастыря, не говорим о сосудах, утвари и прочем. На Рождество для славления епитрахилью пришлось позаимствоваться в соборе, крестом у знакомого... для крестин нужно каждый раз выпрашивать все необходимое. И так без конца». Ютился приход в нижнем этаже храма Воскресения Христова в Малой Коломне.

Первое, за что со всем рвением взялся отец Павел, было строительство собственного храма. Приходу совершенно негде было размещаться. Нужно было организовать сбор средств. Первая пожертвованная сумма в 300 рублей сопровождалась запиской: «Всем сердцем моим молю Господа, Главу Церкви, да привлечет сердца доброхотов к посильным жертвам на устройство в столице православного эстонского храма». Письмо было написано рукой протоиерея Иоанна Сергиева, которого все мы теперь знаем как святого праведного Иоанна Кронштадтского. Однако с момента этого первого денежного пожертвования до момента, когда праведный Иоанн Кронштадтский освятит временный храм священномученика Исидора Юрьевского и Николая Чудотворца, пройдет долгих девять лет…

2.jpg
Храм священномученика Исидора Юрьевского и Николая Чудотворца. Источник: globus.aquaviva.ru

Отцу Павлу пришлось заниматься не только обустройством храма. В Санкт-Петербург эстонцы приезжали на заработки целыми семьями, с детьми. Ребятишки говорили только на эстонском. Возникал вопрос: как обучать детей? Да и взрослые нуждались в занятиях, так как уровень катехизации их быстро падал. Языковой барьер сильно мешал обучению. 21 октября 1896 года отец Павел открыл в Санкт-Петербурге первую эстонскую церковно-приходскую школу.

Священник глубоко знал историю эстонского православного люда, тяжесть его жизни, неустроенность, неприкаянность. В 1898 году в Санкт-Петербурге было создано эстонское братство во имя священномученика Исидора, пресвитера Юрьевского. Председателем был избран епископ Вениамин (Казанский). С вступительным словом выступил протоиерей Философ Орнатский. Затем вышел отец Павел. Он говорил об эстонцах. Речь его была проникнута болью: «К сожалению, число лютеран в несколько раз превосходит число православных, и положение последних вообще гораздо хуже положения лютеран. Приходы лютеранские старее, богаче, благоустроеннее; лютеране сами тоже зажиточнее, образованнее. Православные же в общем значительно беднее их, так как и в православие-то переходили преимущественно бедные. Внутренняя самопомощь православных поэтому очень слаба, и они постоянно нуждаются в поддержке извне. Общий недостаток в земле привел к массовым выселениям эстонцев из Прибалтийского края как в соседние губернии – Петербургскую, Псковскую, Витебскую, так и дальние края – на Кавказ, в Ставропольскую губернию, Таврическую и даже в Сибирь. Каково же положение этих инородцев в рассеянии? Колонии выселенцев живут очень обособленно, так что и сами русские люди отказываются верить, чтобы в них можно было найти православных людей... Не зная обыкновенно ни русского языка, ни столицы, выселяющиеся в Петербург эстонцы идут в кирху как на маяк. Тут и укажут, что делать, тут и место приищут...».

Затем были долгие годы упорных трудов. Только в 1901 году, спустя семь лет после первого денежного пожертвования отца Иоанна Кронштадтского, был выделен земельный участок под строительство храма для православных эстонцев. Отец Павел обратился в Священный Синод с просьбой помочь в организации пожертвований. Во всех приходах Российской империи 24 и 25 декабря 1902 года были объявлены днями сбора средств на возведение эстонского православного храма в Петербурге. Ровно через восемь месяцев храм был заложен. А еще через четыре месяца святой праведный Иоанн Кронштадтский освящал временный храм: «Этот храм сооружен и освящен для совершения в нем богослужения и таинств в душевную и телесную пользу эстонского народа, но он не чужд и для русских православных людей, здесь живущих, потому что все службы и таинства будут совершаться в нем по обрядам и книгам Православной Церкви не только по-эстонски, но и по-русски и в нем могут молиться дружно, в одном духе, и эстонцы и русские. Таким образом единая вера православная, единая Церковь, одинаковое богослужение и таинства будут соединять людей двух народностей в одно духовное тело, в один дух, по слову Писания: Едино тело, един дух, якоже и звани бысте во едином уповании звания вашего... едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех (Еф. 4: 4–6). Слава Церкви Божией, собирающей расточенных чад Божиих воедино!»

Отец Павел служил ревностно, паству свою любил, она отвечала ему взаимностью. Эстонских приходов в столице было уже достаточно много. Отец Павел успевал везде. Он не только духовно окормлял своих пасомых. Он не был равнодушен к их быту, к их жизненным практическим вопросам. Священник был уже маститым протоиереем, но не оставлял самой трогательной заботы о своих прихожанах, число которых неуклонно росло.

3.jpg

В житии священномученика ничего не сказано о его семье. Были ли у него супруга, дети? Мы не имеем объективной информации об этой стороне жизни отца Павла. Нам только известно, что в декабре 1917 года Священный Синод постановил возвести протоиерея Павла в сан епископа Ревельского по предварительном пострижении его в монашество. О его хиротонии очень просили духовенство и миряне Рижской епархии. Они же ходатайствовали об образовании в Рижской епархии Ревельского викариатства. 24 декабря 1917 года отец Павел был пострижен в монашество с именем Платон. Ровно через неделю митрополит Петроградский Вениамин (Казанский) хиротонисал его во епископа Ревельского.

Священник был уже маститым протоиереем, но не оставлял трогательной заботы о своих прихожанах

Это возрастание будущего священномученика на ниве Христовой происходило параллельно с катастрофой имперского масштаба, разразившейся в Отечестве. Октябрьская революция и продолжающаяся Первая мировая война вносили свои коррективы в жизнь всей страны в общем и Рижской епархии в частности. Германские войска стремительно продвигались вглубь Прибалтики. Патриарх Тихон поручил епископу Платону управление всеми приходами Рижской епархии. Владыка отправился к месту служения незамедлительно.

Что же увидел там епископ Платон? Полная оккупация Эстонии. Немецкие законы и порядок управления. Православная Церковь наравне со всеми структурами была принудительно подчинена немецкому управлению. Хотя нет, не наравне. Она была взята под особый надзор. Преосвященный очень старался. Во всем он исходил прежде всего из интересов Церкви. Все свои шаги и решения сверял с немецкими законами, российскими законами, международными конвенциями. Но и при таких усилиях не всегда получалось избежать обострений. В одном из писем он писал: «С начальством германским наши разговоры стали серьезными. Стою на правде и интересах Церкви. А там – что Бог даст. Совесть будет спокойна, что сделано все возможное».

Несмотря ни на что, епископ Платон служил, поддерживал свою паству, как мог укреплял дух. Немецкие оккупационные власти препятствовали ему с сатанинским упорством. Они запретили ему пользоваться железной дорогой, когда преосвященный владыка намеревался посетить входящие в его ведение приходы. Отец Платон на лошадях объехал до сорока приходов, где служил, проповедовал, ободрял, поддерживал. Под его твердым водительством епархиальный корабль пережил немецкую оккупацию.

Под его твердым водительством епархиальный корабль пережил немецкую оккупацию

В октябре 1918 года он должен был выехать в Ригу. Но заболел. Болезнь дала осложнение, и епископ был вынужден остаться на том месте, где застал его недуг – в Юрьеве (ныне город Тарту). Тем временем к городу неумолимо приближались войска большевиков.

21 декабря 1918 года в Юрьев вошли эстонские части Красной армии. Епископ Платон уже имел ценный опыт, как управлять епархией под гнетом чуждой власти. Но этот опыт не помог ему в условиях красного террора…

4.jpg
Источник: commons.wikimedia.org

2 января 1919 года епископ Платон был арестован. Вместе с ним были арестованы 17 выдающихся религиозных и общественных деятелей. Всех заключили в цокольном этаже Дворянского кредитного банка. Большевики использовали это здание в качестве тюрьмы – оно было хорошо укреплено в соответствии с видом своего использования. Епископ Платон и здесь не оставлял своего пастырского служения: утешал, ободрял, очень часто читал вслух Евангелие, особенно часто – главу 24-ю от Матфея. Что же такое видел отец Платон в этой евангельской главе, что заставляло его повторять эти слова вновь и вновь для себя и своих соузников?

Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; всё же это – начало болезней.

Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое… (Мф. 24: 6–9).

…ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни (Мф. 24:21–22).

Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет (Мф. 24: 42).

Мы можем лишь отдаленно представить, сколь утешительны были читаемые епископом Платоном слова Святого Евангелия для находившихся рядом с ним страдальцев.

Власти требовали замолчать, прекратить читать Евангелие заключенным. Ответ был тих, кроток, но тверд: «Как только меня выпустят на свободу, я буду вновь повсеместно славить Господа».

Тем временем обстановка на фронтах обострялась. 13 января 1919 года эстонские войска, противоборствующие большевикам, приблизились к Юрьеву. В ночь на 14 января 1919 года епископ Платон поздравил своих соузников с новолетием, они вместе молились. В молитвенном состоянии владыка провел большую часть ночи. Утром за ним пришли. Грубо велев собираться, торопили настолько, что епископ не смог преподать свое благословение остающимся.

Его привели в подвал того же здания, в котором содержали под арестом, и жестоко убили. На правом виске епископа осталась глубокая ссадина от нанесенного кулаком удара, на теле было семь штыковых ран и четыре пулевых. Одна из них осталась от разрывной пули, направленной в правый глаз. Пальцы правой руки преосвященного были сложены для крестного знамения.

В этот же день, 14 января 1919 года, большевики бежали, в город вошли эстонские войска. Епископа Платона отпевали в Успенском соборе Юрьева. Тело священномученика было погребено в Спасо-Преображенском соборе города Ревель.

Епископ Платон (Кульбуш) был прославлен в лике Новомучеников и Исповедников Церкви Русской как священномученик в августе 2000 года на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.

Наталья Ващина 13 января 2023
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить