«Ждет нас Господь на небе». О Силуане Афонском

24 сентября в Церкви совершается память великого святого – преподобного Силуана Афонского.

Фото 1.jpeg

Семен Антонов (так его звали в миру, до пострига) родился в 1866 году. В довольно молодом возрасте, в 19 лет, он захотел пойти в Киево-Печерскую лавру, но отец Семена сказал: «Иди лучше в армию, а там посмотрим». Молодость будущий преподобный Силуан Афонский проводил не совсем свято и непорочно: он любил и на гармошке поиграть, и в компаниях посидеть, и выпить. Одного молодого парнишку, который пытался показать свою силу перед девчонками, он ударил в грудь. А так как сила у Семена была очень большая, парень упал и несколько часов не мог прийти в сознание. В этом преподобный Силуан, конечно, потом долго каялся.

Как-то на Пасху, после праздничного обеда, он попросил мать сделать яичницу из 50 яиц и сразу ее съел. Парень был очень мощный, работал серьезно. А в обществе, в современном понимании, был душой компании.

После армии, в 1892 году (а служил он в Санкт-Петербурге), Семен уходит на Афон и становится там послушником. Он исповедует все свои грехи перед духовником, и Господь через священника все прощает. Семен радуется и начинает борьбу с грехами, начинает духовную жизнь. Будучи еще молодым послушником он трудился на мельнице, носил мешки с мукой. А это тяжелый труд, изнурительный. Лежа он не спал, только сидя, или на стуле без спинки. Молился много, но, как считал сам будущий преподобный, Господь его не слышал. И когда молодой послушник уже все силы свои истратил и в сердцах сказал Богу, что Он неумолим, – в этот момент ему явился Господь. Увидев Его воочию, Семен испытал особую радость и получил особую благодать. Эту радость он никогда не забывал, всегда молился и у всех просил молитв о себе грешном.

Надо себя смирить ради Господа, и будем врагов любить

Приведу две цитаты преподобного Силуана Афонского:

«Ждет нас Господь на небе. Будем молиться и благодарить Господа. Он милостив. Много нас грешных любит и ждет нас со святыми к Себе. Надо себя смирить ради Господа, и будем врагов любить, как заповедал нам Господь. Потерпим скорби ради Бога, а там, когда душа увидит Господа и от любви Его все скорби забудет, там и о сыне мы вспомнить не можем – такой Приятный и Кроткий наш Господь. Слезно пишу сии строки боголюбию Вашему. Схимонах Силуан грешный».

«Я хотя Вам и пишу за скорби много, любя Вас, но своих у меня много скорбей. Я в них виноват сам, потому что не научился Христову смирению, а без него теряется благодать Святого Духа и душа скорбит по благодати. Благодатию Христовою душа покойна в боли, а ваши большие скорби. Но они временны. После смерти, если кого Господь сподобит видеть Господа, то он от любви Его не может вспомнить про родных. Такой наш Господь. Пишу, и дух мой радуется милосердию Божию, Славе Его. О сподоби нас, Господи, видеть Тебя во славе красоты Твоей неописанной. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, что так нас много Господь грешных любит. Умер за нас на кресте и дал Духа Святаго Апостолам, но мы теряем Его. Но Господь дал покаяние, и радуется Господь кающемуся грешнику, говорит Святое Писание».

Преподобный Силуан, получив особую благодать и удостоившись раз увидеть Бога, потом испытывал тоску по Творцу, всячески старался угодить Ему, вернуть эту благодать, которую Господь изобильно на него ниспослал в молодые годы, когда он послушником трудился на мельнице Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне.

Фото 2.jpg
Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, фото А. Форстер

Преподобный Силуан Афонский 46 лет был монахом, принял схиму. Некоторая братия не знала о его особых дарованиях, и после кончины, когда его ученик, архимандрит Софроний (Сахаров) написал книгу «Старец Силуан», приезжали паломники и говорили: «Покажите нам главу Силуана Афонского». А она была в костнице со другими главами, и игумены думали вообще ее закопать, чтобы никто не нашел. К преподобному Силуану одни относились как к святому человеку, а другие – просто как к одному из братьев. И чтобы не было ложного почитания, игумены приказывали монахам главу прятать. Но благочестивые монахи прятали ее у себя в келье, и так она сохранилась. Эта глава сейчас пребывает в Пантелеимоновом монастыре, можно к ней приложиться.

Некоторые подвижники получают благодать постепенно, как говорит апостол Иоанн Богослов: «Благодать на благодать» (см. Ин. 1: 16). То есть мы благодать сразу не получаем изобильно, мы получаем понемножку, в ту меру духовности, в ту меру совершенства, в которой мы сейчас находимся, и которая нам нужна. Некоторые получают на середине пути, а некоторые, как преподобный Силуан Афонский, а таких мало, сразу получили, а потом скорбеют, помня о той благости, о радости и мире, и стараются жить с Богом.

Это уже наш добровольный выбор: или мы живем с Богом, или живем в наших грехах

Так, в нашей духовной жизни, молясь, приходя на исповедь, причащаясь, мы иногда чувствуем радость, а иногда нам кажется, что Господь нас не слышит. Приходя на исповедь, говорим: «Молимся, но Он нас не слышит. Не хотим приходить в храм, не хотим молиться, ничего не хотим». У нас был какой-то небольшой опыт благодати Божией, общения с Богом. Господь нас испытывает, а мы и говорим сразу: «Мы немощны, мы не хотим, мы не чувствуем, что Ты нас слышишь». Может, наоборот, нам в этот период нужно особо показать наше терпение, рвение, нашу преданность и верность Богу, стараться дальше идти с Ним, молиться. Он всегда нас слышит. Другое дело, что мы Его не слышим, не видим Его в словах, в делах.

Иногда Он через наших близких, через какие-то жизненные обстоятельства, иногда через Священное Писание, через молитву, через священника проявляет Свою волю, подсказывает нам, но мы этого просто не слышим. Мы, периодически зацикленные на каких-то страстях, грехах, не всегда видим добродетели наших ближних, а чаще видим какие-то их недостатки, осуждаем. И вот пример преподобного Силуана Афонского: когда он испытал благодать Божию, он всю жизнь был верен Христу. Также Адам, когда был в Раю и согрешил, потом всю жизнь испытывал мучения, что потерял эту радость райского блаженства нахождения с Богом.

И когда нам кажется, что все вокруг плохо, одни скорби, печаль, Господь не видит, не помогает, – может быть, наоборот, Он рядом с нами и ждет нашу верность, терпение, смирение, хочет, чтобы мы уподобились Ему.

Фото 3.JPG

Он по Своей безмерной любви к людям создал человека, хотя в этом нужды никакой не было для Него. Увидев, что люди грешные, что они пали и не способны сами спастись, Господь согласился и воплотился. Воплотился, был здесь, на земле, среди людей, принял добровольно мученическую смерть – был распят, воскрес, даровал благодать Святого Духа, Которая действует в Церкви в святых Таинствах, и ждет нас, чтобы мы были с Ним, вечно радовались. Это уже наш добровольный выбор: или мы живем с Богом, или живем в наших грехах.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить