Жизнь за Русскую Православную Церковь в эпоху жестоких гонений

18 ноября Русская Православная Церковь вспоминает отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 годов. Ключевыми фигурами среди них являются святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, и священномученик Петр (Полянский), митрополит Крутицкий, Местоблюститель Патриаршего престола с 1925 по 1937 год. Эти два достойнейших человека в тяжелое для России время стойко сохраняли единство Русской Православной Церкви, раздираемое ее гонителями. И святитель Тихон, и священномученик Петр прошли через жестокие испытания безбожного режима и показали твердость и непоколебимость своей веры в Бога в тяжелейший для России период. 

Фото 1 (18).jpg
Святитель Тихон и священномученик Петр

У них много общего. Оба родились в сельской местности, были ровесниками, оба происходили из семей приходских священников. Будущий Патриарх Тихон в миру носил имя Василий Иванович Белавин. Он родился в 1865 году в селе Клин Псковской губернии. Священномученик Петр, митрополит Крутицкий, Местоблюститель Патриаршего престола, в миру Петр Федорович Полянский, родился в 1862 году в селе Сторожевом Воронежской губернии. Оба получили образование в Духовной Академии: Василий Белавин – в Санкт-Петербургской, Петр Полянский – в Московской.

Священномученик Петр до поступления в Московскую духовную академию окончил духовное училище и духовную семинарию в Воронеже. После окончания обучения в Москве защитил диссертацию на тему «О пастырских посланиях» и получил степень магистра богословия.

Будущий святитель Тихон и будущий священномученик Петр много и плодотворно потрудились на благо Русской Православной Церкви.

В 1891 году Василий Иванович Белавин принял монашество с именем Тихон в честь святителя Тихона Задонского, затем был рукоположен в сан иеромонаха. Он преподавал в Псковской семинарии, был инспектором, а затем и ректором Холмской семинарии в Варшавской епархии. В 1897 году стал епископом Люблинским, викарием Варшавской епархии. Вскоре был направлен в Америку и стал епископом в огромной по территории епархии, которая включала Северо-Американские Соединенные Штаты, Канаду и Аляску. Вернувшись в Россию, он был возведен в сан архиепископа и в 1907 году был назначен епископом Ярославской епархии. В 1914 году владыку перевели на Виленскую кафедру. В 1917 году архиепископ Тихон избран в Святейший Синод. Везде он проявлял себя трудолюбивым, легким в общении, радостным человеком.

Петр Федорович Полянский трудился псаломщиком, помощником инспектора Московской духовной академии, преподавал Закон Божий в женском училище Сергиева Посада, работал секретарем общества Спасения на водах, церковным старостой в селе Сторожевом, преподавал греческий язык в Звенигородском духовном училище, был смотрителем духовного училища в Жировицах, инспектором духовных учебных заведений при Святейшем Правительствующем Синоде и неоднократно проводил ревизии в учебных заведениях Урала, Сибири, средней полосы России. Петр Полянский исполнял обязанности члена попечительства о народной трезвости и почетного мирового судьи. Знающие Петра люди отмечали в нем доброту, жизнерадостность, благодушие. Петр Федорович любил Бога, молитву, старался делать добро всем людям.

За особое усердие в трудах Петр Федорович Полянский был удостоен архипастырской признательности, благодарности Его Императорского Величества за усердие в деле первой всеобщей переписи населения в 1897 году, награжден орденом святого Станислава III степени и удостоен награждения Библией Святейшим Синодом в 1899 году, орденом святого Владимира в 1916 году. В этом же, 1916 году, Полянский дослужился до действительного статского советника.

Будущий святитель Тихон и будущий священномученик Петр много и плодотворно потрудились на благо Русской Православной Церкви

В 1918 году новая советская власть закрыла все духовные учебные заведения. Петр Федорович Полянский остался без работы, потом устроился на работу бухгалтером в кооперативную артель. В это время он жил в Москве в доме своего брата, священника Василия Полянского, и еще трудился заведующим приютом для детей с дефектами развития.

Фото 2 (18).jpg
Священномученик Петр, митрополит Крутицкий

После Февральской революции 1917 года В. Н. Львов, назначенный обер-прокурором Святейшего Синода, распустил Синод и уволил из него архиепископа Виленского Тихона, который был избран на Московскую кафедру 4 июля этого года. На архиепископа Тихона сразу же была возложена непростая ноша подготовки Поместного Собора 1917 года, на котором было решено избрать Патриарха Московского и всея Руси.

И в жизни П. Ф. Полянского участие в этом Поместном Соборе Русской Православной Церкви стало значительным событием. Данный Собор, на котором было восстановлено патриаршество на Руси, не собирался более двухсот лет и был открыт в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы 21 ноября (по старому стилю) 1917 года.

Фото 3 (19).jpg
Святитель Тихон

На Соборе сначала избрали 28 кандидатов. Потом из них выбрали троих, которые набрали большее количество голосов. Затем из Успенского собора Московского Кремля была принесена Владимирская икона Божией Матери. В храме Христа Спасителя Литургию служил епископ Владимир (Богоявленский), который стал первым священномучеником среди епископов-новомучеников. После Литургии и специального молебна перед Владимирской иконой Божией Матери старец Алексий из Зосимовой пустыни вынул жребий с именем Патриарха – митрополита Тихона. Так в избрании Патриарха Московского соединились воля Божия и воля народная.

Патриарх Тихон мужественно исполнял свой пастырский долг. С церковной точки зрения он разъяснял людям смысл происходящего в России, предостерегал от участия в преступлениях, в которые большевики втягивали русский народ, выступал против разрушения православных храмов, против гонения на Русскую Православную Церковь. Патриарх Тихон ежедневно совершал свой трудный пастырский подвиг.

В 1920 году Патриарх Тихон предложил Петру Федоровичу Полянскому, тогда еще мирянину, принять монашество, священство, епископство и стать его помощником по управлению Русской Православной Церковью. К этому времени были зверски убиты некоторые епископы, и имена новомучеников входили в летопись Поместного Собора.

Петру Федоровичу было уже 58 лет, но он решился на принятие сана епископа в эти тяжелые времена гонений на Церковь, что подчеркивает его мужество и силу характера. Когда Петр Федорович пришел домой и рассказал своему родному брату, священнику Василию, о предложении Патриарха, он сам подвел итог: «Я не могу отказаться. Если я откажусь, то я буду предателем Церкви, но, когда соглашусь, я знаю, я подпишу себе тем самым смертный приговор».

В избрании Патриарха Московского соединились воля Божия и воля народная

Петр Федорович Полянский принял предложение Патриарха Тихона как волю Господню – послужить Богу и Церкви.

Сразу после хиротонии епископ Петр был арестован и сослан в Великий Устюг. После возвращения из ссылки в Москву он стал ближайшим советником и помощником Патриарха Тихона, который возвел епископа Петра в сан архиепископа и включил в состав Временного Патриаршего Синода.

В сентябре 1923 года в Московском Даниловом монастыре, на совещании епископов архиепископ Петр резко высказался против компромисса с обновленцами.

В марте 1924 года члены Патриаршего Синода возвели епископа Петра и еще двух архиепископов в митрополиты. Митрополит Петр был назначен митрополитом Крутицким. И митрополит Петр разделил с Патриархом Тихоном все бремя ответственности за судьбу Русской Православной Церкви.

В последние месяцы жизни Патриарха Тихона митрополит Петр (Полянский) стал ближайшим помощником Святейшего в делах управления Церковью. Он все время навещает Патриарха в его келье в Донском монастыре, позже – в больнице на Остоженке, приносит ему на подпись бумаги, докладывает о делах жизни Русской Православной Церкви.

Патриарху Тихону, здоровье которого было подточено сильным напряжением и постоянной борьбой с новой властью, непросто приходилось даже в больнице, где 21 марта 1925 года состоялся очередной допрос Святейшего. А несколько месяцев назад Патриарх очень тяжело пережил убийство своего келейника Якова Полозова.

В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля 1925 года Патриарх Тихон собирался служить Литургию, но не смог, потому что ему стало плохо. В 23 часа 45 минут 7 апреля Патриарх Тихон трижды произнес: «Слава Тебе, Господи!» Затем перекрестился и мирно отошел ко Господу.

Незадолго до своей кончины Патриарх Тихон составил завещание: «В случае нашей кончины, наши Патриаршие права и обязанности, до законного выбора нового Патриарха, представляем временно Высокопреосвященнейшему Митрополиту Кириллу. В случае невозможности по каким-либо обстоятельствам вступить в отправление означенных прав и обязанностей, таковые переходят к Высокопреосвященнейшему Митрополиту Агафангелу. Если же и сему Митрополиту не представится возможности осуществить это, то наши Патриаршие права и обязанности переходят к Высокопреосвященнейшему Петру, Митрополиту Крутицкому».

Митрополит Петр разделил с Патриархом Тихоном все бремя ответственности за судьбу Русской Православной Церкви

Архиерейский Собор из 45 архиереев Русской Православной Церкви в день похорон Патриарха Тихона ознакомился с его завещанием и написал заявление, которое подписали 58 епископов Церкви. Так как митрополиты Кирилл и Агафангел уже находились в ссылке, митрополит Петр вступил в обязанности Патриаршего Местоблюстителя. Он не мог уклониться от данного ему послушания, потому что исполнял волю почившего Патриарха Тихона.

Игумен Дамаскин (Орловский) писал, что митрополит Петр видел цель своего служения в единстве с Господом и народом Божиим, поэтому Местоблюститель принял решение твердо отстаивать православную веру, бороться с обновленчеством, не идти на уступки безбожной власти. Вскоре многие оценили его верность православию.

28 июля 1925 года Местоблюститель обратился к пастырям и прихожанам Церкви с воззванием, в котором он дал обновленчеству резкую характеристику и отрицал любую возможность компромисса. После этого послания большинство священников и мирян не пошли на компромисс с обновленцами.

Фото 4 (15).jpg
Тюрьма г. Верхнеуральска Челябинской области

Митрополит Петр помогал заключенным и ссыльным священнослужителям, передавая им деньги. Он благословил храмы оказывать узникам материальную помощь.

В конце 1925 года были арестованы многие епископы, которые принадлежали к сторонникам митрополита Петра. И сам он тоже стал ждать ареста.

Митрополит Петр был арестован 9 декабря 1925 года. Начались допросы и истязания. Лишь 8 месяцев Местоблюститель смог отдать служению Церкви и народу, а долгие годы – с 1925-го по 1937-й – он провел в тюрьмах и ссылках. Владыка предвидел свой арест и составил два распоряжения: одно – на случай своей кончины, другое – на случай своей невозможности исполнять обязанности Патриаршего Местоблюстителя.

На допросах митрополит Петр держался твердо и мужественно, отказался сотрудничать с революционерами, не подписывал никаких документов против священнослужителей.

В ноябре 1926 года Патриаршего Местоблюстителя приговорили к трем годам ссылки и в декабре этого же года отправили через пересыльные тюрьмы в сибирской город Тобольск. В одиночной камере он узнал о церковных делах в России, а затем в Пермской тюрьме составил воззвание, в котором осудил церковную смуту. Это воззвание удалось передать на свободу, что сильно напугало власти фактом обращения Местоблюстителя Петра ко всем православным людям. Советская власть решила упрятать смелого защитника православной веры как можно дальше. И его сослали за Полярный круг, в поселок Хэ Обдорского района, на берег Обской губы.

Климат на новом месте ссылки был очень холодным. Но не это удручало митрополита Петра. В одном из своих писем он упоминал, что его жизнь протекает в атмосфере неприязни обновленческих священников. Местоблюститель не стал ходить в обновленческие храмы в Обдорске, и местные православные люди тоже перестали посещать богослужения, которые возглавляли обновленцы.

И святитель Тихон, и священномученик Петр прошли через жестокие испытания безбожного режима

В 1928 году митрополиту Петру исполнилось 66 лет. Его здоровье было подорвано тюрьмами, ссылкой, лютой полярной зимой, а также тяжелым бременем ответственности за Русскую Православную Церковь. Он неоднократно обращался к властям перевести его из села Хэ за Полярным кругом в другое место, указывал на свои многочисленные болезни (эмфизема легких, хронический ларингит, миокардит, астма, ревматизм рук и ног, цинга и другие), но ответов от властей не получал. Престарелый святитель продолжал жить в суровом полярном климате без медицинской помощи. Все это приравнивалось убийству, но новой власти его смерть была только на руку.

Митрополит Петр, несмотря на все лишения и трудности, продолжал занимать твердую позицию по отношению к советской власти и обновленцам.

После перевода митрополита Петра в тюрьму Екатеринбурга его посетил уполномоченный ОГПУ, который предложил ему снять с себя сан Местоблюстителя. Митрополит отказался, потому что тогда Церковь осталась бы без законного возглавия. А это усилило бы начинающиеся в ней расколы. Ведь митрополит Петр знал и часто говорил, что «грех расколоучительства не покроется ни благочестием личной жизни, не омоется и мученической кровью».

Больной и старый, митрополит Петр находился в тюрьме в одиночном заключении без права передач и свиданий, и при этом он категорически отклонил предложение чекиста Тучкова о сотрудничестве с органами НКВД в качестве осведомителя. После визита Тучкова митрополита парализовало: у него отнялись правая рука и нога. Со временем рука стала работать лучше, а нога продолжала болеть, и Местоблюститель хромал. У него также обострились хронические заболевания.

Митрополит Петр пытался объяснить властям, что он не может отказаться от местоблюстительства по канонам Церкви. Он писал, что лично для него местоблюстительство не представляет интереса, но в случае отказа от него он «оказался бы изменником Святой Церкви». Однако чекистов совершенно не волновало соответствие церковным канонам. А митрополит Петр, скитавшийся по тюрьмам и ссылкам уже более восьми лет, больше всего боялся не выполнить возложенные на него обязанности Местоблюстителя и внести смуту в среду православных верующих.

В июле 1931 года Особое совещание ОГПУ приговорило Местоблюстителя Петра к пяти годам заключения в лагере. Но власти оставили его в тюрьме, чтобы изолировать от верующих, которые не знали о судьбе митрополита Петра и думали, что он все еще находится в заполярной ссылке.

В екатеринбургской тюрьме Местоблюститель сильно страдал от болезней, от невозможности причаститься, от отсутствия свежего воздуха, от приступов удушья и обмороков. После года заключения в одиночной камере тюрьмы Екатеринбурга митрополит Петр часто терял сознание и подолгу лежал на ледяном полу, так что даже надзиратель не выдерживал этого, входил и поднимал владыку с пола. Казалось бы, внешние невзгоды совершенно ослабили старого человека. Но письма митрополита Петра из тюрьмы свидетельствуют о его несломленном духе, мужестве и глубокой вере в Промысл Божий: «Возложите все упование на Господа, и Его помощь всегда будет с вами».

Когда соглашусь, я знаю, я подпишу себе тем самым смертный приговор…

А физические страдания митрополита Петра все больше усугублялись. Он уже почти 12 лет скитался по тюрьмам и ссылкам, за все время ареста еще ни разу не видел солнца, был лишен права переписки с родными и получения посылок с едой, с трудом ходил и дышал. Будущий священномученик Петр (Полянский) писал о своих страданиях: «О себе лично скажу, что я прошел все виды страданий, какие можно себе представить, казалось, что у меня одно время года – время скорби, но Господь, видимо, не оставляет меня. Он поддерживает мои силы, ослабляемые тяжелыми условиями изгнания, и вносит в душу успокоение, которое если и отравляется, то только болью о Церкви».

Несмотря на все эти страдания, Местоблюститель не отказывался от сложения своих полномочий. В тюрьме он сидел в качестве «секретного узника». Даже вместо имени у него был номер – 114. Под этим номером митрополит Петр был переведен в тюрьму города Верхнеуральска Челябинской области (эта тюрьма предназначалась для особо опасных преступников), где пробыл до окончания срока своего заключения.

Но в день освобождения Местоблюстителя на свободу не выпустили. В июле 1936 года митрополиту Петру продлили срок заключения еще на три года. Ему исполнилось уже 74 года, поэтому новый срок можно было считать пожизненным.

Фото 5 (10).jpg
Крест свщмч. Петру у кафедрального
собора Вознесения Христова
в г. Магнитогорске

В этом же году власти позволили себе вопиющий обман: сообщили в Патриархию о ложной смерти Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра, – и по нему, живому, была отслужена панихида.

В июле 1937 года по распоряжению Сталина был издан приказ о расстреле в тюрьмах и лагерях всех исповедников. 2 октября 1937 года Патриарший Местоблюститель митрополит Крутицкий Петр был приговорен к расстрелу тройкой НКВД по Челябинской области. 10 октября 1937 года приговор был приведен в исполнение. Это убийство было совершено в тюрьме НКВД в г. Магнитогорске или на станции Куйбас, что под Магнитогорском. Место погребения священномученика Петра (Полянского) до сих пор неизвестно.

В феврале 1997 года Архиерейский Собор вынес определение о причислении Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Крутицкого Петра (Полянского) к лику святых.

На территории Магнитогорского кафедрального собора Вознесения Христова в 2003 году ему установлен крест. Священномученик Петр (Полянский) был избран небесным покровителем Магнитогорской епархии. В его честь был назван епархиальный духовно-просветительский центр при Вознесенском соборе г. Магнитогорска. В память священномученика Петра Крутицкого Магнитогорская епархия с 2013 года ежегодно проводит Международную научно-практическую конференцию «Петровские образовательные чтения».

Елена Детинина 17 ноября 2023
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить