Апокалипсис. Снимая покров. Беседа 22

Церковь – Невеста Христова

Беседа 21.

В прошлый раз мы прочли первые восемь стихов 21-й главы Откровения, в которых говорится о новом небе и новой земле, сходящих с неба от Бога. И все то, что говорит Сидящий на престоле, завершается в 8-м стихе словами о боязливых, неверных, скверных, убийцах, любодеях и чародеях, идолослужителях, о лжецах и притворщиках, для которых уготовано место в горящем озере. Это вторая смерть.

Фото 1 (42).JPG
«Страшный суд», миниатюра, ок. 1330 г.

В продолжении, в 9-м стихе, апостол Иоанн Богослов говорит: «И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца» (Откр. 21: 9). Мы уже говорили в предыдущие разы, что невеста Агнца – это Церковь, украшенная словно невеста (как сказано во втором стихе этой же главы), это град Иерусалим, сходящий с неба и уготованный как невеста, украшенная для мужа. Церковь, которая через воплощение Бога Слова и Пятидесятницу становится теперь невестой Агнца, – это все мы, составляющие Церковь, члены Церкви по благодати Божией, которые были в начале идолослужителями, прельщенными ложью идолослужения, а теперь члены Церкви Христовой, собранные от всех народов мира как новый этнос, новый народ, новая действительность, которая есть Церковь. И что делает ангел?

«И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога» (Откр. 21: 10). Он видит Церковь – та же сцена, как он видел до этого – как город. Посмотрим далее, как апостол будет описывать этот сияющий город, сходящий с небес. Он не восходит от земли на небо, а спускается с неба на землю, потому что таким образом Бог сошел на землю и стал человеком ради нас. Церковь – это новая реальность, которая сходит с небес и возводит человека на небо. Не земля становится Церковью, а земля становится небом. 

Церковь – это новая реальность, которая сходит с небес и возводит человека на небо

«Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному» (Откр. 21: 11). Церковь была во славе Божией, в блистании, в благодати Святого Духа, во славе Божией. Далее мы посмотрим всё описание Церкви и порассуждаем, ради чего дано такое описание. 

«Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых» (Откр. 21: 12). Великий город, сходящий с небес, огражден огромной стеной. В стене есть 12 врат, в них же 12 ангелов. Думаю, что мы понимаем, что означают эти числа: 12 апостолов Христовых и 12 колен Израилевых. На вратах города написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых. Дело не в том, что Церковь – это некое достояние, предназначенное для израильтян, но она есть Новый Израиль – народ Божий, избранный народ Божий, который составляет Церковь, христиане. 

«С востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот» (Откр. 21: 13). С четырех сторон – с востока, севера, юга и запада – трое врат того города, обнесенного огромной стеной.

«Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца» (Откр. 21: 14). Когда мы читаем все эти видения – как и в Ветхом Завете (видения пророков, видение Моисея), так и видения святых, то понимаем, что в них была очевидная ясность. Они не подобны нашим снам, которые перепутаны, перемешаны, когда мы не понимаем, что с нами происходит. Здесь же – огромная ясность, огромная чистота, и все имеет определенный смысл, ради которого они существуют и ради которого люди видят их. Конечно, в действительности описанные события будут не таковы: то есть во время Второго пришествия мы не увидим, как с небес будет спускаться город со всем тем, что здесь описано. Этот город сошел с небес. Церковь была учреждена в день Пятидесятницы, Церковь существует, живет и движется, освящает мир. В Церковь вступают все те, кто желает спастись. И это действительность, которая продолжается и будет продолжаться в вечном Царствии Божием. 

Фото 2 (51).JPG
М. де Вос. «Святой Иоанн,
записывающий Откровение», XVI в.

«Говоривший со мною имел золотую трость для измерения города и ворот его и стены его. Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны. И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела. Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу. Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд, пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист» (Откр. 21: 15–20). 

Все это драгоценные камни, женщины хорошо знают эти виды. Я слышал несколько раз об аметисте, о сапфире – про них слышал, остальные не знаю. Основания этого города были из драгоценных камней, из 12 драгоценных камней, символизирующих 12 апостолов. Иоанн Богослов каждый вид камня называет – яспис, сапфир, халкидон, смарагд, сардоникс, сердолик и так далее.

«А двенадцать ворот – двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города – чистое золото, как прозрачное стекло» (Откр. 21: 21). Двенадцать ворот были двенадцатью жемчужинами, каждые врата были украшено одной жемчужиной, а площадь города была украшена чистым золотом, словно чистое стекло. Для чего такие тонкости? Зачем упоминается обо всех этих вещах? И здесь, и в Ветхом Завете Бог говорил Моисею: «Будь очень внимателен, сделай в точности так, как Я тебе показал. Не делай что-то по-другому, не прибавляй ничего к тому, что ты увидел на святой горе Божией, на Синае». Потому что Бог – Бог порядка, а не беспорядочности, в Боге нет небрежности. Его дела честны, порядочны, стройны, поэтому вы видите, что в Церкви во время совершения Божественной литургии все имеет определенный порядок. Существуют целые произведения святых отцов, посвященные Типикону Церкви. 

Нраву Церкви присущ порядок

Каждая вещь, существующая в Церкви, существует по причине практической и теоретической. Мы не говорим: «Мне удобно, чтобы Чаша выглядела так, сделаем ее таким образом». Нет, в Церкви эта Чаша именно такова, потому что у этого есть не только практический смысл, но и теоретический. Кроме практической стороны, существует и иной смысл. Это касается всего, что есть в Церкви, до самой незначительной вещи. От самого простого движения, которое мы совершаем в Церкви, и до самого сложного, комплексного. Все это прописано в указаниях Типикона Церкви. Даже пустынники и аскеты очень внимательно относились к Типикону Церкви, потому что Сам Бог желает, чтобы мы были людьми порядка, людьми великой упорядоченности. 

Бог желает, чтобы мы были людьми порядка, людьми великой упорядоченности

В монастырях есть особое послушание у одного из монахов, которого называют благочинный, типикарис, который следит за тем, что и когда будет происходить – когда погасить свечу, а когда зажечь ее, когда сказать это, а когда – то, что говорим сегодня, а что – завтра, что утром, а что – ночью, когда звонит колокол, когда спускаемся, когда стоим, а когда сидим, когда склоняемся, а когда восстаем. Ты не можешь в храме вести себя, как пожелаешь, как ты считаешь, как тебе нравится. Произвол и самоуправство, беспорядочность, небрежность, импровизация непозволительны в Церкви. Все имеет смысл. 

Свеча, которую держит мальчик, нужна была, чтобы батюшка не споткнулся в темноте (раньше в храмах не было электричества). Когда в монастырях не было электричества, а службы совершались ночью, чтобы не упасть, зажигали свечу. Но это делали не только по практической необходимости. Если сейчас есть свет, то это не значит, что не нужно зажигать свечу. Есть и богословское значение. Были написаны целые труды, объясняющие, что символизирует свеча перед Евангелием: она символизирует честного Предтечу, который предварял Благовестие, символизирует свет Евангелия, нетварный свет Божий и так далее. Фимиам, лампады, то, как мы строим храмы, как расписываем их, как поем, как совершаем службы, время богослужений – все имеет практический смысл и богословский, поэтому нам важно быть очень внимательными, чтобы не самовольничать в Церкви, чтобы не делать того, что не согласуется с Типиконом. 

А больше всего нам, мирским людям, нужно следить за тем, чтобы быть послушными церковным установлениям. Не потому, что так нам хочется, так у нас в деревне делали или так мы научились от наших бабушек. Например, устраивать освящение хлебов в Великую Субботу (я привожу в пример то, с чем мы встретились в Лимасоле, во многих местах так делали). Мы объясняли, что так не полагается делать в эти дни, но в ответ получили: «А мы будем так делать». Или какая-то женщина пришла и стала говорить, что хочет сделать Христа в лаптях. «Раз желает пастух, хотя художник и не хочет, носи и Ты, Христе, красные лапти»[1]. Это еще самое малое. 

Фото 3 (43).JPG

Иногда мы, миряне, церковный народ, создаем проблемы. Церковь говорит тебе, что сегодня не совершаются панихиды. Если она так говорит, то на это есть причины. А мы начинаем устраивать беспорядки, споры, кричим, только бы помянули наших близких. Много всего, не буду говорить о деталях. Можем раздражаться, ругаться, даже священники, почему же не поминают в этот день. Есть причина, почему сегодня не совершают поминовение. Существуют богословские причины, по которым Церковь в этот день не совершает поминовений, есть определенные указания Типикона. Это некрасиво – отрицать их по нашим личным соображениям. Мы должны покоряться, а не устанавливать свое. Спросить о причинах можно – конечно, нам объяснят по какой причине не совершают поминовения, но нельзя настаивать и устраивать беспорядки, потому что это противоречит характеру Церкви. 

Нраву Церкви присущ порядок. Святые люди, чтобы вы знали, были людьми порядка, они не были беспорядочными людьми, не были идиоритмического устроения, в жизни этих людей существовал порядок, великий порядок и огромное внимание. Это то, что, к сожалению, даже в хозяйстве редко у кого встретишь. Это не значит, что надо смотреть на все с перфекционизмом, кричать и нервничать от того, что кто-то в ботинках прошел по полу, который ты только помыл, и думать, что мир из-за этого рухнул. Но необходим порядок, который помогает человеку и освобождает его. Не порабощает человека, не делает его зависимым от порядка, но, подчинив себя определенному порядку, человек становится свободным, и эта свобода может помочь ему найти суть вещей, изучая церковный чин. 

Подобно тому, как суть вещей сокрыта в глубине, так и соблюдение установлений Типикона возводит к глубине. Устав, определенный в Типиконе, – это не сухой закон, к которому мы относимся как к форме, которая ничего особенного не значит. Все имеет свое значение и причину, по которой оно существует. И здесь апостол мог бы просто сказать: «Я увидел один прекрасный город, блистающий золотом», и ничего более. Зачем нужно целую страницу об этом писать? Зачем нам знать какого вида был каждый камень, какой толщины стены, сколько там дверей, сколько там окон, какой высоты? Однако все это сказано и записано. И это не случайно написано, а чтобы показать тебе порядок, показать тебе причину, что это не брошенные на ветер слова, случайности, написанные на водах. Все имеет свой смысл.

Ложь не имеет места в Церкви

«Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец» (Откр. 21: 22). В этом удивительном, преславном, красивом городе из смарагда, жемчуга и всех этих драгоценностей, не было храма. Странная вещь – нет храма. Почему же там не было храма? Потому что храм его – Господь Бог Вседержитель и Агнец. Видите, снова указание на божество Христа? Не было в городе двух храмов – один Богу Вседержителю, а другой – Агнцу. Один храм и Богу Вседержителю, и Агнцу. В одном и том же храме поклоняются Богу Отцу и Агнцу. Сам Бог – храм, и Ему служат в этом храме. 

«И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец» (Откр. 21: 23). Не было необходимости, чтобы солнце и луна освещали город, потому что «слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец». Бог Отец и Агнец были там и освещали град.

Фото 4.jpg (4).PNG
Д. Мартин. «Град небесный и Блаженная река», 1841 г.

«Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет» (Откр. 21: 24–25). Будет один продолжающийся день. Помните, какими были древние города – на ночь закрывались врата, чтобы город был в безопасности. 

«И принесут в него славу и честь народов. И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Откр. 21: 26–27). В этот город, в нашу Святую Церковь, не может войти никто, никто не может стать членом Церкви, кто был предан мерзости и лжи. Всякий грех, всякая мерзость, всякая ложь не имеют места в Церкви. Скажете мне: «Ведь все мы, скверные и омерзенные от греха и лжи, что станет со всеми нами?» Со всеми нами, исполненными мерзости и лжи, станет то, что с нами соделает покаяние. Покаяние – вот что удостоит нас войти во град Божий и быть вписанными в книгу жизни Агнца. Человек, который кается, который старается по благодати Божией изменить образ своей жизни, изменить образ своего мышления, изменить то, как он мыслит, такой человек через покаяние становится гражданином града Божия. Покаяние – вот что вводит нас во град Божий, потому что дела наши, это точно, недостойны града сего. 

Глава 22-я и последняя

«И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца» (Откр. 22: 1). Апостол Иоанн видит престол, от которого исходит река воды жизни, которая светла, словно кристалл. 

«Среди улицы его, и по ту, и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления народов» (Откр. 22: 2). Христос есть древо жизни, которое дает листья и плоды, исцеляющие весь мир. 

Христос есть древо жизни, которое дает листья и плоды, исцеляющие весь мир

«И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему» (Откр. 22: 3). Это новая действительность – Церкви и Царствия Божия. 

«И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их» (Откр. 22: 4). Взирая на лице Его, как говорит апостол, увидим Его как Он есть: «Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин. 3: 2). Мы увидим Христа таким, какой Он есть: прославленного Богочеловека. Его увидят все люди. Для одних из нас это видение станет вечной радостью и веселием, светом нескончаемым и раем, а для иных это видение станет огнем неугасимым и тьмою кромешною. Каждый из нас претворит видение Бога в соответствии со своим состоянием. Не Бог будет отсылать одного туда, а другого сюда. Мы сами, видя Христа, соответственно своему состоянию, в котором мы пребывали в нашей жизни, увидим либо рай, либо ад и мучение, в зависимости от того, возлюбили мы Христа в своей жизни или нет. Увидим Христа, Каким Он есть. Имя Христово будет написано на наших челах, говорит здесь апостол. «И имя Его будет на челах их», потому мы с вами и осеняем себя знамением честного креста. 

Помните, как раньше бабушки в начале Литургии после возгласа «Благословенно Царство…» крестили лоб, а мы посмеивались над ними? Но это древнейшая традиция, сохранившаяся от II века, записанная в апостольском предании. Предстоятель осенял лоб крестным знамением. Считается, что лоб – это место, которое нас выражает, потому на челе написано имя Христово; печать Христова – честный крест. Раньше родители имели добрую и благословенную привычку – перекрестить своих детей, благословить их, и так дети освящались. А это великое благословение, да будет вам известно.

Фото 5 (17).JPG

Святой Иоанн Златоуст советовал это родителям, говоря не тяготится осенять детей знамением честного креста, чтобы Бог благословил их и освятил. Знамение честного креста всесильно, потому что в нем благодать Всесильного Бога, и так освящаются и наши дети, и наши дела, и вся наша жизнь.

«И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков. И сказал мне: сии слова верны и истинны; и Господь Бог святых пророков послал Ангела Своего показать рабам Своим то, чему надлежит быть вскоре. Се, гряду скоро: блажен соблюдающий слова пророчества книги сей. Я, Иоанн, видел и слышал сие. Когда же услышал и увидел, пал к ногам Ангела, показывающего мне сие, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись» (Откр. 22: 5–9). Вспомните, что старцы поклонялись Богу и Агнцу. Еще одно свидетельство о божестве Христа. Тогда они поклонялись Агнцу как Богу истинному, и здесь снова апостол Иоанн поклоняется Христу. 

Знамение честного креста всесильно, потому что в нем благодать Всесильного Бога

«И сказал мне: не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко» (Откр. 22: 10). Ангел дает заповедь (Бог передает ее нам через ангела) не запечатывать пророчества книги сей, а дать ее читать христианам, потому что время близко. Вы скажете мне, что прошло уже две тысячи лет, неужели это малое время? Для Бога не существует времени. Для Бога существует реальность. А когда мы слышим, что время пришествия Христово близко, – это не значит, что Он придет завтра, но то, что Бог приходит непрестанно – Он вне времени. Мы же, когда покинем этот мир, тоже будем вне времени. Все то, о чем мы читали в Откровении, уже произошло, иное происходит, а иное грядет. Как я уже говорил вам, нам невозможно установить даты и время, когда станут происходить все эти вещи, потому это большая ошибка. 

Когда вы слышите какие-то даты и сроки, которые часто сейчас появляются: «Так сказал старец Паисий, этот старец, другой старец» – знайте, что все это обольщение. Тот старец, который говорит, что сейчас произойдет такое-то событие, в сентябре, октябре, ноябре – он в прелести. Знайте об этом. Ни один серьезный человек не говорит таких вещей. Сказать, что грядет зло, грядут сложные обстоятельства, – хорошо, если люди об этом были извещены от Бога. Но определение сроков – это не показатель серьезности, потому что никто не может знать наверняка, а Бог может в последний момент все изменить. Это несерьезно – постоянно назначать сроки и даты. 

Свидетели Иеговы постоянно обманывают. Все лжепророки говорили про какие-то сроки. Но Бог специально не назначал сроков. Бог не попустит исполнится лжепророчествам. Бог не подчиняется никаким датам. Все, кто произносит такие лжепророчества, приписывая это старцам, святогорцам, уже умершим или живым, – все они обманщики. Будем говорить об этом очень ясно. Будем держаться подальше от такой лжи. 

Очень часто мне лично доводилось слышать: «Старец Паисий сказал, что в декабре произойдет такое-то событие». Мы думали, неужели старец сошел с ума? Потом стали еще про одного старца говорить, что он сказал еду закупать, потому что в сентябре наступает конец мира. Хорошо, давайте припасем побольше еды, чтобы пойти начать готовить что-то, когда наступит Второе пришествие. Спрашиваем старца, а он говорит, что совсем о другом рассказывал. Одно говорит старец, другое – народ. Что это за глупости? Сам настрой этих высказываний очень странный: неужели кто-то будет думать о том, какую еду приготовить, когда наступит Второе пришествие? Неужели у кого-то тогда будет аппетит? Придет аппетит в такой час? Такое нечувствие у нас. Хотя есть и побочный эффект: после таких «заявлений старца Паисия» все супермаркеты опустошили. Лежат теперь макароны дома в кладовых, и их червяки едят. Пусть супермаркетам прибыль хотя бы идет. Но не надо упоминать имена старцев. Никакой серьезный духовный человек не станет говорить такие вещи. Это несерьезно. Никакой духовный человек не устанавливает даты и сроки. Даже если ему известно, он не станет говорить определенно. Мы жили рядом со святыми людьми, с пророками, но никогда не слышали, чтобы они назначали сроки. Да, сказать, что грядут сложные дни, будут опасности, сложные обстоятельства, им случалось, но говорить, что в таком-то месяце, в такой-то день, – никогда. 

Фото 6 (9).JPG

Бывает, что Бог открывает человеку святой жизни день, в который тот умрет, потому что это событие его личной жизни. Многие святые знали день и час своей смерти, но не сообщали об этом по телевидению. Они знали, Бог извещал их об этом. Много таких случаев. За несколько месяцев они узнавали, что умрут в такой-то день. Но эта информация давалась им, чтобы они были готовы уйти в этот день. Это указывало на благословение и благорасположение Божие. Но они были очень внимательными людьми и не пользовались такими извещениями, чтобы произвести впечатление, прославить свое имя и самих себя. 

Я вспомнил одну историю. В нашем братстве был один простой монах. Мы собирали вместе оливки. У нас были старые оливы, высокие. Старец говорил: «Смотри, Хризостом, аккуратно, не убейся». Он отвечал: «Я слежу за собой!» «Смотри не убейся!» «Я аккуратно!» Залез на одну ветку, она начала ломаться. Упал на землю. Говорит: «У нас старец – пророк!» Мы говорим ему: «Да не пророк старец, он просто видел, что ты неаккуратно работаешь и можешь упасть». Конечно, он был и пророком, но не от дара пророчества он сказал об этом. Когда он видел, что ты режешь ветку, на которую опираешься, то понимал, что ты можешь упасть. Это не пророчество. 

Я вижу две машины, которые несутся на огромной скорости, и понимаю, что они могут столкнуться. Едут по одной дороге, по одной полосе, могут столкнуться. Наука может прогнозировать, есть метеорологическая служба, которая наблюдает и прогнозирует погоду, и так далее. Но это не пророчество. Мы говорим о другом – о пророчествах, которые бывают откровениями от Духа Святого. Дух Святой обладает серьезностью, Он не похож на медиума или гадалку на кофейной гуще, которые произносят такие вещи, о которых не стоит говорить.

Перевела с греческого Мария Орехова
Сайт www.omilies.net, 2010 г.


[1] Это греческая пословица: Θέλοντας ο βλάχος και μη θέλοντας ο ζωγράφος, φόρεσε και σύ Χριστέ κόκκινα τσαρούχια. Сохранилась история, как один пастух заказал у известного художника икону Христа в красных лаптях. Художник не соглашался, объясняя, что в те времена люди носили другую обувь. Тогда пастух отказался делать заказ. Не желая потерять гонорар, художник все же написал такую икону, на которой написал внизу эту фразу.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить