Апокалипсис. Снимая покров. Беседа 21

Беседа 20. 

Конец земного мира

Мы читаем 21-ю главу. Соединим немного с предыдущей. В 20-й главе апостол и евангелист Иоанн говорит, что сатана был связан на тысячу лет. Потом он увидел престол, который был уготован для тех, кто сохранил исповедание Христа и не отрекся от Него. В пятом стихе говорилось о первом воскресении, что оно из себя представляет, и о том, какова вторая смерть. Далее речь шла о Сидящем на престоле, общем воскресении и суде над миром. 

Фото 1 (37).jpg
Г. Доре «Страшный суд», 1866 г.

«И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» (Откр. 21: 1). Видите, подходит к концу все то, что описывал апостол Иоанн, все эти пугающие вещи. Теперь начинает открываться действительность, которая преодолевает все те пугающие вещи, происходившие до этого, начинается же новое небо и новая земля. Все существующее проходит. Для нас это очень важно по разным причинам. Но в первую очередь потому, что это рождает в нас огромный оптимизм и великую радость, поскольку Христос будет царствовать во веки. Христос станет победителем, Христос будет Царем вечного Царствия. И те, кто сумеет правильно возлюбить Христа и соединиться с Ним, будут царствовать со Христом, то есть жить в вечном Царствии Господа. Иное, важное для нас, есть то, что все временное пройдет. 

Когда я был помоложе, помню, что мы помогали в монастыре строить. Но у меня получалось делать кривовато. Я видел, что мастера делают хорошо, расстраивался, потому что мне не хотелось делать работу некачественно. Говорил тогда: «Что же мы строим, а потом понадобится все это переделывать?» И один раз, когда я так причитал и печалился, пошел к старцу, стал говорить ему: «Отче, мы плохо все делаем – невнимательно, там криво, здесь криво…» Он успокоил меня: «Не переживай, ладно тебе, небо и земля прейдут, что нам об этом думать сейчас?»

Знаете, когда у человека есть такое понимание, тогда он находит успокоение и его не охватывают все эти переживания, разочарования, нервы, беспокойства, когда что-то не получается, когда все идет не так, как он хочет. Понимаешь, что все это пройдет – и здания, которые мы строим, и весь мир, земля, вселенная, все пройдет. Конечно, то, что мы делаем, надо стараться делать совершенно, насколько это возможно, но притормозим немного наш ум, размышляя о том, что навечно ничего не останется. Спросите: «А ведь мы останемся навечно?» Мы останемся, но дела наши пройдут. 

Когда у человека есть понимание, что все пройдет, он находит успокоение

Когда человек имеет в уме то, что небо и земля прейдут, что все в этом мире преходящее – не останется ни произведений искусства, ни прекрасных картин, ни архитектурных сооружений, ни чудесного природного окружения – все пройдет, даже море уйдет и все остальное, тогда человек приобретает расслабленность в какой-то мере, понимая, что все проходит. Но в то же время, почему же мы остаемся в оптимистичном расположении? Все исчезнет, но мы не попадем в хаос небытия и бездействия. А что произойдет? Мы чаем нового неба и новой земли. Как говорит апостол Петр в другом месте Священного Писания: «Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2 Пет. 3: 13). Согласно обетованию Христову (Он нам завещал это), будет новое небо и новая земля. Все существующее пройдет, воскреснут все усопшие люди от начала века, все воскреснут, никто не останется во гробе, никто не останется среди мертвых. «…И нет ни одного мертвого во гробе!»[1]. Все, даже самый маленький эмбрион, который стал живой душой от момента своего зачатия, все воскреснут. Воскреснут как совершенные люди, не будет больших и маленьких, не будет стариков и молодых, не будет больных – все мы воскреснем и будем жить на новом небе и на новой земле. Только они будут нас окружать. 

Фото 2, превью (1).jpg

А все наше сегодняшнее – преходящее, потому потерпите немного, когда все идет не так, как нам хочется, когда наши труды несовершенны и не таковы, как мы желаем того. Все пройдет. Вспоминаю нашего блаженной памяти старца, который мирно переносил и воспринимал все сложности и неприятности. Когда что-то приключалось, что-то рушилось, он говорил: «Не обращай внимания, деточка, весь мир пройдет, небо и земля прейдут. Ну что мы будем сидеть и смотреть на эти вещи?» Так человек может стяжать мир в своей душе и чаять часа своего воскресения из мертвых, Царствия Божия, нового неба и новой земли, этого обетования Божия, которое приносит радость нашим душам и исполняет оптимизма наше существо. 

Все наше сегодняшнее – преходящее, потому потерпите немного, когда все идет не так, как нам хочется

Что же происходит далее? Апостол Иоанн видит новое небо и новую землю, все остальное проходит. Почему всему этому приходит конец? Потому что все существующее несет на себе след нашего падения. Видите, этот мир, который сегодня существует, увлекся нашим падением и тоже стал тленным, он несет на себе элементы нашего падения. Восстание природы, мятеж природы против человека, тление, болезни, смерть, старение – все это элементы падения. Они не останутся, все уйдет. Должно появиться все новое от начала – новое небо и новая земля. Не останется ничего от существующего, от ветхого.

«И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» (Откр. 21: 2). Посмотрим на этот образ, что видит перед собой апостол Иоанн, – как сходит с неба новый город, святой Иерусалим. Новый, а не нынешний еврейский Иерусалим. Новый Иерусалим, который не имеет никакой связи с существующими вещами, он спускается с неба от Бога, и он украшен, словно невеста, украшенная для брака, для своего мужа. 

«И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их» (Откр. 21: 3). Смотрите, здесь он все определяет. Не будет ничего неопределенного, нет ничего такого, о чем апостол Иоанн не знает, что такое он видит. Громкий голос с неба говорит ему: то, что ты видишь, – это новый Иерусалим, это скиния Бога с людьми, место обитания Бога и человека. Бог будет обитать с ними: они будут Его народом, а Он будет их Богом. Что это такое? Церковь. Церковь – это Новый Иерусалим, невеста Христова. Ее избрал Христос в невесты Себе. Кто это? Все мы, весь народ Божий – Церковь. Бог становится их Богом, а они – Его народом. Видите, завершается история с народом израильским, больше не существует этой истории взаимоотношений Бога с Израилем, которая завершилась, когда они распяли Христа. Эта история имела место ради рождения Богородицы, Которая была самым совершенным творением Божиим. Она должна была произойти из израильского народа, от евреев. После Распятия дом народа Израильского остался пуст. У Бога теперь есть иной народ, народ Божий, который не зависит от национальностей мирских – это ни греки, ни русские, ни турки, ни румыны, ни евреи – ничего такого. Этот народ собран из всех народов мира, новый народ, народ Церкви, христиане, чада Божии, отныне – народ Божий, новый народ из всех народов в новом граде Иерусалим, который есть Церковь, обиталище Бога с людьми. Это чудо Церкви. 

Фото 3 (37).jpg

Сколько мы все ни стараемся разрушить его своими грехами, своими ошибками, своим поверхностным отношением и жизнью, никто не может разрушить его. Бог совершает в душах людей Свое дело. Бог знает, как поговорить с каждым человеком. И действительно, мы можем сказать, что ежедневно видим это перед собой. Часто многие люди спрашивают меня: «Видели ли вы чудеса?» Или они хотят услышать про разные чудеса от одного старца, от другого, пророчества и тому подобное. Хорошо, все эти старцы совершали чудеса, даже великие чудеса творили, но самое большое чудо – это Церковь. В Церкви мы видим чудеса каждый день. 

Самое большое чудо – это Церковь. В Церкви мы видим чудеса каждый день

Величайшее же чудо Церкви – это спасение человека. В этом видно, как Бог спасает человека каждый день, как Бог «подкарауливает» каждого человека в подходящий час. Бог ждет его, не суетится, как мы с вами. И Бог не действует мелочно, как мы порой начинаем вести себя, совершая безрассудные поступки. У Бога есть терпение, и Он уважает свободу и достоинство каждого человека, и с крайним благородством и уважением Он приглашает каждого человека приблизиться к Нему, до тех пор, пока человек не услышит голос Божий и не приблизится к Нему. Вы не можете представить себе, среди скольких тысяч различных способов Господь находит возможность призвать человека к Себе. Это великое чудо, это скиния Бога и человека – святые таинства Церкви, которые доказывают присутствие Божие. 

Мы служим Божественную литургию и чинопоследования святых таинств, а Бог приходит и совершает эти великие таинства и делает всех нас богами по благодати, освящает всех нас. Это обитание Бога с людьми, а все эти люди – это народ Божий. Все мы со своими слабостями, со своими сложностями и страданиями. Достойно всякой благодарности, когда человек видит, с какой безмерной любовью Бог обнимает каждого человека и снисходит к каждому из нас. И хотя мы такие замученные и несчастные, Бог как добрый и хороший Отец не изгоняет нас, не отрезает, но делает все, чтобы мы проснулись, приблизились к Нему, считает нас Своим народом, Своими чадами, потому что Он – Бог наш. Это и есть чудо, которое видит здесь апостол Иоанн, как Церковь сходит с неба, украшенная как невеста. И о всех этих людях, причастных благодати Божией, говорится далее.

О смерти без страха 

«И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21: 4). В этом новом положении, в новом городе, в этой действительности Царствия Божия, Нового Завета Бога с человеком, среди этого народа Божия – Бог отрет всякую слезу с их глаз, и больше не будет ни смерти, ни траура, ни плача, ни боли, потому что все это прошло. Все то, что было следствием падения, все эти феномены – скорбь, плач, несчастья, боль, невзгоды, несправедливость и смерть в совокупности – не будут существовать, они закончились, потухли, потерялись – больше их не существует. Напротив, теперь среди этих людей царствует Бог Отец. Здесь красиво говорится, что Бог словно стирает с их очей всякую слезу, словно Бог утирает очи всех страдавших людей, которые прошли эту жизнь со многими слезами, среди огромной боли, и таким образом они стяжали святость и спаслись. Теперь же настал конец смерти, боли, стенаниям, скорби. И нам, как христианам, полезно жить в ожидании наступления этого времени, прихода такого положения, потому апостол Павел говорил, когда умирал какой-то человека, не печалиться о нем, подобно тем, кто не имеет надежды («Дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды» (1 Фес. 4: 13)). Конечно, нам бывает больно, иначе невозможно, но не должно скорбеть так, как те, кто не имеет надежды. Иисус умер и воскрес, а поскольку Христос воскрес, то и весь мир Он воскресит. Мы должны иметь надежду, что Он придет в тот час и мы снова увидим умерших, которые преставились до того момента. Бог всех нас воскресит. Смерти больше не будет, не будет и мертвецов, ничего подобного. Все, что есть в этом мире, проходит. 

Когда человек испытывает боль, когда человек страдает, когда переживает несправедливость, сложности, тогда его душа проходит через сильную борьбу. Однако когда он станет размышлять о том, что все это пройдет, и не только о том, что все это пройдет, но и что все эти вещи соделывают наше спасение, тогда однажды он придет к такому состоянию, когда поблагодарит за все это Бога. Блаженной памяти старец Паисий говорил: «Я полагаю, когда мы уйдем из этого мира, когда переживем испытание смертью, откроем свои глаза в действительности Царствия Божия (подобно малышу, который рождается на свет из утробы матери и видит иную реальность, так и смерть – это наше рождение в новую жизнь, вхождение в вечность), тогда первое, что мы сделаем, это поблагодарим Бога за все скорбные события, которые мы пережили в жизни, потому что тогда мы поймем, какую пользу мы приобрели через боль, через сложности, через несправедливость, скорби. Тогда мы поймем, что те болезненные и сложные обстоятельства, которые мы пережили в свой жизни, созидали внутри нас наше вечное спасение». Человек, переживший боль, – это «возделанная почва». А тот, кто не болел, не приобрел пользы в этой жизни. Но где найдутся такие люди? Если ты до сегодняшнего дня не успел пережить боль, то завтра придут обстоятельства, которые заставят тебя пережить ее. 

Те болезненные и сложные обстоятельства, которые мы пережили в свой жизни, созидали внутри нас наше вечное спасение

В притче о богаче и Лазаре Авраам говорит богачу: «Ты утешался наслаждениями в этой жизни – пил, ел, спал на роскошной постели, одевал роскошные одежды. Ты имел все, что желал. А Лазарь утешался беднотой и худостью жизни. Теперь ты помучайся, а он пусть радуется и веселится». Так обстоят дела. Страждущий возделывает свою душу, смиряется, в его душе есть иная сладость. А тот, кто не страдал, – не потрудился над своей душой. Однако, к сожалению, мы не умеем правильно использовать страдания, не умеем с пользой их переживать, чтобы духовно воспринимать боль и уметь сделать ее причиной огромной пользы. И вместо того, чтобы извлечь пользу из страданий, человек начинает роптать и хулить имя Божие, ведет себя очень грубо и превращает страдания в нечто еще более ужасное. В конце концов все это заканчивается и проходит. 

Фото 4 (20).jpg
Ю. Карольсфельд. «Притча о богаче и нищем Лазаре», 1860 г.

Я помню, как в одном монастыре жила монахиня, у которой было много разных болезней, от которых она испытывала ужасные боли. Когда я заезжал в монастырь, говорил ей: «Потерпи, сестра, молись», говорил, что мог. Один раз наш старец приехал на Кипр, и я позвал его проведать эту монахиню. Она тогда испытывала очень сильные боли, у нее была очень необычная болезнь: болело все тело сверху донизу – все кости, мышцы; очень сложная болезнь с ужасными болями. Заходит к ней старец, спрашивает: «Как поживаешь, сестра?» Она ответила: «Геронда, у меня ужасные боли». Он привел ей одно высказывание из Священного Писания: «Яко недостойны страсти нынешняго времени к хотящей славе явитися в нас» (Рим. 8: 18). Она сказала: «Ты знаешь, то, что ты сейчас сказал, – это именно то, что я сейчас испытываю». Апостол Павел сказал, что нынешние страдания недостойны той славы, которая явится в вечном Царствии Божием, все это ничтожно. Конечно, тебе больно, ты мучаешься, претерпевая эти невыносимые боли, но сколько все это будет продолжаться? 70–80–90 лет? Потом все закончится. А слава Божия и вечное Царствие Божие бесконечны. Рядом с этой бесконечной славой (только пусть наш ум не бежит к тщетной славе, здесь речь идет о благодати Божией, о присутствии Божием, таково значение славы Божией) все преходящее ничтожно. И когда человек встречает скорби и печали, то пусть он положит на другую чашу весов чаяние обещанного Богом. 

Видно, что добродетельные люди не только не боялись смерти, но и чаяли этого часа, ни имея ни капли страха. Они ожидали часа смертного, а единственное, чего они боялись, – что они как люди в последний момент потеряют ниточку, что диаволу удастся разлучить их от любви Христовой. Но мы видели, с каким горением и любовью они уходили из этого мира. 

Помню одного старца в Неа-Скити, он был слепым, отец Феофилакт. Как-то раз во дворе сидел другой старец, отец Каллист, и видел душу старца, как она уходила. Он сказал: «Умер отец Феофилакт». «Благословенный, откуда ты знаешь? Как ты узнал это так быстро? Я узнал об этом только после того, как колокол прозвонил». Он ответил: «Я видел его сейчас, как он уходил! Я видел его душу, словно пушечное ядро, – блистающую светом, улыбающуюся, держащую икону Богородицы, уходящую на небо. Увидел и понял, что умер отец Феофилакт». А я три минуты назад был около его каливы и видел батюшку. Спросил его: «Батюшка, ты боишься умирать?» Представляете, спросить у человека при смерти такую вещь. Сейчас люди лежат в больнице, и родственники иногда стараются не приходить слишком часто, чтобы человек не подумал, что он может скоро умереть. Как будто кто-то останется в этом мире, не умрет. И вот я спросил отца Феофилакта: «Ты боишься умирать?» Он устремил взор на небо и сказал: «Я творю молитву непрестанно!», возвел руки к небу. Я ушел. А отец Каллист увидел его душу, летящую пулей на небеса. Так уходили эти люди, у них не было страха. 

«И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны» (Откр. 21: 5). Сидящий на престоле – это Бог. Кто еще сидит на престоле? Он сказал, что творит все новое, старое завершилось. Все прошло, все исчезло, и теперь будет все новое. И сказал записать это, потому что все слова Божии истинны и верны. Все слова Божии исполнились с абсолютной точностью, а раз все слова истинны, то и эти слова исполнятся.

Христос есть Альфа и Омега

«И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой» (Откр. 21: 6). Христос есть Альфа и Омега. Помните, как в начале, Христос говорил о Себе, что Он есть Альфа и Омега? Здесь Сидящий на престоле есть Христос. Хилиасты, бедные, читают только отрывки из Евангелия, не читают все полностью. Здесь очень ясно говорится, что Сидящий на престоле есть Христос, Который будет Богом побеждающим и прочее, как говорится далее. Если человек поймет, что Христос есть начало и конец всего, Альфа и Омега, дорогие мои, что Христос – это все, как говорил старец Порфирий, что «Христос есть всяческое во всех», тогда человек почувствует, что он выходит за орбиту всего земного, потому что понимает, что искомое – это Христос. Если мы сумеем стяжать Христа в своем сердце, то все остальное обретет свою цель и полноту, свой ритм, все станет на свои места. Каждая вещь на своем месте, все действует гармонично и в равновесии друг с другом. А если мы не сумеем постичь этого, не поймем, что Христос есть начало и конец, Альфа и Омега всего, тогда все будет оставаться в диссонансе внутри нас. 

Если мы сумеем стяжать Христа в своем сердце, то все остальное обретет цель и полноту

Как музыкальный инструмент, который расстроен, издает неприятные звуки, лишенные гармонии, так и человек приходит в смятение. Мы видим это очень часто, когда наши братья приходят к нам, разговаривают с нами, высказывают свои мнения, и видишь, что Бога нет в жизни этих людей. Есть смущение, мрак, запутанность, они борются, страдают, мучают других, испытывают стресс и беспокойство, устают ради таких вещей, в которых нет большой необходимости, которые кто-то другой может спокойно сделать. Но они отошли от правильного места, где им надо было бы находиться, и вместо того, чтобы находиться на орбите, они оказались в центре. А с того момента, как они попали в центр и стали осью, сойдя со своего правильного места, все превратилось в салат. Христос должен быть центром, Христос есть Альфа и Омега, начало и конец нашей жизни. Если в центре не Он, тогда все остальное разрушится. А если Он в центре, то, что бы ни происходило, пусть даже все взлетит на воздух, ничего плохо с нами не случится. Отцы, святые, все люди, которые имели Христа внутри себя, в абсолютном мире переносили все. Ничто не могло нарушить мира в их душе. Христос был для них и миром, и началом, и концом всего. Даже плохое не могло им повредить. 

Фото 5 (14).jpg
«Христос во славе», эмаль, Франция, XIII в.

Христос говорит, что Он даст жаждущему пить от источника жизни. Но только тому, кто жаждет. Если человек не желает пить, если он полагает, что он не жаждет, если он думает, что достиг состояния анорексии – не хочет ни есть, ни пить, тогда он умрет от голода и жажды и не поймет этого. Когда человек алчет и жаждет – это добрый знак. Знаете, один из феноменов нашей эпохи – духовная анорексия. Человек ничего не хочет: не алчет, не жаждет ничего духовного, не существует для него такого интереса. Это опасно. Конечно, насколько это бы ни было опасным и как бы ужасно и сложно ни шли дела, существует Бог, Который имеет силу и любовь, чтобы войти в сердце человека и воскресить даже мертвые души. Человек начинает с духовной анорексии, а потом понемножку-понемножку начинает искать чего-то. 

Кто-нибудь спросит: «А как мне начать жаждать и алкать Христа?» Ведь мы должны испытывать такой голод и жажду – по Христу, а не жаждать и алкать денег, славы – это все бессмыслица. Бога нужно искать, испытывать голод и жажду по Богу. А как прийти к этому, когда моя душа наполнена тысячью разных вещей? Когда ты поешь разной еды и тебе уже ничего не хочется, тогда что ты начинаешь делать? Решаешь немного попоститься, поголодать. Говоришь: «Не буду есть ничего». Пьешь водичку с уксусом, лекарство для усвоения пищи, чтобы в тебе не было лишнего, чтобы все ушло. 

Так и в духовной жизни. Когда наш духовный организм переполнится нечистотой, грехом и тому подобным, необходимо некое очищение. Человеку необходимо перестать грешить, перестать делать все, что он делает. Очистить себя «очистительными лекарствами» – покаянием, исповедью – как он может. Или, если не получается сделать этого, хотя бы перестать делать еще больше грехов. Когда твой желудок уже не работает, а ты продолжаешь добавлять туда еще еды, тебе будет еще хуже. Тебе нужно остановиться: не есть ничего, не добавлять ничего другого. А потом потихоньку придет чувство голода. Может пройти несколько часов, может – несколько дней, но голод приходит таким образом. Так и в духовной жизни. 

Человеку нужно очиститься, нужно перестать грешить, нужно встать на путь духовной борьбы, пусть даже это будет всего лишь нескольких скупых поклонов, которые ты сделаешь даже мысленно. Потом ты начнешь потихоньку кушать, как это бывает после болезни, – сначала немножко риса, потом чуть-чуть вермишели, немного йогурта, немного молока, и так постепенно, пока не сможешь уже съесть и свой шашлык (вершина кипрской кулинарии). Но чтобы добраться до этой вершины, надо поесть и риса, и вермишели. Правда, когда начнешь есть шашлык, потом придется снова спускаться к вермишели. На Пасху, когда мы посещаем больницы, отделения первой помощи переполнены. Спрашиваешь: «Сынок, что случилось?» «Несварение желудка, отче! Поели, попили...» Пасха!

Фото 6.jpg.jpeg
А. Маковский. «Пасхальный стол», 1915–1916 гг.

Так человек потихоньку начинает духовную жизнь – читая понемногу, обращаясь к Богу краткими молитвами. Сходишь ненадолго в храм, помолишься чуть-чуть, почитаешь немного духовную книгу – что-нибудь поделаешь, пока не встанешь на рельсы, пока организм не начнет воспринимать духовное, пока ты не взыщешь Бога. Когда человек алчет и жаждет Бога, то ему не хватает места. Знаете, что есть такие души вокруг нас, в нашем городе, – с какой жаждой они предстоят перед Богом, ничего не принимают в расчет – ни трудов, ни боли, ни расстояний – ничего. Они ведут такую борьбу, так любят Господа, что смотришь на них и говоришь: «Как же этот человек – пожилой, больной, измученный – так живо предстоит Богу на Божественной литургии?» Серьезно, живо, не полушутя, его дух пылает. Он добирается до храма издалека, чтобы участвовать в Божественной литургии. Мы на машинах приезжаем, отдохнувшие, можем стоять, а топчемся, не знаем, куда себя приткнуть. Потому что в нас нет этого горения, потух пламень. Нужно снова его разжечь, а для этого нужны угли, вещество для розжига, потому нам нужно быть внимательными, чтобы оставаться живыми. Нужно научиться алкать и жаждать Бога, а жаждущему Господь даст пить от источника жизни даром, как говорит Христос. 

Нужно быть внимательными, чтобы оставаться живыми. Нужно научиться алкать и жаждать Бога

Спросите: «Как же даром, когда столько всего нам нужно делать, чтобы попить этой воды?» Однако Христос говорит, что Он даром даст нам спасение. Почему? Ведь все то, что мы делаем, мы делаем не для того, чтобы спастись. Мы делаем это для того, чтобы мы смогли воспринять дар спасения. Спасение – это дар, дар, который принес всему миру Христос на Кресте. И та духовная борьба, которую мы ведем (предполагается, что мы этим занимаемся в жизни), необходима нам, чтобы освободиться из оков греха, чтобы мы смогли воспринять и вместить этот дар, достичь его, а не потерять. Мы не покупаем его своими постами и молитвами, поклонами и милостыней. Мы ничего не покупаем. Не отдаем и взамен приобретаем. Спасение – даром. Бог все дает нам даром. Борьба требуется нам самим, чтобы освободиться и исцелиться от болезни падшего человека. 

«Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном» (Откр. 21: 7). Видите, насколько ясно говорится здесь о Божестве Христа? Он будет нашим Богом, а те, кто по благодати Божией, милостью Его, смирением и покаянием станут победителями, те наследуют все. Перейдем к следующему стиху. Но все ли победят? К сожалению, нет. Не все пребудут в любви Божией. Не потому, что Бог не хочет, чтобы все победили, но потому что мы, люди, к сожалению, не желаем быть там. Пророк и апостол Иоанн видит кое-что еще.

Трусость – это неверие

«Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Откр. 21: 8). Апостол видит озеро, горящее огнем и серой. Это такой образ, не думайте, что там будет озеро с серой, внутри которого мы будем вариться. Может быть, так было бы и лучше, более приятно, чем оказаться в том положении, в котором будут пребывать те, кто разлучится от Бога. Кто же они? Откровение говорит, что это боязливые.

Почему боязливые? Видите, первыми апостол называет их. Боязливые и неверные. Боязливый человек – тот, кто всего пугается; вы знаете, как все мы стесняемся, боимся перекреститься, чтобы над нами не шутили и не смеялись, в храм идти стесняемся, сказать, что я не буду делать так, как все, стесняемся; все это боязливость. Бог не хочет таких тюфяков. Ты трусливый, ты тюфяк, ты не подходишь Богу, конец. Ты отвержен, потому что ты по своему существу неверующий. Трусость – это неверие. Ты не можешь оставаться таким, не получится. Грешником можешь быть, но хотя бы тогда ты будешь говорить: «Да, я грешу, но я раскаиваюсь в своих грехах», а боязливым быть не должно. Когда человек решает жениться, он не сможет этого сделать, если так не говорит его сердце. 

Фото 7 (6).jpg
Ж-Б. Грез. «Страх на лице», 1700-е гг.

Иногда ко мне приходят девушки и говорят: «Меня оставил молодой человек, с которым мы встречались, потому что его мама была против». «Дорогая моя дочка, надо было тебе взять тапок и прогнать его! Что тебе делать с таким человеком? Какой из этого брак получится? Прогони его и успокойся. Боится своей мамы! Разве он для брака, для семьи? Для создания семьи нужно мужество, мужчина должен быть столпом». Если ты не столп, то не получится у тебя ничего в этом деле, потому и Бог не может сожительствовать с трусливыми людьми. Если тебе так не говорит сердце – иди обратно. Если на войну возьмешь боязливого, он и всех остальных заставит трястись, и ты всех потеряешь. Когда мы грешим (а мы все грешим), мы каемся и просим прощения у Бога. Но боязливости Бог не хочет видеть в нас. 

В Евангелии Христос говорит: «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8: 38). У тебя не остается выбора – если ты стыдишься Бога, то Бог постыдится тебя. Можешь не приходить, ты ни для чего не годен, ты не достоин даже просто существовать. Духовная жизнь требует мужества, доблести, благородства и храбрости. Она не терпит мелочности, трусости, неверия, низости и подлости. Не угодны Богу убийцы, блудники, идолопоклонники, обманщики, не терпит Он людей ненастоящих, обманчивых (есть разные понятия – лживый, ложный, обманчивый, обманывающий). Бог не желает подделок. 

Духовная жизнь требует мужества, доблести, благородства и храбрости

Старец Паисий говорил: «Не приучайте детей к подделкам, к ненастоящему – к искусственным цветам и тому подобному, иначе потом они привыкнут ко всему ложному». Срежь ему настоящий цветочек, покажи его, а не все это изощренное и ненастоящее. Для фальшивого, лицемерного человека нет места рядом с Богом. А грешный человек, который кается, – изменится и оставит грехи, ведь он – настоящий, кающийся во грехах. Знает, кто он такой, что он из себя представляет, предстоит перед Богом благородно, с достоинством, с почтением и кается. А лицемерный может вести себя крайне учтиво, иметь хорошие манеры, улыбаться, но по сути быть лживым. Бог не может сосуществовать с ненастоящим. 

Здесь апостол перечисляет разные категории людей, которые не войдут в Царствие Божие. Это будет вторая смерть, вечное отлучение от Бога. Скорбь будет столь велика и неописуема, что можно уподобить ее огненному озеру с серой. Потому что тогда человек получит извещение, что он навсегда разлучен с Богом и не осталось никакой надежды на изменение. Это будет ужасная скорбь.

Перевела с греческого Мария Орехова
Сайт www.omilies.net


[1] Из слова святителя Иоанна Златоуста на Пасху.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить