Чин великого освящения храма Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской

25 мая 2023 года исполнилось шесть лет со дня великого освящения храма Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской – Нового собора Сретенского монастыря.

1, превью.jpg

Это событие, безусловно, является одним из важнейших в истории обители, и большинство нынешних монастырских прихожан были его свидетелями. Более того, как и в этом году, в 2017-м на 25 мая выпал двунадесятый праздник Вознесения Господня.

Весь тот день состоял из торжественных и запоминающихся моментов: служения Святейшего Патриарха, крестного хода, перенесения мощей священномученика Илариона из Древнего собора в новопостроенный, молитвы множества верующих, среди которых был президент Владимир Путин. Плюс внутреннее убранство храма, которое впервые предстало перед прихожанами в таком великолепии, пение праздничного и семинарского хоров и многое другое. У каждого остались свои воспоминания и образы.

Эта статья написана для тех, кто хотел бы узнать подробнее, что происходило в храме во время великого освящения, или познакомиться с этим чином.

Накануне великого освящения в храме Новомучеников и исповедников Церкви Русской совершалось всенощное бдение. Но оно было необычным. Поскольку главная часть храма – освященный престол – еще отсутствовала, то богослужение, как и положено по Уставу, совершалось в центре храма, перед закрытой завесой (катапетасмой) и царскими вратами. Также в службе присутствовали тексты сразу трех праздников: Вознесения, обновления храма и новомучеников.

В сам день освящения богослужение началось со встречи Святейшего Патриарха Кирилла и торжественного облачения на кафедре посреди храма. Далее Патриарху помогли надеть специальную одежду белого цвета – так называемый лентион (или запон), который состоит из «фартука» и «нарукавников», которые оберегают богослужебное облачение от возможных пятен.

2.jpg

Предстоятель окропляет престол святой водой по четырем углам. Кропление сопровождает все этапы освящения престола и храма, а также является его заключительной частью.

После кропления читются две молитвы с прошениями к Богу о благословении начинаемого священнодействия, ниспослании Святого Духа на престолы, жертвенники и весь храм и о том, чтобы были приняты все в будущем возносимые молитвы и совершаемые службы. Что немаловажно, звучат слова с просьбой «сохранить храм даже до скончания века». Тем трагичнее выглядит разрушение храмов в советское время, ведь было уничтожено множество престолов, над которыми произносились эти прошения.

3.jpg

Далее протодиакон вместе с хором духовенства возглашает великую ектению, после чего хор начинает петь 83-й псалом «Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил…», в котором Псалмопевец выразил тоску иудеев по Иерусалимскому храму, а через это – и по Небесному Отечеству. В это время в алтаре совершается омовение престола обычной теплой водой и возлияние на него вина, смешанного с розовой водой. Эти действия, как и все действия в чине освящения храма, имеют особый символизм и совершались подобным образом еще в первые века христианства. Омовение напоминает таинство Крещения, а также символизирует то, что Церковь омыта и освящена Кровью Иисуса Христа.

После этого под общее пение «Аллилуиа» Предстоятель помазывает престол святым миром, что напоминает таинство Миропомазания, совершаемое после Крещения. Как известно, когда варят и освящают миро, то в сосуды с новым миром добавляют немного предыдущего. Таким образом, не только все христиане, но и все православные храмы и престолы помазаны одним миром.

4.jpg

Затем хор поет 136-й псалом «Се что добро или что красно…», и Патриарх вновь кропит престол, только уже с возложенными на него священными предметами.

По традиции на престол не должно быть положено ничего лишнего – только строго определенные предметы. Как мы видим в храмах, даже служебник, по которому совершается служба, находится на подставке рядом, а не на самом престоле.

Далее друг за другом совершается каждение и окропление всего храма, а также крестообразное помазывание миром четырех сторон: над горним местом в алтаре, над западным (основным) входом, а также на северной и южной стенах. В некоторых храмах места помазывания обозначают такими же крестами, какие обычно рисуют или клеят при освящении квартир и домов. Все это время поется 25-й псалом «Суди ми, Господи, яко аз незлобою моею ходих…», в котором выражается радость царя Давида при виде благолепия дома Господня.

5.jpg

Затем начинается вторая часть освящения. Патриарх зажигает свечу, которая ставится на престол, и под пение тропарей всем святым и новомученикам выдвигается крестный ход. Это происходит для того, чтобы перенести дискос с частицей мощей, которая будет вложена в престол, и основной ковчег с мощами священномученика Илариона из Древнего собора в Новый.

На протяжении крестного хода поются песнопения из чина хиротонии (рукоположения в диаконы или священники) и венчания, что в очередной раз по насыщенности приравнивает великое освящение к таинствам Церкви. Также поются тропари, в текстах которых основной акцент на том, что все на земле и на небе созидается по Божественной воле. В завершении крестного хода, перед тем как зайти внутрь храма, поочередно Предстоятелем и хором возглашаются и поются стихи из 23-го псалма: «Кто есть сей Царь славы? Господь сил, той есть Царь славы!» – которые напоминают о том, что храм Божий – это небо на земле, и вхождение в него – образ Вознесения Спасителя, а вместе с Ним и всех верных, на небо.

6.jpg

По входе Предстоятеля в храм несколько раз поется тропарь «Якоже вышния тверди благолепие…», в котором вновь повторяется прошение: «Утверди сие (то есть храм) во век века и приими наша в нем непрестанно приносимая Тебе моления». В это время Патриарх вкладывает в престол частичку мощей, ранее перенесенную из Древнего собора на дискосе. Важно, что частица мощей в любом престоле должна быть именно от святого из числа мучеников. Это связано с тем, что во время гонений на христиан первых веков единственным местом, в котором они могли собираться для общей молитвы, были катакомбы, в которых были погребены их казненные собратья. По законам Римской империи гробницы усопших – неприкосновенное место, в котором не могли совершаться расправы над живыми.

Также в этот момент вкладывается частица мощей и в антиминс (плат с изображением положения Христа во гроб), если это не было сделано заранее. Частичка мощей сначала помещается в состав из воскомастика (смесь воска, ладана и сока алоэ) и помазывается миром. Антиминсы использовались еще в Древней Церкви теми общинами христиан, которые не имели возможности обустроить полноценный престол в местах общей молитвы. По сути, для совершения литургии достаточно и одного престола, но в современной практике антиминс выступает еще и как церковный документ, подтверждающий то, что престол освящен (также на каждом антиминсе стоит подпись архиерея, который его освящал).

7.jpg

Интересный факт. Практически во все новые антиминсы и престолы вкладываются мощи одного и того же святого – священномученика Владимира Четверина, – одного из немногих новомучеников, чьи мощи ныне обретены и почивают в кафедральном соборе Саранска. В антиминсы Сретенского монастыря также вложены его мощи.

Антиминс полагается на престоле под Евангелие.

В заключительной части великого освящения Предстоятелем читается молитва, в которой повторяются все основные прошения, которые были до этого, а также добавляется специальное прошение о тех, кто создавал храм, о том, чтобы им простились грехи, и о ниспослании им даров Святого Духа по заступничеству тех, в честь кого создавался храм. Сретенский Новый собор особенный еще и потому, что оба его престола имеют двойное посвящение. Верхний одновременно посвящен Воскресению Христову и новомученикам и исповедникам Церкви Русской, а нижний – святому Иоанну Предтече и Двенадцати апостолам. Такое посвящение редкое, но упоминание о подобном встречается в документах и текстах нашей Церкви.

Оба престола Нового собора имеют двойное посвящение

Далее возглашается малая ектения, которую поет алтарь, Патриарх выходит из алтаря на центр храма, и также возглашается сугубая ектения, которую поет уже хор.

В течение всего чина великого освящения последовательно кропятся престол, священные предметы на нем, стены внутри и снаружи храма, а в самом конце Патриарх с кафедры кропит всех людей, кто молился во время совершаемого богослужения. Завершается чин возглашением и пением многолетия Святейшему Патриарху, всем служащим, молящимся и всем православным христианам.

Неотъемлемой частью великого освящения и его логическим завершением становится совершение Божественной литургии. В некоторых древних источниках упоминается, что совершаемая на новом престоле Бескровная Жертва уже сама по себе достаточна, чтобы освятить престол. В последование литургии вставляется тропарь освящения храма, который пелся по время вложения частицы мощей в престол, кондак, а также прокимен и апостольское чтение, посвященное этому событию.

8.jpg

Стоит отметить, что одновременно с описанными действиями в нижнем храме Нового собора в честь 12 апостолов и Иоанна Предтечи также освящался престол, только не каменный, а деревянный. Чин освящения деревянного престола имеет дополнительное количество прошений и действий, предшествующих основным. Первая литургия на этом престоле совершилась в другой день.

Как уже было сказано, в чине великого освящения мы не раз просим, чтобы храм сохранился до Второго Пришествия. Важно помнить, что исполнение этого прошения зависит в том числе и от нас. От того, сколько усилий мы прилагаем для общей молитвы и как усердно в нем служим своими талантами. Будем же хранить дорогой нашим сердцам храм и молитвами, и созиданием крепкой общины, и другими делами, нужными ему.

Анна Голик 24 мая 2023
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить