«Чтобы восстановить храм, нужно желание, всё другое приложится»

Беседа с иереем Алексием Твердовым

Священник Алексий Твердов уже шесть лет служит настоятелем в Покровском храме, что в селе Никоновское Бронницкого благочиния Московской епархии. Каменный храм, признанный памятником архитектуры, был построен в первой половине XVIII века. Переживший годы советского безбожия храм восстанавливают сегодня всем миром. Процесс этот небыстрый. Но постепенно Покровская церковь, еще не так давно являвшая собой аварийную постройку, буквально рассыпающуюся на глазах, приобретает свой изначальный вид. Отец Алексий уверен, что основополагающим в этой работе должен быть интерес у людей, прежде всего – у молодежи.


– Отец Алексий, как начиналась история Покровского храма?

– Покровский храм в 1738 году построила Софья Дмитриевна Матюшкина, вдова генерал-аншефа Михаила Афанасьевича Матюшкина. Он был родственником и сподвижником Петра Великого. С семилетнего возраста они оба состояли вместе в Потешных войсках. Уже после смерти супруга Софья Дмитриевна начала строительство этого замечательного храма. И тут есть важный момент. По приказу Петра Великого каменное строительство было запрещено во всей России, кроме Петербурга. Это делалось ради того, чтобы побыстрее закончить возведение Северной столицы. Покровский храм был построен в обход этого указа. Возможно, помогли связи.

Кстати, внучка Софьи Дмитриевны была фрейлиной Екатерины Великой. А ее портрет вместе с братом находится в Третьяковской галерее.

В алтаре располагался магазин. Рассказывают, будто едва ли не на амвоне рубили мясо

– Как пережил Покровский храм годы советской власти?

– Храм действовал до 1929 года, потом его, якобы по решению верующих, закрыли. Затем переоборудовали в столовую при «Госплемзаводе», который был организован на базе конезавода. Потом был магазин, который располагался как раз на месте алтаря. Рассказывают, будто едва ли не на амвоне рубили мясо. В колокольне устроили водонапорную башню. Там стояла бочка с водой, которая постоянно протекала. Был утеплитель из опилок, который постоянно горел. Однажды его тушили семь дней.

– Когда вас назначили настоятелем храма, в каком он был состоянии?

– Я пришел сюда в мае 2015 года. В храме был бетонный пол, было достаточно холодно. В ужасном виде был алтарь: в стенах щели, трещины, проваленный пол. И самое печальное было даже не чудовищное состояние храма, самое ужасное – это отсутствие прихожан, отсутствие интереса к церковной жизни, к церковным праздникам. Людей нужно было согреть любовью и внимательным отношением. Люди это почувствовали, и стало гораздо легче.

– Кто составляет паству храма?

– В поселке живет около двух тысяч человек. На службы народ ходит, но сказать, что храм забит до отказа, нельзя. Проблема в том, что храм некому обеспечивать и зимой он закрыт, потому что невозможно расчистить к нему дорогу. Но люди стали более осознанно относиться к храму, к Церкви, к праздникам.

– Ремонтные работы в храмах-памятниках – это довольно сложный процесс. С кем вам приходилось или приходится согласовывать вопросы по восстановительным работам?

– Буквально каждый шаг нужно согласовывать с Главным управлением культурного наследия. Это и есть самая большая проблема – документооборот. Всевозможные проволочки. Тебе говорят, что все твои документы недействительны, ты начинаешь с нуля, пытаешься доказать, что тут есть храм, который 1738 года постройки. Рассказываешь, что его нужно восстанавливать, а для того, чтобы его восстанавливать, нужно, чтобы он был оформлен в собственность прихода или в пользование прихода в собственности государства. Проблема была и в том, что земля, на которой стоит храм, не принадлежит этому храму. Мне сейчас удалось полностью оформить храм в собственность прихода, а земля на стадии завершения оформления. Тоже будет в собственности прихода. Сейчас началось планомерное восстановление храма. Произведены противоаварийные работы: поставлены леса, укреплена колокольня, сделали над ней временную крышу, защищающую от осадков. Все это было бы невозможно без поддержки фонда Московской епархии.

– По стране множество церквей стоят разрушенными. Как, на ваш взгляд, можно сохранить это наследие?

– В регионах, увы, эта проблема очень актуальна. Пожилые люди уходят в жизнь вечную, а молодежь перебирается в города. Их сложно за это осуждать, поскольку нет никаких перспектив в деревне. Храмы существуют за счет верующих, священникам в этих условиях очень тяжело жить. В нашем сельском поселении четыре храма, в которых служат два священника. И если в двух храмах крепкие приходы, работают воскресные школы, то в двух других священники приезжают и уезжают. Но это, увы, единственный выход. С одной стороны, это очень тяжело отцам, к тому же содержание храма требует финансов, прежде всего оплаты коммунальных расходов. С другой стороны, понимаешь, что местным бабушкам просто некуда пойти. Это место коммуникации, место общения друг с другом, место встречи с Богом, что самое главное.

– Как сохранять в такой ситуации храмы-памятники?

– Это консервация. Самый реалистичный вариант. Восстановление храма – это огромная работа, большие деньги. Но самое главное – должен быть интерес у людей, прежде всего энтузиазм у молодежи. Как бывает обычно? Находятся благотворители, которые хотят построить храм в деревне. Обычно все начинается с установки памятного креста на месте утраченной церкви, потом ставят часовню, а потом уже возводят храм.

Увы, часто люди хотят, чтобы у них был храм, но чтобы его строил сам священник

– Так было и в XIX веке?

– В XIX веке люди строили храм не так. Они приходили к архиерею и говорили: у нас есть такой-то капитал, мы хотим на эти деньги построить храм, готовы содержать священника, платить ему, давать пропитание, возможность ездить по округе, совершать требы. В наше время ситуация другая. Люди хотят, чтобы у них был храм, но чтобы его строил сам священник.

– Есть вероятность, что эти законсервированные храмы позже станут действующими? Возможен ли церковный ренессанс в глубинке?

– Мы сейчас находимся на пике и потихоньку скатываемся вниз. Оптимистических надежд у меня нет. В Европе сносят храмы, это не значит, что и мы к такому же не придем. В этом, может быть, и нет чего-то плохого. Когда в Римской империи христианство стало массовым, появилось монашество. Потому что христианство стало явлением моды; меркантильные побуждения толкали людей к принятию христианства. А люди хотели какого-то подвига. Когда людей мало – это уже какой-то подвиг, когда люди отличаются чем-то от остальных в лучшую сторону.

– Почему на Церковь в начале ХХ века выпали такие испытания? Почему она стала гонимой?

– Потому что Церковь воспринималась как некий государственный институт, что и сейчас опасно. Церковь выступала в роли увещевателя народа, а нужно было быть внешним арбитром, но она оказалась внутри всего процесса и попала в жернова революции. Церковь перестала быть авторитетом. Про Ленина рассказывают, что он стоял на собственном венчании и смеялся. Без венчания нельзя было зарегистрировать брак, он был вынужден венчаться, хотя не верил в Бога. Потом эти люди, которые раз в год причащались, стали сжигать храмы, разорять их. Те же самые люди. Чуть позднее все были коммунистами, все любили Родину, но потом стали ее дербанить. В Чечне, вспомним, создавались бандформирования, и все главари были комсомольцами, руководителями ячеек, коммунистами.

Если священник сам горит, то он и других зажжет этим горением

– Как сейчас нужно рассказывать о Христе молодежи?

– Все зависит от священника. Есть священники, которые сами горят и зажигают молодежь этим горением. Если священник просто исполняет требы, он, естественно, будет неинтересен. Есть интересные священники, например отец Димитрий (Першин). Он преподавал в медицинском институте биоэтику, разбирал этические проблемы современной медицины. Он был очень интересен аудитории. Студенты, на скучных парах засыпавшие, отмечали, что на его парах невозможно было уснуть. Он приходил в пиджаке, представлялся мирским именем. А Антоний Сурожский мог стоять на ступеньках храма и рассказывать молодежи о Христе.

С иереем Алексием Твердовым
беседовал Никита Филатов

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить