Державные храмы Руси

Многие хорошо знакомы с историей Державной иконы Богородицы, но, вероятно, не все знают, как много за последние 30 лет на Русской земле было воздвигнуто церквей в честь этого святого образа. Храмы иконы Богоматери Державной стали появляться в России в конце ХХ века. Первая церковь-часовня была построена в стольном граде Москве в 1995 году на Волхонке, рядом с Храмом Христа Спасителя. Божией Матери было угодно, чтобы православные люди построили церковь во имя Державной иконы в поселке Кратово, что под городом Жуковским. Этот однокупольный храм создан в 2001 году в древнем псковско-новгородском стиле.

1 - 2023-03-14T232218.892.jpg
Церковь Державной иконы в поселке Кратово, г. Жуковский

В 1997 году в Москве воздвигли новый Державный храм в районе Чертаново. В этом огромном московском районе никогда не было своего храма. Даже в истории деревни Чертаново, пращура современного московского района, ничего не говорится о существовании храма, хотя, по косвенным архивным данным, он был, но сгорел. Доподлинно известно, что начиная с 1678 года деревня эта постоянно упоминалась в составе дворцовых владений и была приписана к приходу церкви соседнего села Дьяково. Одно время в Чертанове находилась почтовая станция. Благодаря нахождению деревни на оживленном тракте и занятиям садоводством местные крестьяне были зажиточны. Некоторые из них даже становились купцами.

После революции из деревни сделали колхоз «Верный путь», а в 1960 году его владения вошли в черту Москвы. Началось новое грандиозное строительство: в 1969–1980 годах Чертаново стало крупнейшим массивом жилищного строительства. В советские времена в таком огромном густонаселенном районе, конечно же, не было ни одного храма. Особенно это стало заметно во времена перестройки, когда гонение на Церковь несколько ослабло, а народ потянулся к Богу.

Православные люди, живущие в районе Чертаново, ездили молиться в храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском и во вновь открывшийся Даниловский монастырь. Там были замечательные пастыри, торжественные богослужения, но все же чертановские верующие хотели иметь свой храм. Наконец, к 1994 году собралась небольшая община, появилась «десятка», которая обратилась к местному благочинному с просьбой о построении храма.

Сразу же пришло решение: церковь будет построена в честь иконы Божией Матери Державной. Возможно, на выбор повлияла близость бывшего села Коломенского, где чудотворная икона в 1917 году была дарована Богородицей русскому народу, в самый трагичный момент истории нашего многострадального Отечества. Как известно, в 1990 году Державная икона Царицы Небесной была вновь явлена России, вернувшись в Коломенское, в Казанский храм, во времена смутные, когда опять перед народом встал вопрос о существовании России как самостоятельного государства. Верующему сердцу было ясно, что именно эта икона защищает, укрепляет и оберегает Россию от напастей и врагов. Поэтому будущие прихожане решили, что именно ей нужно посвятить новый храм.

2 - 2023-03-14T232221.362.jpg
Образ Пресвятой Богородицы «Державная» 

Вскоре был выделен участок на пустыре в природном комплексе на берегу реки Чертановки. Префектура Южного административного округа Москвы выделила средства на строительство деревянной церкви. Настоятелем храма Державной иконы Божией Матери был назначен иеромонах Митрофан (Гудков), возведенный впоследствии в достоинство игумена. С тех пор батюшка стал не только строителем церкви, но и духовным наставником прихожан и вдохновителем всех благих пожеланий верующих сердец.

Верующему сердцу ясно, что именно эта икона защищает, укрепляет и оберегает Россию от напастей и врагов

Когда в 1995 году начали строить храм, то по выходным дням прямо на улице стали служить молебны и читать акафисты Державной иконе Божией Матери. В песок ставили свечи, и батюшка молился под открытым небом, взывая к Царице Небесной о помощи. А уже в 1997 году, 7 апреля, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы благочинный округа протоиерей Геннадий Бороздин освятил деревянный храм малым чином: главный престол – в честь Державной иконы Божией Матери. К этому торжественному дню в храме уже были иконы, народ собрался в большом количестве.

Хотя сразу же стало понятно, что храм в большие праздники не вмещает всех желающих. Люди во время богослужения стояли во дворе, детей причащали на улице прямо с крылечка, однако верующие продолжали ходить в храм. На первую Пасху вокруг небольшой церкви переливалось огненное море свечей. А чуть позже было принято решение о проектировании и строительстве большого каменного храма, на что было получено благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

К осени 2001 года котлован под будущий храм был вырыт. Особое слово нужно сказать о том, что храм Державной иконы Божией Матери строился только на народные пожертвования. У храма не нашлось богатых спонсоров, но зато молящиеся в нем люди оказались весьма жертвенны. Старушки откладывали со своих пенсий, в те времена очень скудных, по 50 рублей, и когда собиралось 500 – приносили их в храм. Получалась «лепта вдовицы». Также объединялись вместе несколько семей и жертвовали на строительство Божиего дома. Один человек продал машину и все деньги отдал на храм. Однако у него закончились оставленные на себя средства, и приход кормил его до очередной зарплаты. К тому же создавались именные кирпичики: человек, покупая такой кирпичик, вносил пожертвование на строительство, а за его здравие и о его благополучии молились в храме.

Но не только деньгами, а и собственными трудами прихожане возводили свой храм. Устраивались субботники, на которых работали взрослые, а дети вставали в ряд и передавали кирпичи для кладки, потому прихожане относятся к Божиему дому как к родному. Они же занимаются и благоустройством, ухаживают за растениями, сделали фонтанчик с золотыми рыбками на радость детям, выкопали небольшой пруд, где цветут водяные лилии. Воистину Державный храм стал народным.

3 - 2023-03-14T232225.403.jpg
Державный храм в Чертаново, г. Москва

Возвращаясь к рассказу о его строительстве, скажем, что как только храм обрел крышу, в нем начали проводить службы на приставном престоле. Наверху шла стройка, а внизу уже молились люди, потому что в небольшом деревянном храме уже совершенно не хватало места. Сложилось так, что в нижний храм верующие впервые вошли в 2005 году на Рождество Христово, а освятили его лишь на Пасху в честь Святых Царственных Страстотерпцев. Верхний храм был освящен в 2008 году тоже на Пасху в честь Державной иконы Божией Матери.

Архиепископ Истринский Арсений (Епифанов)[1], первый викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, подсказал, что было бы правильно в общей концепции Державного храма нижнюю церковь посвятить Царственным мученикам, государю Николаю II и его семье, а верхний храм освятить в честь Державной иконы Богоматери, явленной 2 (15) марта, правый же престол верхнего храма устроить в честь преподобного Серафима Саровского, прославлению которого во многом способствовал Николай II.

В храме Державной иконы Богоматери находятся даже два почитаемых народом Ее образа. В самом центре пребывает большая Державная икона Богоматери в жемчужной ризе с натуральными камнями и частицей ризы Богоматери, перед которой всегда стоят молящиеся люди. Справа стоит другая Державная икона, написанная еще для деревянного храма. Многие годы люди просили перед ней Богородицу о помощи, и многомилостивый Господь подавал ее нуждающимся. В благодарность прихожане делали иконе подношения: колечки, цепочки, крестики, образки. Через несколько лет их стало так много, что было принято решение сделать ризу на икону. Хотя в храме не ведется летопись чудесной помощи Божией, исходящей через эту святую икону Богоматери, но многочисленные дары прихожан говорят сами за себя. Эта икона помещена в деревянный киот, сделанный студентами художественно-графического отделения Государственного областного педагогического университета. Надо сказать, что настоятель храма игумен Митрофан поддерживал добрые отношения с преподавателями и студентами этого университета, поэтому многие его выпускники не только писали для храма иконы и делали деревянные украшения, но даже защищали на этом свои дипломные работы. Студентами были выполнены резные киоты, деревянный иконостас в малом храме, а также уличные настенные изображения Державной иконы Богоматери.

4 (83).jpg

Идея сделать большие иконы Богородицы с наружной стороны храма родилась еще при строительстве малого храма. Решили: раз алтарь выходит на проезжую часть, то будет хорошо, если пешеходы или едущие в транспорте пассажиры будут видеть икону Богоматери. Люди будут знать, в честь Кого освящен храм, а также иметь возможность вознести перед иконой Пречистой Девы свои молитвы и прошения. Первый мозаичный Державный образ Божией Матери также сделали студенты. Икону эту полюбили. До сих пор прихожане-старожилы перед службой подходят к ней, крестятся, кланяются, а потом идут в храм.

Другой, изразцовый лик Богоматери Державной тоже установили на алтарной части, только нового, каменного храма. Над его изготовлением трудились студенты и преподаватели педагогического университета. Изображение получилось настолько большим, что когда едешь в транспорте, то видишь его уже издалека. Довольно часто люди, которые едут на трамвае или автобусе, крестятся на икону нашей Заступницы Богородицы Державной.

5 (44).jpg

Боголюбивые жители Чертановского района приложили много трудов и душевных усилий для того, чтобы и у них был свой Божий дом. Прекрасный храм с голубыми шатровыми куполами словно возносится к небу, указывая людям, куда им нужно устремлять свой взор, мысли, да и всю свою жизнь. Державный храм, словно корабль, тихо уносит своих прихожан в прекрасную гавань под названием Царствие Небесное[2].

Продолжим наш рассказ о Державных храмах, где, как и по всей России, льется молитва об Отечестве нашем. В начале ХХI века под Екатеринбургом появился монастырь Святых Царственных Страстотерпцев, в котором в 2002 году был освящен величественный храм Державной иконы Богоматери, вмещающий около пятисот человек. Он выполнен в традициях русского деревянного зодчества.

6 (32).jpg
Храм Державной иконы Богоматери. Монастырь Святых Царственных Страстотерпцев

В 2005 году в городе Гдове Псковской области на руинах древнего храма времен святого благоверного князя Александра Невского появился собор во имя Державной иконы Божией Матери. Его строительство благословил протоиерей Николай Гурьянов[3], передав для будущего храма свою Державную икону, которая сейчас находится в соборе.

7 (18).jpg
Собор Державной иконы Богородицы в Гдове

Заслуживает особого внимания история строительства храма Державной иконы Божией Матери в самом сердце славного озера Байкал – на острове Ольхон, в месте средоточия язычества. О ней рассказывает журналистка Ольга Долбня:

«Несомненно по Промыслу Божьему удостоились мы великой чести продолжить важное дело в освоении прибайкальских территорий – освятить на уникальном острове Ольхон православный храм. В этом просматривается особый смысл для сибиряков: завершить начатое предками христианское освоение края.

Даже во времена святителя Иннокентия Иркутского, эпоху расцвета миссионерской деятельности в Сибири, здесь были только часовни. В советский период ссыльные католические священники из Прибалтики в ольхонском ГУЛАГе тайком крестили и ссыльных, и местное население. Впоследствии уже православные священники завершали Таинство Святого Крещения по православным канонам.

На остров приезжают туристы, зачастую неравнодушные к языческим культам и экзотике старинных обрядов. Строить православный храм в центре языческой культуры и иноверия (до сих пор буддизм и шаманизм – популярные религии на Байкале) – воистину подвиг, невозможный без участия свыше. Нет, не люди принимали решение, они были лишь послушными исполнителями и проводниками воли Божией. А было так...

8 (11).jpg
Храм Державной иконы Божией Матери на острове Ольхон

– Вы заметьте, все как по писанному, – рассказывает благочинный Верхоленского благочиния отец Вячеслав Пушкарев, – ко мне приехала раба Божия Наталья, скорбевшая по умершему мужу, и рассказала об одном решающем ее жизнь событии: в полудреме ей явилась Божия Матерь и сказала о том, чтобы она продала квартиру в престижном районе Иркутска, где все напоминало о почившем супруге, и купила на Ольхоне дом. Там же на оставшиеся деньги надо построить храм. В сомнениях она пошла к отцу Калиннику (иркутскому духовному отцу), который не увидел в ее сне какой-то греховной прелести, но отправил ко мне, как к благочинному в Ольхонском районе. Мы решили попробовать: если это от Бога, то со временем все устроится, а если бесовское искушение, то так и остановится. И Наталья стала заниматься квартирой.

Строить православный храм в центре языческой культуры и иноверия – воистину подвиг, невозможный без участия свыше

Как в лучших книжных традициях, началась эта дивная история с благочестивой вдовы. С 2000 года зародилась приходская жизнь и строительство храма, затянувшееся на шесть лет. Вырученных от продажи квартиры средств оказалось недостаточно, поэтому храм возводили по крупицам всем миром: строили не просто здание, а место, где можно отогреть сердца, где каждое бревнышко заложено с любовью, где каждый малейший вклад на счету в Небесной канцелярии.

Это сегодня Ольхон – место бурно развивающегося туристического бизнеса, но лишь с 2005 года здесь появилось электричество: кабель проложили по дну пролива Ольхонские Ворота. Не было ни хорошей дороги, ни даже связи. Строить "нерентабельный объект" в этом месте, где даже в наши дни на паром бывает трудно попасть с первого раза, казалось истинным альтруизмом, а то и безумством.

Однако... один начальник помог оформить полуразрушенное здание, другой продал кирпич "подешевле", православные предприниматели жертвовали: кто двери, кто решетки. А с окнами у нас целая история вышла.

– Рамы нас научили немцы утеплять, – рассказывает отец Вячеслав, – отдыхали здесь, зашли в храм и показали. Иностранцы вообще, как узнали, что мы церковь строим, подходили и благосклонно жертвовали свои личные средства. А сербы все это воспринимали как чудо какое-то: приходили и молились, как в паломничество сюда ездили.

Приход у нас до сих пор небольшой, люди простые, в основном местные жители и далеко не богатые деньгами, но все желают богатеть в Бога.

9 (9).jpg

В день после освящения, когда владыка Вадим, Знаменский мужской хор и гости возвращались в Иркутск, батюшка в радостном настроении хлопотал в обновленном храме. Собственными руками счищал с подсвечников воск, заметал мусор и все время рассказывал о том, как кто иконы писал, как придумали из красивой дверной ручки сделать в алтаре вешалку для полотенца, как приспособили гардины для хоругвей, как один раб Божий принес для храма корабельный колокол... В общем, это были истории о том, как все очень хотели построить этот храм.

Но не средства, не труд, а тепло своих сердец вкладывали в храм Державной иконы Божией Матери. Там, где Божий дом, там просит человеческая душа молитвы для богообщения и стремиться в молитвенном предстоянии выразить свою благодарность и любовь к Виновнику Вечной Красоты. На Ольхоне, в условиях, где сильный сарминский ветер может нагнать страхов, где лед может разойтись под колесами автомобиля, где почти в каждом доме кто-нибудь погиб на море, невозможно прожить без веры в жизнь вечную. Даже язычники-буряты в таких условиях по-своему тянутся и к почитанию христианских святых. Так, они почитают Николу Угодника, не единый раз спасавшего на Байкале от верной гибели, и местные зачастую благодарят "русского Бога".

Не средства, не труд, а тепло своих сердец вкладывали в храм Державной иконы Божией Матери

Хочется назвать этот дивный край благодатным местом, где все устроено для сердца любого человека, для любви ко всему Божиему миру. Из дверей храма открывается вид на синюю линзу озера в прибрежных складках, на маломорский остров Замогой… Земная красота сливается здесь с небесной и с необычайной силой поет хвалу вездесущему Богу. Аллилуйя!»[4]

В Севастополе, городе русских моряков, в 2007 году заблестели купола новой церкви во имя Державной иконы Божией Матери, которые озарили район Корабельной стороны.

10 (2).jpg
Храм Державной иконы Божией Матери в Севастополе

В Санкт-Петербурге приход храма Державной иконы Божией Матери сформировался из православной общины святого великомученика и целителя Пантелеимона при Центральной медико-санитарной части. А храм был освящен в 2008 году. При нем создано Сестричество милосердия святой мученицы Татианы, Общество православных врачей города имени святителя Луки (Войно-Ясенецкого)[5], а также Духовно-образовательный центр имени святителя Иннокентия Московского.

11.jpeg
Храм Державной иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге

На Российской земле нашей, раздольной и прекрасной, под ясным небом, меж лесов, полей и звонких городов воздвигаются светлые Державные храмы Царицы Небесной: верится, что это будет продолжаться до скончания веков!


[1] Арсений (Епифанов) – митрополит Липецкий и Задонский, глава Липецкой митрополии

[2] Сведения предоставила староста храма Державной иконы Богоматери Ольга Леонидовна Леонова; История Чертанова. URL: http://chertanoved.msk.ru/chertanovo.shtml.

[3] Николай Алексеевич Гурьянов (1909–2002) – протоиерей, один из наиболее почитаемых старцев Русской Православной Церкви конца XX – начала XXI века. Русский религиозный деятель, поэт.

[4] Долбня О. Храм иконы Божией Матери Державная// Пресс-служба Иркутской епархии, 7 дек. 2006. URL: bogoroditsa-olkhon.prihod.ru/history.

[5] Лука (Войно-Ясенецкий; 1877-1961) – священноисповедник, архиепископ Симферопольский и Крымский, ученый-медик, духовный писатель.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить