Евхаристия в православной традиции

По моим наблюдениям, у многих христиан есть некоторая проблема по отношению к собственной Церкви. Многие думают, что Церковь является неким духовным учреждением или сводится к служителям у алтаря: епископам, священникам и диаконам, которые обязаны совершать церковные службы и молиться за других христиан. Те, кто так думает, считают, что достаточно креститься и ходить в церковь по большим праздникам, таким, как Пасха, Рождество и Крещение, или изредка заходить в храм поставить свечу. 

Фото 1 (75).jpg

Другие христиане настолько заняты своими повседневными делами, заботами и проблемами, что не находят времени даже подумать о Боге, Церкви и о своей духовной жизни. В храме они оказываются только по случаю Крещения, Венчания или отпевания, больше для исполнения традиции. Другие обращаются в церковь в минуты искушения, болезни или жизненных неудач, чтобы попросить помощи священника. Третьи мыслят откровенно сектантски, считая, что Церковь им не нужна, потому что Бог – в их сердцах, и достаточно индивидуальной молитвы дома или где-либо еще. К сожалению, очень немногие христиане живут по-настоящему церковной жизнью и понимают, что Христос возглавляет Церковь, и Бог «поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1: 22–23). Церковь есть живое, мистическое Тело Христово. 

Давайте подробнее рассмотрим, что представляет собой Церковь. Во-первых, это место богослужения, где верующие собираются для молитвы. В иудейской традиции местами богослужения были скиния, храм в Иерусалиме и синагоги. В христианской традиции это церкви, разбросанные сейчас по всему миру. Места поклонения святы, потому что они посвящены Богу, а совершаемые там действия представляют собой не только человеческое, но и Божественное дело. Храм в Иерусалиме, куда Спаситель ходил молиться и проповедовать народу, Он называет «домом Отца» (Ин. 2: 16). То есть храм – это дом Божий, который исполнен славы Господней, то есть Его присутствия: «Слава Господа наполнила весь храм» (Иез. 43: 5). 

Церковная молитва имеет особую силу, потому что это молитва не только одного человека, но и всей общины, всей Церкви. С мистической точки зрения Церковь является продолжением искупительной жертвы и миссии Христа, Который всегда пребывает с верующими: «И се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28: 20). В церковных таинствах: Крещении, Миропомазании, Евхаристии, Рукоположении, Исповеди, Венчании и Соборовании, а также в других богослужениях и молитвах действует Дух Святой. В церкви мы приобщаемся Христу как духовно, так и в виде Евхаристического хлеба и вина, которые по молитве Церкви, то есть сообщества верных, становятся Телом и Кровью Христовыми. Таким образом мы постепенно становимся все более и более едиными с Ним и друг с другом. 

Церковная молитва имеет особую силу, потому что это молитва не только одного человека, но и всей общины, всей Церкви

Истинный христианин может сказать вместе с апостолом Павлом: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2: 20); «А мы имеем ум Христов» (1 Кор. 2: 16); «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2: 5). Церковь – это живой организм, в жизни которого участвуют все те, кто обещал при Крещении отречься от сатаны и соединиться со Христом. Через Крещение мы становимся членами Церкви, в которой мы духовно взрослеем через молитву, посильное подвижничество и участие в церковных таинствах, «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4: 13). Как оторванный от ствола отросток засыхает и не может принести плода, так и христианин, не пребывающий в Боге, не может расти духовно: «Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15: 5). 

Фото 2 (88).jpg

Что же такое Евхаристия? Евхаристия есть таинство Тела и Крови Христовых, которое установил Сам Господь на Тайной Вечере перед Своими страданиями. Действительно, на вечерне Великого Четверга мы слышим, что Господь, «взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22: 19). Евхаристия – это главенствующее таинство Церкви, которое ее созидает. Церковь, то есть община верующих, совершает Евхаристию, а Евхаристия преображает верующих в Церковь, в Тело Христово. Принимая Святые Дары, верующие становятся едины со Христом и друг с другом. Ранние христиане очень хорошо это понимали и поэтому «постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2: 42); «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа» (Деян. 4: 32). Таким образом, существует внутренняя тождественная связь между Церковью и Евхаристией.

Православная Церковь верит, что в Евхаристическом хлебе и вине действительно присутствует Христос. Хлеб и вино становятся Телом и Кровью Господними через Сошествие Святого Духа по молитве верующих во главе с епископом (или со священником). Это такое таинство, которое наш ум понять не в состоянии, но которое мы принимаем через веру. Попытки объяснить церковные таинства интеллектуально, рационалистически всегда приводили к ересям и разделениям среди верующих. Мы не должны сомневаться в том, что сказал нам Христос, а именно в том, что хлеб и вино, освященные на богослужении, претворяются в Его Тело и Кровь. Если некто сомневается в реальном присутствии Христа в Евхаристии, это означает, что он ставит под сомнение и Божие Воплощение, и проповедь Евангелия, которая будет распространяться через Церковь до конца времен. 

В Православной Церкви с древних времен служатся две литургии: святителя Иоанна Златоуста и святителя Василия Великого (обе – IV века), и они очень похожи. Обе состоят из двух частей: литургии оглашенных (то есть литургии тех, кто готовится принять Крещение, но в которой принимают участие и крещаемые), и литургии верных. Вторая часть представляет собой Евхаристический канон с эпиклезой (призыванием Святого Духа для того, чтобы Он освятил хлеб и вино) и Причастие верных Святыми Дарами. Литургия оглашенных включает в себя чтения из Священного Писания (апостольские Послания и Евангелие), а также молитвы в виде ектений за верующих и оглашенных. Литургии предшествует проскомидия, которую священник совершает в сосредоточении перед началом самого богослужения. Это богослужение очень богато и полно символики, а храмовая атмосфера мистична. Все это располагает верующих к внутренней собранности, к созерцанию тайны жизни нашего Спасителя. В литургии актуализируется вся Его жизнь, начиная с Рождества и до Вознесения.

В Православной Церкви присутствует глубочайшая тайна. Всякая молитва верующего, даже богослужебная, должна нисходить из головы в сердце, охватывая все его сердце, ведь оно есть центр человеческого существа. В то же время сердце есть дом крещальной благодати. Бог пребывает именно в сердце человека. Поэтому так важно, чтобы наш ум постоянно нисходил в сердце, и тогда мы обретем покой. Когда ум и сердце раздроблены, это приводит к психическому напряжению и беспокойству, депрессии и состоянию неудовлетворенности. Именно поэтому так важна сосредоточенная индивидуальная и богослужебная молитва. 

Фото 3 (72).jpg

Божественная литургия имеет характер трапезы и жертвоприношения. Для участия в ней необходима особая подготовка, дабы верующие могли причаститься Святых Христовых Таин. В притче о брачном пире (см.: Мф. 22: 1–14) Христос обращает наше внимание на человека, который приходит туда без брачной одежды и оказывается в итоге изгнан. Божественная литургия символически представляет собой брак нашей души с жертвенным Агнцем, к которому мы должны явиться в брачных одеждах. Такое одеяние души заключается в ее чистоте. Этого мы достигаем посредством молитвы и посильной аскезы, через добрые дела, через конкретные поступки любви к ближним, а также через исповедание своих грехов перед духовным отцом.

В наши дни православные христиане причащаются достаточно часто, а некоторые – на каждой Божественной литургии (как это принято, например, в Греческой, Русской, Антиохийской и других Церквах, а в Румынской, к сожалению, в меньшей степени). В Румынской Церкви Исповедь необязательно связана с причащением. Но она связана с совершенными грехами. Таким образом, в Исповеди речь идет о грехах, и особенно о тяжких, таких, как отречение от Христа, убийство, прелюбодеяние, блуд, сожительство, ненависть, притеснение ближних. Это все отделяет нас от Христа и Его Церкви. Исповедь – это таинство примирения с Церковью, от которой мы отпали через грех. Это таинство возвращает нам статус полноправных членов Церкви. Тот, кто совершает тяжкие грехи, может причаститься опять только после Исповеди и исполнения данной ему священником епитимьи. В Исповеди мы обещаем Богу, что с Его помощью мы больше не будем повторять совершенные нами грехи.

Таким образом, наша брачная одежда или сияющая крестильная одежда, запятнанная грехом, очищается через Исповедь. Памятуя о своих грехах, мы прилагаем еще больше усилий на пути молитвы и аскезы, которые очищают наши души и соединяют нас с Богом. Молитва должна стать дыханием верующего человека. Мы сможем почувствовать и воспринять Бога как реальность, как глубочайшую основу нашего бытия только в том случае, если мы будем много молиться и молиться непрестанно, как предлагает нам святой апостол Павел. Поэтому святые отцы Церкви составили целый ряд молитв на все жизненные ситуации, а также на принятие Святых Христовых Таин. Заметьте особо, какую молитвенную красоту имеет Евхаристический канон!

Фото 4 (46).jpg

Кроме молитвы и воздержания, то есть поста, в Православной Церкви важна борьба с грехом за освобождение от страстей. Христианская жизнь по своей сути является жизнью аскетической: «Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь» (Мф. 7: 14). Она сопровождается многими искушениями и скорбями, которые мы не можем преодолеть иначе, как через терпение и настойчивость в посте и молитве, через умеренность во всем и воздержание от всего, что может вредить душе в ее стремлении к Богу. Поэтому, например, Православная Церковь сохранила традицию супружеского воздержания во время Великого поста. Мы также держим пост и до принятия Тела и Крови Христовых, что является евхаристическим постом. На первый взгляд, это ограничивает свободу человека, но на самом деле именно через ограничения мы достигаем настоящей свободы. Спасение, как и все хорошие навыки и добродетели, которые должны украшать жизнь христианина, является даром от Бога: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов» (Иак. 1: 17). Но Бог никого не принуждает принимать Его дары. Их принятие с нашей стороны приходит через веру в тот момент, когда мы открываем Ему свое сердце. Вера в Бога есть не просто разумное согласие на Божие Откровение, но, прежде всего, душевное согласие и чувство, которые требуют от нас нового образа жизни. 

Христианство – это новая жизнь во Христе

Христианство – это новая жизнь во Христе. Но чтобы иметь возможность прожить эту новую жизнь, мы должны сначала оставить жизнь старую, отринуть ветхого человека, привыкшего к грехам и похотям, «и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4: 24). Это перерождение в нового человека начинается с Крещения и должно продолжаться на протяжении всей нашей жизни. Но большинство из нас после принятия Крещения сбиваются с верного пути, а наши сердца ожесточаются и перестают быть чувствительными к благодати Божией. И мы уже не позволяем действовать этой благодати внутри нас и не соработничаем с ней. Если мы осознаем свою ошибку и пробудимся, то нам надо бежать в церковь и стараться воссоединиться с ее жизнью. Ведь именно там, через святые таинства, мы сможем получать помощь на своем христианском пути. Бог вознаграждает нас за нашу борьбу со страстями, за наши старания приобрести добродетели, которые возвращают нам свободу, утраченную через грех. 

По сути вся наша жизнь – это непрерывное усилие по продвижению на пути добра, добродетели и нашего уподобления Христу. И в этом стремлении нас постоянно поддерживает благодать святых таинств, особенно причащение Тела и Крови Христовых. Все дары, которые мы имеем, исходят от Бога, но в то же время от нашей воли зависит принять их или отвергнуть. Принятие Божиих даров происходит непременно через нашу жизнь по вере, через аскезу: «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха» (Евр. 12: 4); «Но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Кор. 9: 27). Евхаристия и все другие церковные таинства – это дар Божий, который освящает нас и соединяет нас со Христом. Но это происходит лишь в той мере, в какой мы совершаем экзистенциальное усилие в вере через молитву и посильный аскетизм.

Перевела с немецкого Александра Калиновская 
Сайт Mitropolia-ro.de

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить