Глубокий смысл Рождества

Всякий раз, когда мы стоим перед Господом в личной молитве, либо в церковном праздновании события из жизни Христовой, либо каким-либо иным образом переживаем присутствие Бога, происходят две основные вещи, которые засвидетельствованы Церковью и опытом святых.

1.jpg

Во-первых, мы так или иначе испытываем радость, потому что переживаем обильную Божию любовь к человеку. Она побуждает наше сердце к большой благодарности, поскольку мы переживаем в меру нашего духовного состояния этот великий Божий дар.

Во-вторых, поставляя себя пред Господом, мы также стоим в своего рода самоосуждении наших поступков, что ведет к нашему спасению, особенно если это происходит в дни великих праздников, вспоминающих события из жизни Христовой. Действительно, взгляд на любое событие в жизни Спасителя побуждает нас более критично относиться к себе.

Взгляд на любое событие в жизни Спасителя побуждает нас более критично относиться к себе

Таким образом мы вспоминаем воплощение нашего Господа, чтобы, с одной стороны, почувствовать великую Божию любовь к нам, а с другой – прославить Его в благодарении за все чудеса, которые Он нам даровал.

Кроме того, это дает нам практическую пользу, потому что нам предоставляется возможность самим оценить свою жизнь. Как говорит святой Павел: «Аще быхом себе разсуждали, не быхом осуждена были» (1 Кор. 11: 31). Если мы критикуем свои пути в этой жизни, нас не будут судить в загробной, потому что суд над нами уже свершился в этом мире.

Другими словами, теперь, когда Господский праздник приближается к нам, у нас есть возможность критически взглянуть на свою жизнь с точки зрения всего того, что наш Господь совершил для нашего спасения. Тем более что мы знаем, что Он ничего не оставил на волю случая, но руководил всем, как Творец истории. Он – Тот, Кто пожелал, чтобы все события происходили так, как они происходили, даже в мельчайших деталях. Он был Тем, Кто повелел родиться в определенном году, в определенном месте, и все остальные элементы, составляющие великое событие Его воплощения, были неслучайны.

2.jpg

Все святые критически сопоставляли отдельные события, происходящие в их жизни, с жизнью Христа и осуждали самих себя. Мы хотели бы верить, что христианин – это тот, кто подражает жизни Христа, насколько это в человеческих силах, восполняя все свои недостатки через покаяние и смирение. И это составляет его внутреннюю духовную работу.

В эти праздничные дни Церковь постоянно прославляет Господа чудесными песнопениями за Его великое снисхождение к человеку, углубляясь в более глубокий богословский смысл Его воплощения.

Святые старцы, так же как и благочестивые миряне, имеют особый опыт переживания глубокого смысла этого события. Когда старец Ефрем Катунакский вернулся из поездки в Иерусалим, мы ожидали, что он будет потрясен Голгофой и Распятием. Но он был больше поражен Пещерой Рождества в Вифлееме. Он стоял перед этим событием и говорил: «Я думал, что представлял из себя нечто, когда скудно жил в своей аскетической келии в Катунаках. Но когда я увидел, где родился Христос, я действительно сокрушился духом».

«Когда я увидел, где родился Христос, я действительно сокрушился духом»

Родившись в пещере, преследуемый и презираемый людьми, Христос совершил величайшее событие в истории человечества – Свое воплощение. Бог стал человеком в полной тишине, простоте и безвестности. Никто не знал, что происходило в ту ночь, кроме нескольких пастухов и волхвов с Востока. Это событие совершалось в абсолютной нищете и смирении.

Поэтому каждый раз, когда нас беспокоят различные желания и похоти, мы должны встать перед Пещерой Рождества, встать перед воплощением Слова и посмотреть, насколько наши действия соотносятся с тем, что сделал Господь в ту ночь. Таким же образом мы должны критически исследовать всю нашу жизнь.

С тех пор как Бог стал Человеком и ангелы воспели: «Слава в вышних Богу, и на земли мир», Слово Божие говорит нам: «Не приидох воврещи мир, но мечь» (Мф. 10: 34). Почему же Господь принес меч, если ангелы пели о мире?

Христос Сам был Миром, который пришел в мiр, и стал человеком, чтобы мы могли любить Его. Он показал нам, что наши отношения с Богом – это не отношения с какой-то идеологией, потому что никто не может любить абстрактную идею. Можно быть преданным какой-то философской идеологии, но никто не может ее любить, потому что она не ответит взаимностью на любовь.

В жизни Церкви происходит как раз обратное. Мы не имеем ничего общего с философской идеологией, и Слово Божие не есть лишь какая-то идея. «И Слово плоть бысть» (Ин. 1: 14). Слово Божие воплотилось для того, чтобы мы могли любить Бога. И как только мы начнем любить Его, мы сможем понять, что Он был Тем, Кто первым возлюбил нас непостижимым образом.

Слово Божие воплотилось для того, чтобы мы могли любить Бога

Апостол говорит: «Мы любим Его, яко Той первее возлюбил есть нас» (1 Ин. 4: 19). Это таинство, которое совершается в Церкви. Именно поэтому Христос, как Мир мiра, стал предметом любви, а не только веры. Нужно превзойти веру и надежду, чтобы остаться в любви. Как говорит апостол: «Ныне же пребывают вера, надежда, любы, три сия; больши же сих любы» (1 Кор. 13: 13), поскольку любовь есть фактический опыт, экзистенциальное событие, которое заставляет человека осознать, что он действительно един с Богом. Это путь, по которому прошли все те, кто любил Его до конца.

Первомученик Стефан запечатлел свою любовь к Господу тем, что подражал Ему. В Деяниях написано, что когда он был арестован за проповедь о Христе, его лицо просияло, как лицо ангела, когда он предстал перед судом. Его приговорили к смерти через побивание камнями, как если бы он был великим грешником, поскольку это было предусмотрено законом Моисея. Но, исполненный Духом Святым, Стефан молился не за себя, а за весь мир, несмотря на свое ужасное положение. Таким образом он подражал Христу, Который молился за тех, кто распял Его, умирая на Кресте.

Поэтому с тех пор, как Христос пришел в мiр и принес мир, десятки тысяч мучеников отдали свои жизни за свою веру в Него и за то, что они искренне любили Его и вкусили Его любви. Любовь Христова звучала в их сердцах.

Празднуя дни памяти святых и мучеников, мы не просто вспоминаем отдельные события их жизни. Мы вспоминаем всю их жизнь, когда они осуждали самих себя, критически смотрели на себя в соответствии с жизнью Христа.

Через жизнь апостолов и всех святых Господь открыл, что Дух Святой не может пребывать в нас, если мы не приносим плода. Апостол Павел особо подчеркивал: «Плод же духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера» (Гал. 5: 22). Поэтому мы должны взыскивать в себе такой плод, который указывает на присутствие Святого Духа. Тогда мы сможем трезво оценить свое духовное положение. Подобная критическая оценка необходима и спасительна. Если мы приступим к этому упражнению во время поста, оно будет для нас поистине спасительным, потому что сподвигнет нас к духовной борьбе за покаяние и смирение. В то же время оно побудит нас с любовью искать милости Божией.

3.jpg

Как только мы признаем, что находимся во тьме, мы воскликнем вместе с пророком: «Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи» (Пс. 4: 7). Как только мы осознаем, что находимся во тьме, то немедленно начнем искать свет. Но если мы думаем, что живем во свете, то никогда не увидим истинного Света…

Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Pemptousia

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить