Иконография Архангела Михаила. Традиции русского воинства

В Византии и Древней Руси на основе библейских текстов сложилась традиция изображения Небесных Сил бесплотных. В Библии не раз упоминается содействие посланного Господом ангела, например, в книге Исход он рассеивает врагов израильского народа. Господь дает обетование Моисею, что вместе с ним пошлет ангела помочь «разорить» языческие народы, которые встретятся ему по пути в землю обетованную. Имя ангела в этом тексте не упоминается, но согласно церковной традиции им признается Архангел Михаил. И в дальнейшем христианские императоры и цари полагались на «пособство» грозного воеводы, с надеждой и упованием на его помощь выбрав в качестве изображений на боевых знаменах Архангела конного либо же во весь рост, являющегося Иисусу Навину.

1.jpg
Знамя Ермака Тимофеевича. Источник: museums.artyx.ru

В ранний период образы ангелов появились в композициях праздников, в картинах на сюжеты библейской истории. На древнейших изображениях Архангел Михаил представлен в поклонении Божией Матери с Младенцем Христом; к этому же типу можно отнести его иконы в составе деисусов, расположенные симметрично Архангелу Гавриилу. В византийском и русском искусстве существовали целые циклы изображений, посвященных Архангелу Михаилу; в царских и княжеских храмах делался акцент на его ратных подвигах.

Икона «Собор архангелов» в византийском искусстве известна с XI–XII веков и имеет два варианта: с изображением только Михаила и Гавриила или с включением других ангелов и архангелов. Смысловой центр композиции – зерцало с изображением Эммануила, креста или монограммы Иисуса Христа, которое архангелы поддерживают руками. С XV–XVI веков на Руси получила большое распространение икона «Чудо Архангела Михаила о Флоре и Лавре», в котором Архангел, одетый в хитон и гиматий, предстает посреди животных, которые будто слушают «его гласа». Внизу изображены пастухи на конях, напоминающие шествие волхвов порывистым движением лошадей и отчасти одеждами. Фигура Архангела статична, в данном случае он предстает как покровитель стад, спокойно надзирая над ними с вершины горы.

Чаще всего Архангела Михаила изображали в зеленом хитоне с клавом и красном гиматии с тавлионом. В руках у Архангела жезл и зерцало (сфера) – наиболее частые атрибуты. Его одеяния могут состоять также из воинских доспехов, а зерцало в руках Михаила может заменяться копьем или мечом. Зачастую Архангел изображался в парадных римских доспехах, которые в эпоху ранней Византии могли носить высшие военачальники. Иногда корпусной панцирь повторял очертания человеческого тела. Какими бы причудливыми ни были доспехи Архангела в поздней иконописи, художники тщательно выписывали поверх различных панцирей с чешуей тавлион. Тавлион – особой формы нашивка на одежде – знак высшей власти, причем эта «швенная» накладка позже в иконе стала частью металлического доспеха: так его воспринимали иконописцы, неискушенные в истории одежды и снаряжения. Поверх всех этих одеяний изображался плащ, обычный атрибут Архистратига.

Архангел изображался в парадных римских доспехах, которые носили высшие военачальники

Еще в доиконоборческий период образы архангелов в живописном убранстве византийских и древнерусских храмов помещались в верхних зонах росписи, чаще всего в барабане в простенках окон. Архангелы стоят в самых торжественных разворотах, широко раскинув крылья. Их лоратные одеяния хорошо заметны из основного пространства храма: широкая лента опоясывает шею и грудь того или иного архангела и спускается спереди к подолу. Она украшена живописными «точками» жемчуга, камнями, окруженными контрастными узорами. Символика такого одеяния отсылает к церемониям византийского императорского двора (лор – элемент облачения императоров в виде златотканой украшенной ленты) и призвана показать, какое высокое служение несут архангелы и как они близки к Господу, Небесному Царю.

Изображение Архангела Михаила также можно встретить на древних драгоценных мощевиках и на простых медных крестах, на деревянных резных иконах. В XVIII–XIX вв. были распространены литые иконки с образом Архангела Михаила, предстоящего в молении Спасителю, аналогичные иконам из деисусных чинов: такие складни особенно любили «воинские люди». На ранних металлических иконах и крестах из собрания музеев Московского Кремля архангелы фланкируют изображения святых, например Георгия Победоносца или распятого Спасителя, располагаясь на боковых перекладинах креста.

В древнерусском войске на стягах изображались не просто почитаемые иконы, а так называемые победительные чудеса, то есть такие сюжеты, которые были связаны с победами древнего Израиля или православного воинства. Среди таких икон, как «Спас Нерукотворный», «Знамение Пресвятой Богородицы», «Покров Пресвятой Богородицы», выделялась ветхозаветная композиция «Иисус Навин перед Архангелом Михаилом». Согласно Библии, это явление произошло накануне взятия израильтянами неприступного Иерихона, стены которого вскоре были разрушены ангельским воинством. Поэтому знамена с таким сюжетом обычно вручались тому войску, которое шло походом на важные и мощно укрепленные города. Например, изображения Иисуса Навина на колене перед Архистратигом украшают стяг князя Дмитрия Михайловича Пожарского, под которым он освобождал Москву от поляков в 1612 году (хранится в Оружейной палате).

2.jpg
Знамя князя Пожарского. Источник: wikipedia.org

Иконография Архангела Михаила в виде всадника на Руси развивалась иначе, чем в искусстве стран православного Востока. Огромных размеров икона «Благословенно воинство Небесного Царя» (XVI век; Государственная Третьяковская Галерея) содержит в том числе изображение летящего на крылатом коне Архангела-воеводы. Конный Архистратиг изображался также на воинских стягах Московской Руси: здесь сложился определенный набор иконографических сюжетов, и среди них превалировали образы Спаса Нерукотворного и Архангела Михаила. Огромные размеры полотнищ позволяли каждому воину в деталях рассмотреть их сюжеты и призвать Архангела или других заступников в помощь.

Именно таким образом и произошло еще одно чудо Архангела Михаила уже в позднюю эпоху – в 1655 году. Огромных размеров «Великий» стяг с сюжетами из Откровения Иоанна Богослова и образом Архистратига на крылатом коне хранился в царской казне с незапамятных времен, прежде чем царь Алексей Михайлович взял его с собой на войну с польско-литовской армией. Русские войска отпраздновали в осенне-зимнем походе праздник Собора Архистратига Михаила, и вскоре произошло сражение с гетманом Сапегой при Верховичах.

3.jpg
Знамя Большого полка Великого государя царя Алексея Михайловича. Источник: runivers.ru

17 ноября над русским станом, окруженным со всех сторон превосходящими в числе врагами, было водружено знамя Государя, а полковые священники отслужили водосвятный молебен «всем Небесным Силам». После одержанной победы в плен попало полсотни знатных шляхтичей. От этих пленных стало известно о «воинском» чуде: перед началом битвы польский военачальник Адам Слушка увидел над русскими знаменами Архангела Михаила, который «в руце-де держит мечь наголо». Чудесная помощь Архистратига устрашила поляков и тем самым помогла одержать победу русскому войску. Царь Алексей Михайлович назвал чудесное видение «приходом Архангела Михаила».

Жанна Курбатова 20 ноября 2022
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить