Иконография Благовещения Пресвятой Богородицы

Исключительное значение праздника Благовещения, установленного при святителе Кирилле, патриархе Иерусалимском (IV в.), отразилось в расположении этого сюжета в храмовых росписях в алтарной и предалтарной части храма. Иконы Благовещения Пресвятой Богородицы создавались, как правило, для праздничного ряда иконостасов. А на царских вратах отдельные иконы Девы Марии и Архангела Гавриила обрамлялись резьбой в виде роскошной райской растительности, напоминая о том, что через Богородицу человечество может наследовать рай. 

1.jpg

Надо сказать, что уже в древнейшее время разрабатывается ряд иконографических вариантов, которые отличаются позами персонажей и введением дополнительных атрибутов: трона, на котором сидит Пресвятая Богородица, пряжи, которую Она держит в руках. Иногда ангел слетает к Богоматери – такое изображение можно видеть во многих поздних иконах, – а Богородица смиренно склоняет пред ним Свою голову, сидя у стола, похожего на аналой. Но иногда Богоматерь изображается выше, чем Архангел Гавриил. Например, на иконе из Кирилло-Белозерского монастыря Дева Мария сидит на престоле, положив ноги на высокое подножие. 

Иконы обрамлялись резьбой в виде райской растительности, напоминая о том, что через Богородицу человечество может наследовать рай

«Богоматерь у кладезя» является другим вариантом иконографии, получившим распространение в раннюю эпоху. Композиция основана на евангельском повествовании, но также отражает влияние «Протоевангелия Иакова»: Богоматерь с сосудом в руке стоит на коленях у источника. Прежде чем Архангел предстал Деве Марии в доме, он обратился к Ней, когда Она отправилась за водой к источнику. Поэтому Архангел Гавриил изображается с посохом в левой руке, а сидящая Богоматерь – с веретеном и пряжей, опускающейся в корзину у Ее ног. Она повернулась к Архангелу. Ее фигура вписана в пейзаж, внимание иконописцев сосредоточено на движении: жесты Богородицы выражают удивление и внимание. Этот извод иконографии встречается вплоть до позднейшего времени, но более всего утвердилось торжественное изображение, на котором Богоматерь и Архангел Гавриил представлены в рост крупным планом. 

Чаще всего образа включают в себя обстановочные изображения – палаты, стены с башенками или полуколоннами, которые подчеркивают шаг Гавриила. На иконах встречаются и символические изображения. На иконе XII века из монастыря святой Екатерины на Синае представлена река со множеством птиц и рыб – образ рая. Также бывает, что перед сидящей на престоле Богоматерью изображается ярко пылающий светильник – один из символов Богородицы, Которая в акафисте Благовещению названа «Светоприемной свещой». Иногда между Богородицей и Гавриилом помещается Голгофа, изображенная в соответствии с Евангелиями как небольшая гора с вершиной, венчаемой крестом. В ее середине покоится глава Адама. 

Мотив чтения Богоматерью книг Священного Писания взят из апокрифического Евангелия Псевдо-Матфея. В XVII веке под влиянием западноевропейских гравюр, получивших широкое хождение на Руси, Архангела Гавриила стали изображать с лилией в руке, и в дальнейшем эта черта очень полюбилась: например, Михаил Васильевич Нестеров создал несколько подобных росписей, в том числе для Марфо-Мариинской обители в Москве. 

2.jpg

В конце XIII – начале XIV веков появляются новые детали в композиции Благовещения. Стремление сделать евангельские сцены живыми, достоверными и близкими проявилось в том, что в них стали включать служанок. Например, служанка выглядывает из-за колонны или сидит у ног Богородицы за пряжей. В русских иконах иногда в нижней части сюжета изображены горки, в центре которых пещера с надписью: «Рождество Христово». В подобных иконах видно стремление показать Евангелие как последовательность событий – с тем, чтобы была видна их непреходящая реальность. Точно так же в настенных росписях сюжеты следуют один за другим, разворачивая перед глазами евангельскую историю. Недаром именно про настенные росписи говорится как о Библии для неграмотных чаще, чем о станковой живописи (то есть об иконах). 

В иконах видно стремление показать Евангелие как последовательность событий, чтобы была видна их непреходящая реальность

Интересно решение интерьеров сюжета. Позади Архангела и Пречистой Девы изображены палаты, а между ними – затейливо украшенная стена в соответствии со стилем той или иной эпохи: небогатое жилище Иосифа показывается в виде парадной залы с колоннами, которые «процветают» вверху, в районе капители, причудливыми растениями. Ликование мира, обрадованного Благой Вестью, звучит в украшении иконы, в кружеве узоров на стенах. На иконе «Благовещение» XIX века из Ярославского художественного музея необычна форма стены. Она состоит из поставленных под углом частей и похожа на две створы дверей: это напоминает о «заключенных дверях» из видения пророка Иезекииля, которые являются пророчеством о Богоматери, Ее девстве. 

3.jpg

Богородица в числе других чистых дев израильских была избрана для изготовления пряжи для завесы Иерусалимского храма. Прядение пурпура для завесы храма в богослужебных текстах сопоставлялось с созданием плоти Христовой. Эта тема нашла отражение в особом изводе иконографии Богоматери с образом воплощающегося Богомладенца. На иконах намечено изображение как бы просвечивающей сквозь одежды обнаженной фигуры Младенца, обозначенной едва заметными контурами в цвет мафория Богоматери, окруженной миндалевидной мандорлой. Наиболее известна икона «Благовещение Устюжское» начала XII века из Государственной Третьяковской галереи.

Иногда в верхней части иконы размещается сцена послания Архангела Гавриила на землю: на облаках, окруженный серафимами, восседает Бог Саваоф, а Гавриил внимает Ему. От Саваофа к Богородице нисходит луч с изображением голубя (Духа Святого).

Со времен сложения классической системы декорации крестово-купольного храма две главные фигуры благовещенского сюжета обычно помещаются на западных гранях восточных столпов – между которыми расположен иконостас. Композиция носит монументальный характер: фигуры крупные, значительные. Иконы Благовещения Пресвятой Богородицы весьма нарядны и величественны. Праздничен и церемониален извод образа Благовещения, на котором Богоматерь сидит на престоле, но также торжественен тип изображения, на котором Богоматерь стоит, глядя на Архангела Гавриила и внимая его словам.


Жанна Курбатова 7 апреля 2022
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить