Иконография образа «София Премудрость Божия»

Храмы, посвященные Софии, строятся с IV века, а первые иконографические аллегорические изображения отождествлялись с Ангелом Великого Совета, и новгородский извод воплотил эту идею. В русской православной иконографии созданы два типа: первый, более древний, новгородский, и второй киевский, с XVII века.

Фото 1 (1).png
Икона Богородицы
«София – Премудрость Божия»
(Киевская)

Извод иконы «София Премудрость Божия» (в виде Храма) называется Киевским в отличие от Новгородского образа, где изображена София Премудрость на престоле: крылатой Софии в новгородском изводе предстоят, как и в Деисусе, Богоматерь и Иоанн Предтеча.

В центре Киевского образа изображена воздевающая руки Богоматерь в образе Оранты, на Ее лоне – Младенец.  Богородица стоит на облаке на фоне несимметричной сени с тремя колоннами или столпами. Подножие Пречистой Девы является самой высокой ступенью, даже своеобразным амвоном – для символической лестницы из семи ступеней. В эпоху создания данного образа было принято созерцать Пречистую Деву как образ Премудрости Божией, что и легло в идейную основу многоплановой композиции.

В местном ряду иконостаса Софийского собора в Киеве находится поздний живописный образ данной иконографии. Одна из икон хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, на лицевой стороне иконы имеется дата ее изготовления: «1812 года». На ступенях амвона представлены фигуры семи ветхозаветных пророков и праведников с атрибутами своего служения. Некоторые из пророков – с раскрытыми свитками, в которых помещены тексты, восхваляющие Богоматерь. Пророк Моисей изображен со скрижалями Завета, на которых начертаны Заповеди Божии. Царь Давид держит в руках золотой ковчег как напоминание о Ковчеге Завета в Иерусалимском храме, построенном его сыном. Исайя, один из четырех великих пророков, изображен со свитком, Иеремия с посохом и сумой, Иезекииль с вратами, Даниил с горой.

В эпоху создания данного образа было принято созерцать Пречистую Деву как образ Премудрости Божией

Литературным источником для этой иконографии послужили тексты Притчей царя Соломона, причем на киевском изводе иллюстрация этого текста имеет конкретное воплощение: «Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его…» (Прем. 9: 1). Эта надпись начертана вверху на арке сени: «Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его». Ветхозаветные пророки сами собой предстают как семь столпов древней Церкви. Однако в аллегорической композиции не менее важное место занимают и собственно «столпы» в виде колонн. На каждом из семи столпов по сторонам от Богоматери изображены символы семи даров Святого Духа в узорных золотых картушах, первоначально в русском искусстве имевших вид свитков, а затем превращенных в причудливые рамы, как на иконе Премудрости Божией Киевской. Картуш отразил новое, эстетическое отношение к образу и был связан с приемами риторики: они привлекали внимание зрителя к изображению или тексту. Своеобразные энциклопедии символов, которые мы видим в этих рамах, соответствует духу своего времени…

Фото 2 (44).jpg
Икона Богородицы
«София – Премудрость Божия»
(Новгородская)

Наименование иконы на византийских и древнерусских иконах делалось на полях или рядом с изображением. Здесь же рядом, на самих столпах приведены соответствующие тексты, извлеченные из пророческих текстов, а также из книги Откровения Иоанна Богослова. Евангелие – «дар премудрости»: «Видех книгу запечатану семью печатями» (Откр. 5: 1). Семисвечник – «дар разума»: «Видех седмь светильников» (Откр. 1: 12). Камень с семью очами – «дар света»: «На камени едином  седмь очей суть» (Зах. 3: 9). Семь труб – «дар крепости»: «Седмь труб рожных на падение Иерихона» (Иис. Нав. 6: 19). Семь звезд в правой руке – «дар видения», семь чаш – «дар благочестия», а летящие стрелы – «дар страха Божия». Библейские тексты (стихи) приводятся авторами икон немного сокращенно.

На нижней ступени надпись из видения пророка Иезекииля: «Седмь восходов восхождения ея» (Иез. 40: 22): пророк Иезекииль, который был возведен «в видениях Божиих» на высокую гору, видел семь ступеней около неких ворот. В верхней части образа на облаках – фигуры благословляющего Господа Саваофа (либо Христа в другом варианте), а также голубь – символ Святого Духа. Надписи, которые расположены на колоннах, сложно прочитать, стоя, например, в основном интерьере храма. В надписях на ступенях амвона гораздо более простые понятия-символы – здесь перечислены семь главных христианских добродетелей: Вера, Надежда, Любовь, Чистота, Смирение, Благодать, Слава.

Фото 3 (39).jpg
Икона Богородицы
«София – Премудрость Божия»
двусторонняя запрестольная 

Нетрудно заметить, что живописцы, стоявшие у истоков создания киевской иконографии, видели свою задачу явить образ «Софии Премудрости» как икону, которая могла бы способствовать просвещению (умудрению, воспитанию) паствы благодаря помещению ее в пространство библейских текстов. Образ из собора в Киеве исполнен в палитре, характерной для поздней украинской живописи: здесь использованы сочные живописные цвета с преобладанием синего: голубой цвет употребляется в выполнении фона, одежд небожителей. Колонны с антаблементом (завершением) напоминают не классические образцы, а, скорее, колоннаду в дворцовом парке. Иногда над сенью-киворием водружен Крест, а на некоторых иконах изображен престол с сосудом.

Само исполнение образа, который мы называем Киевским, имеет западноевропейские черты, что выдает его позднейшее происхождение. Известно, что Малая, Киевская Русь в Новое и Новейшее время испытывала влияние Европы. В Киеве создавали гравюры религиозного содержания, которые становились образцами для иконописцев, перерабатывавших их схемы в русле православной традиции. Характерным для надписей позднейшего времени на иконах является их пространность с привлечением целых «цитат» из молитвословий.

Живописцы  видели свою задачу явить образ «Софии Премудрости» как икону, которая могла бы способствовать просвещению  паствы
Фото 4 (29).jpg
Икона Богоматери
«Нечаянная Радость» XIX века

На новых русских иконах XVII–XIX столетий надписи заполняют различные архитектурные компартиметы, например, на более позднем образе Богоматери «Нечаянная радость» длинный текст молитвы располагается внизу под образом Богоматери. Тексты с ветхозаветными образами, начертанные на колоннах, указывают на эпоху, когда были популярны причудливые вирши, перетекавшие порой в икону (например, назидательный образ «Смертный человек», на котором тесты поясняют происходящее), да и широкое использование текстов Апокалипсиса не вполне привычно, ведь за Богослужением тексты Откровения читаются не часто.

Вверху, над Богородицей, по сторонам от Господа Саваофа, изображены архангелы: Михаил с огненным мечом, Гавриил с лилией – символом чистоты, Рафаил держит сосуд, наполненный миром, Уриил с пламенем в руке, Иегудиил с золотым венцом славы, Селафиил со сложенным в молитвенном жесте руками, Варахиил с пучком цветов на белом плате. Семь архангелов своими символами указывают на Домостроительство Божие в деле спасения человека, которому послужила Пресвятая Дева. Богоматерь – Ходатаица за человека – одна из глубоких тем богородичных икон – в позднейшее время получила новые акценты. На этом редком и нераспространенном образе Премудрости Божией живописуются символы Богоматери и в то же время указываются основные христианские добродетели (Вера, Надежда и другие) – они присущи, прежде всего, Честнейшей Херувим, но делают Ей сопричастными и всех благочестивых христиан.

Жанна Курбатова 20 сентября 2023
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить