Иконография праздника Рождества Пресвятой Богородицы

Иконография праздника, установленного в V столетии, сложилась в византийском искусстве в послеиконоборческую эпоху. К концу XIII века сформировались все составные части композиции, перешедшие в русскую иконопись. Храмы Рождества Богородицы строились повсеместно: это были и монастырские храмы, и княжеские постройки. Для церквей писались местные иконы и подвешивались пелены, повторяющие сюжет Рождества Богородицы иногда более подробно, чем на самой иконе. Таков шитый образ XVII века из Государственного Русского музея.

2 (10).jpg

Основой сюжета послужило повествование о жизни Богоматери до Рождества Христа, изложенное в Протоевангелии Иакова; по преданию, автором этого произведения мог быть сын Иосифа Обручника – Иаков. Другой основой для композиции послужило «Житие Богородицы», составленное монахом Епифанием из обители Каллистрата в Иерусалиме в IX столетии. 

Благодаря подробным сказаниям о детстве Пречистой Девы основной изобразительный цикл, посвященный непосредственно празднику Рождества, обогащается включением многочисленных сюжетов. Они рассказывают о событиях, сопутствующих чудесному рождению Марии у престарелых родителей Иоакима и Анны. Эти сцены помещались в клеймах вокруг центрального образа, образуя своего рода раму вокруг него. Их состав обычно менялся, а некоторые повторялись чаще других: «Моление Иоакима и Анны о чадородии» и «Встреча у Золотых ворот» (или «Зачатие святой Анны»). Широкое распространение в русской иконописи с XVI столетия получает сюжет «Ласкание Богоматери». Иоаким и Анна держат в руках хрупкого младенца Марию, спеленатого в белые одежды. Согласно Протоевангелию Иакова, пройдет три года и Мария будет введена в Иерусалимский храм. Одна из таких икон XVI века хранится в Государственном Русском музее как дар императора Николая II.

2 (10).jpg

Анна изображена полулежащей или сидящей на ложе в доме Иоакима. Традиционно одежды Анны красные, и на многих иконах этот цвет многократно повторяется в различных деталях. Мы видим алое покрывальце на лежащем Младенце Марии; украшенное золотом полотенце-велум, перекинутое с одной крыши здания на другую (Владимиро-Суздальский музей-заповедник). В письменных источниках не указывается, где родилась Богоматерь – в Иерусалиме или Назарете, где потом будет жить Христос. Но сложилась традиция почитания Иерусалимского дома праотцев Иоакима и Анны, как места появления на свет Богородицы Марии. Ложе Анны очертаниями повторяет положение ее фигуры. Иногда в этом изображении используется архаический прием, чтобы показать, что она «едину Благословенную сподобилася еси родити» (канон богоотцам Иоакиму и Анне, песнь 3): ее фигура превосходит по размеру изображения всех остальных персонажей.

В изображении используется архаический прием, чтобы показать, что Анна «едину Благословенную сподобилася еси родити»

Так же как и икона Рождества Христова, образ Рождества Богоматери изобилует камерными подробностями, которые показывают, что событие действительно совершилось в человеческой истории. Служанки укладывают в колыбель Младенца Марию, голова Которой покоится на подушке; а если служанка купает Марию, то они повернуты друг ко другу в безмолвном собеседовании. В стороне от ложа Анны сидит Иоаким, опершись на трость, с благоговением созерцая происходящее у него дома событие, – похожее изображение, но уже старца Иосифа посреди гор Вифлеема, мы видим в образах Рождества Христова. Иногда Иоаким изображается в проеме здания и оттуда смотрит на происходящее. 

2 (10).jpg

Существует иконографический извод, согласно которому Иоакиму отведено центральное место в иконе. К такому изводу принадлежит образ на двусторонней иконе «Воскресение Христово. Рождество Богоматери», который находится в храме Рождества Богородицы села Саурово Московской области. Подобный иконографический извод называется Исааковским по месту обретения иконы. Праведный Иоаким расположен стоящим в центре образа – он молится, воздев очи горе, а святая Анна привстала на ложе. Рядом, на переднем плане изображена повитуха: этот образ напоминает семейную жанровую сцену. Здесь отсутствует сцена купания Младенца Марии – на переднем плане изображена пустая купель, сосуд и красиво развернутый белый плат. Образа этого извода стали очень распространенными в конце XIX – начале XX столетия: образ Исааковского извода воспроизводился на литографиях; лаконичная композиция позволяла включать его в собрание избранных икон Богоматери на одной доске.

Существует иконографический извод, согласно которому Иоакиму отведено центральное место в иконе

Пожалуй, самые заметные и выразительные персонажи – жены, пришедшие приветствовать Анну, они иногда составляют целую процессию. Их изображение в византийских иконах принято связывать с церемонией принесения даров роженице. В руках они держат сосуды, тарели, свечи, а иногда своеобразные опахала, называемые в иконописных подлинниках солнечниками. В росписях Святой Софии Киевской XI века – группа из трех дев с чашами, в которых покоятся дары. В этой процессии видится такое же единство, как в группе мудрецов – в образе «Поклонение волхвов» из цикла, посвященного Рождеству Христову. А порой жены в своем движении будто останавливаются и смотрят на зрителя: иногда их позы выглядят застылыми, в них нет стремительности, суеты, а только задумчивое размышление о Рожденной «пребольшей всея твари святостию» (канон богоотцам Иоакиму и Анне, песнь 1). 

Известна иконография образа, прославившегося в позднее время, называемого Глинским. В Глинской иконе большая роль отведена архитектуре: каждый из персонажей священного события располагается в одном из красивых арочных компартиментов. На Глинском образе Богоматери горизонтальное, фризообразное построение иконы: в нижней части изображены Анна и повитуха, купающая Богородицу (сцена «Омовение»), а в верхней части: дева, несущая сосуд, а также старец Иоаким. 

2 (10).jpg

Существуют четырехчастные иконы, называемые «Доброчадие», с составом изображений: «Рождество Христово, «Рождество Богоматери», «Рождество Иоанна Предтечи», «Рождество Николая Чудотворца». Иконы Рождества Богородицы заказывались для моления о чадородии, в том числе для храма, а иногда жертвовались в церковь в память о рождении ребенка, чаще всего дочери. В церковных росписях сюжет изображается на жертвеннике. 

Иконы Рождества Богородицы заказывались для моления о чадородии, а иногда жертвовались в церковь в память о рождении ребенка
Иконы Рождества Богоматери не только вошли в праздничный чин иконостаса, но также в состав домашних иконостасов. В храме святителя Николая в подмосковном Гребневе хранится большой напольный киот, видимо, домашний, с составом семейных образов. В нем иконы Спаса Вседержителя, Богоматери Тихвинской, а также иконы «Рождество Христово» и «Рождество Богоматери». В нижнем ряду – две иконы избранных святых. В этом составе икон прослеживается мысль, что святые молятся Христу и Богоматери за членов семьи. Образ Рождества Богоматери для православного человека становится, наряду с некоторыми другими иконами двунадесятых праздников такими, как Рождество Христово, очень личным, подходящим для домашней молитвы.
Жанна Курбатова 20 сентября 2022
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить