Иконография святителя Димитрия Ростовского

Святой Димитрий – единственный общерусский святой, прославленный в XVIII столетии. Святитель служил на древней Ростовской кафедре с 1702 года в течение семи духовно плодотворных лет; его память празднуется в соборе Ростовских святых, и, конечно, он нередко изображается на иконах с первыми епископами Ростовскими: Леонтием, Игнатием и Исайей. 

Фото 1 - 2024-11-09T231149.963.jpg
Святитель Димитрий Ростовский на иконе собора Ростовских святых

Галереи портретов первосвятителей нередко располагались в стенах архиерейских домов. А коллекция Ростовского  архиерейского дома была, пожалуй, одной из самых обширных: кроме ростовских архиереев она включала портреты царей и цариц. В этом хранилище портреты святого Димитрия были самым большим сокровищем, и сейчас они по-прежнему сберегаются в музеях Ростова Великого.

Иконография святителя Димитрия Ростовского вполне узнаваема: невольно угадывается, что иконописные образы имели в качестве своих предшественников портреты, а в XX – начале XXI веках иконография стала развиваться уже в рамках традиционного иконописного стиля. Таким образом, иконописная традиция изображений святого Димитрия, опираясь на иконы-портреты, явила нам его облик, точный и выразительный. В дополнение к портретам художники имели словесное описание его внешности, а также могли составить представление о характере его одежд по реликвиям, хранившимся в дореволюционной ризнице монастыря. 

Лик святого характерен: большие внимательные глаза, крепко сжатый рот при спокойных чертах лица, четко очерченные дугообразные брови. Одна из особенностей изображения лика святого состоит в том, что чаще всего на иконах мы видим его темноволосым. Однако согласно дошедшим до нас описаниям, в последние годы жизни святитель Димитрий был русым и не имел той статности и внешнего величия, что доносят до нас портреты: это был «белокурый с проседью, худенький человек небольшого роста, сгорбленный, с маленькой клинообразной бородкой, в очках». 

Усердствуй, человече, усердствуй к Богу – день и ночь

Тем не менее портретисты и иконописцы чаще всего писали святого Димитрия осанистым, с уверенным разворотом крепкой фигуры, и это по-своему говорило почитателям о его подвижническом, а значит мужественном служении. Таким образом, святитель Димитрий изображался скорее средовеком, чем старцем, хотя почил он в возрасте 57 лет. Традиция изображения святого, получается, опиралась не только на внешнее описание, но смогла выделить и духовные его черты: неуклонный подвиг, бодренность. Об этом говорят и его поучения: «усердствуй, человече, усердствуй к Богу – день и ночь... никогда от дела не отставай, никогда не будь праздным».

Иконы святого носят обыкновенно парадный характер. При этом современники сообщают, что Димитрий ходил по обыкновению своему «в шерстяной ряске любимого темно-зеленого цвета», и на малой части икон святой изображается, как иногда говорят, в «домашнем одеянии». Первые датированные ростовые иконы святителя так и представляют его в рясе, а также в мантии и клобуке. В этих же одеждах он изображается сидящим за написанием своих трудов в помещении. Келейное делание – молитва, составление агиографических сочинений – на ранних иконах показано через обстановочные изображения. 

Стол на иконе представляет келейное убранство с предметами занятий монаха: здесь лежат четки и молитвослов и стоят Распятие со свечой. Таков образ 1757 года – года прославления святого – из Государственного исторического музея. Здесь же могут быть изображены тома книги «Жития святых» и сочинение святого «Келейный летописец». Позади – красиво убранная занавесь, которая обозначает и предмет интерьера, и то, что действие происходит внутри. Во время жизни святого и создания его иконографии приоткрытая завеса обозначала познание: преподнесение и принятие верующими духовных знаний. 

Фото 2 - 2024-11-09T231152.048.JPG
Святитель Димитрий Ростовский.
Вторая половина XVIII в.

Однако на образах XVIII века святой чаще всего представлен в полном богослужебном облачении, так как они чаще всего опирались на традицию парадных портретов; также это указывает и на полноту его святительского подвига. Направлений деятельности у ростовского епископа было необычайное множество. Главное дело – написание «Книги житий святых», чему подвижник-ученый посвятил 20 лет (1684–1705 гг.). А помимо воспитания паствы, заботы о неимущих, открытия новых храмов – создание еще и школы, а для нее – театральных постановок. В богослужебном облачении святитель и был погребен. 

Иногда святой пишется в пейзаже, посреди церковных построек града Ростова. Но и туда, «в пейзаж», часто «переносится» стол, порой даже покрытый скатертью с теми самыми келейными предметами – поскольку они свидетельствуют о сути служения святого, также как и в более раннюю эпоху святые изображались с предметами своего служения: мученик – с крестом, иконописец – с иконой и пр. И небольшие паломнические иконы, которые «поклонники» увозили из Ростова, несли, как и книга, весть о житии святого агиографа.

Гравюры XVIII века и литографии XIX столетия с клеймами чудес и других житийных сюжетов, число которых порой достигало сорока, служили образцом для иконописцев и рассказом о его житии. Однако житийных икон существует немного. Одно из чудес – «Явление мученика Ореста» – представлено на эмалевой иконе XIX века с 12 клеймами в музее-заповеднике «Ростовский кремль». Святой Орест,  явившись в сонном видении Димитрию, «уяснил» благочестивому церковному писателю некоторые подробности своего мученического подвига. 

Фото 3 - 2024-11-09T231154.133.JPG
Святитель Димитрий Ростовский,
в чудесах. Конец XVIII в.

Святитель Димитрий (в миру Даниил) родился 11 декабря 1651 года в селе Макарове близ Киева в благочестивой казацкой семье. Глубокое почитание святого выразилось, кстати, в создании в XIX веке литографий с портретов его отца Саввы Туптало, хранящихся в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии, и других коллекциях. Это явление можно сравнить с широким тиражированием изображения отца Иоасафа Белгородского – Андрея Дмитриевича Горленко, которому было видение о будущем архиерействе его сына Иоакима (свт. Иоасафа). Обычно житие начинается с рождения и воспитания святого благочестивыми родителями. Эти сюжеты – часть жития, но только изобразительные. 

На наружных вратах дореволюционного Храма Христа Спасителя были бронзовые горельефы, изображающие святителей, в числе которых был святой Димитрий Ростовский. В наши дни эти врата восстановлены: рельеф представляет святителя с вдохновенным жестом проповедника: в некоторых монастырях, соборных храмах, где жил или служил святой, его назначали проповедником – например, в Киево-Печерской лавре. У подножия этой фигуры на южных вратах изображены книги: сам Димитрий  разделил все написанные им жития святых на 4 тома по временам года. 

Исторические, можно сказать, документальные детали икон, которые усиливают впечатление подлинности жизни нового чудотворца так же, как делают близкими события прежних лет архивные документы, – это помещение на них реальных и достоверных святынь, реликвий. Святой Димитрий изображается в одеянии «гвоздичного цвета» с желтой палицей, а также в митре с горностаевой опушкой: в них он был облачен при погребении. При освидетельствовании мощей на шее святого обнаружен «позлащенный» медный крест, там же был жезл с рукоятью, как у посоха – все это тоже сопровождает иконописный образ ростовского епископа. 

Фото 4 (70).JPG
Бронзовый горельеф свт. Димитрия Ростовского (второй справа) на южных вратах Храма Христа Спасителя

В верхнем углу иконы пишется образ Богоматери Ватопедской, келейной иконы святого, находящийся возле раки его мощей в Ростовском Спасо-Яковлевском монастыре. Иногда этот образ изображается в келье святого: на иконе из собрания Феликса Комарова богородичный образ – зеленофонный, что соответствует реальной святыне. А порой икону поддерживают ангелы, а по сторонам от нее молятся Богоматери святые пророк Даниил и великомученик Димитрий Солунский, небесные покровители Ростовского святителя.

К торжествам прославления святителя в 1757 году была заказана серебряная рака, а на ней помещена торжественная надпись, составленная Михаилом Васильевичем Ломоносовым. Вообще, тексты, торжественно и причудливо выписанные, – характерная черта того времени. На иконах первосвятителя Ростовского нередко размещались тропарь и кондак ему, а также краткие житийные сведения. Тексты из книг святого Димитрия, молитвы – все это запечатлелось и на иконе, причем в особом оформлении, например, картушах – декоративных рамах, представляющих намек на развернутый свиток. Картуш указывал на то, что текст, написанный в нем, раскрывается зрителям или слушателям. 

Иконы святого были и дорогими, заказными, и более простыми и ремесленными, но всегда назидательными, как и его творения

В современном театре Б. А. Покровского на Никольской улице в Москве недавно было поставлено «Ростовское действо», – духовная мистерия авторства святого Димитрия, посвященная теме Рождества Христова. Этот спектакль, «Рождественская драма», изначально представлялся на той же Никольской улице в самом начале XVIII века – в Славяно-греко-латинской академии. И в наши дни постановка была скорее аутентичной, чем современной. Герои «действа» почти сплошь одеты в белые одежды, будь то пастухи или другие персонажи, – в одеяния, не отвлекающие внимание от главного. Всё самое важное было передано через тексты. Спектакль хорош тем, что зрители слышали написанные тексты ростовского епископа и одновременно знакомились с его талантом проповедника и писателя: как в его «Житиях» есть много диалогов, и святые «говорят» с нами, так и в «Рождественской драме» персонажи говорят о своей вере. 

Фото 5 (51).JPG
Икона-портрет св. Димитрия Ростовского.
Вторая половина XVIII в. 

Вскоре после прославления епископа Димитрия императрица Елизавета Петровна назвала в его честь новую крепость, возведенную в низовьях Дона для защиты русских границ. Со временем этот город и важный речной порт получил название Ростов-на-Дону – в отличие от прежнего Ростова Великого. Здесь почитание святителя носило официальный характер, что, несомненно, отразилось на иконописных собраниях города и области. В Ростовском областном музее краеведения икона конца XIX века, на которой святитель, как на портретах раннего времени, изображен в камерном интерьере, рядом со столом, заставленном книгами, но уже с современными образу цветными яркими переплетами: воспроизведены, скорее всего, издания подарочного типа. Если раньше образ святого Димитрия был таким, что прославлял «звезду Российскую», «всю же страну́ сию́ уче́ньми и чудесы́ озари́вшую» (кондак святителя, глас 8), то теперь это образ церковного кабинетного ученого. 

Иконография святителя Димитрия развивается, поскольку его труды были значимы: и в эпоху Александра Сергеевича Пушкина его творениями насыщались, и даже крестьяне покупали сочинения святого и акафисты, напечатанные в небольших, подчас копеечных изданиях. Так, в Троице-Сергиеву Лавру в начале 1912 года поступали на продажу акафисты, которые пользовались повышенным спросом, и среди них – акафист Димитрию, епископу Ростовскому, стоивший 8 копеек. И иконы святого были и дорогими, заказными, и более простыми и ремесленными, но всегда назидательными, как и его творения.

Жанна Курбатова 9 ноября 2024
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить