Иконография святителя Григория Паламы

Вторая неделя Великого поста – церковное торжество святителя Григория Паламы, хотя отдельный день его памяти – 27 ноября.

Фото 1.JPG

Изображений святого Григория сохранилось сравнительно немного, и большинство из них – с Православного Востока. В современных росписях собора святителя Григория Паламы в Фессалониках показан весь жизненный путь святого до его успения.

Изображения Григория имеются на Святой Горе Афон, так как святитель почитается в лике Афонских святых. В настенных росписях 1371 года церкви Бессребреников обители Ватопедской – монументальный образ святого: с проницательным взглядом и высоко поднятыми бровями, над которыми образовалась складка, что придает сосредоточенность облику подвижника. Устный иконописный подлинник Фартусова лаконично говорит о его духовном облике: «Кроток, очень умен». Практически все сохранившиеся иконописные памятники выявляют эти черты мудрого святителя.

Фото 2.JPG
Святитель Григорий Палама, фреска в церкви Бессребреников Ватопедского монастыря (Гора Афон)

Ранние иконы святого, написанные вскоре после его прославления в 1368 году, представляют характерный узнаваемый образ «пастыря крепкого», с близко посаженными глазами, широким лбом, небольшой окладистой бородой, некрупными, крепко сжатыми устами, отчего лик видится сосредоточенным, а облик отличается собранностью: «Дом премудрости, учителей держава, бездна слова» (светилен). Святой прожил 61 год, однако на иконах он изображается средовеком, не старцем. Его аскетичность, о которой многократно говорится в церковной службе, сочетается с решительностью проповедника: «Венцы триплетены восприял еси исповедания, священства и безмолвия». Одетый в святительские одежды, Григорий крепко держит Евангелие – символ проповеди, красноречия и исповедничества.

Труды святого Григория на благо Церкви были особенными: спор о Божественных энергиях с богословами, которые выражали несогласное с Церковью мнение, был в большей мере сосредоточен на понимании сущности Божественного света, явившегося на Фаворе во время Преображения, но и ныне видимого чистыми душами. Оппонент святого Григория – Варлаам Калабрийский – считал свет Преображения тварным и вещественным явлением. Святой сформулировал учение, что Бог, неприступный в Своей сущности, являет Себя в Своих нетварных и вечных действиях, энергиях. И таким образом происходит общение Бога с человеком: в осиянии этим светом и совершается человеческое обожение.

Святой сформулировал учение, что Бог, неприступный в Своей сущности, являет Себя в Своих нетварных и вечных действиях, энергиях

Суть полемики о нетварных Божественных энергиях изложена в развернутом свитке, который иногда изображается в руках святителя Григория: «Напыщенные мирскою и тщетною мудростию и не внимающие мужам опытным в духовном учении, когда слышат о свете, осиявшем Господа на горе Преображения и виденном апостолами, думают видеть в нем нечто чувственное и сотворенное». По слову биографов Паламы, это было главное в его наследии.

Уже при жизни святителя Григория его учение было принято Церковью, и синодик в Неделю Торжества Православия пополнился новой частью: в нем прославляются святители и благочестивые императоры, послужившие православной вере, и произносится анафема еретикам, которые не вняли соборному определению Церкви, причем эти «анафемы» раскрывают суть учения святого Григория об энергиях Божества.

Григорий Палама нередко изображается в полиставрии – крестчатой фелони: в древности она являлась одеянием святителей, и на иконах многие из них – Николай Чудотворец, Василий Великий, Спиридон Тримифунтский – пишутся в этой одежде. Одно из самых ранних изображений (1360–1380-е гг.) – в обители Влатадон в Фессалониках: на нем мы видим полуфигуру святого в полиставрии, он держит раскрытое Евангелие, будучи готов свидетельствовать об истине. Древние иконы отличаются единством стиля, позволяющим близко соприкоснуться с обликом святого.

Фото 3.JPG
Святитель Григорий Палама на фреске
в кафоликоне обители Влатадон
в Фессалониках

По уже сложившейся практике, во 2-ю Неделю Великого поста на аналои в храмах выкладываются репродукции той или иной древней иконы святителя, чаще всего – из собрания Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (ГМИИ). Непревзойденный образ находится в постоянной экспозиции музея и часто репродуцируется. Церковные приходы, у которых есть возможность заказывать полные Святцы писаных икон с изображениями святых, останавливают свой выбор на данной репродукции. В храмах, в которых служил московский священник, протоиерей Димитрий Смирнов, Великим постом выкладывалась именно она.

Икона из коллекции ГМИИ датирована XIV столетием. Композиция поясного образа вписывается в треугольник. Белые рукава стихаря с темными полосами немного выходят на поля и тем самым создают ощущение, что святой – здесь, с нами, он слышит нашу молитву. Икона отличается теплым колоритом, который способствует воплощению образа подвижника, прославлявшего Божественный свет. Святой изображен в ризе с золотыми крестами, обрамленными кругами; бордовая риза, алый обрез Евангелия и алые же надписи дополняют палитру образа. Лик написан на достаточно темном санкире с обильными оживками, напоминающими о Божественном свете, об особенностях жизненного подвига великого богослова и его проповеди, посвященной благодати Святого Духа: «На высоту восшед Божественную, отче Григорие, добродетелей, якоже на Фаворе Христовы друзи и ученицы, Оного узрел еси» (4 песнь канона). Глава святого вписана в золотой нимб, печать неземной славы, отделенный от основного фона двойной тонкой описью с тонким узором так, что вся фигура святого погружена в золотое сияние. Расположение крестов и направление складок на омофоре, линии на книжном блоке, отмечающие рельеф обрезов страниц, создают впечатление лучей, расходящихся в стороны.

Фото 4.JPG
Святитель Григорий Палама,
фреска в монастыре Ставроникита
(Гора Афон)

В росписи кафоликона XVI века Николая Чудотворца, находящегося в монастыре Ставроникита на Афоне, святитель изображен в зеленой архиерейской мантии с бело-красными полосами. Упомянутые полосы чаще всего называются «источниками». Их прототипом послужили облачения с нашивками светских сановников в Византии. Помимо архиереев, право на ношение такой мантии получали игумены некоторых афонских монастырей. Подобные одеяния появились и в других православных землях. В мантии постоянно изображается священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси. В Синодальный период их ношение было дозволено всему епископату, и по сей день архиереи, включая Святейшего Патриарха, совершают богослужение в мантии с источниками.

Богословский смысл «источников» – символическое изображение благодати учительства, пребывающей на архиерее и в то же время передаваемой пастве, напоминание об обязанности епископа проповедовать евангельское учение. А кто, как не Григорий, мог называться учителем? Ведь он свидетельствовал о Фаворском свете!

Жанна Курбатова 31 марта 2024
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить