Иконография Трех святителей

Праздник вселенских святителей: Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова – был установлен в 1081 году, и иконография икон, именуемых «Собор Трех святителей», появилась позднее, чем единоличные изображения этих святых. 

Фото 1.jpg
Икона-таблетка из новгородского Софийского собора

Иконы упомянутых подвижников запоминаемы и узнаваемы: Иоанн Златоуст изображается старцем с большими близко посаженными глазами, высоким лбом, короткой окладистой бородой. Святитель Василий имеет на образах аскетический лик, длинную темную бороду. Григорий Богослов – святитель с мягкими чертами лица, широкой недлинной окладистой бородой. 

Наиболее раннее изображение, возникшее на русской почве, относится к концу XV – началу XVI века и представляет собой двустороннюю икону-таблетку из новгородского Софийского собора.

Образы Трех святителей находятся в собраниях многих храмов; они создавались в разных материалах и техниках. Этот сюжет, как наиболее популярный, появился и в медной пластике. Медные иконы XVIII–XIX веков являлись изделиями массового производства, поэтому их иконография почти не варьировалась. 

Эти иконы имели хождение среди самых широких слоев населения, изготавливались в старообрядческих мастерских и затем – в столичном Петербурге. Их брали в путешествия, ставили в придорожных часовнях, поскольку они не подвергались порче, как обычные иконы.

Фото 2.jpg
Медная икона

В Древней Руси праздничные иконы Трех святителей получили распространение с XV столетия, нередко в составе минейных икон-таблеток. На таких иконах подчеркивалась идея сходства трех великих учителей, согласно тексту службы: «Премудрость приемше от Бога, яко апостолы инии трие Христовы, словом разума составляете догматы» (седален, глас 8). И с этого времени самые монументальные иконы святых Иоанна, Григория и Василия – это, как правило, их общая икона либо житийный образ того или иного из этих подвижников.

Фото 3.jpg
Икона святителей. Русь. XV в.

Неслучайно, благодаря известности и распространенности сюжета трех вселенских святителей, иконы любых трех святителей прихожане нередко воспринимают как образ трех вселенских учителей. Например, в храме святителя Николая в Жегалово в Подмосковье находится большой киот в окладе с изображением трех святых, ныне без надписания имен. Храм не закрывался, и, конечно, в церкви есть старейшие прихожане – при этом икону трех святых, располагающуюся на клиросе, клирошане уже несколько десятилетий считают иконой трех вселенских святителей. 

По характерным особенностям иконографии можно предположить, что здесь изображены святители Феодосий Черниговский, Николай Чудотворец и преподобный Сергий Радонежский.

Торжественно ростовое изображение святого Василия в иконе Трех святителей, на котором он вместе с Григорием Богословом фланкирует центральное изображение Иоанна Златоуста. Незадолго до их прославления богословы вели ожесточенные споры о том, кого из трех великих отцов Церкви почитать как искуснейшего. Согласно житию, составленному митрополитом Димитрием Ростовским, каждый из святителей по отдельности и все трое вместе являлись во сне епископу Иоанну Евхаитскому со словами: «Мы равны у Бога, как ты видишь; нет у нас ни разделения… Нет между нами ни первого, ни второго. Если ты ссылаешься на одного, то в том же согласны и оба другие… мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной. Ввиду этого соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу». 

Епископ Иоанн действительно составил службу святым и избрал днем празднования 30 января (12 февраля по н. ст.), так как в январе верующие вспоминали каждого из великих отцов Церкви в предназначенные для того отдельные даты.

«Мы равны у Бога… Нет между нами ни первого, ни второго»

В подтверждение этим словам, приведенным в житиях святителя Димитрия Ростовского, в позднейшее время появились изображения, на которых Иоанн, или Василий, или Григорий стоят выше остальных святых, но таким образом, что композиция из трех фигур представляет собой равносторонний треугольник: например, на образе XVIII столетия из Государственного музея истории религии.

В византийских памятниках святители изображались в алтарных росписях, их изображения входили в состав композиции «Поклонение жертве», или «Служба свв. отцов». 

Вдохновившись этой программой росписи, основанной, конечно, на том, что святители являются создателями разных чинов Божественной литургии, в новейшее время возникла иконография, в которой они, обернувшись друг ко другу, держат одну Евхаристическую Чашу.

Фото 5.jpg

В начале XX столетия имели широкое хождение хромолитографии Одесской типографии Ефима Фесенко. Святители изображались здесь не в крестчатых ризах (полиставриях), как на древних памятниках, а в ризах без всяких украшений: акцент был сделан на цветах одежд святых. Литографскому производству в России к тому времени было уже более полстолетия, но именно на рубеже веков оно стало массовым, притом отменного качества, и позволяло красиво передавать цвет одеяний, фактур: кодексы в руках святителей совершенно разные – с передачей инкрустации, объемного, живописного изображения Креста в виде Голгофы.

Фото 6.jpg
Хромолитография типографии Ефима Фесенко

Иконография святителей, прославленных в Синодальный период, например святителя Иоасафа Белгородского, отразилась на позднейшей иконографии вселенских отцов Церкви. Именно такие иконы находятся в наших храмах как Москвы и Подмосковья, так и Петербурга и других городов и весей. В собрании В. В. Селиванова – образ с Афона 1900 года: икона напоминает образы святителей, прославленных к тому времени, например святителя Феодосия Черниговского, изображенных в парадных одеждах. 

Афонская икона также церемониальна. Святители стоят на плиточном полу, одежды Иоанна Златоуста напоминают одежды Синодального периода того времени: колоколообразный, со складками саккос с очень широкими рукавами. И хотя такая форма одежды появилась в XIV веке, все-таки иконописцы брали за основу ближайшие, новейшие образцы, с интересом выписывая фактуры новейших тканей.

Фото 7.jpg
Икона святителей из собрания В. В. Селиванова. Афон, 1900 г.

Иконография вселенских святителей была разработана тысячелетие назад, но даже в новейшее время иконописцы смогли на основании их житий создать образа с уникальными иконографическими нюансами, раскрывающими суть служения этих вселенских отцов и учителей.

Жанна Курбатова 11 февраля 2023
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить