Иконография жен-мироносиц

Воскресение Христово – событие, которое никто из учеников Христовых непосредственно не видел, так что исторически в явлениях Христа женам-мироносицам и апостолам мы узнаем, как именно пожелал открыться Своим ученикам Спаситель после Воскресения. А с V по VII столетие и немногим далее и сцена встречи жен у Гроба Господня ангелом показывалась как раскрытие иконографической темы Воскресения. В русских иконостасах сцена «Явление ангела женам-мироносицам» входит в расширенный чин праздников, находясь рядом с иконами «Сошествие во ад», «Уверение Фомы», «Снятие со Креста» и другими образами праздничного и Страстного цикла.

1.jpg
Икона «Святые жены-мироносицы». Третьяковская галерея, Москва

Традиционной иконой Воскресения Христова, которая кладется на аналой для обозрения и поклонения, является образ «Сошествие во ад». Церковь приняла этот образ как икону, которая свидетельствует об истине Воскресения и событиях, которые последовали вслед за этим. Иконография была разработана уже в послеиконоборческий период. И тем не менее образ явления Христа женам-мироносицам, а также икона явления ангела им же – выразительные сюжеты, которые входят и поныне в системы росписей храмов.

Святые жены, упоминающиеся и на других страницах Евангелия как последовательницы Христа, которые служили Ему, в том числе своим имением, первыми пришли ко Гробу, чтобы оплакать своего Учителя и помазать Его тело благовонными маслами. Евангелисты называют святых жен, перечисляя несколько имен: упоминается Мария Магдалина, Сусанна, Иоанна... В Евангелиях говорится о некоей Марии, отличной от Марии Магдалины или Марии Клеоповой, и Предание усматривает в ней Богородицу: о том, что «другая Мария» и Богоматерь – одно лицо, говорит святитель Иоанн Златоуст.

Жесты жен-мироносиц подчас скованы, поступь несмелая

Жены изображены идущими ко Гробу, в руках у них сосуды с маслом и иногда факелы. Жесты жен-мироносиц подчас скованы, поступь несмелая, не такая мерная, ритмичная, как, например, у чистых дев на иконах «Введение во храм»: мироносицы «были в страхе и наклонили лица свои к земле» (Лк. 24: 5), когда им благовествовал ангел. Богоматерь, если Она изображена на иконе, порой особенным образом выделяется живописцами: например, Ее голову венчает нимб, а головы других жен в этом случае – без сияния, в Ее руках нет сосуда с миром, Она выступает вперед и спокойно выслушивает ангела, тогда как другие жены выказывают волнение.

Рядом с гробницей на «камне» восседает ангел, возвещающий великую весть о Воскресении. Апостолы Матфей и Марк упоминают об одном, апостолы Лука и Иоанн – о двух ангелах, которые встретили мироносиц: «предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих» (Лк. 24: 4). Особо известен фресковый образ XIII столетия из храма в Милешево в Сербии. Изображение нередко копируется и воспроизводится в печати, причем иногда в сокращенном виде, без учениц Христовых. Ангел правой рукой показывает на находящуюся слева от него вертикальную пещеру, какую мы видим и в сюжете «Воскрешение Лазаря». Ангел смотрит прямо на молящегося, указывая на пещеру Воскресения.

2.jpg
Фреска «Белый ангел». Монастырь Милешево, Сербия

В начале развития иконографии в сюжете воспроизводились иерусалимские реалии. Гроб Господень представлялся в виде купольного круглого здания (ротонды), построенного императором Константином Великим, с колонным портиком, за которым находится престол. Внутри храма – гробница с отодвинутой плитой саркофага. Над Гробом располагаются светильники: эта деталь композиции отсылает нас к тому, что на ее создание повлияли реальные впечатления паломников от посещения храма Гроба Господня в Иерусалиме, в том числе переданные «из уст в уста».

И в последующее время в иконографии возобладало изображение Гроба, стоящего вертикально или по диагонали иконописного образа, и пелен, лежащих в нем: «Радуйся, живоносный гробе, в немже Христос, яко человек, почи, и яко Бог, воскресе тридневен!» (Акафист Живоносному Гробу и Воскресению Христову, икос 1). Пелены состоят из двух частей: нижней (савана) и верхней (плата, закрывавшего лицо). Позади ангелов и жен-мироносиц – «горки», а за ними – стены Иерусалима. На резной иконе из Ростова Великого конца XVI – начала XVII столетия (музеи Московского Кремля) крышка Гроба находится почти по диагонали иконы, обращая на себя внимание зрителя. Внутри – пелены, вырезанные в виде красивого орнамента, напоминающего заплетенную косу. На некоторых иконах незримо для святых жен присутствует Христос, стоя посреди гор на заднем плане.

3.jpg
Резная икона. Ростов, XVI в.

Вариант «Явления ангела женам-мироносицам» представлен на иконе-таблетке XV века из Сергиево-Посадского музея-заповедника. Сцена происходит на фоне иконописных «горок», переданных весьма условно. Ангел изображен сидящим на круглом граненом камне рядом с диагонально расположенным саркофагом с пеленами. Слева от Гроба стоят жены и дивятся происходящему: одна мироносица сложила руки на груди. Икона запоминается колористическим решением: алая одежда одной из святых жен вторит цвету ангельских папоротков (внутренней или нижней части крыльев) и опуши (цветному обрамлению) иконы.

4.jpg
Икона-таблетка. Сергиев Посад, XV в.

Интересно, что сюжет явления Христа женам-мироносицам более редкий, чем явление им же ангела. Сцена «Явление Иисуса Христа Мариям по Воскресении» была распространена в ранних византийских памятниках. Она представляет Господа, благословляющего двух коленопреклоненных жен, справа и слева от Него. Христос изображается «с двумя Мариями» – Богородицей и Марией Магдалиной – и в современных росписях храмов. Причем иконописцам важно представить зрителю этот знаменитый извод целиком: воспроизводятся даже высокие зеленые деревья, напоминающие кипарисы, возвышающиеся за спинами святых жен. В византийской традиции композиция называется «Херете», что значит «Радуйтесь».

В позднейшую эпоху в настенном убранстве храмов встречается сюжет «Явление Христа святой Марии Магдалине». Живописцы вдохновлялись полотнами русских художников, которые изображали эту сцену на своих картинах, например Александра Андреевича Иванова. В соборе новомучеников и исповедников Российских Сретенского монастыря Христос и Мария стоят на лещадках гор, а вокруг них расположены вечнозеленые плодоносящие растения.

5.jpg
Фреска «Явление Христа святой Марии Магдалине». Сретенский монастырь, Москва

Помещение в композицию иконы стражников не является необходимым для этого сюжета, стража изображена спящей и введена скорее ради историчности: когда явился ангел, «стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые» (Мф. 28: 4), и затем иудейские начальники уговорили стражу свидетельствовать, что она спала. При этом все персонажи, которые представлены на иконах, являются свидетелями истины Воскресения Христа – хотя бы и невольными.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить