Историческое развитие православных монастырей в США. Часть 1

Православное монашество в США еще переживает пору юности или даже младенчества. Старейшему действующему православному монастырю в Соединенных Штатах немногим более ста лет, хотя первые примеры монашеских поселений в Америке восходят к значительно более ранним временам. В то же время число православных монастырей существенно выросло в конце XX и начале XXI века. Из сегодняшних 77 монастырей на территории США только пять существовали до 1950 года и лишь восемь – до 1970-го. Более половины – были основаны в последние 25 лет. Рассмотрим историческое развитие православных монастырей в Соединенных Штатах, отмечая первые, и основные, монашеские общины, а также обращая внимание на некоторые более поздние обители.

1 - 2023-01-11T015410.860.jpg
Преподобный Герман Аляскинский

Начало

Основываясь на письменных источниках, датируемых IX веком, некоторые высказали предположение, что один из первых ирландских монахов Брендан Мореплаватель[1] прибыл в Северную Америку приблизительно в 530 году и основал здесь общину ирландских монахов, которая не просуществовала долго. По примеру многих небольших общин в Ирландии тех лет, они жили в нескольких лачужках, построенных из того материала, который оказался под рукой, и разбросанных вокруг маленькой часовни. Если игумен Брендан со своими монахами действительно достиг Нового Света, то все, что оставалось от их поселений, давно было стерто с лица земли разрушительным воздействием времени.

Двенадцать столетий спустя, в 1794 году, группа из шести монахов и четырех послушников из Валаамского и Коневского монастырей Русского Севера прибыли на остров Кадьяк на Аляске. Направленные в качестве миссионеров в край, который тогда был Русской Америкой, монахи построили рядом с портом Кадьяк храм в честь Воскресения Христова и деревянный монастырь для участников миссии. В результате миссионерских трудов были крещены несколько тысяч коренных жителей Аляски, алеутов. Однако, по неисповедимому Промыслу Божиему, успеху миссии не суждено было продлиться долго. Монахи сталкивались с безжалостными гонениями со стороны представителей Российско-американской компании за то, что защищали алеутов от жестокостей участников компании. В 1799 году в результате кораблекрушения погиб глава миссии архимандрит Иоасаф: он направлялся на Кадьяк из России, где был возведен в сан епископа, но его судно затонуло, вместе с ним погибли все находившиеся на борту, в том числе два монаха-участника миссии. К тому времени уже претерпел мученическую кончину иеромонах Ювеналий[2]. Другие постепенно оставили миссию, кто-то почил, остался один монах Герман, будущий преподобный Герман Аляскинский[3].

В результате миссионерских трудов были крещены несколько тысяч коренных жителей Аляски

Будущий святой родился в 1751 году в Воронежской губернии, а 1778 году был принят послушником в Саровский монастырь, тогда же на послушание в обитель поступил будущий преподобный Серафим Саровский[4]. Четыре года спустя иеромонах Назарий[5] избрал его одним из четырех послушников, которые поедут вместе с ним в Валаамский монастырь, куда тот был назначен игуменом. После несения различных послушаний на Валааме отец Герман, до своего избрания участником аляскинской миссии, сподобился жить в затворе в густом лесу неподалеку от монастыря.

Теперь, оставшись единственным участником миссии на острове Кадьяк, монах Герман возвратился к затворнической жизни и перебрался на небольшой лесистый остров, не заселенный людьми, который он назвал Новым Валаамом (известен сегодня как Еловый остров, или остров Спрус). Там он собственными руками выкопал пещеру для кельи, где совершал духовные подвиги, пел, произносил монашеские молитвы, общаясь с Богом и святыми ангелами.

В то же время будущий преподобный Герман не оставлял попечения об алеутах: он наставлял их, вступался за них перед российскими властями, помогал им, чем мог. Когда в 1819 году прибывшее на Кадьяк судно занесло смертельную инфекцию, монах Герман неустанно трудился, заботясь о людях и стараясь облегчить их страдания. Недалеко от кельи он построил школу для алеутских детей-сирот, в которой сам преподавал им закон Божий, а также учил их церковному пению.

К моменту преставления святого Германа в 1836 году у него было много учеников из числа алеутов, но среди них не было ни одного монаха. После кончины преподобного монашеская миссия на остров Кадьяк и его Новый Валаам перестали существовать. Через сто лет, в 1935 году, на Еловый остров прибыл русский монах, архимандрит Герасим (Шмальц). На месте подвигов святого Герман он прожил тридцать лет, исполнив его пророчество: монах, «бегущий славы человеческой, придет и будет жить на Еловом острове». Отец Герасим не только не дал угаснуть огню монашеской жизни на месте подвигов преподобного Германа, но также был верным и самоотверженным пастырем для алеутов в местечке Узинки. Он отошел ко Господу в 1969 году.

2 - 2023-01-11T015417.529.jpg
Церковь Воскресения Христова, США, Кадьяк. Рис. из журнала «Нива», 1894 г. Источник: sobory.ru

Монастырь святого Тихона Задонского (Православная Церковь в Америке)

Через семьдесят лет после преставления преподобного Германа Аляскинского, в 1905 году, в городе Саут-Кейнан в штате Пенсильвания был основан монастырь святого Тихона Задонского. Это старейшая ныне действующая православная монашеская община в Соединенных Штатах.

Идея основания Свято-Тихоновского монастыря принадлежала молодому иеромонаху Арсению (Чаговцеву), впоследствии архиепископу Виннепегскому. Прибыв в США в 1922 году, отец Арсений служил настоятелем храма святого Иоанна Крестителя в городе Мейфилд в Пенсильвании. Осознавая особую важность монашества в Православной Церкви и видя потребность в миссионерской деятельности на широких американских просторах, отец Арсений задумал создать монастырь, который станет обителью для монахов-миссионеров, в которую они смогут возвращаться для восстановления духовных сил. И как о беспризорных детях заботился преподобный Герман, так и рядом с новым монастырем был устроен приют.

Землю под строительство монастыря 31 июля 1905 года освятил епископ Рафаил (Хававини)[6], тогда же была отслужена первая Божественная литургия. Среди служащего духовенства был протоиерей Александр Хотовицкий[7], который впоследствии примет мученическую смерть в Советском Союзе. Официальное открытие и освящение обители было совершено через год, 30 мая 1906 года. В новый монастырь прибыло множество паломников – на двух специально выделенных поездах приехало до 1,2 тыс. человек. Божественную литургию в новом храме возглавил архиепископ Алеутский и Северо-Американский Тихон (Белавин)[8], будущий Патриарх Московский и всея России. Владыка Тихон обратился к собравшимся и назвал монашество украшением Церкви: «Не напрасная ли мечта и трата сил и средств – устроять монастырь с созерцательным, восточным укладом его жизни в стране, насельники которой всему миру известны как люди практических потребностей, внешней деловитости и земного благополучия? Есть ли здесь благоприятная почва для насаждения монашества? […] Есть и здесь души живые, жаждущие Господа и стремящиеся к иному, немирскому житию […]. Призри же с небесе, Боже, на учреждаемый ныне монастырь, и виждь, и посети виноград сей, и утверди и, егоже насади десница Твоя»[9].

«Есть и здесь души живые, жаждущие Господа и стремящиеся к иному, немирскому житию»

В последующие годы, в соответствии с изначальным замыслом отца Арсения, монастырь готовил духовенство для американской миссии в то время, когда ощущалась нехватка священников. В 1938 году на территории монастыря была основана Свято-Тихоновская семинария, благодаря которой возросло число священнослужителей, получающих американское образование.

С 2009 года обитель возглавляет архимандрит Сергий (Бойер), в настоящее время братия насчитывает около двадцати человек, включая монахов и послушников.

Покровский женский монастырь

В 1890-е годы русские иммигранты стали заселять город Спрингфилд, расположенный в южной части штата Вермонт. Это было промышленное поселение со множеством возможностей для трудоустройства. В октябре 1905 года протоиерей Александр Хотовицкий отслужил здесь первую Божественную литургию. Впоследствии отец Александр будет раз в месяц приезжать из Нью-Йорка и в частных домах совершать Литургию. К 1911 году община в Спрингфилде перестроила дом в храм во имя Святой Троицы, его общая высота (с крестом) достигала более двадцати метров. Вскоре при храме была основана женская монашеская община в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1915 году назначенный на Северо-Американскую кафедру архиепископ Евдоким (Мещерский)[10] постановил перевести детский приют, располагавшийся в Нью-Йорке, в Покровский монастырь в Спрингфилде, а также приобрести здание недалеко от храма, чтобы в нем располагались как сестринские кельи, так и приют. В скором времени число детей увеличилось вдвое и достигло более чем ста человек, была приобретена дополнительная территория, на которой выращивали овощи и пасли скот, чтобы прокормить сирот.

3 (90).jpg
Архиепископ Евдоким (Мещерский). Источник: pravenc.ru

Но вскоре обитель стала жертвой трудностей, возникших с началом Октябрьской революций в 1917 году. Архиепископ Евдоким поехал в Россию для участия в Поместном Соборе и больше не вернулся. Большая часть финансовой помощи приюту поступала из России, а теперь эта помощь прекратилась, приют остался без средств к существованию. Неспособные оплачивать счета, монастырь и приют скоро были распущены.

Монастырь святого Саввы (Сербская Православная Церковь)

Иммигранты из Сербии стали приезжать в Соединенные Штаты приблизительно с 1820 года, масштабная иммиграция началась после 1880-го. В 1921 году три месяца в США провел епископ Николай (Велимирович)[11], ему было поручено изучить положение и нужды Сербской Церкви в Америке. В докладе он указывал на необходимость создать «хотя бы один монастырь».

В 1923 году архимандритом Мардарием (Ускоковичем)[12], который в 1926 году стал первым сербским епископом в Северной Америке, был основал монастырь святого Саввы, он располагался в городе Либертивилле в штате Иллинойс (примерно в 48 км от Чикаго). 3 сентября того же года была освящена территория монастыря, присутствовали более двух тысяч сербов. Большим благодетелем обители был известный сербский и американский физик Михаил Пупин.

Владыка Мардарий неустанно трудился над строительном обители, она была официально открыта в сентябре 1931 года, став первым сербским монастырем в США.

4 (62).jpg
Монастырь святого Саввы. Источник: wikipedia.org

Свято-Троицкий монастырь (Русская Православная Церковь Заграницей)

В 1930 году иеромонахом Пантелеимоном (Нижником) и его духовным сыном Иваном Колосом был основан Свято-Троицкий монастырь, который располагался в нью-йоркском городе Джорданвилле. Отец Пантелеимон родился в России в 1885 году, в 1913-м переехал в Соединенные Штаты, где сначала работал на сахарном заводе неподалеку от Чикаго. В 1918 году он поступил в монастырь святого Тихона Задонского, где в скором времени был пострижен в монашество и рукоположен во пресвитера. Однако у него было желание жить более уединенной монашеской жизнью. В Свято-Тихоновском монастыре отец Пантелеимон познакомился с Иваном Колосом, который был псаломщиком и регентом, а также хотел принять монашество. Стремясь исполнить свое желание, в 1928 году они приобрели участок земли, на котором ныне располагается Свято-Троицкая обитель.

К 1935 году они возвели братский корпус на шестнадцать келий, а также небольшой храм в честь Святой Троицы. Монастырь и храм были освящены в том же году, в Духов день, епископом Детройтским Виталием (Максименко). Однако по окончании Божественной литургии был замечен дым: на втором этаже братского корпуса произошло возгорание. За несколько часов все сгорело дотла. Не поддавшись отчаянию, но возложив все на Бога, братия стала жить на улице и восстанавливать монастырь. Осенью того же 1935 года монахи приобрели дом неподалеку, он был больше и лучше старого, который сгорел.

За несколько часов все сгорело дотла. Возложив все на Бога, братия стала жить на улице и восстанавливать монастырь

К середине 1940-х годов монастырю удалось выплатить ипотеку за дом, завершить строительство хлева, в котором можно было содержать до 80 коров, купить еще 200 акров земли и все необходимое фермерское оборудование, а также большой книгопечатный станок и линотип. В 1946 году началось возведение большого златоглавого собора.

В то же время монастырь очень обогатился прибытием монахов Братства преподобного Иова Почаевского (изначально из Почаевской лавры на Украине). В 1902 году будущему архиепископу Виталию (Максименко) было поручено организовать в Почаевской лавре издательство просветительской и церковной литературы. С началом революции архимандрит Виталий бежал в Чехословакию, где основал новое монашеское братство, которое продолжило издательскую деятельность Почаевской лавры. Оставив Чехословакию ввиду наступления советский войск в конце Второй мировой войны, несколько монахов основали в Германии монастырь святого Иова Почаевского, а четырнадцать – отправились в США и обосновались в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле[13]. Там братство продолжило дело, начатое еще в Чехословакии, – книгопечатание, существенно увеличив масштабы издательской деятельности, которая уже велась в монастыре и была незначительной.

В 1948 году для подготовки православного духовенства при монастыре была открыта Свято-Троицкая семинария.

Свято-Успенский женский монастырь (Православная Церковь в Америке)

Свято-Успенский монастырь в калифорнийском городе Калистога был основан в начале 1940-х годов небольшой группой монахинь, которые бежали из России и Китая, чтобы обрести свободу и исповедовать свою веру. Сначала они поселились в Сан-Франциско, а затем приобрели землю в тихой Калистоге, расположенной в восьмидесяти километрах к северу от мегаполиса.

Период расцвета монастыря пришелся на 1970-е годы, однако по различным причинам в середине 1980-х последние монахини покинули обитель, и она перестала функционировать. Монастырские здания пришли в упадок и совсем обветшали. Но в 1998 году, по инициативе и усилиями архимандрита Сергия (Геркена), началось десятилетнее восстановление монастыря, только бы Господь послал насельниц. В октябре 2009 года женской обители во имя святой Варвары, расположенной в городе Санта-Паула, местные власти дали 30 дней на то, чтобы покинуть дома на колесах, в которых жила большая часть сестер. 10 монахинь направились в Калистогу. Так в обители появились сестры. Сегодня монастырь являет образ рая в самом сердце Калистоги, он славится своей спокойной обстановкой и живописными пейзажами.

5 (29).jpg
Сестры Свято-Успенского женского монастыря в Калтстоге. Источник: сайт монастыря

Ново-Дивеевский женский монастырь (РПЦЗ)

Ново-Дивеевский монастырь был основан в 1949 году отцом Адрианом Рымаренко (впоследствии архиепископом Андреем Роклэндским), обитель располагается приблизительно в 15 км от Нью-Йорка. В монастыре находится оригинал портрета преподобного Серафима Саровского, написанного вскоре после его кончины. Во время прославления преподобного Серафима (в 1903 году) государь Николай II с семьей горячо молился перед ним. После революции портрет из Дивеева отправили в Киев, чтобы там он находился в безопасности, а в 1943 году его передали на хранение отцу Адриану, который эвакуировался в Берлин и там был назначен настоятелем русского собора[14]. В Берлине вокруг отца Адриана сформировалась духовная община, в которую вошли эмигранты. С наступлением советских войск они перебрались сначала в Западную Германию, а затем, в 1949 году, в США.

В Нью-Йорке несколько монахинь уже получили от архиепископа Виталия благословение создать монашескую общину и назвать ее Новым Дивеево. Именно к этим сестрам приехал отец Адриан со своей общиной и с ценным портретом преподобного Серафима.

Вскоре на монастырской территории было создано православное кладбище, и сестры взяли на себя обязанность хоронить усопших и молиться о них. Сегодня оно является крупнейшим русским православным кладбищем за пределами России, здесь более восьми тысяч захоронений, включая могилы князей императорской крови Георгия Константиновича и Веры Константиновны Романовых (троюродные брат и сестра государя Николая), Александры Львовны Толстой (дочери писателя Льва Николаевича Толстого), а также пианиста и дирижера Александра Ильича Зилоти.

6 (20).jpg
Русское кладбище в Ново-Дивееве. Источник: wikipedia.org

С самого начала сестры стремились заботиться о больных и бездомных. В 1972 году они основали дом престарелых, в котором сегодня живут более семидесяти постояльцев. Они могут посещать ежедневные богослужения, им готовят традиционную славянскую пищу.

(Продолжение следует.)


[1]Святой Брендан Клонфертский, память 16 (29) мая.

[2] Был убит в 1796 году. Прославлен Русской Православной Церковью как священномученик, память совершается 24 сентября.

[3] Преставился в 1836 году. Прославлен Русской Православной Церковью в лике преподобных в 1970 году, память 27 июля (9 августа).

[4] Преподобный Серафим Саровский (†1833) был прославлен в 1903 году, память 2 (15) января и 19 июля (1 августа).

[5] Прославлен в лике преподобных как святой Назарий Саровский и Валаамский (†1809, память 7 (20) августа).

[6] Прославлен как святитель Рафаил Бруклинский (†1915, память 14 (27) февраля).

[7] Прославлен в лике священномучеников (†1937, память 7 (20) августа).

[8] Прославлен как святитель Тихон, патриарх Московский (†1925, память 25 марта (7 апреля), 9 (22) февраля, 26 сентября (9 октября)).

[9] Проповеди и поучения святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси, просветителя Северной Америки. Речь при освящении Свято-Тихоновского монастыря и храма в штате Пенсильвания, 17 мая 1906 года. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/propovedi-i-pouchenija-svjatitelja-tihona-patriarha-moskovs...

[10]В 1918 году архиепископ Евдоким был назначен на Нижегородскую и Арзамасскую кафедру, а в 1922-м – перешел в обновленчество.

[11] Прославлен в лике святителей как святитель Николай Сербский, епископ Охридский и Жичский (†1956, память 5 (18) марта).

[12]Прославлен в лике святителей (†1935, память 29 ноября (12 декабря)).

[13] По состоянию на 2016 год в монастыре проживал один насельник, который входил в монашескую общину довоенных времен, – мирянин по имени Лев. Он родился в России в 1917 году и вместе с родителями эмигрировал в Югославию. После смерти отца мать не могла содержать семью. Она посадила Льва на поезд в Словакию, оставив при нем записку со следующими словами: «В монастырь». С поезда его подобрали монахи, и он так и остался с братией на всю жизнь.

[14] До отъезда из России отца Адриана несколько раз арестовывали советские власти.

Из книги Atlas of American Orthodox Christian Monasteries

Перевела с английского Мария Степанова

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить