Калужская икона Богородицы «Плач Божией Матери»

В селе Калужка

Явление Калужской иконы Богородицы произошло в 1748 году в сельце Тиньково (ныне Ферзиковский район Калужской области), в доме боярина Василия Кондратьевича Хитрово. Это событие описал в «Сказании о явлении и чудесах от Калужской иконы Божией Матери» протоиерей Арсений Иоаннов из села Бояновичи Калужской губернии (ныне Хвастовичский район Калужской области).

Фото 1 (31).jpg
Подлинник иконы
Калужской Божией матери

Две «дворовые девицы» убирали на чердаке хозяйского дома, одна из них вела себя непристойно. При этом девица «скромная и целомудренная» пыталась урезонить подругу Евдокию Григорьеву. Неожиданно среди старых вещей благочестивая девица нашла сверток полотна, развернула и увидела изображение Девы в темном монашеском облачении с книгой в руках. Девушка решила, что это портрет некой игумении, читающей монашеское правило, и пригрозила Евдокии, что если та не замолчит, то сама игумения накажет ее своим гневом. Дерзкая девушка плюнула на лик со словами: «Вот как я боюсь твоей игумении». Моментально с неразумной случился припадок, и она упала без чувств с пеной у рта. 

Девушку положили под иконами, а ночью ее родителям явилась Богоматерь и сказала: «Дочь ваша своим дерзким поступком оскорбила не монахиню, но Меня, ибо изображение, ею поруганное, есть Мой образ, через который по воле Сына Моего и Бога Я буду ходатайствовать за город ваш и за всех жителей земли сей»[1].

Через Мой образ Я буду ходатайствовать за город ваш и за всех жителей земли сей

Матерь Божия велела им совершить молебен перед святыней, а больную окропить освященной водой. После этого девица исцелилась. О чудесном событии стало известно окрестным жителям. Хитрово украсил икону ризой и разрешил к ней доступ всем желающим.

Первое время икона находилась в доме боярина Василия Кондратьевича Хитрово, где от нее стали происходить чудеса. После явления Богородицы, указавшей на Свою новоявленную икону и повелевшей обратиться к ней с молитвой, исцелились слуга Прохор, страдавший глухотой, и тяжелобольная дочь Хитрово, у которой, по словам врачей, не было надежды на выздоровление. После этого Василий Кондратьевич с честью перенес икону в приходскую церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Калужке (п. Ждамирово города Калуги), где она прославилась многими чудотворениями.

Приношений к иконе было очень много, и на эти пожертвования тщанием Хитрово на месте деревянного храма Рождества Богородицы в селе Калужка в 1760 году была построена каменная церковь с тем же посвящением.

Приведем здесь еще несколько свидетельств чудесной помощи, исходившей от этой иконы.

Около 1753 года один житель Калуги по фамилии Петелин, лежавший много лет парализованным, узнав о чудотворениях от Калужской иконы, попросил принести его в храм Богородицы, где хранилась икона. Во время молебна больной стал креститься, потом сел, и, наконец, встал на ноги. Через некоторое времени он совершенно выздоровел. В благодарность за чудесное исцеление он украсил икону серебряным окладом.

В 1753 году в Калужку приехал господин Мясоедов с женой и пятилетним сыном Николаем (впоследствии генералом от инфантерии), который в два года потерял зрение. Родители усердно молились пред чудотворной иконой, и Богоматерь услышала их: при выходе из храма как бы чешуя спала с глаз мальчика и он увидел свет Божий.

Однако самым значительным из чудес, совершенных по молитве перед Калужской иконой Богородицы, было спасение Калуги от чумы в 1771 году. В честь этого события установлен один из дней ее прославления – 2 (15) сентября.

Фото 2 (39).jpg
В. Максимов. «Больной муж»

Ежегодные торжества, связанные с Калужской иконой, происходили, когда ее приносили в Оптину пустынь. Икону переправляли на пароме на противоположный берег реки Жиздры, где ее встречали крестный ход во главе с настоятелем, монастырская и скитская братия. После краткого молитвословия крестный ход шел в собор монастыря, и начиналась торжественная служба. По ее окончании Калужскую икону носили по монашеским кельям. На следующий день по завершении службы при колокольном звоне совершался крестный ход, в котором вместе с Калужской иконой носили монастырские святыни. После водосвятного молебна возле колодца святителя Амвросия Медиоланского у Святых ворот скита Калужскую икону провожали до границы монастырских владений, там ее передавали духовенству и многочисленным жителям Козельска.

В летописи Оптиной пустыни зафиксирован такой случай. В августе 1868 года опасно заболел оптинский старец Амвросий (Гренков). Игумен Исаакий (Антимонов) послал в Калужку монаха с просьбой привезти в монастырь Калужскую икону Божией Матери, чтобы всем вместе помолится перед ней об исцелении болящего. Чудотворную икону незамедлительно привезли и отслужили перед ней в келии старца молебен с акафистом Царице Небесной. И Матерь Божия не посрамила уповающих на Нее.

В келии старца совершили молебен с акафистом. И Матерь Божия не посрамила уповающих на Нее

Чудотворная икона часто приходила в самые разные уголки Калужской губернии. Только один город, Боровск, после явления чудотворной иконы Богоматери долгое время оставался без ее благодатного посещения из-за влияния раскола. В то время старообрядцы считали, что со времени патриарха Никона в Греко-Российской Церкви не может быть ни новоявленных святых мощей угодников Божиих, ни чудотворных икон, поэтому Калужская икона Божией Матери, прославленная в конце XVIII века, не могла, по их мнению, почитаться чудотворной.

Однако в сентябре 1899 года Калужский образ Божией Матери впервые был принесен в этот город. Лишь только прибыла святая икона на Боровскую землю, как огромная толпа народа, пришедшего из окрестных селений, устремилась к ней с молитвой, крича и взывая: «Матушка наша! Заступница! Царица Небесная!» Когда шествие приблизилось к обители преподобного Пафнутия, там уже стояла огромная толпа народа, пришедшего из Боровска, и среди них было множество раскольников, истово возлагавших на себя крестное знамение и поклонявшихся Калужской иконе. По просьбе городской думы, целиком состоявшей из раскольников-старообрядцев, на главной площади города перед иконой Пречистой совершили торжественный молебен. Некоторые из видных купцов-раскольников захотели принести ее в свой дом, чтобы и там отслужить молебен. Всех привела Матерь Божия к Своему чудотворному образу!  Признание и почитание Калужской иконы старообрядцами подтверждает существование списков иконы, выполненных в старообрядческом стиле.

Заступничеством Богородицы французы не вошли в Калугу

Особенной вехой в истории Калужской иконы Богородицы стала Отечественная война 1812 года, когда в Россию вторглись полчища Наполеона. Калуга в это время являлась важным стратегическим пунктом. При формировании Калужского ополчения епископ Калужский Евлампий (Введенский) летом 1812 года со всем калужским духовенством отслужил молебен перед Калужской иконой.

Фото 3 (37).jpg
Евлампий (Введенский),
епископ Калужский и Боровский

После приказа Михаила Кутузова об отступлении русских войск из-за значительных потерь с позиций при селе Бородино Калуге стало грозить разрушение и захват французами, которые уже были в Калужской области. Епископ Евлампий благословил всем миром совершать крестные ходы с Калужской иконой вокруг Калуги. 10 октября французы заняли и опустошили Боровск, затем подошли к Малоярославцу. 12 октября под Малоярославцем состоялось сражение. В эти часы чудотворная икона, перед которой, как сказано в акафисте, читаемом перед Калужской иконой, молился епископ Евлампий (кондак 4), очевидно, находилась в храме Рождества Богородицы села Ромоданово.

Именно заступничеством Богородицы через Ее святую икону объясняют то, что французы не вошли в Калугу, а двинулись на Смоленск, который по пути сами же разорили и опустошили, и тем погубили свое войско. Пленные французы, увидев образ, свидетельствовали, что в тот момент, когда их войска терпели поражение от русских, Калужская икона Пресвятой Богородицы являлась перед ними, стоя на воздухе в окружении светоносных мужей, отчего на них нападал страх и трепет. Окруженной Небесными Силами ее видела и крестьянка графа Разумовского Параскева Алексеева.

Французы свидетельствовали, что Калужская икона являлась перед ними, отчего на них нападал страх и трепет

Об этом событии сообщили императору Александру I. По его повелению и по благословению Священного Синода в честь Калужской иконы 12 (25) октября было установлено празднество с крестным ходом вокруг города в память его избавления от нашествия французов.

Очевидно, что именно после 1812 года, помимо наименования «Калуженская», по месту пребывания иконы до начала ХХ века, у чудотворного образа появилось другое название – «Калужская». В документах первой четверти XIX века встречается и иное наименование – «Плач Божией Матери», видимо, по скорбному выражению Богородицы на иконе. Еще одно название – «Явленная» – напоминает не столько о факте обретения иконы, сколько служит эпитетом, отражающим ее глубокое почитание.

Что касается иконографии Калужского образа Божией Матери, то она очень необычна. Богородица изображена в полурост в темно-синем одеянии с книгой в руках. Истоки иконографии этого образа до сих пор не до конца ясны. «Православная энциклопедия» сообщает, что изображение Пресвятой Богородицы, читающей книгу пророка Исаии, опирается на сюжет из апокрифического Евангелия Псевдо-Матфея. В нем среди занятий Богородицы в Иерусалимском храме названо чтение книг Священного Писания. Эта иконографическая тема известна по византийским миниатюрам XI–XII веков.

Надо сказать, что такое живописное изображение Богородицы в XVIII–XIX было распространено в России повсюду. Верующие люди воспринимали это как данность, тем более что чудеса от Калужской иконы непрестанно утешали сердца людей, попавших в беду. В конце XIX столетия у Калужского образа Богородицы появился третий день празднования. 18 июля 1892 года, во время эпидемии холеры, калужане крестным ходом пронесли икону вокруг города, и он «спасен был от губительного поветрия» заступничеством Божией Матери. С 1893 года в память об этом событии при епископе Калужском и Боровском Анатолии (Станкевиче) был учрежден ежегодный крестный ход.

Чудеса от Калужской иконы непрестанно утешали сердца людей, попавших в беду

В летописи иконы сохранилось одно из ярких чудес, произошедших по молитвам перед чудотворным Калужским образом Богородицы. Летом 1900 года в Калужской губернии более месяца шли непрекращающиеся дожди. Каждый день ненастья делал неминуемым наступление голода, поскольку непогода не давала собрать урожай и ставила под угрозу посев следующего года. Из Калужки в Боровск на три дня была принесена чудотворная икона. 12 сентября, в воскресенье, во время всенародного моления на городской площади впервые за время ненастья показалось солнце, дожди прекратились, и наступили ясные, безоблачные дни.

Последний крестный ход с чудотворной Калужской иконой – ради предотвращения надвигавшихся на Церковь бед (в январе 1918 такие крестные ходы состоялись в Москве и Петрограде) – был совершен 3 февраля 1918 года.

Калужане, созванные к Троицкому собору звоном колоколов, отправились встречать Калужскую икону в Сергиев скит (основан под Калугой у деревни Мстихино в память гибели великого князя Сергея Александровича; уничтожен в советское время), где она находилась. В кафедральном соборе были отслужены молебен и всенощное бдение. На следующий день после литургии вновь отслужили молебен и крестным ходом с чтением акафиста Божией Матери прошли по центральным улицам города. По завершении крестного хода на Плац-парадной площади отслужили молебен об усмирении страстей. Затем икону традиционно проводили до Хлюстинских богоугодных заведений, откуда скитские монахи унесли ее в храм села Калужка.

По зову сердца

После Октябрьской революции, пронесшейся по стране как смертоносный ураган, чудотворная Калужская икона стала для верующих людей, живущих в этом краю, единственной утешительницей и помощницей. Через нее Богоматерь спасала их от гибели. Писатель, москвич Александр Александрович Добровольский в «Воспоминаниях» описывает свое спасение от голода в Калуге и то, как Богородица через Калужскую икону слышала всякую его просьбу и тут же помогала.

После Октябрьской революции Калужская икона стала для верующих единственной утешительницей и помощницей

В тяжкие для православного народа времена, в октябре 1923 года, власти закрыли храм Божий в Калужке, сбросили колокола и конфисковали церковные ценности. Еще до разрушения церкви чудотворный образ Богородицы был перенесен в калужский Троицкий кафедральный собор. С его закрытием в 1926 году икона оказалась в Успенском храме Калуги. 9 июля 1940 года ее передали в Калужский краеведческий музей. В 40-х годах ХХ века при епископе Калужском и Боровском Онисифоре (Пономареве) Калужскую икону возвратили Русской Православной Церкви, но уже в храм Георгия «за верхом», ставший в советское время кафедральным собором.

До сего дня в Георгиевском соборе у левого клироса в киоте находится Калужская икона (не исследована). По размеру она близка к чудотворной иконе. Не закрытые ризой, сильно потемневшие участки живописи плохо различимы. Характерные крупные прикрытые веки, аккуратные припухлые губы и мягкий рисунок носа с объемным кончиком позволяют предположить, что икона могла быть написана не позднее второй половины XVIII века.

Однако существовало мнение, что поскольку с иконы постоянно делалось множество списков, на каком-то этапе настоящий образ подменили и он хранился в археологическом музее Троице-Сергиевой лавры. В конце 1990-х годов этот образ был передан Калужской епархии.

Торжественная передача иконы калужской пастве состоялась 21 октября 1998 года при участии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, архиепископа Калужского и Боровского Климента (Капалина), клира церквей Калужской епархии. Сестры Казанского монастыря расписали золотом и украсили драгоценными каменьями ризу для обретенного образа.

В день памяти о Малоярославском сражении 25 октября (по старому стилю 12-го) в калужском Георгиевском соборе, где была установлена чудотворная икона Богоматери, было совершено архиерейское богослужение. Сейчас эта икона находится в Троицком соборе у правого клироса. Икона украшена шитой, с драгоценными камнями ризой, выполненной в 1998 году калужской мастерицей Л. Бабадей.

Фото 4 (26).jpg
Калужская икона Божией Матери. dnesnews.ru

В тот памятный день, 25 октября, желающих приложиться к дивному образу было очень много. В последующее время поток богомольцев несколько уменьшился, но народ по зову сердца все шел и шел к святыне.

Однако в первые же дни прибытия иконы из Троице-Сергиевой лавры в Калугу научный сотрудник областного краеведческого музея В. А. Бессонов обнаружил в запасниках своего ведомства акт от 9 июля 1940 года о передаче из калужской Успенской церкви в краеведческий музей трех предметов, имеющих историческое значение. Среди этих предметов находился подлинник Калужской иконы Божией Матери. Согласно этому документу, икона была в ветхом состоянии, ее описание и размеры не соответствуют тому образу, который передали из археологического музея. Таким образом, сегодня считается, что это – чудотворный список.

Вразуми и научи ны...

В 1998 исполнилось 250 лет со дня явления чудотворного Калужского образа Божией Матери. Празднество, по решению Епархиального совета, присоединили к 18 (31) июля, дате спасения горожан от холеры в 1892 году. В этот день в возрождающемся храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы, что в селе Калужка, была совершена торжественная литургия, которую возглавил тогда еще архиепископ Калужский и Боровский Климент.

Близ храма сохранился святой источник Калужской иконы Божией Матери. После торжественной литургии с образом Богородицы и хоругвями все направились на источник, где был отслужен молебен с чтением акафиста Богородице и водосвятием. В заключение владыка Климент окропил собравшихся святой водой. Прихожане долго не расходились по домам, набирая воду и омываясь в святом источнике.

Этот день ознаменовался еще одним событием: замироточила Смоленская икона Божией Матери, установленная возле свечной лавки.

«...Вразуми и научи ны, о, Всемилостивая Заступнице наша, како безгрешно ходити по пути земного сего жития, яко Ты, Пресвятая, веси и веру нашу и упование наше видиши, Владычице мира!..»[2]

В честь Калужской иконы Божией Матери освящены храмы, приделы, часовни. А в самом селе Калужка в 2006 году по благословению митрополита Климента при храме была создана монашеская община из числа сестер Свято-Никольского Черноостровского монастыря города Малоярославца.

И в наше время от Калужской иконы Богородицы происходят чудеса исцелений. На сайте подворья Никольского монастыря опубликованы два случая милостивой помощи Богородицы верующим людям.

И в наше время от Калужской иконы Богородицы происходят чудеса исцелений

«Я, Орешкина Раиса Николаевна, сообщаю, что мой родной брат, Федоров Николай Николаевич 1955 года рождения, попал с диагнозом "инсульт" в городскую больницу. Был в очень тяжелом состоянии. Когда моя мать, Федорова Анна Павловна, была беременна братом, мне было 16 лет, и я не хотела его рождения. Обижалась на мать, так как у нас в семье было четверо детей, жили очень бедно. Когда брат заболел, я поняла, что я грешна перед ним и в марте-апреле месяце ходила на кладбище в Ждамирово, где похоронены наши родители, и заходила в церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Молилась перед Калуженской иконой Божией Матери, просила у Нее прощения за брата, просила исцелить его. Его жена принесла Калуженский образ Богородицы в палату, и я постоянно просила об исцелении брата, просила прощения за свои мысли и поступки, за тот грех, который я по своему недомыслию допускала. Постепенно брат стал поправляться и в конце апреля был выписан из больницы и вышел на работу. В настоящее время работает водителем автомашины, живет нормальной жизнью. Спасибо Калуженской Божией Матери за исцеление моего брата Николая».

Другой случай произошел с Владимиром Геннадьевичем Лебедевым. Вот что он пишет: «Я, Лебедев Владимир Геннадиевич, попал в дорожно-транспортное происшествие. Находясь в коме, был доставлен в реанимацию областной больницы. Три недели я находился без сознания. 13 сентября, в день моего рождения, моя мать пошла в калужский Свято-Никольский храм и молилась на коленях перед Калуженской иконой Божией Матери о моем выздоровлении. Когда она вошла ко мне в палату, то я на глазах собравшихся родственников и знакомых, которые пришли поздравить меня с днем рождения, начал издавать звуки, махать руками. Все присутствующие и медперсонал больницы были изумлены. С этого момента мое здоровье пошло на поправку, и через неделю я был переведен в общую палату. Благодаря заступничеству Богородицы я получил выздоровление».

Фото 5 (16).jpg
Крестный ход «Помолимся о земле Калужской». ricnews.ru

В конце XX века возобновились крестные ходы с Калужской иконой, сначала по городу, затем в другие города области. В июле 2011 года по благословению митрополита Калужского и Боровского Климента был совершен 20-дневный общеепархиальный крестный ход с Калужской иконой из Троицкого собора по городам и весям Калужской епархии. Сейчас крестный ход с названием «Помолимся о земле Калужской» уже стал традиционным.

Несколько столетий назад явилась чудотворная Калужская икона Божией Матери, став неоскудеваемым источником чудес. О них необходимо рассказывать миру, особенно в наше сложное время, когда человек, изнемогая под тяжестью напастей и бед, всуе мятется, ищет утешения в развлечениях и удовольствиях и забывает, что близ него есть истинный благодатный источник утешения – Пресвятая Богородица, наша перед Богом Ходатаица.


[1] Калужская чудотворная: Сказание о явлении и чудесах от Калужской иконы Божией Матери. Калуга, 1998. С. 12.

[2] Акафист Пресвятой Владычице нашей Богородице в честь чудотворныя Ея иконы, именуемыя «Калужская». Калуга, 1992. С. 33.

Светлана Рыбакова 14 сентября 2023
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить