Христиане с Золотого Берега

Близ Господь сокрушенных сердцем,
и смиренныя духом спасет. (Пс. 33 :19)

Гость Сретенского монастыря, священник Александр Парамонов, живет и служит в Австралии в городе Голд Кост. Он ответил на вопросы о своей жизни и вместе с супругой, матушкой Лией, рассказал о том, как живут христиане в их уголке земного шара.

Фото 1 (6).jpg
Священник Александр Парамонов

– Отец Александр, расскажите, пожалуйста, о себе. Как Вы стали православным священником?

– Я родился в Австралии и, слава Богу, вырос в православной семье в городе Джелонг, недалеко от Мельбурна. Там был один русский православный храм. С шести лет батюшка завел меня в алтарь. С тех пор я старался больше изучать веру, богослужение в Церкви, пел на клиросе, читал. Со временем я понял, что мне надо поступать в Свято-Троицкую духовную семинарию в Джорданвилле в Америке, которую и закончил в 2003-м году. Потом я вернулся в Австралию с послушанием в качестве регента на приходе уже на севере Австралии, в теплом штате Квинсленд.

Потом архиерей рукоположил меня в священники для прихода в курортном городе Голд Кост (на русский название города переводится буквально как «Золотой берег»). Это город с океанской набережной в 40 километров, куда люди приезжают отдыхать. Весь год там тепло. Полгода я служил в соборе в Брисбене при протоиерее Гаврииле Макарове. В их общине, посвященной свв. Кириллу и Мефодию, уже в течение 40 лет проводится миссионерская работа. В Голд Косте у нас была служба сначала по субботам в Сербской Православной Церкви. Потом один благотворитель смог организовать временный храм, где мы стали служить еженедельно по субботам и воскресеньям и находимся до сих пор.

– Есть ли у Вас мирская профессия?

– Да, в сфере IT. Сейчас я работаю с местной скорой помощью с понедельника по пятницу, а на выходных служу священником.

– Кто ваши прихожане, много ли их у вас?

– У нас около 50 прихожан, которые постоянно приходят на воскресные службы. И это разнообразная смесь национальностей, так как Австралия – многонациональная страна. Есть, конечно, старые русские эмигранты, но их очень мало. Есть те, кто за последние 10 лет приехал из России. И сербы. Может быть, одна треть прихода. Еще коренные австралийцы, которые приняли православие, африканцы, украинцы, румыны, американцы и так далее. Но большая часть – русскоязычные. У нас есть несколько человек, кто сейчас проходит катехизис и готовится к принятию Крещения. И те, кто недавно покрестился и старается регулярно посещать службы.

– Австралия – очень благополучная страна. Это как-то отражается на духовной жизни людей? Есть ли у них желание часто причащаться, молиться?

– Да, сами австралийцы более-менее расслабленные, много занимаются спортом, серфингом. Много пляжей поблизости и от нашего храма. Но именно в нашем приходе, я бы сказал, причащаются часто. Мы стараемся вести активную духовную жизнь со всеми, кто к нам приходит. Поэтому большинство взрослых людей, приходящих к нам, часто причащаются. Конечно, леность в молитве может быть у всех, когда хочется развлекаться постоянно, что-то отвлекающее читать, смотреть в интернете. Это постоянно перед нами. И в таких условиях, конечно, трудно сосредоточиться, чтобы не только помолиться, но и помолиться по-настоящему, чтобы ты чувствовал, что Господь твои молитвы услышал, что Пресвятая Богородица и святые угодники твои молитвы доносят. При комфортной жизни меньше стимула молиться, чем при проблемах, искушениях и страданиях. Господь нам их посылает по-разному: через болезни или через других людей. Мне кажется, что большинство австралийцев не задумываются о Боге. И вести на эту тему разговор с ними нелегко.

Фото 2 (7).jpg
С матушкой Лией

– Много ли вообще христиан в Австралии?

– Да, достаточно много тех, кто считает себя христианами. И чаще всего можно объяснить людям, что мы православные, сказав, что мы как греки, только русские. Потому что почти все в Австралии знакомы с Греческой Православной Церковью. Христиане разных поместных церквей, конечно, общаются между собой. Недавно мы отмечали столетие собора св. Николая в Брисбене. И туда пришли многие из других церквей. На личном уровне у нас хорошие отношения и с греками, и с украинцами. Конечно, греческие священники не служат вместе с русскими. Но сербы нас приглашают на свои богослужебные праздники.

– С какими сложностями сталкивается ваш приход?

– У нас сейчас временный храм, который будет сноситься. Мы сейчас в процессе покупки земли, Бог даст, чтобы построить храм. Скорее всего, у нас будет престол в честь св. блаженной Ксении Петербургской. У нас есть проблемы с местными властями, с которыми мы сталкиваемся и стараемся их терпеливо переносить. Сумму на землю мы почти собрали, осталось немного. Конечно, есть некоторые сложности с прихожанами, кто-то болеет, у кого-то трудности семье. Это как везде.

Мы стараемся вести активную духовную жизнь со всеми, кто к нам приходит

Матушка Лия:

– Есть у нас такая проблема, что государство никак не поддерживает церковь. Если в России государство на стороне Церкви, то в Австралии – абсолютно рыночная модель экономики, общества. И церковь никак не поддерживается государством. Никаких дотаций, ничего. Может быть, какие-то проекты оно и спонсирует, но это должна быть не религиозная организация, а социальная или культурная. Это огромная трудность. Мы совсем не чувствуем поддержку государства. У нас не в каждом районе можно построить храм, только в т. н. полуиндустриальной зоне. Наша зона другая, но мы смогли добиться, чтобы нам разрешили постройку храма. У нас нельзя просто купить блок земли и строить там храм.

Фото 3 (6).jpg

– Каких святых особо почитают ваши прихожане?

– Конечно, святую блаженную Ксению Петербургскую, так как наш приход посвящен ей. У нас есть замечательная новая икона святого Паисия Святогорца, которая была написана специально для прихода. Еще святой Николай Чудотворец, святой Серафим Саровский. У нас почитаются сербские святые, как святитель Василий Острожский. Наши прихожане часто ездят в святые места Сербии и привозят иконы для храма.

– Воспитание детей в христианской традиции в стране, где Вы живете, насколько это сложно? Ведь ваше государство поддерживает людей, которые придерживаются т. н. нетрадиционных ценностей.

– Конечно, то, что мы можем делать в качестве священников и как приходы, имеет ограниченное влияние на детей. Может быть, где-то проводятся дополнительные беседы с детьми в воскресных школах. Но очень важно, чтобы именно в семье дети получали правильное христианское воспитание, чтобы детям объяснялось, как мы смотрим на все эти союзы, что мы это не воспринимаем и, как от всех грехов, стараемся от этого удаляться. В семье важно объяснять детям православные ценности. Священники с амвона всего не скажут. Тем более, что дети все время в движении, кто-то ушел на улицу, кто-то плачет. У людей ограниченное внимание, пока священник проповедует. Важно в семье говорить с детьми.

Фото 4 (3).jpg
В кругу семьи 

Матушка Лия:

– Мы пока не ощущаем в полной мере большое влияние этого, потому что мы живем в штате Квинсленд, который немного отличается от того же штата Виктория на Юге Австралии. Там в школах активно идет процесс «safe school», когда мальчик может считать, что он девочка. Там большие перегибы. У нас штат в какой-то степени отсталый, и это преимущество для нас.

Но уже мы чувствуем, что детям пытаются внедрить в сознание, что нетрадиционные ценности – это норма. В школе классами выше, чем наши дети, это наблюдается. В начальной школе это пока малозаметно. В старшей школе есть уже кружки для детей, которые относят себя к таким «нетрадиционным». И уже даже наши дети, которые воспитываются в православной семье, задают такие вопросы: «А почему наша семья считает, что это неправильно?» То есть в обществе идет упор не на то, чтобы просто принять таких людей, это намного хитрее: сделать так, чтобы вообще не возникало вопросов, что это ненормально. Настолько тонко идет пропаганда.

Очень важно, чтобы именно в семье дети получали правильное христианское воспитание

Это, конечно, тяжело, потому что нужно быть начеку. Но это уже работа семьи, насколько активно семья будет эти вопросы ребенку объяснять. Притом нужно объяснять тонко, чтобы не зародить в детях агрессию против людей, которые находятся в таком заблуждении, в таком грехе. Но именно зародить негативное отношение к этому греху, а не к человеку. Чтобы мы не вырастили каких-то агрессивно-настроенных людей в обществе. Но при этом, чтобы они не забывали догматы Церкви, почему мы так относимся, и могли бы это сами объяснить другим людям. Здесь нужно работать, нельзя расслабляться, отдавать это на попечение школы, потому что школа как раз-таки их уведет. Когда в России, например, можно расслабиться в этом вопросе.

– Но в Австралии нет притеснений христиан? Вы спокойно можете с крестом по улице пройти?

– Я могу спокойно идти с крестом. Без проблем. Даже после Литургии я часто заезжаю в разные места, на мне священнический крест. Кто-то незнакомый может крикнуть: «Привет, отец! Я тоже христианин!»

Матушка Лия:

– Но это не потому, что Австралия такая христианская страна, но потому, что в Австралии можно все. Там можно ходить как угодно.

– Ваш приход относится к Русской Церкви. Вы сейчас не чувствуете себя в некотором роде изгоями в свете нынешней ситуации?

– Это было возможно, но этого, слава Богу, не случилось. Мы с украинцами стараемся друг друга поддерживать.

Матушка Лия:

– Наш маленький приход сильно пополнился за последние полтора года именно беженцами с Украины. Он увеличился, наверное, на 20 процентов. Мы стараемся вместе спасаться и друг друга поддерживать. Чем можем, мы помогаем, а политику не обсуждаем.

– Есть ли православные верующие среди австралийских аборигенов? Существует ли среди них на данный момент христианская миссия?

– Да, среди них есть верующие. Вообще, в их древней легенде под названием «Dream time» есть очень много похожего на Ветхозаветные книги Бытия. В их общине был один верующий абориген по имени Серафим. Его рукоположили в иерея в Мельбурне, как раз когда там на гастролях был хор из Сретенского монастыря. Ему сшили даже специальное облачение с аборигенскими вышивками. Он вел свою программу на радио в течение 10 лет. К сожалению, он уже скончался. И сейчас неизвестно, что происходит в общине, где он жил. У них закрытые племена, практически по домострою.

Когда 200 лет назад в Австралию пришли миссионеры, у них был американский подход к миссионерству. Это не подходило аборигенам. Их насильно пытались сделать христианами, внедрить культуру, веру, у них отбирали детей. Последствия такого миссионерства ощущались до 70-х годов XX века. И по мнению этого священника, отца Серафима, если бы к ним был такой подход, как у русских к алеутам в свое время, то, возможно, сейчас все австралийские аборигены были бы православными…

Я могу спокойно идти с крестом. Даже после Литургии я часто заезжаю в разные места, на мне священнический крест

– Ваш приход они не посещают?

– Они живут в пустынях, в городах почти нет. К нам они не ходят. Но среди обычных австралийцев есть интерес к Православию. В Брисбене, например, есть чисто англоязычный приход с активным священником-австралийцем.

Матушка Лия:

– Это самый быстрорастущий приход, принадлежащий к Русской Православной Церкви Заграницей, потому что он привлекает очень много австралийцев, их катехизирует. Там много молодых, которые интересуются Православием.

– Какие монастыри есть в вашей епархии?

– В нашей епархии есть три монастыря, включающие две женские обители. В пустынной местности Бомбала находится Спасо-Преображенский мужской монастырь. Там немного человек, может быть, пять монахов. На Юге Сиднея расположена женская обитель под названием «Новое Шамордино». Там тоже всего несколько монахинь, и они уже немолодые. Но поблизости от нас, в штате Квинсленд, монашествующих нет.

Фото 5 (3).jpg
Митрополит Лавр (Шкурла)

– Можете ли Вы вспомнить примеры духовных людей, которых Вы встречали в своей жизни? Чем они Вам запомнились?

– В моей памяти живет пример митрополита Лавра (Шкурлы), который был игуменом монастыря в Джорданвилле и ректором нашей семинарии. Он служил у нас почти каждое воскресенье, если не отлучался по делам. Мне очень нравилось присутвовать на архиерейской службе и держать для него книгу, чувствовать, как он молится за всех нас. Вспоминаю также старых монахов. Рядом с ними я прожил 5 лет, видя их старания, подвиги, сдержанность, молчание. Это произвело свое впечатление. Большое влияние оказала на меня и моя родная бабушка, когда я гостил у нее в детстве и слышал, как она ходит по дому и молится, разговаривает с Господом. Или моя тетя, которая пошила 200 подрясников для священников по всей Австралии, как она серьезно и очень усердно молится. Это все, конечно, повлияло на меня.

– Что Вы можете сказать о современной России? Насколько страна изменилась с момента Вашего последнего посещения?

– В последний раз я был здесь 7 лет назад. Мне кажется, есть плюсы. Везде гораздо меньше рекламы. В тот раз это очень сильно бросалось в глаза. Я вижу, что сейчас Россия пытается вести внутреннюю политику, поддерживающую семью, многодетных, традиционные христианские ценности. Думаю, что это очень хорошо и это очень не нравится Западу.

– В заключение, что бы Вы хотели сказать русским верующим?

– Как бы странно это ни звучало, думаю, очень важно, чтобы люди старались быть серьезными в вопросах своей веры. Важно, чтобы люди не только всегда что-то праздновали, чувствовали себя мощной страной, но и каялись, имели смирение и сокрушение в сердце, чувствовали, что Господь близок к нам…

Беседовала Александра Калиновская

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Protodeacon Victor Lochmatow   23 ноября 2023, 23:11
Какая радость... С любовью вспоминаю молодого Александра, когда учился в семинарии в Джорданвилле и его дружбу с моим сыном, ныне Иереем Николаем. Слава Тебе. Боже, Православная Церковь имеет достойных священнослужителей.
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить