«Люди в ЮАР приходят в русский храм за поддержкой»

Еще в детстве будущий священник вдохновлялся красотами Саввино-Сторожевского монастыря, возмужав, стал петь на клиросе, а потом и вовсе принял сан. Протоиерей Даниил Луговой говорит, что лишь исполнял Божию волю. Сегодня отец Даниил – настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в городе Йоханнесбурге Южно-Африканской Республики.

1 - 2023-01-23T232954.299.jpg

– Отец Даниил, как Вы пришли к вере?

– Я был крещен в детстве недалеко от древнего Саввино-Сторожевского монастыря под Москвой. Тогда знаменитая обитель была еще закрыта. В ее стенах находился Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей, но даже тогда ее окрестности были наполнены незримым благодатным присутствием молитвенного подвига многих поколений древних подвижников. Храм Успения Божией Матери на Городке, Собор Рождества Богородицы наложили неизгладимый духовный отпечаток на всю дальнейшую жизнь.

– А священником почему решили стать?

– Крестивший нашу семью протоиерей Иоанн Борисов через несколько лет ввел меня в алтарь, и я начал прислуживать в качестве алтарника. Можно сказать, что с этого момента и начался мой путь к священству, на котором мне посчастливилось встретиться со многими священнослужителями, каждый из которых оставил свой неповторимый след в моей душе. В те годы, после долгого периода гонений, открывались храмы, начинала возрождаться приходская жизнь. Постепенно во мне формировалось желание пойти по стопам моих духовных наставников и поступить после окончания школы в семинарию. Особую роль сыграл в этом протоиерей Владимир Чувикин. Последние годы перед поступлением в семинарию я нес послушание алтарника, чтеца в храме святителя Николая, который в прошлом был Николо-Перервинским монастырем в Москве.

– А как же Вы оказались в Южной Африке?

– Я был назначен определением Священного Синода Русской Православной Церкви в октябре 2009 года настоятелем храма преподобного Сергия Радонежского Йоханнесбурга в Южно-Африканской Республике. Какое-то время заняло оформления документов, визы и так далее. В ЮАР я приехал уже после праздника Крещения Господня в январе 2010 года.

2 - 2023-01-23T233354.744.jpg

– Каким было первое впечатление от страны?

– В январе 2010 года в Москве стояла настоящая зима – морозная и снежная. Тем ярче был контраст, когда мы оказались с семьей в летней Африке. Процесс адаптации занял не один месяц. Нельзя сказать, что он проходил как-то сложно. Жизнь в Южной Африке познавалась через решение конкретных задач, которые вставали перед семьей, передо мной как настоятелем прихода. Многое было непривычно поначалу. Зимой – лето, летом – зима. На Новый год и Рождество Христово – не снег, а жара, яркое летнее солнце и голубое небо. Движение левостороннее. Помимо этого, мы столкнулись со строгой необходимостью соблюдения ряда правил личной безопасности. Такова уж современная действительность. В Йоханнесбурге взгляд везде цепляется за электрозаборы, уходя, надо не только гасить свет, как у себя дома, на Родине, но и включать сигнализацию.

С другой стороны, ритм жизни намного спокойней, суеты и спешки меньше. Поначалу переживаешь из-за этой неторопливости везде и всюду, но потом понимаешь, что это просто такое отношение к жизни. К тому же это не совсем та Африка, которая рисуется воображению человека, живущего в северном полушарии. Климат комфортный, дороги и инфраструктура хорошего уровня. Немного поездив по стране, мы увидели, что и электрозаборы как в Йоханнесбурге или Претории есть не везде. Где-нибудь в небольшом городе можно увидеть дома без всяких ограждений, люди спокойно ходят пешком. ЮАР во всех смыслах очень разноплановая страна.

– Вам нравится здесь жить? Не бывает желания попроситься на Родину?

– За все время моего служения в Православной Церкви я никогда никуда не просился. Те или иные назначения и церковные послушания возникали в моей жизни по Промыслу Божию и решению священноначалия. За 12 лет пребывания здесь возникает, конечно же, чувство привязанности к месту и прежде всего к людям, которые тебя окружают, но продолжится ли мое служение здесь или я в обозримом будущем вернусь на Родину – это в руках Божиих.

– Расскажите о жизни в ЮАР глазами русского человека.

– В двух словах об этом всем не расскажешь… Это уже вопрос на целую книгу, но вкратце можно сказать, что в Южной Африке поражает прежде всего природа, ее бескрайняя красота и дивное разнообразие, и вспоминаются слова апостола Павла: «…невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим. 1: 20). С другой стороны, Южная Африка – страна с непростой историей, внутренними особенностями взаимоотношений между людьми, но ей удалось избежать сильных потрясений во время событий середины 1990-х годов. В то время состоялась успешная мирная передача власти от белых черному населению ЮАР.

Если, например, говорить о Кейптауне и его окрестностях, то можно также поразиться и тому, как человек способен своим трудом и упорством возделывать с любовью землю, благоукрашать ее, преобразовывая все вокруг себя. Плюсы и минусы есть везде, но они подчас носят весьма субъективный характер. У каждого они будут своими, и познавать каждый будет их через свой личный опыт.

3 (94).jpg

– Сколько лет насчитывает история православия в ЮАР?

– Первые выходцы из России появились в ЮАР еще в XVIII веке, но их было крайне мало. Это были случайно добравшиеся сюда одиночки, поэтому устойчивой русскоязычной диаспоры в это время не сложилось. Волны эмиграции XX века докатывались до юга Африканского континента, но, конечно же, не в том объеме, как до Европы или Америки. Тем не менее в начале 50-х годов в Йоханнесбурге был организован первый русский православный приход во имя святого равноапостольного князя Владимира Русской Православной Церкви Заграницей. Настоятелем стал протоиерей Симеон Стариков, которого через несколько лет сменил архимандрит Алексий (Чернай). Общее количество прихожан в то время составляло примерно 240 человек. Среди них в основном были русские и сербы. Для совершения богослужений община арендовала англиканский собор в центре Йоханнесбурга, а впоследствии жилой дом, где был устроен домовый храм. После закрытия прихода в середине 60-х годов духовная и культурная жизнь русскоговорящей общины переместилась в Русский дом, где была устроена часовня во имя святителя Николая. Постоянного священника там не было, и богослужения изредка совершали греческие или сербские священнослужители. Также сюда добирались православные из Греции и Кипра. Около ста лет назад здесь появились первые греческие храмы и была открыта епархия Александрийской Православной Церкви.

– Сколько сегодня приходов в епархии? Как много здесь православных в наши дни и каких юрисдикций?

– В Южно-Африканской епархии Патриаршего Экзархата Африки в настоящий момент на территории ЮАР насчитывается три прихода: преподобного Сергия Радонежского в Йоханнесбурге, преподобного Иоанна Лествичника в Кейптауне и преподобной Марии Египетской в Робертсоне. В Южной Африке есть две епархии Александрийской Православной Церкви, а также сербский, румынский и болгарский приходы.

– Расскажите об истории основания прихода. Как родилась идея построить здесь храм и кто были инициаторами этого доброго дела?

– Во второй половине XX века в ЮАР начала складываться достаточно многочисленная русскоязычная община. Люди стали находить друг друга, собираться по праздникам, общаться семьями. Но в целом они были все еще разрознены, занимались каждый своими проблемами, пытались приспособиться к местной жизни. И вот тогда многие поняли, как здесь не хватает храма, остро осознали жизненную необходимость живой духовной связи с Родиной. Многие из них были искренне верующие люди, стремящиеся сберечь веру отцов, другие только искали путь к Богу. В декабре 1997 год на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от имени наиболее активных членов зарождающейся общины и при поддержке посла Российской Федерации Вадима Лукова было направлено прошение об открытии прихода и направлении священника для пастырского окормления. «Здесь, вдали от нашей любимой Родины, особенно остро чувствуем мы потребность духовного общения с Отчизной, с нашей матерью – Русской Православной Церковью», – говорилось в этом обращении.

«Вдали от Родины особенно остро чувствуем мы потребность духовного общения с нашей матерью – Русской Православной Церковью»

24 ноября 1998 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II принял вице-президента ЮАР Табо Мбеки, находившегося в Москве с официальным визитом, и обсудил с ним возможность открытия русского православного прихода в Южной Африке. Табо Мбеки подтвердил, что власти ЮАР не только не возражают против организации такого прихода, но и всячески будут способствовать созданию духовного центра для людей из России. 29 декабря того же года состоялось столь важное для дальнейшей церковной жизни православных Южной Африки заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, на котором было принято решение об образовании в ЮАР прихода преподобного Сергия Радонежского и назначении настоятелем прихода протоиерея Сергия Рассказовского.

Примечательно, что в одном из музеев Претории хранится икона Преподобного Сергия, которая была прислана из России в конце XIX века в знак поддержки буров в англо-бурской войне (1899–1902). Когда определялось название прихода, этот факт еще не был широко известен. Так, еще за 100 лет до открытия прихода во имя преподобного Сергия Радонежского Южная Африка оказалась под благодатным покровом игумена земли Русской.

– Каковы были первые шаги новообразованной православной общины?

– В 1999 году в Йоханнесбург прибыл отец Сергий. Начались первые встречи, богослужения в домовом храме, беседы о будущем прихода и возможном строительстве храма. Люди верующие и неверующие, сомневающиеся и просто любопытствующие стали приезжать из разных мест, и для всех находилось у отца Сергия время выслушать, объяснить, помочь и найти доброе слово утешения и любви. После службы все засиживались за чашкой чая, знакомились, общались. Это был очень важный этап становления прихода. Был приобретен земельный участок под строительство храма, расположенный посередине между двумя крупнейшими городами страны – Йоханнесбургом и Преторией. Для покупки земли церковная община оформила кредит и разделила его между всеми прихожанами. Архитектору из Санкт-Петербурга Юрию Кирсу был заказан проект храма. При поддержке Посольства РФ в ЮАР шли активные поиски спонсора для начала строительных работ. Впереди был еще большой и трудный путь, требующий серьезных усилий всех православных, кому была небезразлична судьба русского храма на юге Африки.

-26.jpg

– Строительство храма всегда дело непростое. Как это происходило на юге Африканского континента?

– В июле 2000 года настоятелем храм был назначен иеромонах (ныне архимандрит) Филарет (Булеков). Начались первые строительные работы. Официальная закладка первого камня состоялась 15 декабря 2001 года в присутствии министра иностранных дел РФ Игоря Иванова. Основные работы по возведению храмового комплекса, включающему в себя храм, приходской центр и дом священника, были завершены к марту 2003 года. Это не могло бы произойти без спонсорской помощи, поддержки посольства Российской Федерации в ЮАР, личного участия послов России в ЮАР, жертвенной помощи прихожан, ежедневных трудов настоятеля прихода отца Филарета.

И вот, 2 марта 2003 года при большом стечении народа состоялось торжественное освящение храма во имя преподобного Сергия Радонежского. Этот день стал незабываемым для всех присутствовавших в тот день в храме. Их переполняла радость личной сопричастности к этому великому событию в жизни православных Южной Африки. Чин великого освящения храма и Божественную литургию совершил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси).

Тем, кто привык видеть храмы практически на каждом шагу, трудно представить, какую радость испытывали те люди, которые входили под своды только что возведенного храма. Он стал вторым домом, местом, где можно было помолиться Богу, обновиться душой в спасительных церковных Таинствах, получить ответы на сложные вопросы, поговорить по-русски, обсудить общие проблемы. Людям, оказавшимся так далеко от Родины, очень важно полноценно участвовать в христианской жизни, посещая богослужения и слушая наставления пастыря на своем родном языке.

Людям, оказавшимся так далеко от Родины, важно полноценно участвовать в христианской жизни

Этапом огромной важности в жизни прихода стала роспись храма, осуществленная при следующем настоятеле прихода протоиерее Иоанне Лапидусе. В течение семи месяцев над этим проектом трудилась группа иконописцев из Санкт-Петербургской академии художеств. В январе 2008 года роспись была завершена, храм приобрел законченный вид, и внешнее великолепие теперь стало сочетаться с уникальной внутренней росписью. За стилистическую основу росписи были взяты лучшие образцы древнерусской живописи XII века, в частности роспись Георгиевского храма в Старой Ладоге и фрески Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове.

Архитектурный ансамбль храмового комплекса был завершен возведением по проекту архитектора Юрия Кирса часовни во имя святого равноапостольного великого князя Владимира в память о российских добровольцах, погибших в Южной Африке во время англо-бурской войны 1899–1902 годов. Благодаря появлению часовни и русские, и южноафриканцы заново открыли страницу истории взаимоотношений России и Южной Африки и сохранили ее для потомков.

– На сегодня община большая? 

– Сегодня приход состоит из примерно 100 человек. В таком количестве молящиеся собираются на большие праздники несколько раз в год: на пасхальное, рождественское богослужение, на престольный праздник. На воскресном богослужении бывает около 40 человек. Среди них есть и русскоязычные люди, и местные южноафриканцы. Двери храма преподобного Сергия Радонежского открыты для всех.

На воскресном богослужении бывает около 40 человек. Среди них есть и русскоязычные люди, и местные южноафриканцы

– Есть ли какая-то закономерность в мотивации тех или иных прихожан-соотечественников, перебравшихся в страну из России и других территорий «русского мира»?

– Разными путями и в разное время попали сюда люди. У всех были свои жизненные обстоятельства, приведшие к переезду. Кто-то вышел замуж, а кто-то работает здесь по контракту. Среди них есть покинувшие СССР до или после его распада, а есть и потомки эмигрантов начала века, как, например, семья Елагиных. После революции Елагины уехали сначала в Европу, а затем в Аргентину и уже оттуда в 1983 году инженер Андрей Елагин с женой Зинаидой и двумя детьми перебрались в ЮАР. Сейчас они наши прихожане.

– Вспомните самый яркий случай обращения кого-то из местных в православие. 

– Со временем появилось немалое количество людей, испытывающих интерес к русской культуре, русскому церковному искусству, музыке, иконописи. Многие из них приняли крещение в одном из греческих храмов Йоханнесбурга или Претории. Когда был открыт приход преподобного Сергия Радонежского, то они стали его членами. Чтобы сделать богослужение понятным для всех присутствующих на каждом богослужении звучат молитвы не только на церковнославянском, но и на английском. Раз в месяц совершается Литургия полностью на английском языке.

В большинстве своем это потомки европейских переселенцев: африканеры (буры) и англичане, которые проживают в ЮАР. Семейное предание одной из таких семей, теперь уже православной, хранит удивительную историю, произошедшую с их дальними предками во время англо-бурской войны. Они были взяты в плен англичанами и направлены в концентрационный лагерь на остров Цейлон. Оттуда они бежали и вплавь добрались до русского парохода «Херсон», стоящего на рейде. Англичане пришли с обыском на судно. Русские спрятали беглецов в средней трубе и пустили дым от работающей паровой машины через две другие трубы. Преследователи ушли ни с чем. Беглецы были благополучно доставлены в Россию. Затем через Голландию они вернулись в ЮАР и передали чувство любви к России и благодарности русским своим потомкам, которые почти через 100 лет после описанных событий приняли православие и стали прихожанами нашего храма.

Благодарная память африканеров о помощи русских во время англо-бурской войны и неофициальной поддержке императора Николая II нашла неожиданное продолжение в июле 2018 года. Накануне 100-летия расстрела царской семьи в храм обратились несколько человек, которые почитают Царственных Страстотерпцев и хотели бы прийти в сам день годовщины, чтобы возложить цветы перед их иконой в русском храме. Они действительно пришли, присутствовали на службе и открытии фотовыставки о царской семье. Было видно, что для них это не просто формальность.

5 (32).jpg
Годовщина окончания англо-бурской войны

Можно также вспомнить один замечательный пример перехода в православие. Есть у нас в приходе человек по имени Такалани. Он из племени венда. Был католиком. Начал углубляться в своем познании христианства, узнал о Православной Церкви. Оказалось, что живет недалеко от православного храма – храма преподобного Сергия Радонежского в Йоханнесбурге. Начал ходить на богослужения, брать книги о вере в нашей библиотеке. Теперь он член нашего прихода, читает в храме и поет в хоре.

– Насколько вовлечены в жизнь общины сами прихожане? 

– Приход немногочислен. Состав его за некоторыми исключениями постоянен. Все это приводит к тому, что все друг друга знают. Проведение праздников и решение каких-то приходских задач носит почти семейный характер. Конечно же, люди готовы совместно решать встающие перед приходом проблемы, предлагают свои решения. Без активной помощи членов приходского совета, которые с любовью к храму и приходу посвящают свои силы нашим общим задачам, было бы очень сложно и почти невозможно поддерживать храмовый комплекс в надлежащем состоянии и реализовывать все наши приходские планы.

– А что касается образовательных, благотворительных, социальных проектов – получается что-то делать?

– Можно с уверенностью сказать, что храм преподобного Сергия Радонежского является островком русской культуры на южноафриканской земле. Здесь нет русского культурного центра или другого места, где люди могли бы встретиться. Приезжая в ЮАР в короткую деловую поездку или на постоянное жительство, люди порой приходят именно в русский храм не только за духовной, но и за житейской, информационной поддержкой, в поиске работы. Только что приехали люди или живут здесь давно – всем нужно человеческое теплое общение на родном языке, помощь словом и делом.

В храме преподобного Сергия Радонежского люди собираются не только для молитвы и участия в церковных Таинствах, но и для того, чтобы вдали от Отечества разделить радость общения на своем родном языке, привить своим детям навыки русского языка и приобщить их к русской культуре. Здесь существует библиотека, пожалуй, с самым большим на юге Африки собранием русскоязычный литературы, работает воскресная школа, проводятся праздничные концерты и культурные мероприятия. Отдельным направлением деятельности воскресной школы является создание мультфильмов на основе детских рисунков. Уже вышли мультипликационные истории: «Житие преподобного Сергия глазами детей», две серии «Евангельских притч», мультфильм о преподобном Серафиме Саровском. Текст озвучивали учащиеся воскресной школы. Многие из них родились в смешанных семьях и не владеют свободно русским языком. Участие в создании мультфильмов помогает им лучше узнать основы православной веры, укрепить уверенность в том, что они могут изучать и успешно применять русский язык.

6 (22).jpg
Праздник в воскресной школе

Говоря о социальных проектах, можно упомянуть о том, что в этому году прихожане объединились для ежемесячной помощи различным детским домам в Йоханнесбурге. Они вместе готовят еду для детишек, помогают их кормить и укладывать спать, собирают им памперсы, детские смеси, подарки на праздники. Для воспитанников это проявление любви и искренней заботы является огромной радостью и утешением.

– Как складываются отношения с государством?

– Большинство населения Южной Африки принадлежит к той или иной христианской конфессии, поэтому, с одной стороны, правительство относится с уважением к христианству в целом, но с другой стороны, не делает никакой разницы между Церквями с тысячелетней историей и недавно образованными протестантскими харизматическими течениями, которые в свою очередь активно участвуют в политической жизни страны, регулярно проводят совместные богослужения по тем или иным политическим или общественно-социальным поводам. Учитывая эту специфику, приход ограничивает взаимоотношения с государственной властью только необходимыми контактами: предоставляет отчеты в органы финансового и административного государственного контроля и так далее.

– Вы работаете на светской должности?

– По условиям моей визы и действующему законодательству ЮАР я не имею права трудиться где-либо еще кроме прихода. Но если бы даже такая возможность и была, то, по крайней мере, здесь это очень сложно совмещать с пастырским служением. Передо мной как настоятелем прихода стоит достаточно много задач по богослужебной деятельности, духовному окормлению прихожан, техническому обслуживанию зданий храмового комплекса, административной деятельности прихода. Помимо этого, я периодически совершаю поездки в другие города ЮАР и соседние страны.

– С какими серьезными духовными вопросами от прихожан Вы как пастырь сталкиваетесь в своем служении?

– Каждый вопрос, который человек задает священнику, серьезен и очень важен для обращающегося, поэтому тут невозможно что-то выделить. Люди приходят в храм с надеждой поделиться радостью или найти утешение. Постараться искренне сопереживать пришедшему человеку – в этом задача и священника, и каждого постоянного прихожанина.

– Что Вы считаете вызовом времени для православного человека? Возможно, конкретно в ЮАР.

– Для каждого православного человека вызовом является прежде всего он сам. От того, как он ответит на свои собственные глубинные вопросы и призыв Христа к личному духовному росту, зависит и его отношение к людям, и его проявление в окружающем мире. А уж в какой стране он находится, это большой роли не играет.

– Главный урок за годы священнического служения?

– В целом служение – это один большой урок от Господа, Который и дает на него силы и ставит перед определенными задачами и жизненными вызовами, для того чтобы пройти их и укрепиться в вере и надежде на помощь Божию.

7 (10).jpg

– Если паломник (или путешественник) из России окажется в ЮАР, какие места Вы обязательно посоветуете ему посетить?

– На данный момент в Южной Африке нет своих святых мест. Любому, кто посещает ЮАР, я бы посоветовал найти время, изыскать возможность и заехать в замечательный храм преподобного Сергия Радонежского. В нем хранится много святынь и мощей угодников Божиих, что является огромном духовным утешением для всех наших прихожан и гостей прихода.

– В завершение задам наш традиционный вопрос. Какие слова из Священного Писания особенно воодушевляют и поддерживают Вас в трудные минуты жизни? Возможно, с этим даже связана какая-то история.

– Священное Писание воодушевляет меня в своей совокупности и целостности. Мы слышим его за богослужением, стараемся читать ежедневно. На каждый день Господь дает нам в отрывках Слова Божия что-то полезное и важное именно здесь и сейчас, поэтому стараюсь в меру своих сил прислушиваться к святым библейским текстам и воодушевляться ими на каждый день и час. 

Беседовал Владимир Басенков

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить