Монастырь Креста в Иерусалиме

В день, когда в храме выносят Животворящее Древо Креста Господня, мысленно переношусь в дорогой моему сердцу Святой град Иерусалим. 

1.jpg

Неподалеку от стен Старого города, в живописном месте находится греческий православный монастырь, посвященный Животворящему Кресту Господню. 

Невидимые нити преданий Святой Земли соединяют события Ветхого Завета и евангельской истории. География Палестины хранит память о них в своих названиях, храмах и монашеских обителях. 

Четыре тысячи лет назад Господь призвал в Палестину праотца Авраама, дав ему обетование об этой земле. За Авраамом последовал его племянник Лот, поселившись неподалеку, в окрестностях городов Содома и Гоморры. 

Господь неоднократно являлся Аврааму, почитаемому отцом всех верующих. Во время одного из явлений, произошедшего в Хевроне, Авраам принимал Господа в виде трех Ангелов – путников знойной пустыни. Во время этого посещения Господь пообещал Аврааму рождение долгожданного наследника, но также и предсказал истребление городов Содома и Гоморры, известных своим нечестием. Праотец Авраам дерзновенно упрашивал Господа пощадить эти города, если в них найдется хотя бы небольшое количество праведников. По преданию, три Ангела после беседы оставили в Хевроне три посоха из сухих веток кедра, сосны и кипариса.

В Содоме и Гоморре не оказалось благочестивых жителей, кроме Лота с его семейством. Им было сказано уходить из города, оставив жилище и не оборачиваясь на него и на свою прошлую жизнь. На Содом и Гоморру был излит гнев Божий в виде серы и лавы, и образовалось Мертвое море. 

Путники бежали на восток по пустыне. Жена Лота нарушила благословение и обернулась, пожалев об оставленном имении. В наказание она была обращена в соляной столп. Этот «памятник непослушанию» сохранился до настоящего времени. Его показывают туристам, проезжающим по южной границе Мертвого моря. Там же можно увидеть окрестности бывших когда-то городов Содом и Гоморра. 

2.jpg

Лот с дочерями укрылся в пещере, в окружении пустыни. Девушки, решив, что уничтожено все человечество, и желая продолжить человеческий род, напоили отца вином, и от этого нечестивого сожительства родились Аммон и Моав. Потомки этих сыновей Лота, аммонитяне и моавитяне, впоследствии расселились на землях, расположенных восточнее Палестины. 

Лот, осознав совершенный грех, пришел к своему дяде с покаянием и просьбой помочь ему его искупить. Авраам передал Лоту три сухих посоха, оставленных Ангелами, заповедал посадить их неподалеку от Иерусалима и поливать водой из Иордана. Если посохи прорастут, зазеленеют и вырастет дерево, это будет означать, что Господь принял покаяние и грех Лота прощен. 

Господь принял покаянные труды Лота, сухие посохи зазеленели, пустили корни и выросли в огромное трехсоставное дерево

Лот исполнил слово Авраама, посадил три сухих посоха, ходил за водой на Иордан, преодолевая зной Иудейской пустыни. Диавол всячески мешал ему, часто сосуд с водой разливался и Лоту нужно было вновь проделывать далекий путь за животворящей влагой. Господь принял покаянные труды Лота, сухие посохи зазеленели, пустили корни и выросли в огромное трехсоставное дерево. 

Через тысячу лет потомок Авраама, царь Давид, завоевал Иерусалим, а его сын Соломон на горе Мориа решил строить Иерусалимский храм. Желая создать прекраснейшее сооружение в мире, он искал особенные, лучшие породы дерева. Именно тогда, по преданию, было срублено древо, посаженное и выращенное покаянными трудами Лота. 

Но использовать его для строительства Иерусалимского храма не получилось. Ствол древа был необычный, состоящий из трех различных пород. После нескольких неудачных попыток использовать его в строительстве древо сбросили в резервуар с водой, располагавшийся неподалеку от Иерусалимского храма. 

Позже именно в нем стали омывать жертвенных животных, готовя вести их в Иерусалимский храм. Место это стало именоваться «Овчая купель». Древо покаяния Лота десятки лет находилось на дне этой купальни. Из Евангельских слов мы знаем, что Ангел Божий сходил в нее, исцеляя больных, расслабленных, ожидающих чуда. Остатки этой купели, именуемой Вифезда, сохраняются и до настоящего времени в черте Старого города Иерусалима.

По Промыслу Божию Крест из этого древа стал символом грехов всего человеческого рода

Намокшее, тяжелое, трехсоставное древо извлекли из купальни и пожелали сделать из него орудие казни – Крест, на котором решено было предать позорной смерти кого-то из преступников. По Промыслу Божию Крест из этого древа стал символом грехов всего человеческого рода. Именно он возложен был на Сына Божия. И Господь понес этот Крест по улицам Иерусалима, изнемогая и падая под его тяжестью, вновь поднимаясь и продолжая идти… Именно на этом древе Господь Иисус Христос был распят на Голгофе.

3.jpeg

Так перекликаются и соединяются в вечности события ветхозаветной и евангельской истории, предания и события спасения человеческого рода. Древо искупления греха Лота стало и древом искупления грехов всего человечества. 

На том самом месте, где оно было посажено и выращено трудами праведного Лота, а затем срублено для строительства Иерусалимского храма, в четвертом веке был основан Крестный монастырь. Предания о его устроении разнятся. По одной версии, святая равноапостольная царица Елена во время своего паломничества в Иерусалим пожелала основать на этом месте обитель. Иные источники утверждают, что эта земля была подарена императором Константином первому грузинскому царю, принявшему крещение от рук святой равноапостольной Нины, и впоследствии здесь была основана монашеская обитель и странноприимный дом. Много веков Крестный монастырь был грузинским. 

Мощные стены скрывают внутреннюю жизнь обители от светской жизни современного Иерусалима. На территорию монастыря можно попасть, пройдя через низкий вход, преклонив главу. За высокой оградой – настоящий оазис, в котором растет лимонное дерево с яркими крупными плодами, добродушно виляет хвостом собака и ароматно пахнет арабским кофе. 

Пройдя по территории монастырского дворика, можно увидеть небольшой музей, кельи, вход в храм. Церковь поражает яркими фресками с греческими и грузинскими надписями и мозаичными полами, часть из которых датируется XII столетием. 

За алтарем главного храма расположено то самое место, где, по преданию, росло древо покаяния Лота

В небольшой галерее за алтарем главного храма расположено то самое место, где, по преданию, росло древо покаяния Лота. Оно отмечено серебряной плитой с круглым отверстием. К нему можно приложиться, преклонив колени. Росписи на стенах живописно повествуют о различных событиях, связанных с удивительным древом, росшим на этом месте. 

В центральной части храма, на одной из настенных композиций без нимба изображен прославленный сын грузинского народа, автор «Витязя в тигровой шкуре» Шота Руставели. И это не случайно. Он в XII веке приехал в Иерусалим и остался в качестве насельника монастыря. Перед входом есть небольшой памятник Руставели, а в Иерусалиме есть улочка, носящая имя великого грузинского поэта.  

В XVI веке турки завоевали Палестину. Грузинский монастырь обеднел, и его выкупили греки, покрыв долги обители. Так она была сохранена для Православной Церкви. 

4.jpg

В середине XIX века была открыта Русская Духовная Миссия. Первый начальник Миссии архимандрит Порфирий (Успенский) посещал обитель Животворящего Креста. В монастырских помещениях действовала богословская школа для будущих священников. 

В настоящее время монастырь является греческим, находится в ведении Иерусалимской Патриархии. Главные праздники обители – это день Воздвижения Креста Господня, а также воскресенье третьей седмицы Великого поста, Крестопоклонная неделя. В эти дни непременно отворяются двери для всех паломников и совершаются богослужения в обители.

Весной вокруг мощных монастырских стен много зелени и повсюду можно увидеть красные цветочки, украшающие склоны Иерусалимских холмов. Они схожи с капельками крови, пролитой две тысячи лет назад неподалеку от этого места, и напоминают нам о Распятии Спасителя на Кресте.

Не только библейские тексты и предания, но и камни, и растения Святой Земли свидетельствуют о произошедших здесь когда-то важнейших событиях библейской и евангельской истории…

В долине среди Иерусалимских холмов каждой весной ярко-красные цветы напоминают нам о Распятии Спасителя на Кресте за всех нас и символизируют и Светлое Христово Воскресение.

Ирина Суслова 26 марта 2022
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить