Особенности богослужения Недели святых праотец

Совсем скоро уже Рождество Христово. Мы готовимся к нему долгим сорокадневным постом. Однако Церковь всегда предлагает нам не только воздерживаться от пищи, но и дает духовную пищу, которая напоминает о радостном празднике Воплощения, пришествия в этот мир Спасителя Господа Иисуса Христа.

Из4.png

В течение всего поста в тексты служб понемногу вкрапляются песнопения этого светлого праздника. Начиная с Введения во храм Пресвятой Богородицы, мы слышим ирмосы Рождественского канона «Христос раждается – славите». В праздники святого апостола Андрея Первозванного и святителя Николая Чудотворца во время службы звучали стихиры предпразднества Рождества Христова.

Наконец два ближайших воскресенья перед праздником называются Неделей святых праотец и Неделей святых отец. На первый взгляд может показаться, что в Неделю святых праотец мы вспоминаем ветхозаветных праведников, а в Неделю святых отец – святых отцов, живших уже в эпоху христианства. Однако это не совсем так. Святые отцы в данном случае – это сродники по плоти Господа нашего Иисуса Христа, а святые праотцы – действительно все ветхозаветные праведники, ожидавшие пришествия Спасителя. Некоторые из них были прообразами будущего Мессии.

Но почему же тогда грядущее воскресение называется «Неделей праотец»? А ответ такой: приставка «пра-» обозначает, что данное воскресение предшествует воскресению, посвященному святым отцам, т. е. идет прежде Недели святых отец.

Само наличие двух таких Недель, имеющих свою особую службу, соединяемую с воскресной, подчеркивает особое значение праздника Рождества Христова и делает подготовку к нему похожей на подготовку к празднику Пасхи, что мы увидим позже, в службах Сочельника.

В богослужебном плане Неделя святых праотец содержит тексты, в которых упоминаются и перечисляются вспоминаемые ветхозаветные праведники.

Стихира, открывающая цикл песнопений, посвященных праотцам, как раз обращает внимание на то, почему мы вспоминаем их перед Рождеством Спасителя. Совершая их память, мы воспеваем Иисуса Христа, который возвеличил еврейский народ среди других народов, избрав его для того, чтобы стать Человеком именно от них, через Пречистую Деву Богородицу:

«Праотцев днесь, вернии, совершающе память, / воспоим Христа Избавителя, / возвеличившаго их во всех языцех / и чудес преславная верно совершившаго Господа, / яко державна и сильна, / и от них показавша жезл силы нам – / Едину Неискусомужную и Богоотроковицу Марию Чистую, / из Неяже цвет пройде – Христос, / израстивый всем жизнь, / и неиждиваемую пищу, и спасение вечное».

В переводе на русский язык[1]: «Праотцев, верные, в сей день совершая память, / воспоем Христа Искупителя, / возвеличившего их во всех народах / и чудеса преславные верно совершившего Господа, / как могущественного и сильного, / и от них показавшего жезл силы нам – / единую не знавшую мужа и Божию Отроковицу, Марию чистую, / от Которой произошел Цвет – Христос, / израстивший всем жизнь, / и неистощимое блаженство, и спасение вечное».

Из.2.jpg

Еще в одной стихире перечисляются некоторые из тех, кого мы вспоминаем в этот день. Именно здесь мы встречаем праотца Авраама, его сына Исаака, который, как и Спаситель, был долго ожидаем и родился по обетованию, Иакова и двенадцать его сыновей, царя Давида, пророка Даниила и трех отроков:

«Иже прежде закона / отцы вся восхвалим днесь, вернии, / Авраама Боголюбиваго, / и Исаака, от обещания рожденнаго, / и Иакова, и дванадесять патриархи, / Давида кротчайшаго, / и Даниила, желаний пророка, / и три отроки с ними славяще, / пещь в росу преложившия, / просяще оставления от Христа Бога, / прославляемаго во святых Своих».

В переводе на русский язык: «Всех прежде закона живших отцов / в сей день восхвалим, верные: / Авраама Боголюбивого, / и Исаака, по обетованию рожденного, / и Иакова, и двенадцать патриархов; / Давида кротчайшего, / и Даниила, желаний пророка; / с ними и трех отроков прославляя, / печь в росу претворивших, / прося прощения у Христа Бога, / прославляемого во святых Своих».

В других стихирах и тропарях мы встречаем первого человека Адама, его сына Сифа, праведных Еноса, Еноха, Ноя, Мелхиседека, Иова, пророка и законодателя Моисея и его брата Аарона и сподвижника Ора. Мы видим также преемника Моисея, предводителя израильского народа Иисуса Навина, судей и других правителей иудейского народа: Варака, Нафана, Елеазара, Иосию, Иеффая, Гедеона, Самсона, пророка Самуила, царя Соломона. Кроме того, вспоминаются великие (Исаия, Иеремия, Иезекииль и уже упоминавшийся Даниил) и двенадцать малых пророков, пророки Илия и Елисей, которые предсказывали разные аспекты пришествия и жизни Мессии и судьбы Богоизбранного народа, Захария, отец Иоанна Крестителя, и сам Иоанн Креститель, последний из пророков. Вспоминаются также и святые жены: Анна, Иудифь, Девора, Олда, Иаиль, Есфирь, Сарра, Мариам, сестра Моисея, Рахиль, Ревекка и Руфь. Все они служили тому, чтобы приблизить пришествие в мир Сына Божия.

Канон праотцам содержит описание их подвига и праведности. Таким образом, в этом каноне перед нами в кратком обзоре предстает вся Библия, что очень важно для того, чтобы вспомнить тот долгий, сложный и утомительный путь, который проделало человечество, ожидая Избавителя народов.

В этом тропаре, к примеру, описывается, что сын Адама Сиф угодил Богу своей непорочной жизнью и служил Ему расположением души:

«Поется в мире Сифово к Зиждителю разжжение, / ибо в непорочнем жительстве и душевней любви Тому истинно угоди, / и ныне во стране живых вопиет: / Свят еси, Господи».

В переводе на русский язык: «Воспевается в мире / Сифа пламенное к Создателю стремление, / ибо он непорочной жизнью и расположением души / Ему истинно послужил, / и ныне во стране живых взывает: / “Свят Ты, Господи!”».

А в этом тропаре интересно обыгрывается библейская история о винопитии Ноя:

«Вино умиления нам точит, / чтущим тя, Ное блаженне, память твоя, веселящее и души, и сердца всегда / чисте блажащих нравы твоя честныя и жительство Божественное».

В переводе на русский язык: «Вино умиления источает / нам, чтущим тебя, Ной блаженный, память твоя, / веселящее и души, и сердца всегда / искренно превозносящих нравы твои благоговейные / и образ жизни богодухновенный».

Из3.png

Всех их, и других людей, о которых читали в Библии, мы сможем встретить в богослужебных текстах. Однако особенно часто мы увидим упоминания о пророке Данииле и трех отроках (Анании, Азарии и Мисаиле). Им даже посвящен отдельный канон. И это неслучайно. Их память празднуется 30 декабря и, подобно переносу памяти святых на воскресный день Великим постом (например, святого Иоанна Лествичника, преподобной Марии Египетской), совершается в этот воскресный день. Но даже не это главное.

Они занимают особое место как ветхозаветные праведники, которые имели отношение к Рождеству Христову. Пророк Даниил предсказал величие последнего Царства – Царства Господа нашего Иисуса Христа, а также рассчитал точное время прихода «Христа Владыки» (Дан. 9: 25). А чудо с тремя отроками в печи стало очень важным символом рождения Господа от Пречистой Девы так, что Божество не опалило Ее утробу. Сама же песнь трех отроков занимает особое место в богослужении (исполняется на 7–8 песнях канона утрени[2], на вечерне Святой Пасхи, которая совершается в Великую Субботу вместе с Литургией святителя Василия Великого, после 15-й паремии).

В Древней Руси, до Петра I, в Неделю праотец совершался интересный чин – «Пещное действо». Его суть состояла в том, что посередине церкви ставили символическую печь (возвышенное ограждение с местом для углей под ним) и подсвечники вокруг нее. После 6-й песни канона певчие, которые символизировали халдеев, выводили связанных полотенцем трех других певчих, которые символизировали трех отроков. Затем между ними происходил диалог, после чего «трех отроков» сажали в печь и закрывали ее дверцы. Далее они вместе с протодиаконом пели песнь трех отроков. В определенный момент, когда говорилось о том, что Ангел сошел в печь, сверху спускали на веревке фигуру Ангела, а потом поднимали. После этого «отроков» выпускали из «печи» и продолжали службу.

К сожалению, Петр I запретил совершать данный обряд, однако рукописи сохранили до нашего времени как его последование, так и записи нот. Композитором Александром Кастальским было реконструировано музыкальное оформление чина, впоследствии были и другие реконструкции. В настоящее время некоторые ансамбли исполняют отдельные произведения из данного чина. Существуют также попытки постановки «Пещного действа», наиболее известная из них запечатлена в фильме Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный».

Из1.jpg
Фото: musicseanse.org

Итак, все те, кого мы вспоминаем в Неделю праотец, служили тому, чтобы приблизить пришествие в мир Сына Божия. Они не были идеальными, а с нашей, уже христианской точки зрения некоторые их действия показались бы странными. Но для своего времени они были праведниками, они, желая того или нет, были проводниками воли Божией для спасения всего мира через пришествие от них в мир Сына Божия Иисуса Христа.


Список использованной литературы:

  1. Дебольский Г. С., прот. Дни богослужения правосл. кафолической восточной Церкви. СПб., 1846; 1996.
  2. Кашкин А. Литургика. Часть 1: Двунадесятые неподвижные праздники. Учеб. пособие / Саратовская Православная Духовная Семинария. Саратов, 2017.
  3. Скабалланович М. Христианские праздники: всестороннее освещение каждого из великих праздников со всем его богослужением. Книга 4. Рождество Христово. Киев, 1916.
  4. Шиманский Г. И. Литургика. М., 2002.

[1] Здесь и далее перевод иером. Амвросия (Тимрота).

[2] Сейчас песнь трех отроков можно услышать только на утрени в будние дни Великого поста, в остальные дни она сокращается.

Серафим Алпатов 25 декабря 2021
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить