Призвание к апостольскому служению

Проповедь в день преставления апостола и евангелиста Иоанна Богослова и святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России

1.jpg

Призвание к апостольскому служению. Проповедь в Неделю 17-ю по Пятидесятнице. Иеромонах Ириней (Пиковский), 09 октября 2022 г. (Продолжительность 00:12:22 мин, размер 17,8 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня Церковь совершает память двух великий святых – апостола и евангелиста Иоанна Богослова и святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. Оба они, привлекши ко Христу множество людей, стали «ловцами человеков», за что были прославлены Богом на Небесах как апостолы Малой Азии и Америки.

О призвании к апостольскому служению Иоанна, сына рыбака Заведея, мы читаем в сегодняшнем Евангелии. Спаситель учил у берега Галилейского озера, когда Симон и другие апостолы вымывали сети после неудачной рыбной ловли. Завершив поучение народу, Христос попросил Симона отплыть на глубину и снова закинуть сети. От множества пойманный рыб Симон Петр и все бывшие в лодках устрашись. Но тогда Господь обратился к Петру со словом: «не бойся; отныне будешь ловить человеков» (Лк. 5: 10). Вытащив лодки на берег, как повествует Евангелие, товарищи Петра, среди которых был и Иоанн, оставили всё и последовали за Иисусом.

1.jpg

Мы не знаем, скольких человек уловил в свои апостольские сети Иоанн, но как минимум одного из них мы знаем по имени. На склоне лет Иоанн жил в городе Ефесе. У его ног сидел и слушал воспоминания апостола о жизни Иисуса Христа юноша по имени Поликарп. Впоследствии он стал пресвитером, а затем и епископом города Смирны. На склоне лет он совершил путешествие в Рим для участия в споре о дате празднования Пасхи. В «Окружном послании Смирнской Церкви о мученичестве святого Поликарпа» говорится о том, что в середине II века Поликарп «положил конец гонению, как бы запечатав его своим мученичеством… Поликарп ожидал [страдания], подобно Господу, до тех пор, пока не был предан, дабы и мы подражали ему, заботясь не только о своем [благе], но и о ближних (ср.: Флп. 2: 4). Потому что истинной и твердой любви свойственно желать спасения не себе только, но и всем братиям».

«Истинной и твердой любви свойственно желать спасения не себе только, но и всем братиям»

Учеником Поликарпа Смирнского был выдающийся апологет II века по имени Ириней, который написал «Пять книг против ересей». Ириней родился в первой половине II века в Смирне. Именно Поликарп крестил юношу, а впоследствии рукоположил во пресвитера и направил в город Лугдун, ныне Лион во Франции, к престарелому епископу Пофину для проповеди христианства. Во время гонений на христиан в Лионе все видные члены церковной общины, включая местного епископа, были брошены в тюрьмы или приняли мученическую кончину. Такая же судьба ожидала и Иринея при назначении его на епископскую кафедру в Лионе. Об обстоятельствах его смерти неизвестно ничего достоверного; согласно житию, он был усечен мечом за исповедание веры около 202 года.

На протяжении двух тысяч лет не раз трагические страницы в истории Церкви повторялись. Так, родившийся в Псковской губернии будущий исповедник веры святитель Тихон до своего восшествия на патриарший престол в Москве 10 лет служил епископом Алеутским и Северо-Американским. При его деятельном участии осуществлялся перевод богослужебных текстов на английский язык, были открыты десятки новых храмов, первая в США православная духовная семинария, построен первый православный монастырь, при котором была устроена школа-приют для сирот. Он стал первым за 55 лет епископом, посетившим отдаленные районы Аляски. Около 250 тысяч русинских греко-католиков в его время перешли в православие. Для многих православных американцев святитель Тихон является равноапостольным. 

Для многих православных американцев святитель Тихон является равноапостольным

Имена его учеников и ближайших сподвижников нам хорошо известны. Среди них был и Петр (Полянский), который после кончины патриарха Тихона в 1925 году стал местоблюстителем Патриаршего престола. Как известно, Петр Полянский окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Женат не был, однако и на монашеский постриг согласился не сразу. Как смотритель Жировицкого духовного училища вывел учебный процесс и воспитательное дело на новый уровень, сплотил преподавательский коллектив в одну семью, сам преподавал и налаживал хозяйство училища. Впоследствии стал членом Учебного комитета при Святейшем Синоде, где по преимуществу исполнял обязанности ревизора духовных семинарий и епархиальных женских училищ. В 1918 году принимал участие в работе Поместного собора, состоя в его секретариате. В 1919 году, в условиях репрессий большевиков против Церкви, святитель Тихон предложил Петру Полянскому принять постриг, священство и епископство и стать помощником в делах церковного управления. Согласие на данное предложение означало не безбедную жизнь в архиерейском чине, а преследования, гонения и смертный приговор. Не желая противиться призванию к церковному служению, будущий исповедник веры дал согласие и за один год был произведен из мирянина во епископа, викария Московской епархии. Хиротонию в сан иеродиакона совершил епископ Иларион (Троицкий), будущий заместитель Патриаршего местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) рукоположил его в сан иеромонаха, а хиротонию во епископа возглавил патриарх Тихон. Через несколько месяцев после хиротонии начались аресты и заключения новопоставленного епископа Петра. После ареста архиепископа Илариона (Троицкого) епископ Петр стал вместо него ближайшим помощником патриарха Тихона в делах управления Церковью. В «завещании» святителя Тихона он был в числе трех иерархов, к которым должны были перейти патриаршие права и обязанности, что и произошло после кончины Предстоятеля Русской Церкви. Меньше года он исполнял обязанности Патриаршего местоблюстителя, но за этого время проявил себя как решительный противник любых компромиссов с обновленцами, заботливый попечитель о заключенных и сосланных в лагеря священнослужителях. Как многие иные священномученики митрополит Петр (Полянский) во времена «большого террора» в 1937 году быт приговорен к расстрелу тройкой НКВД.

1.jpg

Как видно, на протяжении двух тысяч лет не раз разгорались гонения на Церковь, когда испытывалась стойкость священнослужителей и мирян, когда сам священный сан сулил не земные блага, а исповедание веры и смерть ради имени Иисуса Христа. Тем не менее уловленные некогда в сети апостольской проповеди епископы, пресвитеры и миряне не сходили со своего креста, поскольку таково было их свидетельство миру о вере перед лицом неверия.

С ветхозаветных времен Бог призывает на особое служение не только умудренных житейским опытом людей, но и юношей. Иеремии было около 15–20 лет, когда Господь призвал его на пророческое служение. Иеремия возражал: «Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод» (Иер. 1: 6). Но Господь укрепил его: «Не говори: "я молод"; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь. Не бойся их; ибо Я с тобою» (Иер. 7–8). Эти же слова «не бойся» мы не раз слышим из уст Иисуса Христа в адрес апостолов. Господь всегда рядом со Своими учениками и не дает поколебаться ноге их. Лишь бы только сам пастырь был достоин своего призвания.

Слова «не бойся» мы не раз слышим из уст Иисуса Христа в адрес апостолов. Господь всегда рядом со Своими учениками

«Настольная книга священнослужителя» приводит нам такие признаки истинного призвания к священству:

1. Прежде всего необходимо свободное и бескорыстное влечение сердца к великому и святому делу пастырства.

2. Желание созидать Царство Божие, Тело Христово, а не вершить дела мира сего.

3. Готовность к жертвенному служению каждому конкретному ближнему, а не абстрактному человечеству, восприятие пастырства как ига Христова.

4. Готовность сострадать каждому приходящему грешнику, больному, скорбящему человеку.

5. Готовность переносить невзгоды, связанные с исполнением пастырского служения. Неприятие любого рода компромиссов, омрачающих достоинство пастыря.

6. Сознание своего личного недостоинства и бессилия без помощи благодати Божией. Стремление к доброжелательности в отношениях с людьми, а не к обличениям, осуждениям, заушениям инакомыслящих или инаковерующих.

7. Опыт веры, искренней молитвы, опыт жизни в контексте Евангелия: преклонение своей главы для служения Богу и ближнему. Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем (Ин. 7: 18).

Эти принципы призвания к священству можно свести к двум: служение проповедью и служение молитвой за мир во всем мире. 

1.jpg

Следует отметить, что уже Древняя Церковь восприняла состояние христианина как призвание не только в отношении иерархического, но и «царственного священства», т. е. призвания мирян. Первая проповедь апостола Петра в Иерусалиме обращена ко всякому человеку, вне зависимости от роли в жизни христианской общины: «Спасайтесь от рода сего развращенного» (Деян. 2: 40). Из этого «царственного священства», чистого и непорочного, избираются кандидаты для иерархического служения.

Само призвание идти за Христом, не в том смысле, чтобы всем быть ловцами человеков, но чтобы самим быть уловленными во спасение, относится ко всем христианам. Как сказано Господом: Кто Мне служит, Мне да последует (Ин. 12: 26). Служить Христу верой и правдой, без сомнения, призван каждый христианин. Это – легкий ярем, призывающий нас пойти за Учителем к принятию славы Отца Небесного. «Где Я, там и слуга Мой будет, – говорил Христос ученикам, – и кто Мне служит, того почтит Отец Мой» (Ин. 12: 26) 

Но может ли каждый из нас, не запинаемый совестию, сказать: готово сердце мое, Боже, готово сердце мое (Пс. 56: 8)? Призвание – это средство, которым Господь объединяет вокруг Себя не только двенадцать апостолов (см.: Мк. 3: 13). Подобный призыв Он обращает и к другим (см.: Мк. 10: 21; Лк. 9: 59–62). Во всей Его проповеди есть нечто, говорящее о призвании следовать за Ним по новому пути, тайна которого всем известна: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (см.: Мф. 16: 24; Ин. 7: 17). И если есть много званых, но мало избранных (Мф. 22: 14), то это потому, что приглашение войти в Царство Божие представляет собой личный призыв, который просто остается не всеми услышанным.

Приглашение войти в Царство Божие представляет собой личный призыв, который просто остается не всеми услышанным

Дорогие братья и сестры, испокон веку Господь призывает нас к чистоте жизни, к спасению души, к созиданию Тела Церкви. Далеко не всегда этот путь венчается Голгофой, но в то же время каждый из нас призван мужественно нести крест борьбы со своими страстями, борьбы с помыслами сомнения, малодушия и земной привязанности.

Пусть же милостивый Господь поможет каждому из нас увидеть свое призвание, услышать голос Его святой воли и пойти за Ним с поднятой вверх головой – к небесной славе ради Царства Небесного. Будем же помнить слова Спасителя «не бойся!» и укрепляться небесным предстательством святых: апостола любви Иоанна Богослова и «тишайшего» Всероссийского Патриарха святителя Тихона. Аминь.


Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Елена   18 октября 2022, 13:10
Спасибо! Очень ценно!♥️
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить