Расколы как трагедия Церкви

«Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17: 21). Так молился Христос Своему Отцу в первосвященнической молитве о Церкви, о ее единстве. Но, к сожалению, с самого начала бытия Церкви появляются разделения, которые мы называем расколами. Это очень болезненная вещь. Это всегда трагедия. Прежде всего, потому что теряется мир между братьями, о котором Христос говорил: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14: 27).

Что же такое раскол? Как он может быть уврачеван? Существуют ли расколы сегодня и если да, то что с этим делать? Об этом в рамках проекта «Говорим» Духовно-просветительского центра Сретенского монастыря рассуждает известный миссионер, проповедник, религиовед священник Георгий Максимов. 

1.JPG

Ересь, раскол и самочинные сборища

Определимся с терминами, которыми будем оперировать. Ересь – это отделение от Церкви по вероучительным причинам в силу искажения того или иного догмата или нескольких догматов, а раскол – это отделение от Церкви по любой другой причине, не вероучительной. В силу некоторых причин в настоящее время многие раскольники пытаются доказать, что они по каким-то вероучительным причинам отделились. И дело якобы не в том, что они исказили некое вероучение, а в том, что якобы Церковь исказила, а они якобы спасают себя этим отделением. 

Зачастую люди, которые начинают с раскола, довольно скоро приходят к тому или иному искажению учения Церкви. Это часто вещи, связанные между собой. Это представляет собой серьезную угрозу, потому что, как говорит святитель Игнатий Богоносец: «Не обольщайтесь, братья мои! Кто следует за входящим в раскол, тот не наследует Царствия Божия». Любое отделение от Церкви, как говорил другой святой – Иларион (Троицкий), – это смерть. Не важно, отделяется человек через ересь или через раскол, – результат один и тот же. Приведу тяжелый, но довольно точный пример. Есть люди, которые оканчивают жизнь самоубийством посредством принятия яда, есть те, кто вешается. В принципе разница есть, а итог один и тот же. Вот и отделение от Церкви, что через ересь, что через раскол, – разница есть, но итог один и тот же – вечная погибель.

Любое отделение от Церкви, как говорил святой Иларион (Троицкий), – это смерть

Василий Великий вводит три понятия: ересь, раскол и самочинные сборища. Я процитирую его Первое правило: «Отцы называли иное ересью, иное расколом, а иное самочинным сборищем. Еретиками назвали они совершенно отторгшихся и в самой вере отчуждишихся; раскольниками – разделившихся в мнениях о некоторых предметах церковных и вопросах, допускающих уврачевание, а самочинными сборищами – собрания, составляемые непокорными пресвитерами или епископами и ненаученным народом». Разницы между самочинным сборищем и расколом принципиальной здесь нет. В связи с чем последующая церковная традиция уже зачастую употребляет такие понятия, как самочинное сборище или раскол. И то, и другое называют расколом. В частности, если мы обратимся к правилам Двукратного Собора, то 12-е правило вполне однозначно описывает как раскол то, что святой Василий в IV веке описывал как самочинное сборище. Но и святой Василий тоже не упоминал самочинное сборище как легитимный раскол или как что-то хорошее. Это в любом случае отделение, отпадение. Вопрос в том, нужно ли проводить дефиницию между степенью или качеством этого отпадения или его причинами. Если говорить в общем и целом, то и то, и другое – раскол. 

2.JPG

Впервые расколы возникают уже в апостольские времена. Апостол Павел еще в послании к Римлянам писал: «Братья, остерегайтесь производящих разделения» (Рим. 16: 17). Это касалось именно раскольников того времени. Но, наверное, самый большой и первый наиболее болезненный раскол, раскол зилотского типа – это Новацианский раскол III века. Уточню, что расколы бывают разных типов – по причине, по которой то или иное сообщество или человек отделились от Церкви. Зилотские расколы происходят из-за того, что некий человек или группа людей говорит, что Церковь отступила от истины, замарала себя. А вот эти люди якобы сохраняют чистое учение, поэтому отделяются от «скверных и грешных». Этот раскол возник после сурового гонения, а ему предшествовал период блаженствия, когда христиане расслабились. И вдруг пришел новый император и начался сложнейший период. Многие не выдержали и отпали, принесли жертву идолам из-за страха. Когда гонение прекратилось, они пришли в Церковь, прося их принять с покаянием. И Церковь принимала их покаяние, что не нравилось некоторым тогдашним зилотам, которые говорили, что раз ты отступил, значит обратно не можешь возвращаться. Из-за этого они обвиняли Церковь, как якобы отступившую от чистоты веры, недостаточно ревностную, смешавшуюся с этими отступниками и так далее. Были и после этого расколы. Но, как верно отмечают отцы Двукратного Собора, если смотреть на историю Церкви, то в первые века диавол больше нападал на Церковь через ереси. А потом, видя, что не очень преуспевает в этом, больше начал бить через расколы. И уже примерно с IX века, во второе тысячелетие истории Церкви все больше и больше стала набирать силу угроза расколов. Происходили более масштабные и продолжительные расколы. Эта проблема зачастую выходила на первый план. 

 Самый крупный раскол

Самый крупный раскол христианства всех времен – это раскол 1054 года Западной и Восточной Церквей. Конечно, католики – еретики. В Православной Церкви один исследователь насчитал 20 Соборов, на которых об этом было сказано. Это слово употребляется не как ругательство, а просто как термин, который обозначает человека, который, к сожалению, повредил чистоту учения Христова, отступил от этой чистоты.

Призывающая благодать действует по всему миру. Спасающая благодать действует только в Православной Церкви

Что касается благодати, то призывающая благодать действует по всему миру. Спасающая благодать действует только в Православной Церкви. Поэтому ни католики, ни кто бы то ни был еще из не придерживающихся православия людей спастись не могут, пока они не придут в единство с Православной Церковью. И в этом большая трагедия, что так много людей, которые вроде бы верят во Христа, стараются и Библию читать, и жить по-христиански, однако же, имея эту заразу ереси, лишают себя спасения. Это не мое мнение, это говорится в Священном Писании, в частности в послании к Галатам, 5 глава, 21–22 стихи: «Не обманывайтесь, братья! Предающиеся ереси Царствия Божия не наследуют».

3.JPG

Крупный старообрядческий раскол уже в Русской Церкви произошел в XVII веке, и это действительно самый старый из ныне существующих расколов вообще в православии. Раскола старше нет ни в какой другой Поместной Церкви. Конечно, это большая рана на теле нашего народа. К сожалению, эта рана остается до сего дня. Старообрядцы довольно быстро разделились: есть поповцы, которые признают священство, и беспоповцы, которые не признают. Друг с другом они не согласны, спорят, и, разумеется, раз уж у них между собой единства нет, то тем более они не готовы пойти на единство с канонической Церковью. Поэтому они как оставались в отделении от нее, так и остаются до сего дня. Более того, есть старообрядцы, которые ведут деятельность среди чад канонической подлинной Церкви Христовой. Они ведут свою полемику, распространяют свои нападки на Церковь. Это актуально и сегодня, хотя и не имеет таких масштабов, как это было до революции, потому что тогда старообрядцев и сочувствующих им было намного больше в процентном соотношении. Сейчас их уже меньше, но они есть, и они довольно активны. 

Старообрядчество традиционно в нашей литературе называется раскольничеством. Мы не можем иметь общения с раскольниками, а они не могут иметь евхаристического общения с нами. Если они имеют это общение, значит они уже не раскольники и не старообрядцы. Хотя есть такое явление, как единоверие. 

Это те приходы, которые служат по старым книгам и обрядам. Это явление давнее, с 1800-х годов существует официально. Иногда бывает, что единоверцев называют старообрядцами. Но я не видел такого словоупотребления в нашей дореволюционной литературе. Я бы не рекомендовал его использовать, потому что это внесет путаницу. Люди будут думать, что можно быть и старообрядцем, и при этом находиться в Церкви, и будут уходить в раскол. 

4.JPG

В XX веке появляются кратковременные или долгосрочные расколы, связанные с автокефалией. Ее предоставляет Церковь-мать, то есть та Церковь, от которой отделяются. И это исторически оправдано. Представим ситуацию, которая нередко, к сожалению, случается в нашем мире. Ваш сын, допустим, захочет захватить свою комнату против вашей воли. Тогда люди извне, которые видят эту ситуацию, осудят такое поведение. Если сын придет ко мне как священнику, то я скажу, что он совершил грех и должен пойти примириться со своими родителями. То же самое с темой автокефалии. Есть автокефалии, которые получались вполне мирно. Например, автокефалии, которые мы дали Американской Православной Церкви, Польской Церкви. Были какие-то обсуждения, дискуссии, но в конце концов все было принято и полюбовно решено. Это, возможно, именно так и должно быть. Когда это происходит нелегитимным способом, тогда имеет место грех, как в случае с квартирой.

Украинская боль 

В 2018 году по решению Константинопольской Церкви, по единоличному решению патриарха Варфоломея была образована Православная Церковь Украины (ПЦУ). И признание со стороны Константинополя вызвало большое возмущение, в том числе и в греческом мире. Многие греческие иерархи, которые вполне чувствуют солидарность с патриархом Варфоломеем, были возмущены, почему этих самосвятов должны вдруг принимать как священников просто из-за того, что им подписали бумагу. Такого не бывает. 

А вот что касается признание ПЦУ со стороны Элладской, Александрийской и Кипрской Церквей, то это политическое давление. Где-то и шантаж, и угрозы... Некоторые из тех, кто поддался на это, затем кулуарно извинялись и говорили, что их вынудили обстоятельства. Это, на мой взгляд, не снимает с них вины, но объясняет их поступки. Не по большой любви к украинским раскольникам они это сделали. Если бы у них была большая любовь и полное единомыслие, они бы сделали это сразу, без давления извне. Но проблема в том, что без давления даже они не соглашались. 

Сейчас в мире сложилась непростая ситуация: архиереи, которые признали ПЦУ, служат с теми архиереями, которые ее не признали. А ведь есть каноническое правило: кто с раскольником помолится, тот сам будет отлучен. 

Всё может быть уврачевано и исцелено, если к этому окажется добрая воля

Конечно, это большая боль. Мы видим, как происходит большой раскол Церкви. Мы сейчас видим, как Церковь начинает трещать по швам. Разделение окончательно не оформилось, но оно уже идет. Это ненормальная ситуация, все понимают, что это не может продолжаться долго и должно в ту или иную сторону как-то разрешиться. Всё может быть уврачевано и исцелено, если к этому окажется добрая воля. Либо же произойдет окончательное отделение и размежевание, как это было в 1054 году. 

В Аммане собирались предстоятели разных Церквей, обсуждали этот вопрос. Будет ли продолжен этот диалог и может ли патриарх Иерусалимский собрать что-то вроде Всеправославного собора, пусть даже без Константинопольского патриарха, если он не захочет приехать? Такие инициативы озвучивались. Конечно, они оказались, к сожалению, безуспешными, потому что главный участник этого не желает и не будет принимать участия в таких инициативах. По этому поводу и патриарх Иерусалимский высказывался, и, кстати говоря, архиепископ Кипрский тоже высказывал такую инициативу, пока на него не повлияли. Но все эти инициативы были отвергнуты Константинополем. 

5.JPG

Мы опять оказываемся в ситуации, как с той квартирой. Ваш сын захватил ее часть без вашей воли, и я обращаюсь к вам и предлагаю встретиться и сесть за стол переговоров, но уже в моей квартире. В результате вы приходите, а ваш сын не приходит. Мы с вами можем посидеть, высказать свое негодование. Но пока не придет второй участник, эту ситуацию невозможно решить миром. Я не ожидаю, честно говоря, каких-то быстрых и позитивных решений в ближайшее время, не вижу к этому предпосылок. Дай Бог, чтобы что-то случилось, я буду рад и счастлив, но это будет чудом Божиим. 

Сейчас ситуация только ухудшается из-за известных политических событий. И они используются нашими внутрицерковными оппонентами, прежде всего из Константинопольского патриархата, для демонизации Русской Церкви. И это отнюдь не способствует умягчению, уврачеванию. Боюсь, что каких-то позитивных краткосрочных прогнозов я здесь не могу дать. По моему убеждению, это может произойти тогда, когда Поместная Церковь созреет для того, чтобы провести церковный суд, в частности, над Константинопольским патриархом, и осудить, во-первых, его идею якобы главенства над всем миром как ересь папизма, а во-вторых, по его действиям, предпринятым во исполнение этой ложной экклезиологии, призвать и привести к покаянию этого впавшего в ересь патриарха. Если же он не послушает, рукоположить и назначить нового Константинопольского патриарха, который будет свободен от давления. Я вижу такой способ, хотя понимаю, что даже это звучит фантастично. Но это тот способ, который использовался на Вселенских Соборах. Так, Антиохийский патриарх Макарий был в ереси, весь Собор его увещевал, он сказал, что не признает этого, тогда Собор его низложил и поставил нового патриарха. 

Автокефалия?

27 мая был проведен Собор Украинской Православной Церкви. Это собрание было использовано внутренними и внешними силами для того, чтобы оторвать Украинскую Православную Церковь от Русской Православной Церкви каноническим способом или неканоническим. Духовенство и миряне не хотят идти по этому пути, но это небезопасно для тех, кто об этом заявит. На днях мне попалась публикация, говорящая, что был проведен закрытый опрос среди клириков Запорожской епархии, хотят ли они пойти по этому пути отделения от Русской Православной Церкви. В закрытом режиме 82 процента ответили отрицательно. Но если отцов привезти в Киев и сказать каждому, чтобы они говорили открыто, будет ли это для них безопасно? Конечно, нет. Я не знаю, как во всех епархиях, но я общаюсь с верующими людьми с Украины. Конечно, ситуация там сложная. Происходящие военные действия нанесли глубокую эмоциональную рану многим верующим Украинской Православной Церкви. 

6.JPG

Освещение происходящих событий, в том числе фейки и предвзятости, которые подаются, тоже играют свою роль. Многие на эмоциях готовы поддержать то, что они не поддерживали десятилетиями. Не так давно, когда произошел вывод мирных жителей, удерживавшихся на «Азовстали» в Мариуполе, в этом принимал участие владыка Горловский Митрофан по прямому благословению и прямому содействию Патриарха Кирилла. Он действительно оказал помощь, поддержку, участие и выразил благодарность Святейшему Патриарху за его поддержку. Казалось бы, хорошее положительное действие: Патриарх поучаствовал в том, чтобы освободить мирных жителей, чад Украинской Православной Церкви, которые находились в опасности. Этот материал пытаются разместить в группе УПЦ в Киеве, и его оттуда удаляют. Потому что не должно быть такой информации для читателей, она ломает нагнетание истерии против Патриарха, якобы он благословил убивать мирных жителей. На волне всего этого, конечно, есть люди, которые, поддавшись всей этой истерии, высказывают свою поддержку. Но даже в рамках этого есть те, которые не хотят поддерживать. Они не поддаются на эмоциональный шантаж. Если все-таки возобладает линия тех, которые захотят оторвать Украинскую Православную Церковь от Русской Православной Церкви, и от нее отделятся те, кто не захочет идти по этому пути, единой УПЦ после этого не будет. Мы должны будем говорить лишь про часть УПЦ, которая захочет идти этим путем. Дальше будет уже новый раскол. 

Многие на эмоциях готовы поддержать то, что они не поддерживали десятилетиями

Некоторые говорят, а почему бы не дать автокефалию сейчас? Предположим, что они обращаются канонически к представителю Русской Православной Церкви и Собор Русской Православной Церкви дает им автокефалию, а что дальше? Константинополь не признает эту автокефалию, потому что он вообще не признал ни одну автокефалию, которую дала Русская Православная Церковь в XX веке. Он не признал ни автокефалию, которую мы дали Грузинской Церкви, ни Чешской Церкви, ни Американской. Тогда всё те же внешние силы, которые давят на УПЦ сейчас, скажут: «Неужели вы не хотите объединения украинского православия? Вы автокефальная Церковь, и ПЦУ автокефальная. Вас признает часть Поместных Церквей, и их признает часть Поместных Церквей. Вы православные, и они православные, так давайте объединяться». Тем более что Константинополь скажет, что уже выдал один томас и второго не будет. Так что их будут продавливать перейти в эту схизматическую группу, идущую от самосвятов и людей с совершенно неканоническими хиротониями и многими вещами, о которых люди, проживающие на Украине, знают лучше, чем мы. Конечно, они продавят это. Часть уже соглашается и перетекает, а часть не согласится и, видимо, останется таким непонятным осколком, но либо полностью, либо частично соединится с ПЦУ. 

7.JPG

Уже неоднократно озвучивались заявления, что есть курс на объединение с греко-католиками УГКЦ. Были и встречи, и заявления Епифания Думенко. И это будет подаваться как великое дело объединения украинского православия под началом папы Римского. Уже было публичное обращения священников, которые перешли из УПЦ в ПЦУ, адресованное тем, кто перестал сейчас поминать Патриарха Московского. Было сказано, что они не останавливались на полпути и должны оказаться в ПЦУ. Я на этом пути не вижу позитивного развития событий. 

Вернемся к тому же самому примеру с квартирой, чтобы было понятно. Возникает вопрос, в том числе у чад канонической Церкви, а почему бы не дать автокефалию? Если мы возьмем того же самого вашего сына, который станет это требовать не потому, что он этого хочет, а потому что его вынуждают другие люди, про дурные намерения которых вы хорошо знаете. Вы хорошо знаете, что это не воля вашего сына, а делает он это в силу обстоятельств, в которые его поместили эти люди. И не ради того, чтобы позаботиться о благе вашего сына, а ради того, чтобы потом захватить эту самую комнату. Видя всё это, вы отказываете вашему сыну. И начинают говорить, что вам жалко, что вы не любите своего сына. Хотя в тему вашего общения с сыном не должны вмешиваться посторонние люди. Эти решения не должны приниматься под воздействием каких-то эмоций и внешнего давления. Мы знаем и видим, что это давление есть. Не скрывается, что был зарегистрирован проект по запрету Украинской Православной Церкви. В некоторых городах уже происходит насильственное отнятие храмов, угрозы. Это не какие-то выдумки или пропаганда российских СМИ, это то, что сообщают сами верующие и чада Украинской Православной Церкви. Есть примеры преследований, как в случае с нашим братом во Христе Яном Таксюром. Пожилого, больного раком человека ни за что схватили и держат в заключении. Очевидно, что он не представляет угрозы для украинского государства, он не может его разрушить. Но он как раз-таки был ведущим православного канала и озвучивал те идеи, которые мешали тому сценарию, который мы сейчас с вами обсудили. Другие люди видят это и понимают, в каком положении они оказываются. Вопросы, связанные с автокефалией, должны решаться в свободном обсуждении, а не тогда, когда часть Церкви находится буквально с дулом у виска. 

 Возможен ли раскол в Сербской Церкви? 

Раскол существует в Сербской Церкви. Пока был жив митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий, его авторитет удерживал ситуацию. 

8.JPG

Но политическое давление сейчас только усиливается. Действительно, там есть проблема с раскольниками. В Черногории их, в отличие от Македонии, меньшинство в силу того, что там другая ситуация. В Македонии живет народ, который действительно давно себя осознает другим, он не осознает себя как сербский народ. Македонские граждане и говорят на другом языке. Что касается Черногории, то люди, проживавшие в этой стране вплоть до самых недавних времени, воспринимали себя сербами. Они называли себя черногорцами, но они сербы, которые живут в Черногории. Но в силу известных событий там тоже стали отрывать черногорцев от сербов. Поскольку я много времени прожил в Черногории, я это хорошо знаю. Есть ситуации, в которых один из родных братьев говорит, что он серб, а второй, что он черногорец. Пока инерция понимания того, что мы с сербами один народ, у нас один язык и одна Церковь, удерживает людей, которые проживают в Черногории, от того, чтобы массово последовать в этот раскол. Но раскольники там тоже есть. Есть те, которые основываются на ненависти. 

Проблема этнофилетических расколов состоит еще в том, что они не могут существовать без ненависти. Да и всех расколов это касается. Неканоническая автокефалия отличается от канонической именно этой ненавистью, культивацией ненависти. А как мы можем в Церкви считать нормальной ненависть одного православного народа к другому? Это ненормально, это грех. Это одна из причин, почему по этнофилетическим признакам нельзя давать автокефалии, – именно чтобы не поддерживать эту ненависть. А в этих группах как раз культивируется вражда и враждебные отношения к соседнему народу или к части этого народа, если мы говорим про Черногорию. Этот раскол тоже во многом держится на воле властей. Частично там недавно сменилась власть. Тем не менее это все не привело к уврачеванию. Хотя если не будет государственной поддержки, то все это закончится очень быстро, как было, когда хорваты во время Второй мировой войны пытались создавать Хорватскую Православную Церковь. Как только этот режим устрашения прекратился, она исчезла сама собой. Или как турки пытались создать Турецкую Православную Церковь, но не получилось, она существует только виртуально, реальностью она не стала. В случае с Черногорией у меня есть надежда, что если изменится общий климат и уйдут деструктивные силы, настраивающие жителей Черногории против соседней Сербии, то, может быть, это не приведет к какому-то закостенению и закоренению раскола.


Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить