Рождество без границ

Жизнь русских приходов за пределами России существенно отличается от того, к чему мы привыкли на родине. Не минуют отличия и православные праздники, в том числе Рождество Христово. О кубинской елке, колядках на Святой Земле, шотландском разговлении и уставном богослужении в Шведском королевстве рассказывают настоятели русских общин из самых разных точек земного шара.

1.jpg

Иерей Савва Гаглоев, настоятель храма Казанской иконы Божьей Матери Гаваны, Куба:

– Для приходской общины главным событием Рождества, естественным образом, является праздничная Литургия. К празднику в храме устанавливаем рождественскую елку. После службы всем присутствующим детям раздаем  небольшие подарки, особенно отмечая тех, кто подготовил краткое выступление в виде стишка или песни. Дети прихожан вместе с хором готовят программу, состоящую из колядок на разных языках, в том числе на испанском. В  этом году в целом для детей соотечественников и работников дипмиссии на территории российского посольства проводится Новогодняя елка.

Кубинцы, как и весь христианский Запад, Рождество отмечают 25 декабря по новому стилю, поэтому праздничная атмосфера воцаряется задолго до православного Рождества и окончания связанного с ним поста. Рождество на Кубе официально является праздничным нерабочим днем с 1998 года. И хотя  на улицах Гаваны не бывает того рождественского антуража и атмосферы сказки, которая характерна для Старого Света, но все же при католических церквях появляются красиво украшенные вертепы, проводятся праздничные и благотворительные мероприятия, на многие из которых приглашают и нас.

Рождество на Кубе официально является праздничным нерабочим днем с 1998 года

Обычно перед Рождеством с сыном посещаем находящийся недалеко от нашей церкви детский сад, чтобы поздравить всех его сотрудников. Это самое старинное детское учреждение в городе, насчитывающее более трехсот лет. 22 декабря на Кубе отмечают День учителя, как правило, этот день бывает последним днем учебы в году. В ночь на 6 января здесь широко отмечают День  волхвов. Всех детей в этот день вновь ждут подарки.

И уже 7 января наступает и наше, православное, торжество – Рождество Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Игумен Никон (Головко), секретарь Русской Духовной Миссии в Иерусалиме:

– Особенность Русской Духовной Миссии в Иерусалиме в том, что это как раз не один приход: Миссия объединяет несколько русских храмов и церковных подворий, расположенных на Святой Земле, поэтому и такие праздники, как Пасха и Рождество, здесь празднуются по-особому. В Рождественскую ночь во всех храмах Миссии совершается праздничное богослужение, а затем духовенство и прихожане собираются за столом на рождественское разговение, во время которого дарят друг другу подарки и поют рождественские колядки. Но на этом празднование не завершается: на следующий день все духовенство Миссии направляется в Иерусалимскую Патриархию, чтобы поздравить с праздником Иерусалимского Патриарха Феофила, иерархов Иерусалимской Православной Церкви и духовенство Святогробской братии.

На торжественном приеме, который организуется в Патриархии по случаю Рождества, вновь звучат колядки, которые поют сестры Горненского женского монастыря. А вечером того же дня в Миссии устраивается большой праздничный прием, на который приглашаются представители дипломатического корпуса, настоятели русских храмов и настоятельницы монастырей Святой Земли, а также многочисленные друзья и помощники Миссии. Поздравительным словом прием открывает начальник Русской Духовной Миссии, а затем все гости в праздничной обстановке имеют возможность пообщаться друг с другом, обсудить последние и грядущие планы, завязать новые деловые контакты.

2.jpg
Поздравление Иерусалимского Патриарха Феофила с Рождеством. Источник: rusdm.ru

Протоиерей Георгий Завершинский, благочинный приходов Сурожской епархии Шотландии и Северной Ирландии:

– В этом году Рождество мы встречаем в Эдинбурге, столице Шотландии, где фестивальная радостная атмосфера, приезжает множество туристов. К православному  Рождеству собираются все, кто так или иначе связан с нашим приходом во имя преподобной Теневы Шотландской, и участвуют в ночном богослужении. Как это и положено по уставу, Литургию мы начинаем после полуночи. Вот так традиционно уже в течение десяти лет совершается рождественское богослужение. После, конечно, ночная трапеза, разговение, окончание поста.

Главное, мы стараемся не отступать от смысла праздника. Ведь это Рождество, Рождество Человека и Бога, Человека, Который виден, слышен, Который говорит и совершает дела. Его Отец – Бог. Этот смысл праздника, рождение Человека и Бога, не только в исторической перспективе, мы это не просто каждый раз повторяем, но и осмысливаем по-новому, внимая текстам службы, стихир, тропаря и кондака праздника. И главное – Литургия, причастие к Тому, Кто стал среди нас. И об этом мы говорим вслух: «Христос посреди нас!» Это абсолютная реальность, а не отвлеченные слова, потому что в причастии Христос действительно среди нас, а мы в Нем. Мы представляем собой Тело Христово, Церковь.

photo_5899853092998988282_y.jpg

И вот ночное богослужение, как мне кажется, даже в большей степени открывает литургическое единство нас во Христе. В прославлении мы взираем на Младенца в пеленах, склонившихся над Ним Матерь Божью, Иосифа Богоприимца, пришедших с востока волхвов, ангелов… Но это все, скорее, рождает образ, атмосферу, которая может быть разной.

Мне вспоминается незаконченное полотно великого Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов», незаконченное полотно, в чем тоже есть свой символизм. Так вот, на этом полотне склонившиеся над родившимся Младенцем Христом люди показывают вовсе не радость и ликование, как мы привыкли видеть на подобных изображениях, напротив, ужас написан на их лицах. «Как же теперь нам быть? Что с нами будет дальше? Как мы будем жить? Бог явился среди нас… Мы теперь все под Его судом…» Видимо, так хотел показать эту историю гениальный человек всех времен и народов. Возможно, это и присутствует в том мире, который озабочен совсем не Христом и праздником. Christmas превратился в X-mas и постепенно утрачивает (не хочется верить, что до конца) черты духовного праздника, поклонения родившемуся Младенцу, в Котором мы спасаемся и будем спасены, если мы Его принимаем. Но вместо этого мы погружаемся в атмосферу фестиваля, звучат, правда, и духовные песнопения, которые создают атмосферу праздника, особенно в морозное время года. В общем, недостаток тепла и солнца, внешней атмосферы компенсируется Светом Солнца Правды, Который пришел и теперь посреди нас.

Недостаток тепла и солнца компенсируется Светом Солнца Правды, Который теперь посреди нас

Хочется, чтобы такая атмосфера сохранялась (к этому мы и идем), чтобы она открылась каждому из участников богослужения в Эдинбурге. Я совершаю Литургию, говорю проповедь, общаюсь с дорогими сердцу прихожанами. Конечно, хотелось бы, чтобы не было разделений и противостояний, попыток утвердить свое вопреки чужому. Бог хочет единства в Сыне Своем. Насколько мы готовы к этому, желаем этого – показывает наша подготовка к празднику, пост, сокрушение в грехах, раскаяние в том, чего нам не хватает, чего мы не сделали хорошего. А главное – наше внимание, наша усталость от всего происходящего вокруг, сомнения, которые закрадываются в наши сердца. Пусть этого не будет. Мы стараемся это делать из года в год образами, песнопениями, светлой трапезой посреди ночи. Пусть эта ночь покажет нам, что она опустилась не над нами, что в нас сияет Солнце Правды Христос, явившийся, чтобы этот Свет никогда не угасал. Чем больше мы знаем Христа, тем меньше в нас будет разногласий, борьбы, вражды и недобрых чувств.

Чем больше мы знаем Христа, тем меньше в нас будет вражды и недобрых чувств

Протоиерей Виталий Бабушин, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Стокгольме:

– Традиции празднования Рождества  Христова в приходах Русской Православной Церкви в Шведском королевстве имеют некоторые отличительные особенности. Во-первых, не все приходы имеют священников, а во-вторых, только один приход имеет собственный строящийся храм. Это существенным образом отражается на приходском строе жизни, которым, как известно, движет богослужение.

В приходах, где нет священника, празднование Рождества начинается внутри общин братской молитвой под руководством старшего, более опытного прихожанина. По благословению священноначалия в этих приходах мы развиваем чин мирянского богослужения, что позволяет братьям и сестрам во Христе быть вместе в ожидании приезда священника.

Там же, где люди живут в значительном удалении друг от друга, мирянский чин совершается ими как домашнее келейное правило.

В отсутствии же собственных храмов всегда перед нами стоят насущные вопросы: где встречаться, где служить Литургию, разрешено ли там зажигать свечи или совершать каждение или, к примеру, по окончании нашей службы дозволено ли нам немного пообщаться за чашкой чая?

В дальних приходах, на удалении от Стокгольма в 700–900 км, народ очень остро чувствует потребность в живом общении и испытывает тоску по Божественной литургии.  И, несмотря на всевозможные ограничения, связанные с условиями аренды, все богослужения в каком-то смысле выстраданы прихожанами и, говоря по-простому, очень благодатны. Они искренне желанны, а их совершение требует от прихожан выдержки и терпения к нуждам и послушаниям священников, которые стараются выезжать в эти приходы еженедельно, совершая по возможности в каждом из них ежемесячные богослужения.

3.jpg
Богослужение в храме Сергия Радонежского в Стокгольме. Источник: телеграм-канал храма

В Стокгольме наш Сергиевский приход встречает Рождество в лютеранском храме. При содействии местной протестантской общины святого Стефана мы обустроили пространство церкви под православное богослужение, где и протекает вся наша приходская жизнь. Здесь совершаем Таинства, здесь наши школы и братские трапезы, здесь проходят традиционные для Швеции рождественские и пасхальные ярмарки, словом, обычная приходская жизнь.

Поскольку мы живем в столице Скандинавии, то, конечно, знаем, что западные христиане празднуют Рождество Христово по новому календарю, что также оставляет свой характерный след. Прежде всего тем, что мы не остаемся в стороне от радости как православных, так и неправославных христиан, разделяя их упования хоть и продолжающимся для нас рождественским постом, но где-то превозмогая свои желания следовать Уставу – жизненными обстоятельствами и принципом икономии, когда важнее становится для нас наш ближний, с любовью решивший поделиться праздничным пирогом или пригласивший к застолью. Поэтому многие прихожане, имея в числе своих родных и близких протестантов-шведов, духовно и аккуратно следуя принципу снисходительности (икономии), встречают Рождество Христово и как национальный праздник Швеции 25 декабря по новому стилю, и чуть позже, усугубив пост, празднуют Рождество Христово 25 декабря по старому стилю, как торжество своей православной веры, подготавливаясь должным образом к литургической ночи и причастию Святых Христовых Таин.

4.jpg
Община храма Сергия Радонежского в Стокгольме. Источник: телеграм-канал храма

Далее, в продолжение празднования, на святках, кроме богослужений мы устраиваем братские чаепития, иногда выезжаем молодежной группой за город и организуем тематический лагерь, колядуем по квартирам и домам прихожан. Каждый год Рождества может быть по-своему окрашен активностью все новых и новых прихожан. Вот и в этом году мы встречаем Рождество Христово с нашей пополнившейся паствой с Украины, что послужит великим утешением и непосредственным свидетельством Единства Христовой Церкви.

Владимир Басенков 8 января 2023
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить