Русская миссия в Африке

29 декабря 2021 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о создании Патриаршего Экзархата Африки. Это без преувеличения знаковое событие для нашей Церкви. О том, как живут африканские епархии, как проповедуют наши миссионеры на этой территории и каковы перспективы развития этих епархий, в рамках проекта «Говорим» Духовно-просветительского центра Сретенского монастыря беседуем со священником Георгием Максимовым, председателем Миссионерского отдела Африканского Экзархата, публицистом, проповедником.

1.jpg
Отец Георгий Максимов в Нигерии. t.me/s/exarchleonid

– Отче, давайте начнем с истории – как появилось православие в Африке? И в течение двух тысячелетий христианской истории к какой юрисдикции относились эти общины?

– Православие в Африке появилось с ранних времен. Север Африки входил в зону влияния Римской империи, а в Александрии, как известно, и апостолы проповедовали, и община была довольно сильная. В I тысячелетии было две автокефальных Церкви на территории Африканского континента – это Александрийская Церковь и Карфагенская Церковь. При этом, что интересно, само слово «православие» – «ортодоксия» по-гречески – было применено в отношении христианства впервые в конце II века. И употребил его Климент Александрийский. Само слово «православие» впервые было письменно зафиксировано именно на Африканском континенте. Так что православие – не что-то чуждое для Африки.

Еще один момент интересный – что именно входит в состав Библии, было определено Церковью на Африканском континенте.

С древнейших времен разные расы, в том числе, конечно, и чернокожие люди, были частью Церкви Христовой. Как мы знаем, еще в Книге Деяний апостольских упомянут евнух, которого крестил апостол Филипп. А впоследствии появилась Эфиопская Церковь, которая была в юрисдикции Александрийской Церкви. Но подавляющее большинство епископов, священников, прихожан составляли именно эфиопы.

Есть у нас древние святые того времени – преподобный Моисей Мурин, один из великих аскетов-подвижников. Его поучения содержатся в монашеских текстах. Так что в принципе для Африки православие – не что-то новое. Но это все касалось севера Африки. На протяжении двух тысяч лет православие, скажем так, ниже севера не спускалось. Была Эфиопия, была Нубия христианская – это территория современного Судана. А ниже православие спустилось фактически уже в XX веке.

2.jpg
Храм святого Георгия, Лалибэла, Эфиопия, XIII век. nikolay-saharov.livejournal.com

Про Карфагенскую Церковь, которая располагалась на территории современных Туниса, Алжира и Марокко, нужно сказать, что впоследствии она не пережила мусульманского вторжения. Не все, конечно, перешли в ислам, значительная часть Карфагенской Церкви переселилась еще при первых набегах арабов на территорию Италии, Европы. Переселились священники, миряне – был такой исход. Кто-то остался. Примечательно, что когда в XV веке испанцы захватили часть Магриба, это в северной части Африки, к ним навстречу вышли местные христиане, которые сохранились за эти века. Что впечатляет, не было епископа, священников, и, несмотря на это, на протяжении как минимум трехсот лет они сохраняли христианскую веру, передавали ее друг другу. При этом испанцы в то время уже были католиками.

Не было епископа, священников, но местные христиане сохраняли веру, передавали ее друг другу

Александрийская Церковь до XX века по канону претендовала только на территории Египта, Ливии и Эфиопии. В 1930 году Александрийский патриарх Метаксакис сообщил, что он распространяет свою юрисдикцию на всю Африку, хотя какого-то общеправославного решения на этот счет не было. В 2003 году он признал юрисдикцию Александрийской Церкви над Африкой.

– Давайте тогда перейдем к нашему времени. По официальной версии, 102 клирика обратились с просьбой принять их в Русскую Церковь, потому что Александрийский Патриархат уклонился в раскол, признав раскольническую группировку на Украине. Сначала было 102 клирика, потом их стало больше.

– У нас сейчас более 200 священников и фактически более 200 приходов, потому что где-то священник без прихода, а где-то священник с двумя или тремя приходами.

– Сколько стран входит в Экзархат?

– В настоящее время более 20 стран так или иначе имеют церковную жизнь, координируемую нашими клириками. Если в какой-то стране есть православные верующие, или интересующиеся православием, или желающие перейти в Русскую Православную Церковь, они могут обращаться в Экзархат и, соответственно, их нужды будут покрыты любовью и крещением. Допустим, Мавритания не входит в Экзархат, но на Пасху мы отправляли туда священника, на территории посольства есть часовня православная, есть верующие.

3.jpg
Русская Православная Церковь в Африке. 19 мая 2023 г. exarchate-africa.ru

– Давайте вернемся к причинам перехода. Насколько я знаю, у чернокожих православных еще были напряженные отношения с греками.

– Да. Там целый комплекс причин, из-за чего эти переходы оказались столь многочисленны. По большому счету греки недопринесли православие в Африку. Они недопроповедовали, недомиссионерствовали. Они не устроили нормальную церковную, духовную жизнь. Это какой-то эрзац православия, какой-то обрезок, который не работает, не трогает людей. Например, там совершенно нет Таинства исповеди. В принципе. Священники не знают, как исповедовать, миряне не знают, как исповедоваться. В реальности, когда разрывается связь между исповедью и причастием, когда прекращают требовать, чтобы перед причастием человек исповедовался, связь разрывается, люди просто прекращают исповедоваться. И ни к чему хорошему это не приводит.

– Отче, расскажите, пожалуйста, про язык богослужения. Насколько я понимаю, он в разных странах разный. Служится ли у них литургия на местном языке, или на греческом, или на английском? Как это происходит?

– Служба совершается в соответствии с основным языком прихожан. Где язык общения либо английский, либо французский, там служат либо на английском, либо на французском. Есть страны суахилиязычные – Танзания, Кения, там служба на суахили в основном проходит. Хотя мы будем развиваться и будут переводы на местные языки.

– А Вы на каком языке служите и проповедуете?

– Я сам владею английским языком, я проповедую на английском, а когда нужно, это переводят на местные языки. Что касается служения, я в основном служу вместе с местным духовенством, и в таком случае, если присутствуют русские люди на службе, то часть службы проходит на церковнославянском, и я как раз за нее отвечаю. А местное духовенство служит на своих языках. Если же на службе русских прихожан нет, то в основном служат эти отцы.

– Вы выкладывали видео, где показано, как Вас встречают некоторые общины. Это что-то потрясающее, совсем непохожее на нашу приходскую жизнь. Они поют, чуть ли не танцуют, шумят. Расскажите об этом. Насколько их традиции, обычаи отличаются от наших?

– Культурные отличия, конечно, есть. И это ожидаемо. В африканских странах любят петь, любят танцевать – это известно. Но во время литургии этого не происходит. Литургия – это литургия. Какие-то песни могут быть уже после службы. Подчеркну, что речь идет именно о православных местных песнях. Они сочиняют песни на православную тематику, на темы из житий святых.

4.jpg
Божественная Литургия в Нигерии. gorthodox.com

– А насчет поста? Насколько строго африканские верующие соблюдают посты?

– Я ранее упомянул общее плачевное положение дел в православных общинах в Африке. И было бы странно, если бы это касалось всего, а постов не касалось. Конечно, поскольку подавляющее большинство общин перешло к нам от греков, мы получили, скажем так, больное наследие, которое нужно долго исцелять. Нужно помогать африканцам понять, что такое православие и Православная Церковь на самом деле. Да, я могу сказать, что постам их толком не научили. Кто-то что-то знал о посте, но практики поститься у них особо не было. Сейчас мы это привносим – печатаем календари, где указаны постные дни.

Нужно помогать африканцам понять, что такое православие и Православная Церковь на самом деле

– А в чем состоит работа наших миссионеров в Африке? Что в первую очередь делают наши миссионеры?

– Это научение вере духовенства, местных катехизаторов и мирян. Мы направляем их на обучение в российские семинарии. Понятное дело, что не все могут приехать на столь длительный срок, поэтому для духовенства также организовывается обучение на специальных пастырских и богословских онлайн-курсах при МДА на английском языке. Кроме того, проводятся семинары, готовятся материалы, связанные с пастырским служением, готовятся материалы для воскресных школ. Работы очень много на самом деле. Издали молитвословы на суахили, на языке тиф – для Нигерии, на малайском языке, на языке кирунди. Это именно краткий молитвослов для мирян. И собираемся и другие издавать, чтобы молитвенная жизнь у христиан в Африке была. Люди еще не понимают, что это такое, когда ничего нет, кроме того, что ты, может быть, приходишь в воскресенье на литургию. Больше, кроме этого, ничего нет. Даже молитвослова нет. Нет молитвослова – нет молитвенной жизни. Или она неправильная, нерегулярная. А когда нет регулярной молитвенной жизни, духовная жизнь тоже тормозит. Мы все это тоже знаем.

– Вы – глава Миссионерского отдела. Сколько миссионеров под Вашим началом?

– Не так много, как хотелось бы. Я еще хотел бы добавить, что, конечно, мы не ограничиваемся теми, кто к нам уже пришел или приходит до сих пор от греков, потому что появление Русской Православной Церкви вызвало большой интерес у африканцев. К нам обращаются с запросами. Те африканцы, которые уже так или иначе интересовались православием, но не были членами Александрийской Церкви, были членами разных неканонических групп. Это в принципе обычная ситуация за рубежом. В нехристианских странах, не только в Африке, но и в Америке, Южной и Северной, и в Азии очень много людей, которые называют себя православными, но никогда не были частью настоящей канонической Православной Церкви. И вот у них тоже есть большой интерес, запросы. И мне, как главе Миссионерского отдела, нужно общаться с ними. Объяснять им, что значит православие, потому что интерес, какое-то сердечное движение к православию у них есть, но они от него еще дальше по своей практике, по своему учению, чем члены Александрийской общины. Так что в этом направлении тоже приходится работать. Несколько общин мы уже приняли, еще больше ждут своей очереди.

– Сербы говорят: у русских нам нужно учиться покаянию, а русским от нас нужно учиться радоваться. Чему можно поучиться у наших африканских православных братьев?

– Можно быть радостным, не улыбаясь, и быть нерадостным, улыбаясь. Я думаю, что у сербов нам было бы хорошо поучиться гостеприимству, меня, по крайней мере, всегда это впечатляло в сербском народе. Что касается африканцев, мы могли бы поучиться у них терпению, я думаю, в том числе в перенесении скорбей. Замечена такая закономерность: чем лучше человек живет, тем более он недоволен жизнью. И это, конечно, плохо, потому что важно уметь быть благодарным Богу. Если Бог тебе больше дает, соответственно, больше Его нужно благодарить.

Мы могли бы поучиться у африканцев терпению в перенесении скорбей

– Как в принципе живут люди в Африке? Уровень жизни на порядок ниже, я так понимаю?

– Да-да. Потрясает, когда приходишь и видишь, в каких скромных условиях люди там могут жить. В Кении мне священник показал, как живет одна семья – вдова, у которой девять детей. Она осталась одна без мужа. Ее дом сделан из глины, это очень маленький дом. Когда я вошел внутрь, там все было завешано гамаками. В этом доме, собственно, не живут, там только ночуют. Там физически для всех не хватает места, поэтому двоих детей мама отдала в приют. Не говоря о том, что ей одной прокормить девять детей не представляется возможным. Там действительно очень сложные условия жизни, более стесненные, чем у нас. При этом с медициной проблемы – люди не могут себе позволить обратиться к врачу. У нас есть бесплатная медицина, там этого нет. За все нужно платить, а денег нет. Особенно если у тебя большая семья.

5, превью.jpg
orthochristian.com

Обучение – это тоже боль для африканских родителей, почти во всех странах обучение платное. Там реально большие суммы. Есть несколько стран, где есть бесплатное обучение для детей, но их меньшинство. А так это большие деньги и реальная боль, скорбь для родителей, которые не могут это потянуть.

– Могут ли студентов российских духовных академий, конечно, при условии знания языка, отправлять в Африку на служение?

– Конечно, могут, если будет такое желание. Невольник – не богомольник, против воли мы туда направлять не будем. Там нужны люди, которые будут понимать это как свою жертву для Господа. Я надеюсь, что такие люди появятся. Есть все возможности для них в Африке потрудиться, раскрыть полученные от Бога дары. Что касается семинарий на территории самой Африки, то у Александрийской Церкви были там семинарии, но многие из них уже закрылись. И то, они назывались семинариями, но на самом деле по нашим понятиям они не дотягивали даже до уровня духовных училищ. Скорее, богословско-пастырские курсы. Но они тоже закрылись.

– Какие святые наиболее почитаемы у африканцев?

– У них почитание святых связано с храмами, в честь которых святых они названы. Жития святых не переведены на местные языки и, как правило, неизвестны или малоизвестны для африканцев. Кстати, это одно из направлений, в котором мы собираемся работать. Нужно переводить жития святых, нужно, чтобы их раздавали. У африканцев много церквей святого Нектария. Много храмов в честь святых, связанных с Египтом, Александрией, – Афанасий Александрийский, Макарий Александрийский, Мария Египетская, Кирилл Александрийский. Есть храмы святого Николая, святого великомученика Георгия, в честь почитаемых в Греции святых – святого Порфирия, например. Но я полагаю, что сами африканские верующие мало знают о них.

6. Камерун. Фото exarchate-africa.ru.jpeg
Встреча с духовенством Патриаршего Экзархата Африки на приходе в честь Воскресения Христова, г. Яунде, Камерун. exarchate-africa.ru

– А есть ли в Африке монастыри и перешли ли они в Русскую Православную Церковь?

– Вы затрагиваете болезненные моменты Александрийской Церкви. Но почти любой вопрос, связанный с жизнью Церкви, будет болезненным для африканского православия. Там очень плохо с монашеской жизнью, ее там почти нет. Какие-то попытки что-то основать были, но очень мало. При этом да, к нам переходят. На Мадагаскаре, например, к нам перешел монастырь целиком. Да, там всего четыре человека – одна монахиня и послушницы. Просятся к нам монахи и монахини, послушники, послушницы. Много таких запросов. Могу сказать, что греки не особо это развивали, монахов было мало.

В Африке есть хорошие монахи. В частности, в Танзании – архимандрит Филарет, уже пожилой. Он духовный человек, такой монах, каким он должен быть. И я думаю, что было бы хорошо, если бы со временем там появился монастырь, в котором бы мог жить он и другие, кто ищет монашеской жизни. Сейчас мы устраиваем возможность для девушек, которые хотят стать монахинями. Первая уже приняла монашество. Это дело непростое – монахи за один день, один месяц не рождаются.

Беседовал Сергей Комаров

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить