Самая счастливая весть

Братья и сестры, слово «Евангелие» звучит по-арабски как «Аль'инжилу» и происходит от греческого «Ευαγγέλιο». Значение этого слова – «Благая Весть». Раньше оно ассоциировалось с посланником, несущим благую весть о победе. В древнем обществе посланник возвращался сразу после победы правителя и армии в битве, чтобы провозгласить весть народу. Затем он готовил лавровые венки, чтобы торжественно встретить победителей. 

Фото 1 (36).jpg

Ранние христиане применяли слово «Евангелие» к носителям «Благой Вести» Господа Иисуса Христа. Для них это была самая счастливая для всего человечества весть, по слову ангела пастухам: «И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2: 10–11). Поэтому книги, в которых говорится об этой «Благой Вести», называются Евангелием. Их авторы стали известны как евангелисты, и этот христианский термин распространился во всех языках.

Благая Весть о Христе одна, поэтому Евангелие одно – это Евангелие Иисуса Христа. Оно не ограничивается учением Христа и Его чудесами, но связано с Его Личностью и тем, что Он сделал для спасения человечества. Евангелие было написано четырьмя учениками Иисуса: Матфеем и Иоанном, апостолами из двенадцати, Марком и Лукой, их учениками. Поскольку Евангелие – это весть о Христе, Которому да будет слава, четыре евангелиста написали не подробную Его биографию, а благовестие о Его жизни. Таким образом, апостол Марк начинает: «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия» (Мк. 1: 1), а апостол Матфей сначала описывает генеалогию Спасителя. 

Апостол Лука пишет так: «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях» (Лк. 1: 1). Церковь, в которой присутствует Святой Дух, различает подлинные свидетельства о жизни Христа от ложных. Церковь сохранила четыре версии, известные христианам с древнейших времен до наших дней в качестве истинных, и отвергла остальные. Образ Христа, живого и воскресшего из мертвых, сыграл важнейшую роль в составлении книг Евангелия из Его слов, проповедей, чудес и деяний во время Его земной жизни, до Его распятия и смерти.

Образ Христа, живого и воскресшего из мертвых, сыграл важнейшую роль в составлении книг Евангелия

После Пятидесятницы ученики отправились проповедовать воскресшего Христа. Составлению книг Евангелия способствовали три ключевых момента. 

Фото 2 (30).jpg
П. Рубенс. «Четыре евангелиста». Ок.1614 г.

Первым была проповедь, часть которой была адресована евреям. Единственное повествование, обращенное к язычникам, было сосредоточено на Личности Христа Спасителя, пришедшего к нам, умершего и воскресшего. 

Второй момент – это литургия, которую начали совершать по велению Господа: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22: 19). Литургия была поводом вспомнить и почтить то, что сделал и сказал Христос, вплоть до слов Тайной Вечери. 

Третьим элементом была катехизация других людей первыми христианами, которые проповедовали новую веру, таким образом объясняя и вспоминая все учение Господне и Его дела, которые они видели и о которых свидетельствовали.

«Ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, – о том, чтó мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами; а наше общение – с Отцем и Сыном Его Иисусом Христом. И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна» (1 Ин. 1: 2–4). 

Составители Евангелий были свидетелями этой жизни. Апостол Петр свидетельствовал: «И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе» (2 Пет. 1: 18). Его послание было вдохновлено Богом, а не человеками, ибо «никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою» (2 Пет. 1: 20). 

Каждый из четырех евангелистов написал Евангелие Христово с целью по-своему прославить Бога. Это было сделано по Божественному вдохновению, дабы яснее, детальнее и глубже раскрыть образ Спасителя, Его спасительное дело и учение. Отсюда отличие каждой книги Евангелия от других. И хотя в каждой из четырех книг содержатся разнообразные события из жизни Христа и разные Его изречения, они составляют одно целое. 

Фото 3 (3).jpeg
Евангелисты Матфей, Марк, Лука, Иоанн

Каждый из евангелистов писал Евангелие для тех, кто его услышит, по вдохновению свыше и таким образом, чтобы оно могло достичь слушающих во всей своей полноте и истине. Например, евангелист Матфей, проповедовавший в Сирии, адресовал свою книгу евреям. Он связал события жизни Христа с пророчествами из Ветхого Завета, цитируя стихи из ветхозаветных книг, чтобы показать им, что Христос был обещанным Мессией. 

Апостол Марк, проповедовавший язычникам в Риме, не упоминал этих пророков. Но он перевел каждое еврейское слово, которое ему приходилось использовать, на латынь, чтобы его адресаты могли понять их значение.

Апостол Матфей размещает учение Христа в определенном порядке, показывающем, что Христос – это новый Моисей. Он дал совершенный Божий Закон, который отменяет старый неполный закон, делая акцент на его исполнении. Господу нашему да будет слава. 

Апостол Марк больше писал о делах Спасителя, нежели о Его учении, потому что он обращался к властолюбивым римлянам. Он хотел показать им образ Христов как могущественного Бога и научить их тому, что совершенное Им невозможно совершить богам, которых они знали.

Церковная традиция выбрала специфический для каждого Евангелия символ, взятый из образов четырех существ, которые явились в видении пророка Иезекииля. Между каждым символом и содержанием каждой книги была найдена определенная связь. Символом евангелиста Матфея является ангел, поскольку апостол Матфей много говорил о Христе как о Сыне Человеческом. Апостола Марка, подчеркнувшего могущество Спасителя, символизирует лев. Евангелие от Луки из-за описанных в нем милосердных дел Христовых назвали Евангелием милосердия. Символом апостола Луки стал бык. Апостола Иоанна, воспарившего ввысь к Божественности Сына Божия и Его Воплощению, символизирует орел.

Фото 4 (29).jpg
С. Аретино. «Четыре евангелиста и их символы». Роспись потолка сакристии Сан-Миниато-аль-Монте. Ок. 1387 г.

Первые три книги Четвероевангелия содержат много похожих событий и высказываний Спасителя, поэтому их называют синоптическими книгами. Библеисты разместили эти события и высказывания в параллельных колонках, чтобы их сравнивать. Апостол Иоанн, написавший Божественное Евангелие на склоне своих лет, не видел необходимости повторять то, что написали его предшественники. Его книга по стилю и манере изложения и называется духовным Евангелием. В ней, как нигде более, освещается богословие Воплощения Спасителя. Все четыре книги раскрывают масштабы Личности Христа, чего не могла бы показать ни одна книга в отдельности. Поэтому с самых ранних времен христианства Церковь отказалась объединить эти четыре книги в одну объемную книгу, так как в каждом из Евангелий содержится особое богословие, переданное по-разному четырьмя евангелистами.

Братья и сестры, вы тоже призваны обогащаться Личностью, ролью, учением и спасительным делом Христа Бога нашего и теми неизмеримыми богатствами на основе книг, которые у вас есть, и размышлять над ними. До вас свою жизнь на них основывали тысячи миллионов людей, ибо «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13: 8). Ему же да будет слава.   

Перевела с английского Александра Калиновская 
Антиохийская Церковь Америки

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить