Смирение Матери Божией

Читая Новый Завет, я теперь смотрю на него по-новому. Мне, как и когда-то в юности – тогда я еще был протестантом, – кажется значимым тот факт, что о Пресвятой Богородице ничего не говорится на большинстве новозаветных страниц. Но о Ней не говорится ни слова не потому, что Она неважна. Причина тому куда более глубокая: Матерь Божия отсутствует на многих страницах Нового Завета по Своему смирению, потому что сделала все возможное, чтобы не быть в центре всеобщего внимания и раствориться в толпе других учеников Своего Сына.

1 (1).jpg

Только взгляните на те новозаветные эпизоды, в которых упоминается Пречистая Дева. Первые главы Евангелия от Луки фактически посвящены изложению Ее истории. Дело не только в том, что нельзя поведать о рождении Спасителя, не сказав о Его Матери. Лука поведал нам гораздо больше – рассказал нам о Ее величайшей святости и непреходящей значимости. Архангел Гавриил не просто говорит, что Мария родит Сына, Который станет Мессией. Как слуга, находящийся в присутствии господина, Гавриил говорит: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою» (Лк. 16: 28). Переводить с греческого, как известно, чрезвычайно трудно. В греческом языке слово «радуйся» обычно использовалось при приветствии. Этим же словом Христос обратился к мироносицам по Своем воскресении: «Иисус встретил их и сказал: радуйтесь!» (Мф. 28: 9). Если иудеи и мусульмане приветствуют друг друга пожеланием мира: «шалом» или «салам», то греки желали друг другу радости. Приветствие «радуйся» не является чем-то необычным, зато является обращение к Пресвятой Богородице как к «благодатной».

Тема чистоты и благодатности Пресвятой Богородицы раскрывается в последующих евангельских стихах. Когда Мария поприветствовала Елизавету, младенец в ее утробе, услышав голос Пречистой Девы, взыгрался. А когда Мария подошла к Елизавете, та исполнилась Духа Святого и воскликнула: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк. 1: 40–45). Заметьте, Елизавета считает большой честью то, что ее удостоила посещением Матерь Господа Мессии. Затем она называет Пречистую Деву Марию благословенной, блаженной, во второй раз: «И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа» (Лк. 1: 45). Пресвятая Богородица признает, что теперь Ее будут именовать избранной и благословенной, в Своей песне, магнификате, Она заявляет: «Отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк. 1: 48).

2 (1).jpg

Итак, после всех многочисленных упоминаний о том, насколько блаженной является Богородица и как Ее будут ублажать все роды, должно быть весьма очевидно, что евангелист Лука считал Ее чрезвычайно значимой. Другими словами, Ее можно считать главной из Христовых учеников и вспоминать о Ней следует не только в праздник Рождества. Но какой еще вывод мы можем сделать из того, что Пресвятая Богородица не упоминается в евангельских повествованиях о служении Спасителя и в книге Деяний святых апостолов? Мы в последний раз замечаем Матерь Божию в первой главе книги Деяний, когда апостол Лука перечисляет двенадцать учеников Христовых, находящихся в горнице, а также упоминает «некоторых жен и Марию, Матерь Иисуса, с братьями Его» (см.: Деян. 1: 14). Пресвятая Богородица даже не первая в этом списке! Можно представить, как для Нее едва находится место в последнем ряду Господних учеников среди Его братьев и сродников.

Так Она хотела. Как Матери воскресшего и вознесшегося на небо Христа, Ей в Иерусалимской Церкви могло быть отведено важнейшее место, Она могла настоять на особых почестях, на каких-то исключительных полномочиях. Но Она отвергла такое особое почитание и была довольна обрести Свое место среди прочих женщин и братьев Христа. Она хранила в сердце слова Своего Сына: «Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18: 14). Как Ее Божественный Сын, Который презрел небесную славу и божественный облик и принял образ раба, родившись от Девы на земле (см.: Флп. 2: 6), так и Пресвятая Богородица презрела и отвергала все подобающие Ей звания и почести.

Пресвятая Богородица не требовала Себе почетного места в Церкви, Она оставила это Богу

По этой причине мы и не находим Ее на страницах Нового Завета. Пресвятая Богородица не требовала Себе почетного места в Церкви. Она оставила это Богу. И Он – как обещал Христос – возвысил Ее, когда Она уничижила Себя. Сейчас Ей отведено почетное место, Ее воспевают хвалебными гимнами. Земная Церковь в Иерусалиме вняла Ее желанию и позволила остаться в тени. Но теперь Она предстоит Церкви в Небесном Иерусалиме, слышит от Христовых учеников подобающие Ей хваления. Она преуспела в смирении, скрывшись с новозаветных страниц и уклонившись от человеческих похвал. Но Ее возвеличил Бог, сделав Честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим. И не только в Рождество. Обещание Христа вознаградить смиренных относится ко всем временам. Своим земным смирением Матерь Божия проторяет путь для нас.

Перевела с английского Мария Степанова
Сайт No Other Foundation

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить