Свет Рождества в произведениях русских художников

Рождество как событие Священной истории в искусстве лучше всего передается языком иконы. Вообще иконография Рождества Христова – очень выразительный пример, который может говорить о том, что такое икона. Здесь одномоментно показываются и разновременные события, и в младенческих пеленах видятся погребальные, а пещера Рождества напоминает Гроб Господень... Икона – всегда про вечность.

1 (37).jpg
Прп. Андрей Рублев.
«Рождество Христово»,
1405 г. 

Но Рождество Христово – это такое событие, когда Бог зримо и очевидно приблизился к людям, явил Себя им (нам) в земных реалиях, буквально соединил небо и землю. Поэтому понятно и объяснимо, когда художники из века век пытаются языком изобразительного искусства, помимо иконы, представить себе, как все было тогда, в Вифлееме. В том числе, конечно, русские художники. Давайте рассмотрим работы некоторых из них.

В работах Александра Иванова (1806–1858), как и во многих других библейских эскизах художника, которые планировалось перевести в настенные (не церковные) росписи, обращает на себя внимание некая светоносность, даже, если так можно сказать, светостремительность. В работе «Сон Иосифа» (1850-е гг.) художник выразительно показывает контраст между сомнением, сложностью человеческим умом вместить произошедшее и – непререкаемость, очевидность, грандиозность чуда Боговоплощения.

2 (43).jpg
Иванов А. «Сон Иосифа»

Другая его работа – «Славословие пастухов» (1840–1850-е гг.). То, что действие разворачивается в достаточно узком пространстве, между стенами, еще больше усиливает динамизм движения, которое словно начинается на Небесах и развивается, течет, как бурлящая река. В ритме поднятых вверх голов идущих, их вскинутых рук, которые словно касаются лучей, исходящих сверху, мы видим радость и ликование движущихся в этом человеческом потоке, буквально слышим счастливое славословие идущих.

3, превью (1).jpg
Репин И. «Рождество»

Илья Репин (1844 –1930) пишет свое «Рождество» (1890 г.) для церкви в имении Тарталеи Нижегородской губернии. Но все-таки здесь работает язык академического искусства, а не иконописный, поэтому и произведение воспринимается именно как картина. Картина, в которой художник стремится детально представить, как все происходило в наших земных реалиях. Художник выделяет цветом и светом главный композиционный центр произведения – ясли с лежащим в них Младенцем. Головной убор Богородицы перекликается по цвету с пеленами, в которые укутан Ее Сын. Дева Мария обнимает Младенца, их взгляды... Из окна на темно-синем небе виднеется рождественская звезда. Эта деталь уточняет, подтверждает: перед нами не просто сокровенная семейная сцена, а событие общемирового масштаба – приход в мир Спасителя.

Все в работе Михаила Нестерова (1862–1942) «Рождество Христово» (1890–1891, эскиз для росписи алтаря северного придела собора святого Владимира в Киеве) строится вокруг Младенца, лежащего в яслях. Все и всё группируются вокруг Него, на Которого показывает свет рождественской звезды. Действие происходит не внутри пещеры, а, если можно так сказать, на границе между внешним миром и тем пространством, в котором совсем недавно произошло чудо рождения Младенца. Богоматерь словно выносит ясли, в которых лежит Ее Сын, туда, к людям, ради которых Он пришел в этот мир.

4 (32).jpg
Нестеров М. «Рождество Христово»

К работам на библейские, евангельские темы Гелия Коржева (1925–2012) у меня сложное отношение. Там есть мастерство, мысли мастера, но нет, как бы это правильнее подобрать нужное слово, евангельского духа, нет стремления приблизиться к нему (это личное субъективное мнение). Когда смотришь, скажем, раннюю серию художника «Опаленные войной», понимаешь, что художник писал то, что шло из самой глубины души, внутренне прочувствованное. Здесь этого нет. В 90-е годы художник пишет много картин на остросоциальные темы, порой – гротескно, и каким-то образом пытается осмыслить современность через работы на тему библейской истории. В 1999 году он пишет картину «Мария с Сыном». В ней ощутимая почти на тактильном уровне вещность мира картины, то есть его реальность. Как и во многих других работах Коржева, мы буквально чувствуем, ощущаем, из чего сделан кувшин, материал корзины, в которой лежит Младенец, качество ткани одежды Марии.

Художник изобразил Деву Марию немолодой, с руками много и тяжело работавшего человека. Делая Марию старше, возможно, художник размышляет о судьбе русских женщин, для которых столетия сменяются, а «кони всё скачут и скачут, а избы горят и горят», вспоминая строчки Наума Коржавина 1960 года.

5 (26).jpg
Коржев Г. «Мария с Сыном»

За социальным, наверное, можно попытаться увидеть более глубокое: грузная фигура, немолодые руки – все это подчеркивает ту ответственность за весь мир, которую приняла на Себя Дева Мария, произнеся: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1: 38). Темный (хотя и теплый) фон, серые одежды Матери, аскетичность, бедность обстановки... 

Свет Рождества в окружающем мире и на страницах книг…

Художники изображают не только само событие, но и то, как празднуют светлый праздник Рождества в разных странах в разные эпохи, как осмысливается он через те или иные литературные произведения. Пытаются сказать о празднике через портрет, пейзаж, натюрморт, книжную иллюстрацию…

6 (18).jpg
Серебрякова З. «Катя в голубом у елки»

Если не смотреть на дату написания работ Зинаиды Серебряковой (1884–1967) «Катя в голубом у елки» и «Портрет дочери Таты» (обе 1922 года), то они воспринимаются просто красивыми праздничными портретами. Как будто нет ничего, как будто не рухнул мир глобально и личный мир Серебряковой, не брошено разграбленное любимое имение Нескучное, не умер муж и она изображает собственных детей (с двумя из которых предстоит разлука длиною в жизнь) только веселыми и довольными, а не строящими непрочный карточный домик. Художник словно стремится воссоздать, украшая елку, наряжая детей, то, что было раньше, удержаться за это, устоять. Но речь не просто об элементах быта, это рождественская елка, та, что украшается в честь праздника, связанного с историей спасения человечества…

Сосредоточенное и спокойное предчувствие близкого праздника – в работе Сергея Смирнова (род. в 1954 г.) «Сочельник. Час первой звезды», 1997 год. Красный в закатном небе сочетается с красным огоньком лампады, только этот огонек еще интенсивные. Закат – переходное состояние природы. Темная комната, по которой взгляд зрителя просто бы скользнул, если бы не тот самый огонек. Рождество, которое вот-вот наступит, – не просто домашний праздник, на который указывает елка в правом нижнем углу работы. Оно – о событии, важном для всего мира, того мира, часть которого раскрывается за большим окном.

7.png
Смирнов С. Сочельник. «Сочельник. Час первой звезды»

Мария Вишняк (род. в 1960 г.) называет свой зимний пейзаж 2008 г. «Рождество» и сразу расставляет акценты – это не просто зимний пейзаж, это мир, освещенный и освященный праздником Рождества Христова, что передается и через изображение солнца, льющее свой свет на все пространство работы, на заснеженный лес и делающее холодное пространство теплым, и не только с точки зрения соотношения теплых-холодных оттенков.

8 (10).jpg
Вишняк М. «Рождество»

Ольга Ионайтис (род. в 1965 г.) сделала замечательные иллюстрации к книге «Новогодняя елка. Рассказы русских писателей», которая вышла в издательстве «Росмэн» в 2016 году. Художница решила непростую задачу – визуально объединить в единое пространство книги истории, действие которых разворачивается в разное время, в разных странах. Так, например, «Дары Артабана» Г. Петрова – история-притча о персидском мудреце, который изо всех сил хотел поклониться Младенцу Христу, принести Ему свои дары, но не успел при жизни – по пути совершал различные добрые дела, но не успел и умер. А потом встречает Того, встречи с Кем жаждал, и понимает, что дары его приняты. В рассказе звучат евангельские слова, и в иллюстрациях художник визуально напоминает о евангельской истории, о самом Рождестве, притчу о милосердном самарянине… 

9 (6).jpg
Работа О. Ионайтис 

А отрывок из произведения «Лето Господне» Ивана Шмелева – это уже Рождество в России, со снегом, морозом. И все иллюстрации к произведениям, собранным в этой книге, отличает общее светлое ощущение праздника, они всякий раз открываются перед читающим книгу, проявляются, словно сквозь покрытое инеем окно, показывая, что рождественская радость – это не всегда про украшенную елку, это прежде всего то тепло, которое есть в сердце. 

10 (5).jpg
Работа О. Ионайтис

Такое тепло почувствовали гимназисты, герои рассказа А. Круглова «В канун сочельника», пожертвовав нарядной праздничной елкой, чтобы незнакомая им пожилая женщина смогла поехать проститься к умирающему сыну… 

11 (4).jpg
Работа И. Олейникова 

Завершить короткий обзор мне бы хотелось, упомянув пронзительные иллюстрации Игоря Олейникова (род. в 1953 г.) к рождественской сказке Жюля Сюпервьеля (издательство «Никея», 2013 г., с грифом Издатсовета Русской Православной Церкви). Сюпервьель вводит в реальность евангельской истории момент сказки, в конце которой один из важных сказочных персонажей – вол – умирает. 

На книге возрастная маркировка «6+», и это очень хорошее рождественское чтение для детей, только грустное. Но ведь мы, взрослые, встречающие Рождество, помним, что Младенцу в будущем предстоят Крестные муки, а совсем скоро по приказу Ирода погибнет множество маленьких детей... Суть этого литературного произведения, в котором есть и настоящий свет Рождества, и трагизм, очень точно передают иллюстрации, бережные и выразительные.

Оксана Головко 7 января 2025
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить